мастер класс "ТРИЗ"
опыты и эксперименты (2 класс) на тему

Мастер-класс

Тема моего мастер-класса «Пути формирования успешности учения младших школьников». Девиз выступления – слова В.А. Сухомлинского: « К школьнику относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь».

В ходе мастер-класса будет рассмотрена проблема формирования успешности учения и предложены следующие пути ее разрешения.

1.                Учебная мотивация как фактор реализации личного потенциала каждого ученика

2.                Коллективное обучение – сотрудничество и творческая взаимопомощь

3.                ТРИЗ-технология – средство для формирования успешности учения

В образовательном стандарте отмечена необходимость привести школьное образование в соответствие с потребностями времени, современного общества, которое характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нём связей, широким внедрением  инновационных технологий.

Каждый учитель должен сделать так, чтобы этот нелёгкий учебный труд приносил удовлетворение, радость его учеником, побуждал желание вновь и вновь познавать окружающий мир.

Главной задачей своей работы лежало формирование успешности учения младших школьников, чтобы  легко усваивали учебный материал и с благодарностью вспоминали учёбу в школе.

Школьники младшего возраста любят  мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к исследованиям всего нового, неизведанного. Однотипная и длительная работа быстро утомляет их.

Развивать и сохранять учебную мотивацию можно, используя для этого занимательные  задания, ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев, организуя исследования и создавая проекты.

Предлагаю вам испытать чувство радости от выполненной работы, удовлетворение  своим успехом и уверенности в своих силах.

Расшифруйте название животного, расположив ответы примеров в порядке возрастания:

р

420:6

и

160:2

п

350:7

г

40*5

к

9*60

о

80*6

с

280:7

б

800:2

н

300:3

 

40

50

70

80

100

200

400

480

540

с

п

р

и

н

г

б

о

к

Необычное название возможно для многих детей, но учитель продолжает разговор со слов «А знаете ли вы, ……», показывая животное.

- Испытали ли вы чувство удовлетворения в процессе выполнения задания? А захотелось ли вам продолжить процесс познания?

Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получаем реальные результаты своего труда.

Чтобы каждый ребенок смог стать успешным, необходимо подчеркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперед.

То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Это слова известного психолога и педагога Л. Выготского.

За годы работы сделала вывод, что сотрудничество и товарищеская взаимопомощь создают благоприятную, эмоциональную атмосферу, оказывающую заметное влияние и на развитие интереса к знаниям и на продуктивность процесса познания.

Коллективный способ обучения можно использовать на любом уроке. Детям нравится обучать своих соседей по парте, выполняя роль учителя, с удовольствием работают в группах сменного состава.

Предлагаю вам почувствовать себя членом коллектива и вместе выполнить задание. Выберите себе задание, в котором вы уверены и сможете с ним справиться.

1.                Расставь предложения по порядку, чтобы получился текст.

2.                Придумай название текста.

3.                Собери из пазлов картинку к тексту.

4.                Придумай продолжение истории.

- Комфортно ли вы себя чувствовали во время совместной работы? Учтена ли ваша точка зрения в результате проведенного исследования.

Используя коллективные формы обучения, я получила возможность обучать детей, включая их в межличностные отношения. Работа в парах и группах имеет следующие положительные стороны:

·                   Улучшается микроклимат в классе;

·                   Повышается интерес к обучению;

·                   Развиваются умения рассуждать и доказывать;

·                   Дети учатся оценивать работу соседа на основе совместной деятельности и взаимной проверки.

Знакомясь с педагогическими новинками, с интересом изучила методическое пособие Хоменко Н.Н. «Теория решения изобретательных задач – ТРИЗ».

ТРИЗ-технология преимущественно игровая, которая предлагает реализацию дифференцированного и индивидуального подхода. Благодаря этому каждый ребенок выполняет задание на своем уровне, а значит, чувствует себя комфортно и развивается в соответствии со своими возможностями.

К моделям ТРИЗ-технология относятся:

1.                Работа с проблемными ситуациями.

2.                Организация проектной деятельности.

3.                Методы создания речевых творческих продуктов.

Используя в своей деятельности модели ТРИЗ-технологии, ставлю перед собой цели : развивать внимание, творческое воображение, логическое мышление, что является необходимым условием успешности учения.

Модели ТРИЗ-технологии активизируют деятельность детей, увлекают процессом познания мира, позволяют сделать сложный материал более простым для усвоения. «Учиться надо весило, чтоб хорошо учиться!» - девиз моей работы с детьми.

Об организации проблемных ситуаций и работе над созданием проектов есть много методических рекомендаций.

Мне хотелось бы остановиться  на третьей модели – методы создания речевых творческих продуктов.

Для развития творческих способностей младших школьников можно использовать материал уроков и внеурочную деятельность. Мне в этом помогают тетради для творческих работ. В них вошли упражнения, развивающие литературно-творческие способности учащихся, их речь, образное мышление и воображение.

Детям нравятся разделы: «Думая мы сочиняем; поэтическое творчество; распространяем и обобщаем».

Предлагают вам попробовать свои силы и проверить творческие способности  в задании: придумай рифмовки  к данным словам

…жучок…роза

…паучок…мимоза .

- Приятно было почувствовать себя поэтом? А ведь именно с такой малой работы начинаются большие произведения. В классе бережно хранятся первые стихи, загадки, сказки учеников. Дети с удовольствием просматривают свои работы. О самых интересных  «находках» рассказываем родителям, отправляем для участия в конкурсах.

Мой опыт работы над формирование успешности учения доказывает, что при правильно организованной работе каждый ребёнок может почувствовать себя успешным, а это способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях.

Сегодня важно научить детей противостоять стрессовым ситуациям, не впадать в уныние при неудачах. С ранних лет надо воспитывать желание быть добрым, оптимистичным, развивать способность не бояться посильной работы, умение общаться со сверстниками и взрослыми, стремление быть конкурентоспособной личностью.

Начальная школа – это целый мир! Годы, проведённые  в начальной школе, должны остаться в памяти человека как время приобщения к взрослой жизни, в которой всё было впервые – и победы, и поражения. Важно, чтобы побед было больше, а поражения не оставляли бы травм на всю оставшуюся жизнь, а лишь расширяли жизненный и гуманистический кругозор человека – гражданина новой России.

Наша встреча подходит к концу. Я благодарю вас за сотрудничество и прошу вас высказать своё мнение, продолжив предложения:

Я узнала …

Мне понравилось…

Я работала…

Всем спасибо за понимание и участие в мастер-классе.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon triz.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Тема моего мастер-класса «Пути формирования успешности учения младших школьников». Девиз выступления – слова В.А. Сухомлинского: « К школьнику относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь».

В ходе мастер-класса будет рассмотрена проблема формирования успешности учения и предложены следующие пути ее разрешения.

  1. Учебная мотивация как фактор реализации личного потенциала каждого ученика
  2. Коллективное обучение – сотрудничество и творческая взаимопомощь
  3. ТРИЗ-технология – средство для формирования успешности учения

В образовательном стандарте отмечена необходимость привести школьное образование в соответствие с потребностями времени, современного общества, которое характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нём связей, широким внедрением  инновационных технологий.

Каждый учитель должен сделать так, чтобы этот нелёгкий учебный труд приносил удовлетворение, радость его учеником, побуждал желание вновь и вновь познавать окружающий мир.

Главной задачей своей работы лежало формирование успешности учения младших школьников, чтобы  легко усваивали учебный материал и с благодарностью вспоминали учёбу в школе.

Школьники младшего возраста любят  мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к исследованиям всего нового, неизведанного. Однотипная и длительная работа быстро утомляет их.

Развивать и сохранять учебную мотивацию можно, используя для этого занимательные  задания, ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев, организуя исследования и создавая проекты.

Предлагаю вам испытать чувство радости от выполненной работы, удовлетворение  своим успехом и уверенности в своих силах.

Расшифруйте название животного, расположив ответы примеров в порядке возрастания:

р

420:6

и

160:2

п

350:7

г

40*5

к

9*60

о

80*6

с

280:7

б

800:2

н

300:3

40

50

70

80

100

200

400

480

540

с

п

р

и

н

г

б

о

к

Необычное название возможно для многих детей, но учитель продолжает разговор со слов «А знаете ли вы, ……», показывая животное.

- Испытали ли вы чувство удовлетворения в процессе выполнения задания? А захотелось ли вам продолжить процесс познания?

Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получаем реальные результаты своего труда.

Чтобы каждый ребенок смог стать успешным, необходимо подчеркивать даже самый небольшой успех, продвижение вперед.

То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Это слова известного психолога и педагога Л. Выготского.

За годы работы сделала вывод, что сотрудничество и товарищеская взаимопомощь создают благоприятную, эмоциональную атмосферу, оказывающую заметное влияние и на развитие интереса к знаниям и на продуктивность процесса познания.

Коллективный способ обучения можно использовать на любом уроке. Детям нравится обучать своих соседей по парте, выполняя роль учителя, с удовольствием работают в группах сменного состава.

Предлагаю вам почувствовать себя членом коллектива и вместе выполнить задание. Выберите себе задание, в котором вы уверены и сможете с ним справиться.

  1. Расставь предложения по порядку, чтобы получился текст.
  2. Придумай название текста.
  3. Собери из пазлов картинку к тексту.
  4. Придумай продолжение истории.

- Комфортно ли вы себя чувствовали во время совместной работы? Учтена ли ваша точка зрения в результате проведенного исследования.

Используя коллективные формы обучения, я получила возможность обучать детей, включая их в межличностные отношения. Работа в парах и группах имеет следующие положительные стороны:

  • Улучшается микроклимат в классе;
  • Повышается интерес к обучению;
  • Развиваются умения рассуждать и доказывать;
  • Дети учатся оценивать работу соседа на основе совместной деятельности и взаимной проверки.

Знакомясь с педагогическими новинками, с интересом изучила методическое пособие Хоменко Н.Н. «Теория решения изобретательных задач – ТРИЗ».

ТРИЗ-технология преимущественно игровая, которая предлагает реализацию дифференцированного и индивидуального подхода. Благодаря этому каждый ребенок выполняет задание на своем уровне, а значит, чувствует себя комфортно и развивается в соответствии со своими возможностями.

К моделям ТРИЗ-технология относятся:

  1. Работа с проблемными ситуациями.
  2. Организация проектной деятельности.
  3. Методы создания речевых творческих продуктов.

Используя в своей деятельности модели ТРИЗ-технологии, ставлю перед собой цели : развивать внимание, творческое воображение, логическое мышление, что является необходимым условием успешности учения.

Модели ТРИЗ-технологии активизируют деятельность детей, увлекают процессом познания мира, позволяют сделать сложный материал более простым для усвоения. «Учиться надо весило, чтоб хорошо учиться!» - девиз моей работы с детьми.

Об организации проблемных ситуаций и работе над созданием проектов есть много методических рекомендаций.

Мне хотелось бы остановиться  на третьей модели – методы создания речевых творческих продуктов.

Для развития творческих способностей младших школьников можно использовать материал уроков и внеурочную деятельность. Мне в этом помогают тетради для творческих работ. В них вошли упражнения, развивающие литературно-творческие способности учащихся, их речь, образное мышление и воображение.

Детям нравятся разделы: «Думая мы сочиняем; поэтическое творчество; распространяем и обобщаем».

Предлагают вам попробовать свои силы и проверить творческие способности  в задании: придумай рифмовки  к данным словам

…жучок…роза

…паучок…мимоза .

- Приятно было почувствовать себя поэтом? А ведь именно с такой малой работы начинаются большие произведения. В классе бережно хранятся первые стихи, загадки, сказки учеников. Дети с удовольствием просматривают свои работы. О самых интересных  «находках» рассказываем родителям, отправляем для участия в конкурсах.

Мой опыт работы над формирование успешности учения доказывает, что при правильно организованной работе каждый ребёнок может почувствовать себя успешным, а это способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях.

Сегодня важно научить детей противостоять стрессовым ситуациям, не впадать в уныние при неудачах. С ранних лет надо воспитывать желание быть добрым, оптимистичным, развивать способность не бояться посильной работы, умение общаться со сверстниками и взрослыми, стремление быть конкурентоспособной личностью.

Начальная школа – это целый мир! Годы, проведённые  в начальной школе, должны остаться в памяти человека как время приобщения к взрослой жизни, в которой всё было впервые – и победы, и поражения. Важно, чтобы побед было больше, а поражения не оставляли бы травм на всю оставшуюся жизнь, а лишь расширяли жизненный и гуманистический кругозор человека – гражданина новой России.

Наша встреча подходит к концу. Я благодарю вас за сотрудничество и прошу вас высказать своё мнение, продолжив предложения:

Я узнала …

Мне понравилось…

Я работала…

Всем спасибо за понимание и участие в мастер-классе.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"

Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....

Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер

Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...

Конспект урока технологии на тему "Мастера и их профессии. Традиции и творчество мастеров"

Мастер — человек, достигший высокого искусства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные, а также превосходно знающий своё реме...