Ловушки в шашечной партии
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Тема «Ловушки в шашечной партии» является одной из основных при изучении стратегических приёмов и методов разыгрывания партий в русских шашках. В данной работе представлены диаграммы позиций, содержащие ловушки в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле, а также психолого-педагогический подход при их изучении в процессе занятий в шашечном кружке во внеурочное время в начальных классах гимназии № 105 Выборгского района Санкт-Петербурга. Цель работы: выработать оптимальный подход к изучению темы «Ловушки в шашечной партии» для учащихся начальной школы. Свободное время после школьных занятий мы стараемся направить на создание для ребят комфортного образовательного пространства и неформальной среды общения, создание ситуации успеха для каждого воспитанника, а, следовательно, и его дальнейшей адаптации в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Ловушки в русских шашках83.98 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение

«Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»

Городской центр развития дополнительного образования

Курсы повышения квалификации

«Совершенствования профессиональной деятельности

педагогов по шашкам»

Аттестационная работа

«Ловушки в шашечной партии»

Автор:

Хлудеева Юлия  Андреевна,

педагог дополнительного образования

       гимназии № 105 Выборгского района

Кураторы:

            Каплунов Я.Л., методист, руководитель ГУМО

            Самойлова М.И., педагог дополнительного

            образования

Санкт-Петербург

2016 год


Оглавление

Введение     ………………………………………………………………    2

I. Психолого-педагогический подход в работе педагога

дополнительного образования    ...……………………………………       3

II. Ловушки в шашечной партии        

Основные стратегические приёмы борьбы   ……………………...         6

-   Ловушки в эндшпиле        ………………………………………..        6

-   Ловушки в миттельшпиле    ………………………………………        10

-   Ловушки в дебюте            …………………………………………        13

Заключение  

 Играйте, думайте, решайте!……………………………………………         15

Литература   …………………………………………………………           15

                                                                       

В в е д е н и е

«Шашечная игра – мать шахматной и достойная мать»

 Чемпион мира по шахматам Эммануил Ласкер

        Тема «Ловушки в шашечной партии» является одной из основных при изучении стратегических приёмов и методов разыгрывания партий в русских шашках. В данной работе представлены диаграммы позиций, содержащие ловушки в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле,  а также психолого-педагогический подход при их изучении в процессе занятий в шашечном кружке во внеурочное время в начальных классах гимназии

№ 105 Выборгского района  Санкт-Петербурга.

        

Цель работы: выработать оптимальный подход к изучению темы «Ловушки в шашечной партии»  для учащихся начальной школы.

        


I.    Психолого-педагогический подход в работе педагога

дополнительного образования

Дополнительное образование детей — целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах подрастающего поколения и государства.

Дополнительное образование приобщает юных петербуржцев к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению значимого результата. Этот вид образования  способствует развитию личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка, интересов, гражданских и нравственных качеств, жизненному и профессиональному самоопределению. Основное его  предназначение — удовлетворять постоянно изменяющиеся  потребности детей в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.

        Дополнительное образование детей создает "ситуацию успеха" (Выготский Л.С.), помогает ребенку в изменении своего статуса, т.к. в процессе занятий различными видами

деятельности, которые ребенок выбрал самостоятельно и в соответствии с личными интересами и потребностями, он вступает в равноправный диалог с педагогом.

        В «Концепции развития системы дополнительного образования  детей Санкт-Петербурга до 2020 года» отмечено, что дополнительное образование расширяет воспитательные возможности школы. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования детей способна  быстро и точно  реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, его семьи, общества, государства. В настоящее время системой дополнительного образования в Санкт-Петербурге  охвачено более

40%  общей численности школьников.

        Шашки как дисциплина дополнительного образования являются абстрактно-логическим видом спорта (по классификации Матвеева Л.П.), имеют физкультурно-спортивную или досуговую направленность, как в нашей гимназии.

        Шашки с древнейших времен вошли в быт народов, населяющих все материки Земли, стали подлинно народной игрой, частью национальных культур. Конечно, правила игры, особенности тактических приёмов, к которым относятся ловушки,  в каждой стране свои.

Шашки относятся к интеллектуальным видам спорта, способствуют развитию кругозора и формированию личности подрастающего поколения.

        На занятиях по шашкам ребята знакомятся с азами и постигают тонкости и секреты древней и мудрой игры, изучают историю и теорию, решают занимательные задачи, изучают шашки народов мира.

        Издавна в нашей стране популярны русские шашки, игра в которые ведётся на 64-клеточной доске. Они привлекают простотой, несложными правилами, простыми ходами, которые неожиданно открывают возможности сложных и красивых манёвров, разнообразных комбинаций, концовок и этюдов.

        Шашки привлекают своей демократичностью: все фигуры здесь равны, каждая шашка может пройти в дамки. Шашечная партия – это бой в миниатюре с чёткими правилами: «Ходить только вперёд! Тронул - ходи!».

        Именно эти правила удивляют и привлекают ребят, воспитывают смелость, самообладание, помогают выражать и сдерживать свои чувства – сомнения, риск, досады, торжества!

        И часто побеждает тот, у кого твёрже характер, кто сумеет рассчитать свои силы и мобилизовать их до конца партии.

        Исследователи отмечают, что дети, которые играют в интеллектуальные игры, учатся лучше. Они отличаются хорошей памятью, высокой реактивностью при принятии решений, креативным подходом в выборе стратегии своих действий и поступков в жизни.

В процессе обучения шашкам наиболее доступный и распространённый метод педагогического подхода – наблюдение. Оно должно быть систематическим, разносторонним, объективным. Данный метод позволит отметить интерес к шашкам, активность, творческий подход – интерес к решению комбинаций, участие в турнирах, конкурсах. К традиционным методам педагогического подхода относятся и беседа. В беседах, диалогах, дискуссиях можно выяснить желания, интерес, причины тех или иных поступков.

Используются традиционные методы (средства) обучения (по Матвееву Л.П):  показ – демонстрация, беседа, рассказ, объяснения, метод упражнений (картотека), самопроговаривание, идеомоторная тренировка (мысленное представление последовательности ходов в партии или в комбинации),  соревновательный метод.

Формируя группу, приглашая ребят  в шашечную секцию,  следует опираться на следующие приоритетные принципы:

-   свободный выбор

-   личностные интересы, потребности, способности ребенка

-   возможность свободного самоопределения ребенка

-   единство обучения, воспитания, развития

-   практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Данный подход соответствует принципам гуманистической педагогики:  признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию. Необходимо любить всех детей и создавать максимальные условия для развития каждого ребёнка с учётом возраста. Гуманистическая педагогика требует ставить ребёнка в центр педагогических отношений и делать всё, чтобы он получил максимальное развитие.

Главная задача педагога дополнительного образования во внеурочное время — развить в детях чувство гражданина своей страны, человека, умеющего не только ценить духовные и культурные ценности, накопленные человечеством, но и стремящегося их умножить.

        В процессе взаимодействия педагога и  ребенка происходит развитие нравственных качеств личности (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма). Поэтому так важно,  обучая ребёнка шашечному искусству, помнить о приоритетности воспитания. Умение ненавязчиво помочь ребенку, применяя метод похвалы, одобрения, доброго слова, эмоционально и психологически поддержать его и определяет во многом успешность развития дополнительного образования детей в целом и тем более в условиях общеобразовательного учреждения.


II. Ловушки в шашечной партии

 Основные стратегические приёмы борьбы

К основным стратегическим приёмам борьбы относятся комбинации, жертвы, угрозы, ловушки и др. Комбинации и жертвы позволяют быстро и с минимальными потерями завершить партию в свою пользу.

По своей практической ценности ловушки уступают комбинациям и жертвам,  но дополняют и расширяют понимание игры, хотя встречаются не часто и не играют решающей роли (Т.Л. Шмульян).

Ставя ловушки, один из играющих создаёт у себя видимость слабости и тем самым как бы предлагает противнику её использовать. В действительности же эта слабость оказывается ложной и за ней скрывается выигрыш. Но очень важно, чтобы ловушечный ход не был слишком слаб, так как может быть легко разгадан. Полезно ставить многовариантные ловушки, т.е. делать такие ходы, которые создают сразу две, а то и три ловушки. И тогда противник может разгадать одну из них, но зато попасть в другую.

В работе представлены примеры из дебюта, миттельшпиля и эндшпиля.

Начинающим игрокам легче приступить к изучению стратегических приёмов борьбы с примеров, имеющих минимальное количество шашек. Такие позиции встречаются, как правило, в эндшпиле. Мною предложен следующий порядок изучения ловушек: в эндшпиле, в миттельшпиле и в дебюте.

Ловушки в эндшпиле.

Первая ловушка

Белые: b2(D), f2, g3

Чёрные: c1 (D)

Последним ходом чёрные напали дамкой  с поля  с1, после чего белые

сыграли        

8

7

6

5

4

3

2

1

a

b

c

d

e

f

g

h

  1. b2-a3,  поставив ловушку, в которую чёрные попались:
  1. …        с1-d2  ??
  2. a3-c1  и белые выигрывают,

т.к. на 2. … d2-c3 следует 3. c1-d2    c3:e1

4. g3-h4    e1:g3        5. h4:f2   Х,   а другие отходы чёрной дамки проигрывают в один ход.        


Вторая  ловушка

Белые: e5(D), h6

Чёрные: d8 (D)

Ходом  1. h6-g7  белые поставили ловушку:  1. …    d8-f6   ??   из-за 2. e5-b2 !    e5:a1  ( если  2. …e5:h8, то  3. e5-a1   Х)

8

7

6

5

4

3

2

1

a

b

c

d

e

f

g

h

  1.  g7-h8  Х  

Третья  ловушка                                                                        

Белые: a3,d4, e3,f4

Чёрные: a5, e7, g5,h6

8

7

6

5

4

3

2

1

a

b

c

d

e

f

g

h

Последним ходом белые сыграли  1. g3-f4,  поставив ловушку чёрным.

Чёрные ответили

  1. …        e7-f6 ??        и попали в ловушку.

Ничья была возможна после 1. …        e7-d6                

2. d4-c5  d6:b4        3. a3:c5   g5-h4

4.e3-d4    h6-g5        5. f4:h6        h4-g3   и т.д.

После 1. …      e7-f6 ??   белые выигрывают:

  1. f4-e5    g5-h4        3. e5:g7        h6:f8                   4. e3-f4        f8-g7                

5. d4-e5        g7-h6                6. e5-d6        h6-g5                7. f4:h6        h4-g3

8. d6-c7        g3-f2                9. c7-b8        f2-g1                10.b8-a7        g1-h2

11. h6-g7        Х

  Четвёртая  ловушка                                                        

Белые: a5, e3,f4                                                                  

Чёрные: a7, d8, ,h4

8

7

6

5

4

3

2

1

a

b

c

d

e

f

g

h

Последним ходом белые сыграли  1. f2-e3,  поставив ловушку чёрным.

Чёрные ответили

  1. …        d8-e7  ??        и попали в ловушку.

(правильно играть 1. …         d8-c7  = )

        

2. e3-d4!  e7-f6        3. d4-c5   f6-e5 (не меняет результата и  3. …   f6-g5)

4. f4:d6    h6-g3        5. d6-c7         g3-f2  

6. c7-b8    f2-e1        7. b8-e5         e1-d2

8. c5-b6    a7:c5        9. e5-c3        d2:b4

10. a5:c3        Х

Пятая  ловушка                                                        

Белые: с5, d4, d6,e3                                                          

Чёрные: a5, d8,g1(D) ,h4

8

7

6

5

4

3

2

1

a

b

c

d

e

f

g

h

Последним ходом белые сыграли  1. c3-d4 ??,  (правильно играть 1. e3-d4  =)

и попали в ловушку.

        

1. …    g1-h2 !  

2. d4-e5    h2-f4        3. e3-g5        h4:b6  

4. d6-c7    a5-b4        5.c7:c3         d8-c7

6. c3-d4    c7-d6 Х        


Ловушки в миттельшпиле.

Миттельшпиль – середина  партии, в которую переходит её дебютная часть: в русских шашках после 7-10 ходов.

Часто ловушка в миттельшпиле включает в себя роздых.  Роздых – временный отдых (6, стр.265), применительно к шашкам  - запасной ход.        

За многие годы увлечения шашками и работы педагогом по шашкам мною подобрана картотека ловушек в миттельшпиле. Некоторые из них я хочу предложить вашему вниманию.

Первая ловушка

Белые: a5, b4, c5, f4, g3, h2

Черные: c7, d6, e5, e7, g5, h6

 Последний ход чёрной шашки был  f6 – g5. Чёрные попадаются в заранее подготовленную ловушку, белые проводят комбинацию на тему роздых.

8

7

6

5

4

3

2

1

a

b

c

d

e

f

g

h

        

1.

c5 - b6!

g5 : e3

2.

b6 : g1

Х


Вторая ловушка

Белые: b2,  d2, d4, f2, g5                                                                        

Черные: a3, b6, d6, g7, h2

        Последний ход чёрной шашки был  b4 – а3. Чёрные попадаются в заранее подготовленную ловушку, белые проводят комбинацию на тему роздых.

8

7

6

5

4

3

2

1

a

b

c

d

e

f

g

h

b4 – a3

g5 – h6

a3 : g1 (*)

h6 : a7

g1 : c5

a7 : g1

Х

         (*)        

a3 : c5

h6 : f8

c5 : g 1

f8 : a7

Х

Третья ловушка

Белые: b4, c1, e3, f4, g5                                                                        

Черные: a3, c5, d6, e7, g7, h6

                Последний ход чёрной шашки был d8 – e7. Чёрные попадаются в заранее подготовленную ловушку, белые проводят комбинацию.

1.

d8 – e7

2.

f4 – e5

h6 –d2

3.

c1 : e3

d6 : d2

4.

b4 : c1

Х

        

8

7

6

5

4

3

2

1

a

b

c

d

e

f

g

h

Четвёртая ловушка

Белые:        a1, c1, c3, c5, e3, f2, g1                                                                

Черные:  a3, b8, e5, e7, f8, g5, h2

                Последний ход чёрной шашки был f6- g5. Чёрные попадаются в заранее подготовленную ловушку, белые проводят комбинацию.

1.

f6- g5

2.

c5-d6

e5:c7

3.

c3-b4

a3:c5

4.

e3-f4

g5:e3

5.

f2:f6

Х

        

8

7

6

5

4

3

2

1

a

b

c

d

e

f

g

h

Пятая ловушка

Белые: a1, a3, b2, b4,c3, d2, e3, f2, f4, h2                                        

Черные: a5, b8, c5, c7, d6, e7, f8, g7, h6

                Последний ход чёрной шашки был h8-g7. Чёрные попадаются в заранее подготовленную ловушку, белые проводят комбинацию, где используют правило турецкого удара (в процессе взятия шашек противника нельзя дважды бить одну и ту же его шашку).

1.

h8-g7

2.

c3-d4

a5:c3

3.

b2:h8

Х

        

8

7

6

5

4

3

2

1

a

b

c

d

e

f

g

h

Ловушки в дебюте

Изучая законы шашечной игры, начинающим шашистам необходимо  понять сущность применяемых приемов, развить комбинационное зрение, научиться находить сильнейший ход в той или иной позиции.

 Различные комбинации встречаются и в самом начале партии. Проведению каждой такой комбинации обычно предшествует ловушка. В самом начале шашечной партии встречаются такие позиции, в которых с первого взгляда выгодное продолжение сразу же оказывается ведущим к проигрышу. Попасть в ловушку — это значит понести материальные потери или получить проигранную позицию.

Первая ловушка

Игра Бодянского

1. а3-b4 b6-а5 2. e3-d4 а7-b6 3. d2-e3 f6-g5 4. g3-h4? Этот неосторожный ход приводит белых к потере шашки. Следовало играть 4. c1—d2.  4... b6—c5! и, как бы белые ни побили, они проигрывают шашку. Например: 5. d4:b6 b8—а7 6. h4:f6 а7:аЗ, а следующим ходом черные забирают шашку белых f6.

                        

8

7

6

5

4

3

2

1

a

b

c

d

e

f

g

h


Вторая ловушка

Отказанный кол

1. сЗ—b4 b6-а5 2. еЗ—f4 а5:сЗ 3. d2:b4 f6—g5 4. g3—h4? Ошибочный ход.  Белые попадаются на ловушку и теряют две шашки. Правильно играть

4. b2—сЗ.

 4... g5:e3 5. f2:d4 h6-g5! 6. h4:f6 g7:a5X.

        

8

7

6

5

4

3

2

1

a

b

c

d

e

f

g

h

 

Третья ловушка

Тычок

1. c3-d4 f6-g5 2. d4-c5 b6:d4 3. e3:c5 d6:b4 4. a3:c5 e7-f6 5. d2-e3 g5—h4

6. b2—сЗ?  Ошибочный ход,  ведет к проигрышу шашки.  Правильно играть

6. b2-аЗ.   6... c7-d6!

7. c5:g5 h6:b4X.

8

7

6

5

4

3

2

1

a

b

c

d

e

f

g

h

        


Четвертая ловушка

Городская партия

1. c3-d4 d6-c5 2. b2-сЗ f6-g5 3. c3-b4 g7-f6 4. b4:d6 e7:c5 5. g3-h4 c7—d6 6. f1—g3 f6—e5? Этим разменом черные хотят освободиться от связки и попадаются в ловушку. Надо было продолжать 6... b6—а5 7. d4:b6 а5:с7.  

7. d4:f6! g5:e7  8. h4-g5! h6:f4  9. g3:a5, и белые выигрывают две шашки.

8

7

6

5

4

3

2

1

a

b

c

d

e

f

g

h

        

Пятая ловушка

Отказанная игра Филиппова

1. e3-d4 d6-c5 2. f2-e3 f6-g5 3. g3-h4 g5-f4 4. e3:g5 h6:f4 5. a3-b4 с5:еЗ? Правильно играть 5... с5:аЗ и после 6. d4—с5 b6:d4 7. c3:g3 шашек остается поровну. Ошибочный пятый ход черных проигрывает шашку.

 6. b4—с5! b6:d4 7. c3:g3, а черная шашка еЗ осталась в плену.

8

7

6

5

4

3

2

1

a

b

c

d

e

f

g

h

        

Заключение

Играйте, думайте, решайте!

Свободное время после школьных занятий мы стараемся направить на создание для ребят комфортного образовательного пространства и неформальной среды общения, создание ситуации успеха для каждого воспитанника, а, следовательно, и его дальнейшей адаптации в обществе.

Раскрыв свои потенциальные способности и попробовав их реализовать еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения.

Литература

1.  Концепция развития системы дополнительного образования детей Санкт-Петербурга до   2020 годы.

2.  Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.:     Совершенство, 1996. - 298 с.

4.  Герцензон Б.М. «На шашечной доске» -Л.: Детгиз, 1963 г., 111с.

5.  Голосуев В.М. Древняя и загадочная игра. (Мир шашек) – СПб, 1997.

6.  Городецкий В.Б. «Книга о шашках»: Научно-художественная литература - М.: Детская литература, 1984. – 271 с., ил.

7.  Козлов И., Миротин Б. «Комбинации и ловушки в русских шашках» - М.: Физкультура и спорт, 1962. – 254 с.

8.  Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физ.культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991-543с.

9.   Медков В., Мишин А. «Азбука шашечной игры» (150 партий с ловушками) – М.: 1927. – 92 с.  

10.  Насибуллина А.Д. «Психолого-педагогическое сопровождение деятельности учреждения дополнительного образования детей: учебное пособие.- Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2008.- 160 с.

11.  Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога - М.: Просвещение, 1993. - 256с.

12.  Паскаль П., Функ И. «Шашки»: тактика игры – Кишинёв, 1976. – 52 с.

13.  Романчук О.А. «Юному шашисту» - Свердловск: Средне - Уральское книжное издательство, 1988. – 208 с., ил.

14.  Шмульян Т.Л. Середина игры в шашки.- М.,ФиС, 1954, с.150-154.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

шахматно-шашечный турнир в нашей школе

Несмотря на то, что шашки и шахматы совершенно разные игры, они давно верно служат людям не только для развлечения, но и для развития умственных и аналитических способностей, часто конкурируя между со...

Презентация "Шашечный турнир"

Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее в...

"Шашечный турнир" проект по технологии

Поделка папье-маше с использованием вторичного материала....

Сценарий праздника «Путешествие по шахматно-шашечному королевству»

Сценарий для воспитательной работы и организации проектной деятельности по теме "Шахматы и шашки". Включает в себя театрализованное представление с использованием презентации и организацию шахматно-ша...

урок истории 4 класс "Николай II — последний император России. Возникновение политических партий. В. И. Ленин и партия большевиков. Неудачи России в Первой мировой войне. Великая Российская революция 1917 года. Гражданская война. Гибель царской семьи"

Конспект открытого урокав 4 классе по окружающему миру. Тема «Николай II — последний император России. Возникновение политических партий. В. И. Ленин и партия большевиков. Неудачи России в...

Открытое мероприятие "Парта героя" по проекту партии "Единая Россия".

В феврале 2018 года партией "Единая Россия" был выдвинут проект "Парта героя", помогающий школьникам узнать много интересного о своих  героях- земляках. Благодаря этому проект...

Партии разные нужны, партии разные важны или о роли каждой партии в оркестре

Что такое ансамблевая игра, какова роль каждой партии в ансамбле...