Сценарий праздника «Путешествие по шахматно-шашечному королевству»
план-конспект занятия на тему

Овчинникова Елена Валерьевна

Сценарий для воспитательной работы и организации проектной деятельности по теме "Шахматы и шашки". Включает в себя театрализованное представление с использованием презентации и организацию шахматно-шашечного турнира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_shashechnogo_turnira.docx258.58 КБ

Предварительный просмотр:

                      Частное Образовательное Учреждение «Школа «РОСТОК»

                                               

       

Сценарий  праздника 

«Путешествие по шахматно-шашечному королевству»

C:\Documents and Settings\игорь\Рабочий стол\печать фото\1359157537_26-01-2013-1-29-55.jpg

                                                                             

                                                                 

Подготовила

учитель начальных классов

I квалификационной категории

Овчинникова Елена Валерьевна

2014

Сценарий  

Цель:   Популяризация интеллектуальных видов спорта в ученической среде

Задачи:

  • Активизировать мыслительную деятельность, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, находчивость, смекалку.
  • Развивать чувство ответственности и умение разрешать проблемные ситуации.
  • Воспитывать спокойствие и уверенность в своих силах, настойчивость, умение достойно выигрывать и проигрывать с достоинством.

ХОД ТУРНИРА

Ведущий 1: Открываем наш праздничный  турнир музыкальным номером.

Приветствуем ребят!!!

«Весёлая песня о дружбе»

Если друг не смеётся,

 Ты включи ему солнце,

 Ты включи ему звёзды,

 Это просто.

 Ты исправь ошибку,

 Превращая в улыбку,

 Все грустинки и слёзы,

 Это просто..

 Воскресенье, суббота,

 Дружба это не работа.

 Дружба это не работа.

 Есть друзья, а для них,

 У друзей нет выходных.

 Есть друзья, а для них,

 У друзей нет выходных.

 Если свалится счастье,

 Подели его на части

 И раздай всем друзьям,

 Это просто.

 А когда будет надо,

 Все друзья будут рядом,

 Чтоб включить тебе солнце или звёзды.

 Воскресенье, суббота,

 Дружба это не работа.

 Дружба это не работа.

 Есть друзья, а для них,

 У друзей нет выходных.

 Есть друзья, а для них,

 У друзей нет выходных.

 Если каждый друг по кругу

 Другу протянет руку,

 То будет видно в иллюминатор

 Дружба - это экватор.

 Если каждый друг планеты

 Другу ромашкой помашет,

 То станет ясно

 Дружба - это планета ромашек.

 Воскресенье, суббота,

 Дружба это не работа.

 Дружба это не работа.

 Есть друзья, а для них,

 У друзей нет выходных.

 Есть друзья, а для них,

 У друзей нет выходных.

Ведущий 2: Для приветствия всех участников и ведения нашего турнира к нам  в гости пришли  Королевы Шашек.

Под музыкальное сопровождение входят в коронах дамки:

 Королева Белых шашек и  Королева черных шашек.

Королева белых: Властью, данной мне «великим шашечным народом»,  я приветствую всех собравшихся на нашем празднике и хочу поведать вам историю рождения этой древней игры «Шашки». 

- История шашек, как и многих других игр, уходит в далёкую древность. Игра, подобная шашкам была распространена в Древнем Египте и первые упоминания о ней относятся к 1600 году до н.э..

Королева черных: Подожди-ка, дорогая подружка, а почему это ты первая начинаешь праздник.

Королева белых: А потому, что по правилам шашечной игры – белые ходят первыми, то есть начинают игру белые шашки.

Ведущий: Многоуважаемые королевы, пожалуйста, не ссорьтесь. Вы обе главные и пусть каждая из вас поведает нам сейчас свою историю. ПРЕЗЕНТАЦИЯ

-В центре Парижа, в Лувре (это один из крупнейших и самый популярный музей мира)  хранятся две шашечные доски, принадлежавшие фараонам. Так, например, из гробницы Тутанхамона была извлечена доска для игры в шашки, состоявшая из тридцати клеток. Древние египтяне считали, что шашки изобрел бог мудрости Тот.


- Как ни странно, по мнению исследователей, правила игры имели много общего с современными шашками. За несколько веков до нашей эры уже играли на 64-клеточной доске. Шашки были двух цветов - белые и черные. И представляли собой как бы две армии, которым предстояло сражение.
- Немцы, французы и другие народы называли ее иначе, но в каждом из этих языков прослеживалось слово "дама". Возможно, это объясняется тем, что в средние века женщины были окружены особым вниманием и почитанием рыцарей. Кстати, будущих рыцарей обязательно учили игре в шашки - они прививали столь необходимые воину навыки этики и тактики рыцарских поединков. 


- На Руси появление шашек связывают с именем киевского князя Владимира Мономаха, жившего в XI веке. Однако археологические раскопки показали, что еще в III-IV веках нашей эры россы уже играли в шашки. Во многих былинах рассказывается о том, что шашки были одной из любимых игр русских богатырей. 

В шашки любил играть Владимир Мономах, а Петр Первый ввел их в программу своих знаменитых ассамблей. Шашками увлекались Александр Суворов и Александр Пушкин, Лев Толстой и Антон Чехов, Александр Грин и Фридрих Шопен и многие-многие другие известные личности.

26 апреля 1998 года в Хьюстоне прошел самый массовый в истории сеанс одновременной игры в шашки. Барбадосец Рон Кинг, наподобие Остапа Бендера, обыграл 385 противников.

В чём же принципиальное отличие шахмат от шашек?

Шашки входят в категорию так называемых игр шашечного типа, в которые играют на расчерченной доске равноценными фишками.

 Игры шахматного типа — включает настольные игры, в которые играют также на доске, но неравноценными фигурами.

Королевы чёрных - Остается добавить, что существуют различные классификации шашечных игр:

  • По размерам доски — 12*12 (канадские), 10*10 (международные, стоклеточные), 8*8 (Русские шашки), 10*8 (80-клеточные).
  • По особенностям правил игры.

Есть основание предполагать, что они явились результатом многовекового народного творчества: в них отображены воззрения того или иного народа на различные жизненные ситуации, на военное искусство и так далее. 

 Стихотворения о шашках читают ученики.

1.Игра, где правила легки:
Не выходя за рамки,
Лишь делать мелкие шажки
Для попаданья в дамки.

2.Шажки, шажки, одни шажки,

И нету здесь поблажки.
Назвали встарь игру — шажки,
Сейчас привычней — шашки.

3.Когда твердят мои друзья, что шашки я люблю напрасно

Ни рокировки, ни ферзя – все обязательно и ясно

Я молча ставлю им этюд

Простой: две на две – пусть решат!  

4.Помучаются и поймут, что шашки – мудрость украшают

Неброских шашек простота весьма обманчива для глаза

Их глубина и красота не всем понятны и не сразу

Но счастлив тот, кто сам поймет узоры сложных комбинаций

Этюда ювелирный ход и бесконечность ситуаций!

Правила шахматно-шашечного турнира

1Королева –А сейчас мы проверим, как вы запомнили правила игры!

  • - Кто начинает игру?       / Начинают игру белые/
  • - Как ходят шашки?      / Соперники делают ходы по очереди, передвигая свою фишку по диагонали/
  • - В кого превращается шашка, когда оказывается на противоположной стороне в последней горизонтали доски?  /Она превращается в «дамку»/
  • - Какое «Дамка» имеет преимущество перед остальными шашками? / Она передвигается по диагонали неограниченное количество квадратов/
  • Какие качества необходимы игроку в шашки? / В шашки играют только умные, способные люди, честные, терпеливые, умеют проигрывать/

 2Королева:

- Вы оказывается, очень многое знаете о шашечной игре. А на мои вопросы вы сможете ответить? У меня в сказочной доске есть интересные вопросы. Давайте, попробуем ответить.

  • Сколько клеток на шашечной доске в игре "Русские шашки" (64).
  • Сколько шашек у каждого игрока перед началом игры (12).
  • Когда можно делать ход шашкой назад (Когда бьём шашку соперника).
  • Какие шашки начинают игру? (Белые).

- Молодцы, ребята. Вы меня очень порадовали.

А сейчас мы приглашаем вас посмотреть

ПРИКЛЮЧЕНИЕ НИКИТЫ В ШАХМАТНОЙ СТРАНЕ

 - Слово предоставляется главному судье….

-Внимание мы приступаем к церемонии награждения участников игры! За участие в игре награждается…..

 - Игра в шашки тренирует логическое мышление и память, наблюдательность, находчивость, смекалку. Развивает умение решать проблемные ситуации. Воспитывает умение достойно выигрывать и проигрывать! Надеемся этот турнир прошел для всех нас с пользой!!!

Каждый награду свою получил.

Время пройдёт, соберёмся опять,

Будем сражаться и побеждать!

Источники

 1. Елена Мякшина «Сценарий спортивного праздника для детей старшего дошкольного возраста «Шашечный турнир»

 2. Бородулина Н.В. Методическая разработка по теме: «Сценарий открытого мероприятия «Шашки - это интересно»

 3. Шашки Шахматы – Википедия

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 ПРИКЛЮЧЕНИЕ НИКИТЫ В ШАХМАТНОЙ СТРАНЕ

 Сказочник: Сегодня я расскажу вам новую сказку, необычную и интересную. Итак, слушайте. В некотором царстве, в Клеточном государстве жили-были. Впрочем, давайте лучше посмотрим, что же там происходило.

Входит мальчик Никита.

 Никита: Куда я попала?

 С противоположной стороны появляются две белые пешки, сначала они осторожно крадутся, затем подбегают к Никите.

 Белые пешки (вместе) : Стой! Кто идет?

Никита в испуге пятится.

 1-я пешка (обращаясь ко второй) : Что это за шахматная фигура?

 2-я пешка (рассматривая Никиту) : Не знаю…

 1-я пешка (Никите) : Ты что за шахматная фигура?

 Никита: Я не шахматная фигура, я мальчик.

 2-я пешка: Какой еще «мальчик»?

 Никита: Я мальчик Никита

 Пешки переглядываются, пожимая плечами.

 1-я пешка: Как ты сюда попал?

 Никита: Сам не знаю. Я лег спать, а проснулся уже здесь.

 Ладья: Что здесь происходит? Пешки, кто это?

 1-я белая пешка: Это мальчик Никита.

 Ладья: Я не знаю такой фигуры. Сейчас мы разберемся. Пойдем со мной к королю.

 Он быстро решит, что с тобой делать.

 Никита: (упирается) : Куда вы меня ведете? Я хочу домой!

 Ферзь: Ваше величество, Ладья поймала вражеского шпиона. Прикажете доставить?

 Король (садится на заранее приготовленное место) : Ведите.

 Ферзь: Ладья, ведите вашего пленника!

 Ладья (входит вместе с Таней) : Вот он, ваше величество!

 Король: Странная фигура, ни на одну из моих фигур не похожа. Кто ты? Расскажи нам все честно, и мы отпустим тебя.

 Никита: (успокоившись) : А что рассказывать? Я жил себе дома с мамой, папой и братом. Был вечер, мама на кухне, папа с Вовкой играли в шахматы, а со мной никто не играл. Правда, папа хотел научить меня играть в шахматы. Но зачем мне эти шахматы нужны? (Делает недовольную гримасу.) Мне не интересно! Ну а потом я пошел спать, а проснулся уже здесь.

 Король: А знаешь ли ты, Никита, куда ты попал?

 Никита: Нет.

 Король: Ты попал в Шахматное королевство. Тебе у нас совсем не интересно?

 Никита: Шахматное королевство? Нет, у вас интересно. Но только я все равно хочу домой.

 Король: Ты легко можешь вернуться к маме, если умеешь играть в шахматы.

 Никита: Но я не умею играть в шахматы. Что же мне делать?

 Король: Придется научиться. А теперь мне пора. Меня ждут важные государственные дела. Ты должен научиться играть в шахматы к завтрашнему утру. А если нет, то останешься здесь навсегда. Уведите его в башню и заприте там до утра.

 Никита (оставшись один) : Что же мне делать? Кто мне поможет вернуться домой?

 К Никите подбегают две пешки: Не огорчайся, Никита! Если хочешь, мы тебя научим играть.

 2-я пешка: Для начала познакомимся поближе.

 Мы – шахматные пешки, 

 В бою не любим спешки.

 Шагаем лишь вперед,

 Назад не знаем ход.

 За нами «офицеры»,

 За нами Короли,

 Ладьи и «королевы»,

 И конные полки

 А я Конь! 

 Прыгнет Конь, подковы звяк!

 Необычен каждый шаг.

 Буква «Г» и так и сяк.

 Получается зигзаг.

 А я Слон!

 Если слон на белом поле

 Встал вначале (не забудь)

 Он другой не хочет доли-

 Знает только белый путь.

 А когда на поле черном

 Слон стоит, вступая в бой,

 Ходит, правилам покорный,

 Черной тропкой слон такой.

 До конца игры Слоны

 Цвету одному верны.

 А я Ладья!

 Эта башня боевая

 Неуклюжа, но сильна.

 Шаг тяжелый у Ладьи,

 В бой ее скорей веди!

 1-я пешка: Уже утро наступило нам пора к королю.

 Ферзь: Внимание, внимание! Начинаем состязание. Итак, мальчик, если ты сможешь дойти до последнего поля — будешь дома, а если нет, то останешься с нами. Но запомни, ты сможешь сделать шаг только после того, как дашь правильный ответ на вопрос. (Звучит гонг.)

 Сказочник: Ваше величество, мне жаль Никиту, а вам? Ведь шахматные фигуры помогают друг другу в сражении, не так ли? Пусть наши гости тоже помогут Никите.

 Король: Хорошо я согласен.

 А кто-нибудь из вас знает правила шахматной игры, умеет играть в шахматы? Вот здорово! Значит, вы сможете помочь Никите

 Король: 1-й вопрос: Может ли пешка ходить назад?

 2-ой вопрос: По полям какого цвета ходит ладья?

 Никита задумывается, смотрит в зал на гостей.

 Сказочник: Подскажите Никите! (Гости подсказывают.)

 Никита: Ладья ходит по белым и черным полям.

 3-ой вопрос: А вот белые Слоны, но зовут нас по-разному. Как?

 Никита: Я не знаю.

 Гости подсказывают: белопольные и чернопольные.

 4-ой вопрос: Как ходит конь? (Буквой Г)

 5-ой вопрос: Может ли ферзь сделать первый ход. (Нет)

 Никита: Ура мне осталась еще одна клетка.

 6-ой вопрос: Можно ли срубить короля. (Нет)

 Никита: Спасибо, вам зрители и вам спасибо, милые шахматы. Я обязательно научусь этой игре, теперь я знаю, какая это интересная и умная игра.

 Король: Нам пора, но мы не прощаемся, а говорим вам «до скорой встречи»!

 Все фигуры: До скорой встречи! (Уходят из зала.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

C:\Documents and Settings\игорь\Рабочий стол\печать фото\crossword6.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс,четвёртая четверть. Урок-путешествие в королевство Задачи

Задачи урока:  1. Для учителя: показать, чему научены дети, каков уровень их знаний, умений и вычислительных навыков к концу 2-го класса;      для учащихся: показать...

шахматно-шашечный турнир в нашей школе

Несмотря на то, что шашки и шахматы совершенно разные игры, они давно верно служат людям не только для развлечения, но и для развития умственных и аналитических способностей, часто конкурируя между со...

Внеклассное мероприятие, посвященное "Дню Здоровья" для учащихся 1 класса "Путешествие по королевству "Будь здоров"

Данное воспитательное мероприятие предназначено для учащихся 1 - ых классов, с целью закрепления знаний о здоровом образе жизни, поддержания бодрого, жизнерадостного настроения, воспитание интереса к ...

Час общения ( совместно с родителями) Путешествие в Рубиновое королевство

Данные занятия способствуют сплочению детско-родительского коллектива и поддержанию благоприятного психологического климата...

Игра – путешествие «Путешествие в королевство Неболеек».

Игра – путешествие «Путешествие в королевство Неболеек»....

Шахматно-шашечная школа.

Программа по внеурочной деятельности " Шахматно-шашечная школа" предназначена для обучающихся 1-х классов....

Проектная работа по чтению "Путешествие в садово-огородное королевство"

             Для обучающихся с нарушением слуха чтение имеет исключительное значение, так как оно вводит их в жизнь, помогает понять и правильно оценить общес...