Главные вкладки

    Сценарий праздника «Путешествие по шахматно-шашечному королевству»
    план-конспект занятия на тему

    Овчинникова Елена Валерьевна

    Сценарий для воспитательной работы и организации проектной деятельности по теме "Шахматы и шашки". Включает в себя театрализованное представление с использованием презентации и организацию шахматно-шашечного турнира.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл stsenariy_shashechnogo_turnira.docx258.58 КБ

    Предварительный просмотр:

                          Частное Образовательное Учреждение «Школа «РОСТОК»

                                                   

           

    Сценарий  праздника 

    «Путешествие по шахматно-шашечному королевству»

    C:\Documents and Settings\игорь\Рабочий стол\печать фото\1359157537_26-01-2013-1-29-55.jpg

                                                                                 

                                                                     

    Подготовила

    учитель начальных классов

    I квалификационной категории

    Овчинникова Елена Валерьевна

    2014

    Сценарий  

    Цель:   Популяризация интеллектуальных видов спорта в ученической среде

    Задачи:

    • Активизировать мыслительную деятельность, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, находчивость, смекалку.
    • Развивать чувство ответственности и умение разрешать проблемные ситуации.
    • Воспитывать спокойствие и уверенность в своих силах, настойчивость, умение достойно выигрывать и проигрывать с достоинством.

    ХОД ТУРНИРА

    Ведущий 1: Открываем наш праздничный  турнир музыкальным номером.

    Приветствуем ребят!!!

    «Весёлая песня о дружбе»

    Если друг не смеётся,

     Ты включи ему солнце,

     Ты включи ему звёзды,

     Это просто.

     Ты исправь ошибку,

     Превращая в улыбку,

     Все грустинки и слёзы,

     Это просто..

     Воскресенье, суббота,

     Дружба это не работа.

     Дружба это не работа.

     Есть друзья, а для них,

     У друзей нет выходных.

     Есть друзья, а для них,

     У друзей нет выходных.

     Если свалится счастье,

     Подели его на части

     И раздай всем друзьям,

     Это просто.

     А когда будет надо,

     Все друзья будут рядом,

     Чтоб включить тебе солнце или звёзды.

     Воскресенье, суббота,

     Дружба это не работа.

     Дружба это не работа.

     Есть друзья, а для них,

     У друзей нет выходных.

     Есть друзья, а для них,

     У друзей нет выходных.

     Если каждый друг по кругу

     Другу протянет руку,

     То будет видно в иллюминатор

     Дружба - это экватор.

     Если каждый друг планеты

     Другу ромашкой помашет,

     То станет ясно

     Дружба - это планета ромашек.

     Воскресенье, суббота,

     Дружба это не работа.

     Дружба это не работа.

     Есть друзья, а для них,

     У друзей нет выходных.

     Есть друзья, а для них,

     У друзей нет выходных.

    Ведущий 2: Для приветствия всех участников и ведения нашего турнира к нам  в гости пришли  Королевы Шашек.

    Под музыкальное сопровождение входят в коронах дамки:

     Королева Белых шашек и  Королева черных шашек.

    Королева белых: Властью, данной мне «великим шашечным народом»,  я приветствую всех собравшихся на нашем празднике и хочу поведать вам историю рождения этой древней игры «Шашки». 

    - История шашек, как и многих других игр, уходит в далёкую древность. Игра, подобная шашкам была распространена в Древнем Египте и первые упоминания о ней относятся к 1600 году до н.э..

    Королева черных: Подожди-ка, дорогая подружка, а почему это ты первая начинаешь праздник.

    Королева белых: А потому, что по правилам шашечной игры – белые ходят первыми, то есть начинают игру белые шашки.

    Ведущий: Многоуважаемые королевы, пожалуйста, не ссорьтесь. Вы обе главные и пусть каждая из вас поведает нам сейчас свою историю. ПРЕЗЕНТАЦИЯ

    -В центре Парижа, в Лувре (это один из крупнейших и самый популярный музей мира)  хранятся две шашечные доски, принадлежавшие фараонам. Так, например, из гробницы Тутанхамона была извлечена доска для игры в шашки, состоявшая из тридцати клеток. Древние египтяне считали, что шашки изобрел бог мудрости Тот.


    - Как ни странно, по мнению исследователей, правила игры имели много общего с современными шашками. За несколько веков до нашей эры уже играли на 64-клеточной доске. Шашки были двух цветов - белые и черные. И представляли собой как бы две армии, которым предстояло сражение.
    - Немцы, французы и другие народы называли ее иначе, но в каждом из этих языков прослеживалось слово "дама". Возможно, это объясняется тем, что в средние века женщины были окружены особым вниманием и почитанием рыцарей. Кстати, будущих рыцарей обязательно учили игре в шашки - они прививали столь необходимые воину навыки этики и тактики рыцарских поединков. 


    - На Руси появление шашек связывают с именем киевского князя Владимира Мономаха, жившего в XI веке. Однако археологические раскопки показали, что еще в III-IV веках нашей эры россы уже играли в шашки. Во многих былинах рассказывается о том, что шашки были одной из любимых игр русских богатырей. 

    В шашки любил играть Владимир Мономах, а Петр Первый ввел их в программу своих знаменитых ассамблей. Шашками увлекались Александр Суворов и Александр Пушкин, Лев Толстой и Антон Чехов, Александр Грин и Фридрих Шопен и многие-многие другие известные личности.

    26 апреля 1998 года в Хьюстоне прошел самый массовый в истории сеанс одновременной игры в шашки. Барбадосец Рон Кинг, наподобие Остапа Бендера, обыграл 385 противников.

    В чём же принципиальное отличие шахмат от шашек?

    Шашки входят в категорию так называемых игр шашечного типа, в которые играют на расчерченной доске равноценными фишками.

     Игры шахматного типа — включает настольные игры, в которые играют также на доске, но неравноценными фигурами.

    Королевы чёрных - Остается добавить, что существуют различные классификации шашечных игр:

    • По размерам доски — 12*12 (канадские), 10*10 (международные, стоклеточные), 8*8 (Русские шашки), 10*8 (80-клеточные).
    • По особенностям правил игры.

    Есть основание предполагать, что они явились результатом многовекового народного творчества: в них отображены воззрения того или иного народа на различные жизненные ситуации, на военное искусство и так далее. 

     Стихотворения о шашках читают ученики.

    1.Игра, где правила легки:
    Не выходя за рамки,
    Лишь делать мелкие шажки
    Для попаданья в дамки.

    2.Шажки, шажки, одни шажки,

    И нету здесь поблажки.
    Назвали встарь игру — шажки,
    Сейчас привычней — шашки.

    3.Когда твердят мои друзья, что шашки я люблю напрасно

    Ни рокировки, ни ферзя – все обязательно и ясно

    Я молча ставлю им этюд

    Простой: две на две – пусть решат!  

    4.Помучаются и поймут, что шашки – мудрость украшают

    Неброских шашек простота весьма обманчива для глаза

    Их глубина и красота не всем понятны и не сразу

    Но счастлив тот, кто сам поймет узоры сложных комбинаций

    Этюда ювелирный ход и бесконечность ситуаций!

    Правила шахматно-шашечного турнира

    1Королева –А сейчас мы проверим, как вы запомнили правила игры!

    • - Кто начинает игру?       / Начинают игру белые/
    • - Как ходят шашки?      / Соперники делают ходы по очереди, передвигая свою фишку по диагонали/
    • - В кого превращается шашка, когда оказывается на противоположной стороне в последней горизонтали доски?  /Она превращается в «дамку»/
    • - Какое «Дамка» имеет преимущество перед остальными шашками? / Она передвигается по диагонали неограниченное количество квадратов/
    • Какие качества необходимы игроку в шашки? / В шашки играют только умные, способные люди, честные, терпеливые, умеют проигрывать/

     2Королева:

    - Вы оказывается, очень многое знаете о шашечной игре. А на мои вопросы вы сможете ответить? У меня в сказочной доске есть интересные вопросы. Давайте, попробуем ответить.

    • Сколько клеток на шашечной доске в игре "Русские шашки" (64).
    • Сколько шашек у каждого игрока перед началом игры (12).
    • Когда можно делать ход шашкой назад (Когда бьём шашку соперника).
    • Какие шашки начинают игру? (Белые).

    - Молодцы, ребята. Вы меня очень порадовали.

    А сейчас мы приглашаем вас посмотреть

    ПРИКЛЮЧЕНИЕ НИКИТЫ В ШАХМАТНОЙ СТРАНЕ

     - Слово предоставляется главному судье….

    -Внимание мы приступаем к церемонии награждения участников игры! За участие в игре награждается…..

     - Игра в шашки тренирует логическое мышление и память, наблюдательность, находчивость, смекалку. Развивает умение решать проблемные ситуации. Воспитывает умение достойно выигрывать и проигрывать! Надеемся этот турнир прошел для всех нас с пользой!!!

    Каждый награду свою получил.

    Время пройдёт, соберёмся опять,

    Будем сражаться и побеждать!

    Источники

     1. Елена Мякшина «Сценарий спортивного праздника для детей старшего дошкольного возраста «Шашечный турнир»

     2. Бородулина Н.В. Методическая разработка по теме: «Сценарий открытого мероприятия «Шашки - это интересно»

     3. Шашки Шахматы – Википедия

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

     ПРИКЛЮЧЕНИЕ НИКИТЫ В ШАХМАТНОЙ СТРАНЕ

     Сказочник: Сегодня я расскажу вам новую сказку, необычную и интересную. Итак, слушайте. В некотором царстве, в Клеточном государстве жили-были. Впрочем, давайте лучше посмотрим, что же там происходило.

    Входит мальчик Никита.

     Никита: Куда я попала?

     С противоположной стороны появляются две белые пешки, сначала они осторожно крадутся, затем подбегают к Никите.

     Белые пешки (вместе) : Стой! Кто идет?

    Никита в испуге пятится.

     1-я пешка (обращаясь ко второй) : Что это за шахматная фигура?

     2-я пешка (рассматривая Никиту) : Не знаю…

     1-я пешка (Никите) : Ты что за шахматная фигура?

     Никита: Я не шахматная фигура, я мальчик.

     2-я пешка: Какой еще «мальчик»?

     Никита: Я мальчик Никита

     Пешки переглядываются, пожимая плечами.

     1-я пешка: Как ты сюда попал?

     Никита: Сам не знаю. Я лег спать, а проснулся уже здесь.

     Ладья: Что здесь происходит? Пешки, кто это?

     1-я белая пешка: Это мальчик Никита.

     Ладья: Я не знаю такой фигуры. Сейчас мы разберемся. Пойдем со мной к королю.

     Он быстро решит, что с тобой делать.

     Никита: (упирается) : Куда вы меня ведете? Я хочу домой!

     Ферзь: Ваше величество, Ладья поймала вражеского шпиона. Прикажете доставить?

     Король (садится на заранее приготовленное место) : Ведите.

     Ферзь: Ладья, ведите вашего пленника!

     Ладья (входит вместе с Таней) : Вот он, ваше величество!

     Король: Странная фигура, ни на одну из моих фигур не похожа. Кто ты? Расскажи нам все честно, и мы отпустим тебя.

     Никита: (успокоившись) : А что рассказывать? Я жил себе дома с мамой, папой и братом. Был вечер, мама на кухне, папа с Вовкой играли в шахматы, а со мной никто не играл. Правда, папа хотел научить меня играть в шахматы. Но зачем мне эти шахматы нужны? (Делает недовольную гримасу.) Мне не интересно! Ну а потом я пошел спать, а проснулся уже здесь.

     Король: А знаешь ли ты, Никита, куда ты попал?

     Никита: Нет.

     Король: Ты попал в Шахматное королевство. Тебе у нас совсем не интересно?

     Никита: Шахматное королевство? Нет, у вас интересно. Но только я все равно хочу домой.

     Король: Ты легко можешь вернуться к маме, если умеешь играть в шахматы.

     Никита: Но я не умею играть в шахматы. Что же мне делать?

     Король: Придется научиться. А теперь мне пора. Меня ждут важные государственные дела. Ты должен научиться играть в шахматы к завтрашнему утру. А если нет, то останешься здесь навсегда. Уведите его в башню и заприте там до утра.

     Никита (оставшись один) : Что же мне делать? Кто мне поможет вернуться домой?

     К Никите подбегают две пешки: Не огорчайся, Никита! Если хочешь, мы тебя научим играть.

     2-я пешка: Для начала познакомимся поближе.

     Мы – шахматные пешки, 

     В бою не любим спешки.

     Шагаем лишь вперед,

     Назад не знаем ход.

     За нами «офицеры»,

     За нами Короли,

     Ладьи и «королевы»,

     И конные полки

     А я Конь! 

     Прыгнет Конь, подковы звяк!

     Необычен каждый шаг.

     Буква «Г» и так и сяк.

     Получается зигзаг.

     А я Слон!

     Если слон на белом поле

     Встал вначале (не забудь)

     Он другой не хочет доли-

     Знает только белый путь.

     А когда на поле черном

     Слон стоит, вступая в бой,

     Ходит, правилам покорный,

     Черной тропкой слон такой.

     До конца игры Слоны

     Цвету одному верны.

     А я Ладья!

     Эта башня боевая

     Неуклюжа, но сильна.

     Шаг тяжелый у Ладьи,

     В бой ее скорей веди!

     1-я пешка: Уже утро наступило нам пора к королю.

     Ферзь: Внимание, внимание! Начинаем состязание. Итак, мальчик, если ты сможешь дойти до последнего поля — будешь дома, а если нет, то останешься с нами. Но запомни, ты сможешь сделать шаг только после того, как дашь правильный ответ на вопрос. (Звучит гонг.)

     Сказочник: Ваше величество, мне жаль Никиту, а вам? Ведь шахматные фигуры помогают друг другу в сражении, не так ли? Пусть наши гости тоже помогут Никите.

     Король: Хорошо я согласен.

     А кто-нибудь из вас знает правила шахматной игры, умеет играть в шахматы? Вот здорово! Значит, вы сможете помочь Никите

     Король: 1-й вопрос: Может ли пешка ходить назад?

     2-ой вопрос: По полям какого цвета ходит ладья?

     Никита задумывается, смотрит в зал на гостей.

     Сказочник: Подскажите Никите! (Гости подсказывают.)

     Никита: Ладья ходит по белым и черным полям.

     3-ой вопрос: А вот белые Слоны, но зовут нас по-разному. Как?

     Никита: Я не знаю.

     Гости подсказывают: белопольные и чернопольные.

     4-ой вопрос: Как ходит конь? (Буквой Г)

     5-ой вопрос: Может ли ферзь сделать первый ход. (Нет)

     Никита: Ура мне осталась еще одна клетка.

     6-ой вопрос: Можно ли срубить короля. (Нет)

     Никита: Спасибо, вам зрители и вам спасибо, милые шахматы. Я обязательно научусь этой игре, теперь я знаю, какая это интересная и умная игра.

     Король: Нам пора, но мы не прощаемся, а говорим вам «до скорой встречи»!

     Все фигуры: До скорой встречи! (Уходят из зала.)

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    C:\Documents and Settings\игорь\Рабочий стол\печать фото\crossword6.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок математики по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс,четвёртая четверть. Урок-путешествие в королевство Задачи

    Задачи урока:  1. Для учителя: показать, чему научены дети, каков уровень их знаний, умений и вычислительных навыков к концу 2-го класса;      для учащихся: показать...

    шахматно-шашечный турнир в нашей школе

    Несмотря на то, что шашки и шахматы совершенно разные игры, они давно верно служат людям не только для развлечения, но и для развития умственных и аналитических способностей, часто конкурируя между со...

    Внеклассное мероприятие, посвященное "Дню Здоровья" для учащихся 1 класса "Путешествие по королевству "Будь здоров"

    Данное воспитательное мероприятие предназначено для учащихся 1 - ых классов, с целью закрепления знаний о здоровом образе жизни, поддержания бодрого, жизнерадостного настроения, воспитание интереса к ...

    Час общения ( совместно с родителями) Путешествие в Рубиновое королевство

    Данные занятия способствуют сплочению детско-родительского коллектива и поддержанию благоприятного психологического климата...

    Игра – путешествие «Путешествие в королевство Неболеек».

    Игра – путешествие «Путешествие в королевство Неболеек»....

    Ослепительная улыбка на всю жизнь. Путешествие в Зубное Королевство

    Дети поймут значение важных для гигиены полости рта слов (зубной налет, кариес, зубная нить, фтор) научатся связывать их с личной гигиеной полости рта, научатся понимать и использовать новы...

    Шахматно-шашечная школа.

    Программа по внеурочной деятельности " Шахматно-шашечная школа" предназначена для обучающихся 1-х классов....