Сценарий праздника «Путешествие по шахматно-шашечному королевству»
план-конспект занятия на тему
Сценарий для воспитательной работы и организации проектной деятельности по теме "Шахматы и шашки". Включает в себя театрализованное представление с использованием презентации и организацию шахматно-шашечного турнира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_shashechnogo_turnira.docx | 258.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное Образовательное Учреждение «Школа «РОСТОК»
Сценарий праздника
«Путешествие по шахматно-шашечному королевству»
Подготовила
учитель начальных классов
I квалификационной категории
Овчинникова Елена Валерьевна
2014
Сценарий
Цель: Популяризация интеллектуальных видов спорта в ученической среде
Задачи:
- Активизировать мыслительную деятельность, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, находчивость, смекалку.
- Развивать чувство ответственности и умение разрешать проблемные ситуации.
- Воспитывать спокойствие и уверенность в своих силах, настойчивость, умение достойно выигрывать и проигрывать с достоинством.
ХОД ТУРНИРА
Ведущий 1: Открываем наш праздничный турнир музыкальным номером.
Приветствуем ребят!!!
«Весёлая песня о дружбе»
Если друг не смеётся,
Ты включи ему солнце,
Ты включи ему звёзды,
Это просто.
Ты исправь ошибку,
Превращая в улыбку,
Все грустинки и слёзы,
Это просто..
Воскресенье, суббота,
Дружба это не работа.
Дружба это не работа.
Есть друзья, а для них,
У друзей нет выходных.
Есть друзья, а для них,
У друзей нет выходных.
Если свалится счастье,
Подели его на части
И раздай всем друзьям,
Это просто.
А когда будет надо,
Все друзья будут рядом,
Чтоб включить тебе солнце или звёзды.
Воскресенье, суббота,
Дружба это не работа.
Дружба это не работа.
Есть друзья, а для них,
У друзей нет выходных.
Есть друзья, а для них,
У друзей нет выходных.
Если каждый друг по кругу
Другу протянет руку,
То будет видно в иллюминатор
Дружба - это экватор.
Если каждый друг планеты
Другу ромашкой помашет,
То станет ясно
Дружба - это планета ромашек.
Воскресенье, суббота,
Дружба это не работа.
Дружба это не работа.
Есть друзья, а для них,
У друзей нет выходных.
Есть друзья, а для них,
У друзей нет выходных.
Ведущий 2: Для приветствия всех участников и ведения нашего турнира к нам в гости пришли Королевы Шашек.
Под музыкальное сопровождение входят в коронах дамки:
Королева Белых шашек и Королева черных шашек.
Королева белых: Властью, данной мне «великим шашечным народом», я приветствую всех собравшихся на нашем празднике и хочу поведать вам историю рождения этой древней игры «Шашки».
- История шашек, как и многих других игр, уходит в далёкую древность. Игра, подобная шашкам была распространена в Древнем Египте и первые упоминания о ней относятся к 1600 году до н.э..
Королева черных: Подожди-ка, дорогая подружка, а почему это ты первая начинаешь праздник.
Королева белых: А потому, что по правилам шашечной игры – белые ходят первыми, то есть начинают игру белые шашки.
Ведущий: Многоуважаемые королевы, пожалуйста, не ссорьтесь. Вы обе главные и пусть каждая из вас поведает нам сейчас свою историю. ПРЕЗЕНТАЦИЯ
-В центре Парижа, в Лувре (это один из крупнейших и самый популярный музей мира) хранятся две шашечные доски, принадлежавшие фараонам. Так, например, из гробницы Тутанхамона была извлечена доска для игры в шашки, состоявшая из тридцати клеток. Древние египтяне считали, что шашки изобрел бог мудрости Тот.
- Как ни странно, по мнению исследователей, правила игры имели много общего с современными шашками. За несколько веков до нашей эры уже играли на 64-клеточной доске. Шашки были двух цветов - белые и черные. И представляли собой как бы две армии, которым предстояло сражение.
- Немцы, французы и другие народы называли ее иначе, но в каждом из этих языков прослеживалось слово "дама". Возможно, это объясняется тем, что в средние века женщины были окружены особым вниманием и почитанием рыцарей. Кстати, будущих рыцарей обязательно учили игре в шашки - они прививали столь необходимые воину навыки этики и тактики рыцарских поединков.
- На Руси появление шашек связывают с именем киевского князя Владимира Мономаха, жившего в XI веке. Однако археологические раскопки показали, что еще в III-IV веках нашей эры россы уже играли в шашки. Во многих былинах рассказывается о том, что шашки были одной из любимых игр русских богатырей.
В шашки любил играть Владимир Мономах, а Петр Первый ввел их в программу своих знаменитых ассамблей. Шашками увлекались Александр Суворов и Александр Пушкин, Лев Толстой и Антон Чехов, Александр Грин и Фридрих Шопен и многие-многие другие известные личности.
26 апреля 1998 года в Хьюстоне прошел самый массовый в истории сеанс одновременной игры в шашки. Барбадосец Рон Кинг, наподобие Остапа Бендера, обыграл 385 противников.
В чём же принципиальное отличие шахмат от шашек?
Шашки входят в категорию так называемых игр шашечного типа, в которые играют на расчерченной доске равноценными фишками.
Игры шахматного типа — включает настольные игры, в которые играют также на доске, но неравноценными фигурами.
Королевы чёрных - Остается добавить, что существуют различные классификации шашечных игр:
- По размерам доски — 12*12 (канадские), 10*10 (международные, стоклеточные), 8*8 (Русские шашки), 10*8 (80-клеточные).
- По особенностям правил игры.
Есть основание предполагать, что они явились результатом многовекового народного творчества: в них отображены воззрения того или иного народа на различные жизненные ситуации, на военное искусство и так далее.
Стихотворения о шашках читают ученики.
1.Игра, где правила легки:
Не выходя за рамки,
Лишь делать мелкие шажки
Для попаданья в дамки.
2.Шажки, шажки, одни шажки,
И нету здесь поблажки.
Назвали встарь игру — шажки,
Сейчас привычней — шашки.
3.Когда твердят мои друзья, что шашки я люблю напрасно
Ни рокировки, ни ферзя – все обязательно и ясно
Я молча ставлю им этюд
Простой: две на две – пусть решат!
4.Помучаются и поймут, что шашки – мудрость украшают
Неброских шашек простота весьма обманчива для глаза
Их глубина и красота не всем понятны и не сразу
Но счастлив тот, кто сам поймет узоры сложных комбинаций
Этюда ювелирный ход и бесконечность ситуаций!
Правила шахматно-шашечного турнира
1Королева –А сейчас мы проверим, как вы запомнили правила игры!
- - Кто начинает игру? / Начинают игру белые/
- - Как ходят шашки? / Соперники делают ходы по очереди, передвигая свою фишку по диагонали/
- - В кого превращается шашка, когда оказывается на противоположной стороне в последней горизонтали доски? /Она превращается в «дамку»/
- - Какое «Дамка» имеет преимущество перед остальными шашками? / Она передвигается по диагонали неограниченное количество квадратов/
- Какие качества необходимы игроку в шашки? / В шашки играют только умные, способные люди, честные, терпеливые, умеют проигрывать/
2Королева:
- Вы оказывается, очень многое знаете о шашечной игре. А на мои вопросы вы сможете ответить? У меня в сказочной доске есть интересные вопросы. Давайте, попробуем ответить.
- Сколько клеток на шашечной доске в игре "Русские шашки" (64).
- Сколько шашек у каждого игрока перед началом игры (12).
- Когда можно делать ход шашкой назад (Когда бьём шашку соперника).
- Какие шашки начинают игру? (Белые).
- Молодцы, ребята. Вы меня очень порадовали.
А сейчас мы приглашаем вас посмотреть
ПРИКЛЮЧЕНИЕ НИКИТЫ В ШАХМАТНОЙ СТРАНЕ
- Слово предоставляется главному судье….
-Внимание мы приступаем к церемонии награждения участников игры! За участие в игре награждается…..
- Игра в шашки тренирует логическое мышление и память, наблюдательность, находчивость, смекалку. Развивает умение решать проблемные ситуации. Воспитывает умение достойно выигрывать и проигрывать! Надеемся этот турнир прошел для всех нас с пользой!!!
Каждый награду свою получил.
Время пройдёт, соберёмся опять,
Будем сражаться и побеждать!
Источники
1. Елена Мякшина «Сценарий спортивного праздника для детей старшего дошкольного возраста «Шашечный турнир»
2. Бородулина Н.В. Методическая разработка по теме: «Сценарий открытого мероприятия «Шашки - это интересно»
3. Шашки Шахматы – Википедия
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИКЛЮЧЕНИЕ НИКИТЫ В ШАХМАТНОЙ СТРАНЕ
Сказочник: Сегодня я расскажу вам новую сказку, необычную и интересную. Итак, слушайте. В некотором царстве, в Клеточном государстве жили-были. Впрочем, давайте лучше посмотрим, что же там происходило.
Входит мальчик Никита.
Никита: Куда я попала?
С противоположной стороны появляются две белые пешки, сначала они осторожно крадутся, затем подбегают к Никите.
Белые пешки (вместе) : Стой! Кто идет?
Никита в испуге пятится.
1-я пешка (обращаясь ко второй) : Что это за шахматная фигура?
2-я пешка (рассматривая Никиту) : Не знаю…
1-я пешка (Никите) : Ты что за шахматная фигура?
Никита: Я не шахматная фигура, я мальчик.
2-я пешка: Какой еще «мальчик»?
Никита: Я мальчик Никита
Пешки переглядываются, пожимая плечами.
1-я пешка: Как ты сюда попал?
Никита: Сам не знаю. Я лег спать, а проснулся уже здесь.
Ладья: Что здесь происходит? Пешки, кто это?
1-я белая пешка: Это мальчик Никита.
Ладья: Я не знаю такой фигуры. Сейчас мы разберемся. Пойдем со мной к королю.
Он быстро решит, что с тобой делать.
Никита: (упирается) : Куда вы меня ведете? Я хочу домой!
Ферзь: Ваше величество, Ладья поймала вражеского шпиона. Прикажете доставить?
Король (садится на заранее приготовленное место) : Ведите.
Ферзь: Ладья, ведите вашего пленника!
Ладья (входит вместе с Таней) : Вот он, ваше величество!
Король: Странная фигура, ни на одну из моих фигур не похожа. Кто ты? Расскажи нам все честно, и мы отпустим тебя.
Никита: (успокоившись) : А что рассказывать? Я жил себе дома с мамой, папой и братом. Был вечер, мама на кухне, папа с Вовкой играли в шахматы, а со мной никто не играл. Правда, папа хотел научить меня играть в шахматы. Но зачем мне эти шахматы нужны? (Делает недовольную гримасу.) Мне не интересно! Ну а потом я пошел спать, а проснулся уже здесь.
Король: А знаешь ли ты, Никита, куда ты попал?
Никита: Нет.
Король: Ты попал в Шахматное королевство. Тебе у нас совсем не интересно?
Никита: Шахматное королевство? Нет, у вас интересно. Но только я все равно хочу домой.
Король: Ты легко можешь вернуться к маме, если умеешь играть в шахматы.
Никита: Но я не умею играть в шахматы. Что же мне делать?
Король: Придется научиться. А теперь мне пора. Меня ждут важные государственные дела. Ты должен научиться играть в шахматы к завтрашнему утру. А если нет, то останешься здесь навсегда. Уведите его в башню и заприте там до утра.
Никита (оставшись один) : Что же мне делать? Кто мне поможет вернуться домой?
К Никите подбегают две пешки: Не огорчайся, Никита! Если хочешь, мы тебя научим играть.
2-я пешка: Для начала познакомимся поближе.
Мы – шахматные пешки,
В бою не любим спешки.
Шагаем лишь вперед,
Назад не знаем ход.
За нами «офицеры»,
За нами Короли,
Ладьи и «королевы»,
И конные полки
А я Конь!
Прыгнет Конь, подковы звяк!
Необычен каждый шаг.
Буква «Г» и так и сяк.
Получается зигзаг.
А я Слон!
Если слон на белом поле
Встал вначале (не забудь)
Он другой не хочет доли-
Знает только белый путь.
А когда на поле черном
Слон стоит, вступая в бой,
Ходит, правилам покорный,
Черной тропкой слон такой.
До конца игры Слоны
Цвету одному верны.
А я Ладья!
Эта башня боевая
Неуклюжа, но сильна.
Шаг тяжелый у Ладьи,
В бой ее скорей веди!
1-я пешка: Уже утро наступило нам пора к королю.
Ферзь: Внимание, внимание! Начинаем состязание. Итак, мальчик, если ты сможешь дойти до последнего поля — будешь дома, а если нет, то останешься с нами. Но запомни, ты сможешь сделать шаг только после того, как дашь правильный ответ на вопрос. (Звучит гонг.)
Сказочник: Ваше величество, мне жаль Никиту, а вам? Ведь шахматные фигуры помогают друг другу в сражении, не так ли? Пусть наши гости тоже помогут Никите.
Король: Хорошо я согласен.
А кто-нибудь из вас знает правила шахматной игры, умеет играть в шахматы? Вот здорово! Значит, вы сможете помочь Никите
Король: 1-й вопрос: Может ли пешка ходить назад?
2-ой вопрос: По полям какого цвета ходит ладья?
Никита задумывается, смотрит в зал на гостей.
Сказочник: Подскажите Никите! (Гости подсказывают.)
Никита: Ладья ходит по белым и черным полям.
3-ой вопрос: А вот белые Слоны, но зовут нас по-разному. Как?
Никита: Я не знаю.
Гости подсказывают: белопольные и чернопольные.
4-ой вопрос: Как ходит конь? (Буквой Г)
5-ой вопрос: Может ли ферзь сделать первый ход. (Нет)
Никита: Ура мне осталась еще одна клетка.
6-ой вопрос: Можно ли срубить короля. (Нет)
Никита: Спасибо, вам зрители и вам спасибо, милые шахматы. Я обязательно научусь этой игре, теперь я знаю, какая это интересная и умная игра.
Король: Нам пора, но мы не прощаемся, а говорим вам «до скорой встречи»!
Все фигуры: До скорой встречи! (Уходят из зала.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс,четвёртая четверть. Урок-путешествие в королевство Задачи
Задачи урока: 1. Для учителя: показать, чему научены дети, каков уровень их знаний, умений и вычислительных навыков к концу 2-го класса; для учащихся: показать...
шахматно-шашечный турнир в нашей школе
Несмотря на то, что шашки и шахматы совершенно разные игры, они давно верно служат людям не только для развлечения, но и для развития умственных и аналитических способностей, часто конкурируя между со...
Внеклассное мероприятие, посвященное "Дню Здоровья" для учащихся 1 класса "Путешествие по королевству "Будь здоров"
Данное воспитательное мероприятие предназначено для учащихся 1 - ых классов, с целью закрепления знаний о здоровом образе жизни, поддержания бодрого, жизнерадостного настроения, воспитание интереса к ...
Час общения ( совместно с родителями) Путешествие в Рубиновое королевство
Данные занятия способствуют сплочению детско-родительского коллектива и поддержанию благоприятного психологического климата...
Игра – путешествие «Путешествие в королевство Неболеек».
Игра – путешествие «Путешествие в королевство Неболеек»....
Шахматно-шашечная школа.
Программа по внеурочной деятельности " Шахматно-шашечная школа" предназначена для обучающихся 1-х классов....
Проектная работа по чтению "Путешествие в садово-огородное королевство"
Для обучающихся с нарушением слуха чтение имеет исключительное значение, так как оно вводит их в жизнь, помогает понять и правильно оценить общес...