Главные вкладки

    Шахматно-шашечная школа.
    рабочая программа (1 класс) на тему

    Программа по внеурочной деятельности " Шахматно-шашечная школа" предназначена для обучающихся 1-х классов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 1_g_shahmatno-shashechnaya_shkola.docx48.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан

       «Рассмотрено»

       Руководитель МО

     классных руководителей

       ________/  Суарметова С.С.

       Протокол №________  от

       «___»___________2017 г.

         «Согласовано»

         Заместитель директора  по ВР

         МБОУ   «СОШ №31»

         ________/   Бочкарева С.В.

         «___»___________2017 г.

         «Утверждаю»

          Директор МБОУ  «СОШ №31»

          ________/   И.А. Габдуллахатов

          Приказ № _________ от

          «___»___________2017 г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    внеурочной деятельности

    «Шахматно – шашечная школа»

    Основиной Ларисы Юрьевны,

    учителя начальных классов высшей квалификационной категории

     

    МБОУ «СОШ №31» НМР РТ

    2017-2018 учебный год

    Пояснительная записка

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматно-шашечная школа» для 1Б класса  разработана на основе следующих нормативных документов:

    1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 года № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, от 29 декабря 2014 г. № 1643.

    2.    Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ №31»

    3.    Программа внеурочной деятельности МБОУ «СОШ №31» на 2017-2018 учебный год.

             4.    Положение о рабочей программе педагога

    Структура рабочей программы соответствует «Положению о рабочей программе по ФГОС НОО и  ООО МБОУ «СОШ №31» и  Положению о внеурочной деятельности обучающихся.

    Цели программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

    Задачи программы:

    - формирование ключевых компетенций (коммуникативных, интеллектуальных, социальных) средством игры в шахматы;

    - формирование критического мышления;

    - формировать умение играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

    - умение находить  простейшие  тактические идеи и приемы и использовать их в практической игре;

    - умение оценивать позицию и реализовать материальный перевес;

    - овладение навыками игры в шахматы.

    - формирование конкретного системного мышления, развитие долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания, творческого мышления;

    - формирование творческих качеств личности (быстрота, гибкость, оригинальность, точность)

    - формирование адекватной самооценки, самообладания, выдержки, воспитание уважения к чужому мнению; воспитывать потребность в здоровом образе жизни

    Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски.  Большое место отводится изучению "доматового" периода игры.   На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

    • принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
    • принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
    • принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
    • принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
    • принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

    Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и  личностного развития. Это позволяет рассчитывать на  проявление у детей устойчивого  интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

    Основные методы и технологии

    На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется при знакомстве с шахматными фигурами, изучении шахматной доски, обучении правилам игры, реализации материального перевеса.

     Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм  мышления:  анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.

     При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.

     На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

    Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

     Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

    Основные формы и средства обучения: практическая игра, решение шахматных задач, комбинаций и этюдов, дидактические игры и задания, игровые упражнения;  теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки, участие в турнирах и соревнованиях.

    Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в  соревновательной обстановке.

    Описание места курса в учебном плане

    Объем программы: программа рассчитана на четыре года обучения. На реализацию курса отводится 1 час в неделю  (1 класс – 33 часа в год, 2 класс – 34 часа в год, 3 класс – 34 часа в год, 4 класс – 34 часа в год). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30-40 минут.

     «Планируемые результаты освоения предмета курса внеурочной деятельности»

     («Требования к уровню подготовки обучающихся») 

    Личностные результаты освоения программы курса.

    – формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;

    – формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

    – развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    – развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

     – формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

    – развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

    – развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

    – формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни

    Метапредметные результаты освоения программы курса.

    – овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

    – формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    – формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

    – определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

    – готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

    – овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

    Предметные результаты освоения программы курса.

    – формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной  учебы и социализации;

    – овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);

    – взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии  и соревнований в соответствии с шахматным кодексом;

    – выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций;

    -развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм волевого управления поведением.

    Содержание курса

    1 класс – 33 часа

    1. Шахматная доска– 2ч

     Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

    Дидактические игры и задания

    «Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками).

    «Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

    «Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

    2. Шахматные фигуры– 3ч

    Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

    Дидактические игры и задания

    «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.        

    «Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.        

    «Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается) заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».

    «Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать,    какая фигура загадана.        

    «Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

    «Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

    3. Начальная расстановка фигур - 2ч

    Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

    Дидактические игры и задания

    «Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

    «Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

    «Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение, верно, то мяч следует поймать.

    4. Ход и взятие фигур– 16ч

    Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

    Дидактические игры и задания        

    «Игра на уничтожение» — важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

    «Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

    «Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.

    «Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

    «Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

    «Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

    «Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

    «Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

    «Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

    «Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

    «Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее — побить незащищенную фигуру.

    «Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

    «Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

    «Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

    5. Цель шахматной партии -  7ч

    Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

    Дидактические игры и задания

    «Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

    «Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.

    «Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

    «Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.

    «Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

    «Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

    «Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

    6. Игра всеми фигурами из начального положения -  3ч

    Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

    Дидактические игры и задания

    «Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.

     

    Тематическое планирование

    1 класс – 33часа

    Тема занятия

    Кол-во часов

    1.

    Знакомство с шахматной доской

    1

    2.

    Шахматная доска

    1

    3.

    Знакомство с шахматными фигурами

    1

    4.

    Знакомство с шахматной фигурой. Ладья.

    1

    5.

    Знакомство с шахматной фигурой. Слон.

    1

    6.

    Начальное положение

    1

    7.

    Начальная расстановка фигур.

    1

    8.

    Ходы и взятие фигур.

    1

    9.

    Ладья в игре.

    1

    10.

    Знакомство с шахматной фигурой. Слон.

    1

    11.

    Слон в игре.

    1

    12.

    Ладья против слона.

    1

    13.

    Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь.

    1

    14.

    Ферзь в игре.

    1

    15.

    Ферзь против ладьи и слона.

    1

    16.

    Конь. Знакомство с шахматной фигурой.

    1

    17.

    Конь в игре.

    1

    18.

    Конь против ферзя, ладьи слона.

    1

    19.

    Знакомство с пешкой.

    1

    20.

    Пешка в игре.

    1

    21.

    Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

    1

    22.

    Знакомство с шахматной фигурой. Король.

    1

    23.

    Король против других фигур.

    1

    24.

    Шах

    1

    25.

    Мат.

    1

    26.

    Ставим мат.

    1

    27-28

    Ничья, пат.

    1

    29-30

    Рокировка.

    2

    31

    Шахматная партия.

    1

    32

    Повторение программного материала.

    1

    33

    Повторение программного материала.

    1

    Перечень учебно-методического обеспечения

    1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011.
    2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение,2011.
    3. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
    4. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
    5. Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
    6. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
    7. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
    8. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
    9. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
    10. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
    11. Сборник дидактического материала к поурочному планированию занятий по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы-составители: педагоги д/о Зайкин В.В., Зайкина В.Л. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" района Талнах, 2010. - 57сАвербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. М., ФиС, 1972 г.
    12. Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. М., Сов. Россия, 1970 г.
    13. Бондаревский И. Учитесь играть в шахматы. М., ФиС, 1999 г.
    14. Бронштейн Д., Самоучитель шахматной игры. ФиС, 1982.
    15. Журавлев Н. Шаг за шагом. М., ФиС, 1986 .
    16. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. М., ФиС, 1983.
    17. Костьев А. Уроки шахмат. М., ФиС, 19

    Календарно- тематическое планирование

    1 класс – 33часа

    Тема занятия

    Кол-во часов

    Дата проведения

    Проведено по плану

    Факт

    1.

    Знакомство с шахматной доской

    1

    2.

    Шахматная доска

    1

    3.

    Знакомство с шахматными фигурами

    1

    4.

    Знакомство с шахматной фигурой. Ладья.

    1

    5.

    Знакомство с шахматной фигурой. Слон.

    1

    6.

    Начальное положение

    1

    7.

    Начальная расстановка фигур.

    1

    8.

    Ходы и взятие фигур.

    1

    9.

    Ладья в игре.

    1

    10.

    Знакомство с шахматной фигурой. Слон.

    1

    11.

    Слон в игре.

    1

    12.

    Ладья против слона.

    1

    13.

    Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь.

    1

    14.

    Ферзь в игре.

    1

    15.

    Ферзь против ладьи и слона.

    1

    16.

    Конь. Знакомство с шахматной фигурой.

    1

    17.

    Конь в игре.

    1

    18.

    Конь против ферзя, ладьи слона.

    1

    19.

    Знакомство с пешкой.

    1

    20.

    Пешка в игре.

    1

    21.

    Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

    1

    22.

    Знакомство с шахматной фигурой. Король.

    1

    23.

    Король против других фигур.

    1

    24.

    Шах

    1

    25.

    Мат.

    1

    26.

    Ставим мат.

    1

    27-28

    Ничья, пат.

    1

    29-30

    Рокировка.

    2

    31

    Шахматная партия.

    1

    32

    Повторение программного материала.

    1

    33

    Повторение программного материала.

    1


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если Ваш ребенок не хочет идти в школу?

    Консультация для родителей. В этой статье хочу поделиться полезной информацией,  рекомендациями для профилактики возможных проблем....

    шахматно-шашечный турнир в нашей школе

    Несмотря на то, что шашки и шахматы совершенно разные игры, они давно верно служат людям не только для развлечения, но и для развития умственных и аналитических способностей, часто конкурируя между со...

    О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

     На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

    Каталог музыкальных иллюстраций для начальной школы по программам "Школа 2100" и "Школа России"

    Методическая разработка по использованию сопроводительного музыкального материала для иллюстраций по основным предметам в начальной школе....

    Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)

    В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями,  интеллектуальн...

    Сценарий праздника «Путешествие по шахматно-шашечному королевству»

    Сценарий для воспитательной работы и организации проектной деятельности по теме "Шахматы и шашки". Включает в себя театрализованное представление с использованием презентации и организацию шахматно-ша...