Совместная работа воспитателя группы продленного дня с родителями в развитии ребенка в условиях введения ФГОС НОО
методическая разработка на тему

Выступление на МО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_gpd.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная работа воспитателя группы продленного дня с родителями в развитии ребенка в условиях введения ФГОС НОО

       Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа групп продленного дня.

      Группа продленного дня  является моделью организации внеурочной деятельности школьников, создает благоприятные условия для повышения эффективности выполнения обучающимися домашних заданий, способствует личностному росту детей.

     Основные преимущества организации данной модели внеурочной деятельности: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание; сложившаяся практика финансирования ГПД.

      Для максимально эффективной работы ГПД необходимо четкое, продуманное планирование всех направлений ее работы, а также комплексный, системный подход к организации обучения, воспитания, развития и здоровьесбережения обучающихся, посещающих группы.   

      Главная цель ГПД – создание условий для полноценного развития личности младших школьников: развитие эмоций, творческих способностей, речевых навыков, волевых качеств, эстетического отношения к окружающему миру, познавательных способностей, способностей к самовыражению.  А также  создание благоприятной обстановки для подготовки домашнего задания, воспитание у детей самостоятельности, самодисциплины, самоуважения, уверенности  ребёнка в успехе.

      Роль школы в современных условиях – стать центром духовного развития личности каждого учащегося, координатором усилий родителей и педагогов в деле воспитания социально адаптированного к условиям современной действительности ребенка. Эффективность такой работы во многом зависит от взаимодействий педагога и родителей: от их взаимопонимания в постановке целей и задач, установления приоритетов в области воспитания, умелой организации сотрудничества детей и взрослых, создания благоприятных условий для развития детской самостоятельной деятельности.  

     Обострившиеся социальные проблемы общества неотвратимо оказывают негативное влияние на семейное воспитание. Родители, занятые решением наболевших вопросов обустройства быта, материального благополучия, а порой и просто физического выживания семьи, всё меньше внимания уделяют проблемам воспитания детей.

Чаще всего  дети, принятые в ГПД, оказываются из социально незащищенных семей: малообеспеченные семьи, многодетные семьи, одинокие семьи  (развод, потеря кормильца в семье, родители-инвалиды).

     Группа комплектуется на основании заявлений родителей. Практически все родители заняты на работе полный рабочий день, а дети находятся в школе с 8 утра до 5 часов вечера. В связи с этим большая ответственность ложится на воспитателя группы продлённого дня. Задача воспитателя – убедить каждого родителя в ценности личности конкретного ребенка, помочь в определении направленности воспитания каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, интересов, склонностей, потребностей и стремления к самореализации, сформировать мотив и потребность родительского участия в воспитании гражданина.

      Осуществление безболезненной адаптации вновь прибывших учащихся к условиям ГПД, режиму дня, выполнению требований воспитателя и правилам общения с воспитанниками способствует непрерывная связь с родителями. Я стараюсь поговорить с каждым родителем, пришедшим за ребенком. Рассказать о его  успехах и неудачах. Обязательно спрашиваю у родителей о том, какими впечатлениями о школе  делятся дети дома. Такие беседы помогают глубже проникнуть  во внутренний мир ребенка. В начале года провожу анкетирование родителей с целью узнать психологический настрой ребенка на школу, раскрыть его потенциальные возможности, интересы, увлечения, роль родителей в развитии ребенка. В дальнейшем я планирую свою работу с учетом результатов анкетирования.

      В современных условиях введения ФГОС НОО родители являются полноправными участниками образовательного процесса, поэтому развитие ребенка является результатом совместной деятельности учителя, воспитателя и родителей. В этой связи стараюсь построить отношения с  семьей по определенному алгоритму:

 Используя этот алгоритм, я достигаю понимания со стороны родителей моих целей и стремлений. Кроме индивидуальной работы с родителями, которой я отвожу главную роль, существуют и другие методы работы, они так же важны и необходимы в педагогической деятельности, так как в комплексе способствуют полноценному развитию детей в современном обществе.

Мамы и папы являются активными участниками праздников, клубных часов, конкурсов, которые проводятся в группе продленного дня. Вместе с родителями мы готовились к новогодним праздникам, украшали класс, мастерили кормушки. Такая деятельность позволяет глубже раскрыть творческие возможности детей, а родителям лучше узнать своих чад.

      Родители посещают занятия или мероприятия в ГПД, беседуют с детьми, дают свою оценку. Результат: создание ситуации успеха, проявление интереса родителя к ребёнку и к тому, чем он занят на группе продленного дня.  Родители удовлетворены разносторонним развитием своих детей через различные виды деятельности и результатами работы группы продленного дня.  

Неотъемлемой частью этой работы является просветительская деятельность педагога. Поэтому я стараюсь принимать участие в родительских собраниях, которые организуют классные руководители.  Считаю, что мои выступления позволяют расширить педагогические знания родителей:

  • «Значение режима дня в ГПД  в процессе адаптации первоклассника к школьной жизни»
  • “Книга в семье и духовное развитие ребенка. Семейная библиотека”.
  • “Когда слово воспитывает.  

   Общение в непринужденной обстановке, советы помогают родителям почувствовать уверенность в себе, в своем ребенке, а также решить семейные проблемы. Это подтверждается тем, что возрастает активность родителей, воспитательные проблемы становятся все более конкретными, уменьшается степень погрешности прогнозируемого и полученного результата, а в итоге выигрывают только дети.

Приложение1

Анкета для выявления уровня педагогических возможностей родителей.

1. Где Вы черпаете педагогические знания:

а) используете жизненный опыт, советы знакомых

б) читаете педагогическую литературу

в) используете советы воспитателей

г) слушаете передачи радио и телевидения.

2. Какие методы воспитания считаете наиболее результативными:

а) убеждения

б) принуждения

 в)требования

г) поощрения

д) наказания

е) обучения и личного примера.

3. Какие виды поощрения используете чаще:

а) словесные

б) подарки

в) развлечения.

4. Какие виды наказания, на Ваш взгляд, наиболее эффективны в воспитании:

а) запугивание

б) проявление неодобрения (словесно или мимикой, жестами)

в) физическое наказание

г) лишение развлечений или обещанных подарков

д) словесная угроза.

5. Единодушны ли члены Вашей семьи в своих требованиях к ребенку:

а) единодушны всегда

б) иногда расходятся во мнениях

в) единодушия не бывает никогда.

Приложение 2

 Алгоритм взаимодействия с семьей.

1-я стадия. Поиск контактов при первой встрече. 

 Воспитатель должен проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом.

2-я стадия. Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркивать его индивидуальность, неповторимость.  

На этом этапе уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении  первоклассника. 

3-я стадия Установление общих требований к воспитанию ребенка.  

Педагог побуждает родителей высказать свои взгляды на воспитание ребенка. Выслушивает мнение родителей об используемых ими методах, даже если  оно  ошибочно. Не опровергает, а предлагает свои способы воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований. 

4-я стадия. Упрочение сотрудничества в достижении общей цели.  

Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотрудничеству. 

5-я стадия. Реализация индивидуального подхода. 

 Педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе и на перевоспитание ребенка. 

6-я стадия. Совершенствование педагогического сотрудничества.  

Готовые рецепты не предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности. Это стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий. Инициатором контакта является педагог.

Приложение 3

Анкета для родителей первоклассников.

  1.Ф.И.ребёнка  

2.Будет ли ребёнок посещать ГПД?  

3. Будет ли ребёнок завтракать в школе?

4. Является ли ваша семья полной?

5. Является ли ваша семья многодетной? (указать кол-во детей и возраст)  

6.  Является ли ваша семья малообеспеченной?

7. Какие кружки, спортивные секции посещает ребёнок?

8. Часто ли ребёнок болеет? Какие тяжёлые заболевания или травмы перенёс?

9. Чем больше всего любит заниматься ваш ребёнок?

10. Какие меры воздействия на ребёнка применяются в семье? (поощрения, наказания)

11. Какие навыки самообслуживания развиты у ребёнка? (самостоятельность в уборке игрушек, постели и др.)

12. Как ваш ребёнок помогает в работе по дому?

13. . Подчеркните, какие из перечисленных видов деятельности ребёнок выполняет успешнее всего: рисование, лепка, пение, конструирование, придумывание игр, пересказ сказок и историй,

14. Какие качества и способности вашего ребёнка вы особенно цените?  

15. От каких дурных привычек вы стремитесь отучить вашего ребёнка?

16. Где, чаще всего, вы совместно с ребёнком проводите досуг? (дома, на прогулке, в театре и т.п.),  

17. Какие затруднения вы испытываете в воспитании ребёнка?

18. Состоите ли на учете в Службе социального обеспечения (по какой статье)?

Доклад на тему:

«Совместная работа воспитателя группы продленного дня с родителями в развитии ребенка в условиях введения ФГОС НОО»

                                                                                          Подготовила: воспитатель ГПД

                                                                                     Суслова Л.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная работа воспитателя группы продлённого дня и классного руководителя начальной школы по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у воспитанников.

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее ёмким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние п...

Работа воспитателя группы продленного дня совместно с родителями в развитии ребенка в условиях введения ФГОС НОО

     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образовани...

Группа продленного дня как модель организации внеурочной деятельности в условиях введения и реализации ФГОС

Данная статья рассказывает о новых технологиях в работе группы продленного дня...

Совместная работа воспитателя группы продленного дня с родителями в развитии ребенка в условиях ФГОС

ФГОС представляет собой совокупность обязательных требований к начальному образованию.Федеральный образовательный стандарт начальногшо общего образования предусматривает реализацию основной образовате...

Организация работы воспитателя группы продленного дня с родителями.

Необходимой составной частью образовательно - воспитательного процесса в группе продленного дня является установление тесной связи взрослых и детей. Для того чтобы наладить взаимодействие с семьёй, на...