Группа продленного дня как модель организации внеурочной деятельности в условиях введения и реализации ФГОС
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Наталья Павловна Мухина

Данная статья рассказывает о новых технологиях в работе группы продленного дня

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Группа продленного дня как модель организации внеурочной деятельности в условиях введения и реализации ФГОС»

    Группа продлённого дня – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих  увлечений, своего «я». Здесь  ребёнок  делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность.

       Воспитательные   мероприятия  направлены на развитие познавательной активности младших школьников;  на организацию исследовательской деятельности во время экскурсий и прогулок; на создание комфортной, благоприятной и радостной обстановки в группах с использованием здоровьесберегающих технологий.

      Внеурочная деятельность в начальной школе является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

      Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей детей в содержательном досуге, их участие в самоуправлении в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

             В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Группа продленного дня является моделью организации внеурочной деятельности, которая создает условия для социального,  культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желание активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать свое свободное время.

             Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.

            Конечно, воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно  это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Часы,отводимые на внеурочную деятельность,  используются на реализацию ее форм.

            Посещая кружки, секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря работе воспитателя, глубже изучается материал, раскрываются у первоклассников такие способности, как творческие, организаторские, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии детей.

            В настоящее время   на  сознание детей оказывают влияние  различные средства массовой  информации: телевидение, интернет, печать, и видео компьютерной индустрии.

            Очень резко снижен уровень детей чтения художественной литературы.   Ограничен круг общения со сверстниками, дети не хотят участвовать в детских общественных организациях. Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности.

      Именно сейчас дети должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными, выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности.

            Такая возможность представляется Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения.

Во внеурочную деятельность ГПД входит:                                                                                                 - выполнение домашнего задания (организация, контроль, помощь);                - индивидуальные занятия  с детьми;                                                                                      - кружки;                                                                                                                                          - организация питания;                                                                                                                - организация прогулок;                                                                                                             - организация  занятий по интересам и досуговой деятельности учащихся.

     ГПД -  это активная коммуникативная среда, в которой проходит общение на разных уровнях. Дети общаются между собой не только во время досуговой деятельности, но и взаимодействуют на самоподготовке, во время обеда, прогулок и т. д. На занятиях  в ГПД  дети совместно играют, учатся, занимаются творческой деятельностью, что   способствует  развитию социального опыта общения. В процессе общения школьники  познают друг друга, у них появляется возможность сравнивать себя с другими.  Дети разных возрастов с удовольствием работают вместе.

            В группе  проводятся интеллектуально-познавательные  беседы, игры, конкурсы, викторины на разную тематику: своя игра «Школа здоровья», математическая викторина, интеллектуально-познавательная игра «Что? Где? Когда?», познавательная новогодняя викторина, игра-викторина по ПДД «В гостях у Светофора», экологический марафон и т.п. Во время этих занятий дети играют, общаются, познают что-то новое. Все эти мероприятия способствуют развитию коммуникативных умений и навыков учащихся: высказывать свою точку зрения, прислушиваться к мнению других, развивать речь, обогащать словарный запас.

     Проводятся и  индивидуальные беседы с детьми, при которых ребенок может поделиться своими проблемами. По мере возможностей стараюсь помочь ему в них разобраться. Обсудить причины плохого поведения и вместе сделать соответствующие выводы.

             В группе продленного дня проводятся прогулки – это активный отдых на воздухе в тесном общении с природой, людьми на улице, друг с другом  в более естественной обстановке, что помогает детям сбросить накопившуюся усталость и восстановить свои силы. Подвижные игры, которые организуются во время прогулки, способствуют развитию физической силы, ловкости, организованности, внимательности, умения договариваться и действовать в команде. Это такие игры, как: «Вышибала», «Цепи», «Салки», «Прятки», «Футбол» и другие.  В процессе проведения игр, дети учатся  отстаивать свое мнение, аргументировано убеждать другого человека, а также уметь соглашаться с другим мнением. Прогулка играет огромную роль в формировании умения вести себя в свободном общении, в играх.

      Основным образовательным мероприятием в группе продленного дня является самостоятельная работа, то есть, время, выделенное для выполнения домашнего задания.  Самоподготовка    учит детей планировать   свою деятельность, ответственно относиться к работе, помогать друг другу.      Организация учебной деятельности во время самоподготовки предполагает общение между учениками и воспитателем, между самими учащимися с целью взаимопомощи. Во время самостоятельной работы у детей возникают  различные трудности из-за пробелов в знаниях учащихся, на которые я обязательно  обращаю внимание, стараюсь помочь их восполнить.

            Большое внимание уделяю досуговой деятельности детей.  В свободное время объединяются и чередуются различные виды деятельности: рисование, работа с раскрасками, работа с бумагой и другими материалами, а также настольные развивающие игры, направленные на формирование у детей интеллектуально-творческих способностей: наблюдательности, памяти, логического мышления,  умения анализировать, сравнивать, находить ошибки и недостатки. Назову некоторые из этих развивающих игр: «Кто больше?», «Найди слово в слове», «Найди пару», «Допиши слово», «Запрещённая буква», «Исключение лишнего», «Найди отличия», разгадывание ребусов и кроссвордов и другие. В условиях занимательной развивающей игры дети получают навыки групповой работы, то есть происходит развитие коммуникативных способностей и создаётся радостное рабочее настроение, что  немаловажно в условиях длительного пребывания детей в школе.

             Эти развлечения включают в себя творческую деятельность. На таких занятиях дети принимают активное и осознанное участие, используют свои знания и учат других – совместная работа выставляется на всеобщее обозрение. В связи с этим в ГПД раскрывается потенциал детей, создается благоприятный психологический климат, умение переключаться с одного вида деятельности на другой.

            Стараюсь сделать пребывание ребенка в ГПД комфортным, так как только при этом условии можно говорить об успешности образовательного процесса, укреплении эмоциональной сферы ребенка, сохранении и приумножении здоровья детей.

             Пребывание ребенка в группе продленного дня создает условия для посещения   различных кружков и секций, что способствует самовыражению детей и улучшению их коммуникативных навыков. Детям предлагаются различные формы деятельности, из которых каждый ученик может выбрать то, что ему больше нравится и что лучше получается.

            Обучающиеся развивают свои творческие способности в кружках  дополнительного образования: «Мастерская Самоделкина», «Бумажная фантазия», «Ансамбль «Звёздный», «Юные художники», а также в спортивных секциях.  Посещение  всех форм дополнительного образования способствует формированию разновозрастного коллектива. Я стараюсь работать в тесном контакте с классными руководителями, педагогами дополнительного образования.

            Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы сделать вывод о том, что деятельность группы продленного дня способствует обеспечению необходимыми условиями для реализации внеурочной деятельности.

             Совместная учебная, игровая, познавательная, спортивно-оздоровительная и любая другая досуговая деятельность школьников разного возраста в условиях ГПД – это получение позитивного социального опыта общения, взаимодействия и развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Проблема  использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их де...

Современная модель организации исследовательской деятельности в условиях перехода к новым ФГОС

В работе представлена система работы по формированию исследовательской культуры с учащимися начальной школы с презентацией. В работе можно найти тренинговые занятия по приобретению учащимися специальн...

Из опыта работы "Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО второго поколения".

Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание высоконравственного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. ...

Модель организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО

  В     соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО)  внеурочная деятельн...

Модель организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО

Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов школы предполагает, что в ее реализации принимают участие педагогические работники школы (учителя, педагог-организатор, со...