Формы организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО второго поколения.
методическая разработка на тему

Великанова Елена Васильевна

Доклад из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_organizatsii_vneurochnoy_deyatelnosti_shkolnikov.doc165 КБ

Предварительный просмотр:

Формы организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО второго поколения.

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. 
   Внеурочная работа
 – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. 

В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности.

             Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков. Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Согласно требованиям Стандарта:

Внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности:

  • спортивно-оздоровительное,
  • духовно-нравственное,
  • социальное,
  • общекультурное,
  • общеинтеллектуальное.

Пять  направлений внеурочной деятельности реализуются в её  9 видах:

  • 1) игровая деятельность;
  • 2) познавательная деятельность;
  • 3) проблемно-ценностное общение;
  • 4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое
  •   общение);
  • 5) художественное творчество;
  • 6) социальное творчество (социально преобразующая
  •    добровольческая деятельность);
  • 7) трудовая (производственная) деятельность;
  • 8) спортивно-оздоровительная деятельность;
  • 9) туристско-краеведческая деятельность

Формы внеурочной деятельности:

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой.

Спортивно-оздоровительное направление создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре.

Ведущие  формы деятельности:

  • Спортивно-массовые и физкультурно -оздоровительные общешкольные мероприятия: школьные спортивные турниры, соревнования, Дни здоровья  
  • Утренняя зарядка, физкультминутки на уроках, организация оздоровительных перемен и прогулок на свежем воздухе
  • Контроль за соблюдением санитарно -гигиенических требований  
  • Оформление уголков  по технике безопасности, проведение инструктажей

Целью духовно-нравственного направления является освоение детьми духовных ценностей  мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.

Ведущие  формы деятельности:

  • Беседы, игры нравственного и духовно -нравственного содержания
  • Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей  
  • Проведение совместных праздников школы и общественности  
  • Экскурсии, целевые прогулки  
  • Детская благотворительность  
  • Организация выставок (совместная деятельность  детей и родителей)

Социальное направление помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.

Ведущие  формы деятельности:

  • Работа в рамках проекта «Благоустройство школьной территории»  
  • Работа  по озеленению школы  
  • Организация дежурства в классах  
  • Профориентационные беседы, встречи с представителями разных профессий  
  • Выставки поделок и детского творчества  
  • Трудовые десанты, субботники  
  • Сюжетно-ролевые игры

Общекультурная деятельность ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков.

Ведущие  формы деятельности:

  • Культпоходы в  музеи, библиотеки,  выставки  
  • Концерты, инсценировки, праздники на уровне  класса и школы
  • Кружки художественного творчества  
  • Праздничное оформление школы и  класса

Общеинтеллектуальное  направление предназначено помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную  активность, любознательность.

Ведущие  формы деятельности:

  • Викторины, познавательные игры  
  • Детские исследовательские проекты  
  • Внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)  
  • Предметные недели , праздники, уроки Знаний, конкурсы  

Уровни результатов внеурочной деятельности

        Первый уровень (школьник знает и понимает общественную жизнь  - 1 класс) – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.

        Второй уровень (школьник ценит общественную жизнь - 2 - 3 класс) – формирование  позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).

        Третий уровень (школьник самостоятельно действует в общественной жизни -  4 класс) – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Методический конструктор внеурочной деятельности

(составители Д.В.Григорьев, П.В.Степанов)

Вид внеурочной

деятельности

Уровень результатов

внеурочной деятельности

Преимущественные формы достижения результата

1. Игровая

1. Приобретение школьником  социальных знаний

Ролевая игра

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Деловая игра

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Социально-моделирующая игра

2. Познавательная

1. Приобретение школьником  социальных знаний

Викторины, познавательные игры, познавательные беседы.

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Дидактический театр, общественный смотр знаний.

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)

3. Проблемно-ценностное общение

1. Приобретение школьником  социальных знаний

Этическая беседа

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Дебаты, тематический диспут

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов

4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)

1. Приобретение школьником  социальных знаний

Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки.

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы.

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Школьные благотворительные концерты, выставки, фестивали

5. Художественное творчество

1. Приобретение школьником  социальных знаний

Кружки художественного творчества.

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе.

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Социальные проекты на основе художественной деятельности

6. Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность)

1. Приобретение школьником  социальных знаний

Социальная проба (инициативное участие ребенка в социальной акции, организованной взрослыми).

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

КТД (коллективно-творческое дело).

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Социальный проект.

7. Трудовая (производственная) деятельность

1. Приобретение школьником  социальных знаний

ЛЕГО - конструирование, кружки технического творчества, кружки домашних ремесел.

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Трудовой десант, «Город мастеров», сюжетно-ролевые игры «Почта», «Фабрика».

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Субботник, детская производственная бригада.

8. Спортивно-оздоровительная

деятельность

1. Приобретение школьником  социальных знаний

Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах.

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Школьные спортивные турниры.

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты.

9. Туристско-краеведческая деятельность

1. Приобретение школьником  социальных знаний

Образовательная экскурсия

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Туристический поход

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Краеведческая экспедиция

Туристско-краеведческая экспедиция

Понимая взаимосвязь результатов и форм организации внеурочной деятельности школьников, педагоги смогут:

- разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с четким представлением о результате; 

- подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые смогут гарантировать достижение результата определенного уровня; 

- выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого; 

- оценивать качество программ внеурочной деятельности; 

- диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности.

Данные формы внеурочной деятельности в начальной школе должны способствовать формированию:

- эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях;

- установки на безопасный, здоровый образ жизни;

- способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

- умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;                                                                                                        

- умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

- логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений;

  • умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- способности использования начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений;

- значимости чтения для личного развития;

- формирования представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений;

- уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

- навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;

- умений организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта инновационного опыта "Формирование основ лингвистической компетенции у младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО"

Актуальность проблемы становления лингвистической компетенции младших школьников обосновывается необходимостью реализации системно-деятельностного подхода, который определен в ФГОС НОО и социальным за...

Из опыта работы "Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО второго поколения".

Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание высоконравственного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. ...

Предметные лаборатории как формы организации внеурочной деятельности в условиях перехода ФГОС НОО (из опыта работы)

Доклад на тему "Предметные лаборатории как формы организации внеурочной деятельности в условиях перехода ФГОС НОО И ООО"...

Группа продленного дня как модель организации внеурочной деятельности в условиях введения и реализации ФГОС

Данная статья рассказывает о новых технологиях в работе группы продленного дня...

Программа семинара-практикума «Преемственность форм организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО» 19.11-20.11. 2019 г.

Программа семинара-практикума «Преемственность форм организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО» 19.11-20.11. 2019 г....

Формы организации внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС НОО второго поколения

  Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллект...