Главные вкладки

    Современная модель организации исследовательской деятельности в условиях перехода к новым ФГОС
    статья на тему

    Ларионова Ольга Владимировна

    В работе представлена система работы по формированию исследовательской культуры с учащимися начальной школы с презентацией. В работе можно найти тренинговые занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию у них умений и навыков исследовательского поиска.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon 1._doklad.zip1.73 МБ

    Предварительный просмотр:

    Современная модель организации исследовательской деятельности

    в условиях перехода к новым ФГОС

     (Слайд 1)Если хочешь воспитывать у детей смелость ума,

    интерес к серьезной интеллектуальной работе,

    самостоятельность как личностную черту,

    то создавай такие условия, чтобы искорки их

    мыслей образовали царство мыслей, дай им

    возможность почувствовать себя в нем хозяевами.  

    Ш. А. Амонашвили

    Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. 

    (Слайд 1. 2й клик) В стандартах второго поколения указано, что одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в  образовательном процессе.

    В основу реализации федеральных государственных образовательных стандартов положен системно - деятельностный подход. И основным результатом обучения должно стать развитие личности ребёнка на основе учебной деятельности.

     Поэтому необходимо как можно раньше начинать всестороннее развитие ребенка. При этом помнить, что «ученик не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который необходимо зажечь».

    Это означает, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического и прикладного характера. Важное значение для достижения этой цели  имеет организация учебной деятельности  исследовательского характера.

    Особенно актуальна эта проблема для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе развития учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Не все дети являются маленькими гениями. (Слайд №2) Но у любого ребёнка есть свои сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение. А если не обращать на них внимание в детстве, – это может оставить отпечаток на всей дальнейшей жизни ребёнка: он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком.    

    Новые подходы в образовании требуют получения универсальных результатов образования, проявляющихся, прежде всего, в личностном развитии учащихся.

    Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Все эти качества личности формируются при выполнении проектно-исследовательских работ.

    Именно данное направление в рамках внеурочной деятельности подготовит ребёнка к поисковой  деятельности, позволит значительно расширить поле исследовательской деятельности для детей и приобрести исследовательский опыт- опыт творческого мышления. ….

    Ведь исследовательская деятельность помогает обучающимся: (Слайд 3)

    - научить себя учиться, что способствует саморазвитию;

    -  утвердить себя в своих глазах и в глазах других людей, что способствует  

       самоутверждению;

    - найти себя, что будет способствовать самоопределению;

    - реализовать себя, что способствует  самореализации;

    - научиться управлять собой, что способствует саморегуляции и  самовоспитанию.

    Педагоги нашей школы,  ищут новые способы, методы, направления работы, позволяющие развить  ребёнка, научить ориентироваться в огромном потоке информации. То есть, учить ребёнка учиться.  А для этого мы используем на уроках и во внеурочной деятельности проектную и исследовательскую  технологии, через  развитие  навыков исследовательского поведения.

           Материалы ведущих педагогов России,  в т. ч. А. И. Савенкова по организации исследовательской деятельности младших школьников, публикуемые в педагогической и методической литературе, опыт работы отдельных учителей начальной классов помогли нам создать свою систему работы в данном направлении.

            При организации исследовательской деятельности младших школьников учитываются  следующие приниципы: (Слайд 4)

    – целенаправленность;

    – систематичность;

    – мотивированность;

    – психологический климат  (благоприятный);

    – создание творческой атмосферы;

    – учет возрастных особенностей детей.

    (Слайд 5) Цель работы: совершенствование исследовательских способностей обучающихся через осознание механизмов, стимулирующих интеллектуально-творческий потенциал младших школьников.

    Исходя, из поставленной цели были сформулированы задачи: (Слайд 6)

    • Выявить и поддержать учащихся склонных к занятию исследовательской деятельностью;
    • Сформировать научные взгляды у учащихся;
    • Развить интеллектуальные, творческие способности учащихся;

    Ожидаемым результатом будет интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка.

    (Слайд 7) Исследовательская деятельность является эффективным инструментом формирования УУД учащихся начальной школы в условиях внеурочной деятельности.

    (Слайд 8)Личностных УУД

    1. адекватная самооценка;
    2. позитивное отношение к самому себе;
    3. формируется мотивационная основа учебной деятельности;
    4. вырабатывается внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

    (Слайд 9) Регулятивных УУД:

    1. дети учатся в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
    2. проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
    3. самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы

    Познавательных УУД: (Слайд 10)

    1. осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
    2. строить логическое  рассуждение, осуществлять сравнение, синтез; классифицировать;
    3. осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
    4. фиксировать информацию с помощью инструментов  ИКТ

    Коммуникативных УУД: (Слайд 11)

    1. строить понятные для партнёра высказывания;
    2. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
    3.  учитывать разные мнения,  устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать формулировать собственное мнение и позицию;
    4. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.

    Внеурочная работа  по организации исследовательской деятельности учащихся строится по трем направлениям.

    Первое направление – (Слайд 12) индивидуальная работа. Индивидуальные задания отдельным учащимся:

    - по подготовке разовых докладов, устных сообщений. Этот момент мы всегда обыгрываем. Дети, кто готовит доклад или сообщение становится тайным расследователем. Например, почему медведь назван медведем? Почему блины круглые? Почему число 40 назвали сорок? Что обозначает слово волшебство?  Почему числительное названо числительным? 

    - по проведению простейших опытов,  экспериментов, наблюдений. Например: профессия, которая мне бы подошла, выращивание кристаллов соли на различных средах или субстанциях,  выявить при каких оптимальных условиях будет расти фасоль.

    - в подборе литературы, помощи другим детям в подготовке сообщений

    - в изготовлении наглядных пособий для изучения новой темы. Например:  изготовление флюгера, термометр, изготовление моста, чтобы исследовать,  какая форма моста более практична для перевозов грузов, какие материалы лучше использовать для изготовления воздушных вертушек.  «Школа прошлого».

    • Второе направление – (Слайд 13) групповая работа.  Она включает в себя работу над организацией краеведческих  и природоведческих исследований, совместных исследовательских межпредметных  и социальных проектов, где подключаются к работе сразу несколько детей. Наблюдение за птицами, какие птицы прилетают к нашей кормушке,  какие деревья растут на территории нашей школы, свойства воды, опыт с теллурием, эксперимент сжимается ли вода при охлаждении,  какие названия созвездий связаны с объектами окружающего мира и др.
    • Третье направление – (Слайд 14) массовая работа с детьми. В рамках данного направления организуются встречи с интересными людьми, проводятся заседания секции младших  школьников «Муромские совята» школьного научного общества учащихся, школьные олимпиады, конференции учебно-исследовательских работ младших школьников.

            Исследовательская деятельность должна носить системный характер и строиться с учётом преемственности. Поэтому обогащение исследовательского опыта обучающихся проходит в несколько этапов.

    Первый этап (Слайд 15) соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:

    • поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;
    • развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;
    • формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.

                  Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности:

    в урочной деятельности – коллективный учебный диалог, рассматривание предметов,

    создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание,

    коллективное моделирование;

    во внеурочной деятельности – игры-занятия,

              совместное с ребенком определение его собственных интересов,

              индивидуальное составление схем,

              выполнение моделей из различных материалов,

             экскурсии, выставки детских работ.

    Второй этап – (Слайд 16) второй класс начальной школы – ориентирован:

    • на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя. На развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;
    • на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.

    На этом этапе мы начинаем работать по рабочей тетради «Я – исследователь» А.И.Савенкова.

    На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности:

     в урочной деятельности – учебная дискуссия, наблюдения по плану,  рассказы детей и учителя, мини-исследования; Например, на уроке по русскому языку мы работаем над мини-исследованием: Как могут изменяться имена прилагательные?

    во внеурочной деятельности – экскурсии,  индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты.

    Третий этап (Слайд 17) соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы. На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов. С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников:

    мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и  

    защита долговременных  исследовательских работ, наблюдение, анкетирование,

    эксперимент и другие.

            На протяжении всех этапов также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений, которые фиксируются в портфолио ученика.

    В организации исследовательского обучения можно выделить три уровня  (Слайд 18)

    (клик) первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику;

    (клик) второй: педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно;

    (клик) третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение

    Исследования можно классифицировать по-разному  (Слайд 19)

    • (клик)  по теме (предметные или свободные),
    • (клик) по месту проведения (урочные и внеурочные);
    • (клик) по количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные);
    • (клик) по времени (кратковременные «Экспресс – исследования»  и долговременные);

    ЭКСПРЕСС – ИССЛЕДОВАНИЯ (Слайд 20)

            Эта форма организации предполагает массовое участие детей. Суть ее сводится к тому, что дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике.

    Экспресс-исследования могут быть:

    Эмпирическими, построенные на наблюдениях и экспериментах детей (2 класс – как изменяется имя прилагательное,  чем остров отличается от полуострова, при каких условиях происходит горение)

    Теоритическими, что такое дюйм.

    Фантастическими. Например, ребенок делает проект космического корабля, создает какую-то волшебную машину или прибор.

    ДОЛГОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (клик)

            Эта работа проводится в рамках внеурочной  деятельности. Ее методическая сторона может быть условно поделена на несколько относительно самостоятельных этапов

    1. Постановка проблемы, выбор темы исследования. (Слайд 21)

    От правильного выбора темы в значительной мере зависит результат работы. Темы условно можно объединить в три основные группы:

    - фантастические - темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений. Например, ребенок делает проект космического корабля, волшебную машину – машину времени,  школу будущего, школа в космосе. Сделать ребёнок может из различных материалов: из картона, из коробок из под зубной пасты и др. Это может быть конструктор. Ребёнок может не только сделать макет, но и рисунок.

    - теоретические - эта группа тем ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках: это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах, и др.  Например, изучив некоторые энциклопедии, собрав материал о лесе,   мы выявили что и кто может стать для леса самым опасным врагом. Чем особенна планета Юпитер. Как возник кукольный театр.  Но эти темы сложны.

    - эмпирические - темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. Например: изучение чистоты снега, как погода зависит от ветра, определение средней длины шага учеников в класс, чем особенна осень,  какими бывают куклы в театре.

    Правила выбора темы исследовательской работы (по Савенкову) (Слайд 22)

     1) Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.

    2) Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.

    3) Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

    4) Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

    5) Тема должна быть доступной.

    6) Сочетание желаний и возможностей.

    7) С выбором темы не стоит затягивать.

    Для развития умения видеть проблемы мы используем такие приёмы: Посмотрите на мир глазами мышки, продолжи рассказ или сказку, составить рассказ от имени другого персонажа, составить рассказ, используя данную концовку, сколько значений у предмета? Назовите как можно больше признаков предмета и др.

    2. Цель и задачи исследования. (Слайд 23)

    Определить цель исследования - значит ответить на вопрос о том, зачем ты его проводишь. Цель указывает общее направление, а задачи описывают основные шаги. Задачи исследования уточняют цель. Цель работы вытекает из предложенной темы, а задачи соответствуют сформулированной цели. Задач может быть много и они всегда конкретны, включают все существенные детали, требующие разрешения в процессе работы - подбор литературных источников, освоение методики исследования, знакомство с объектом и т.д.

    Цель и задачи исследования должны быть понятны детям, задачи выполнимы, их обсуждение проводится обязательно с учащимися - исследователями.

    Все задачи, поставленные в работе, должны найти своё отражение в выводах в конце исследовательской работы.

    3. Гипотеза исследования. (клик)

    Когда изучена литература, можно определить предполагаемый результат. Для учителя он должен быть известен и выводы тоже. Т.е. выдвигается гипотеза, а потом в процессе работы она проверяется. Открытий новых мы не делаем, а просто прививаем детям навыки исследователя. Выдвигаем гипотезу, а потом в процессе работы ее проверяем.

    Бывает, что не удается получить ответы на все поставленные задачи, тогда в конце вместо выводов пишется заключение.

    Например: Попробуйте предположить, какие изменения могут произойти на Земле, если она окажется значительно ближе к Солнцу или значительно дальше от него. Предположите, где могут жить эти животные: медведь, жираф. Работа с теллурием – в какое время суток солнечные лучи несут больше всего тепла на Землю.

    1. Организация исследования. (клик)

    Уже с первого класса  младшие школьники обучаются методам  исследовательской деятельности:

    1. «подумать самостоятельно»;
    2. «спросить у другого человека»
    3. «посмотреть в книгах»;
    4. «посмотреть по телевизору»
    5. «получить информацию из сети Интернет»;
    6. «понаблюдать»;
    7. «провести эксперимент»;
    8. «провести опрос или анкетирование».

    5. Подготовка к защите результатов исследования (клик)

    Написание отчета, с которым ребенок будет выступать на конференции.

    Прежде всего, представляются результаты исследования: Плакаты,  или компьютерная презентация.

    Выводы должны демонстрироваться достаточно долго, чтобы слушатели могли внимательно с ними познакомиться и обдумать.

    6. Защита результатов исследования (клик)

    «Когда детям предоставляется возможность поделиться своими знаниями с товарищами и учителем, это окрыляет их, обогащает уроки и создает атмосферу коллективной работы.»   Л. В. Занков  (Слайд 24)

         Ребенок, изучивший что-либо, часто стремится рассказать о том, что узнал, другим. При проведении учебных исследований важно не столько сообщить об усвоенном тому, кому адресовано сообщение, сколько тому, кто рассказывает.

    Поэтому этап защиты проекта пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершенным. Защита - венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.

    Естественно, что защита проекта должна быть публичной, с привлечением как авторов других проектов, так и зрителей (это могут быть учителя, родители). В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.

    Для успешного занятия проектно-исследовательской деятельностью необходимо наличие обязательных условий:        (Слайд 25)     

    • желание самого ребёнка (мотивация к интеллектуальному творчеству);
    • оборудованное место (помещение, техника, благоприятная среда); фотографии детей с оборудованием
    • грамотный доброжелательный преподаватель-консультант.
    • исследовательская деятельность должна носить системный характер и строиться с учётом преемственности

    Без этого проектно-исследовательская деятельность будет формальной, неинтересной ученику и неплодотворной.

    (Слайд 26) Ещё одним условием, также достаточно необходимым для работы учащихся, особенно младшего школьного возраста, является помощь родителей (создание благоприятствующей интеллектуальному творчеству обстановки дома, подбор необходимой литературы, взаимное обсуждение проблемы, помощь в проведении наблюдений, экспериментов, опытов, моральная поддержка и т.д.).

                     

    Известный специалист Д. Треффингер рекомендует педагогам, занимающимся выработкой у детей исследовательских наклонностей, соблюдать следующие правила  (на доске листы бумажные)  

    • Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

    • Не делайте скоропалительных допущений, на основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.

    • Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.

    • Научитесь не торопиться с вынесением суждения.

    • Научите детей прослеживать межпредметные связи.

    • Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.

    • Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач.

    • Помогайте детям научиться управлять процессом

    Одним из продуктивных путей организации учебно-исследовательской деятельности школьников является создание и дальнейшее развитие научного общества учащихся (НОУ).(Слайд 27)

    Детское школьное научное общество – добровольное творческое объединение  учащихся, совершенствующих свои знания в определенной области. Это общество юных исследователей, стремящихся к развитию своего интеллектуального и культурного уровня, углублению знаний, приобретению умений и навыков исследовательской деятельности.

    Научное общество-это содружество детей и взрослых, учеников и учителей. Это радость совместного творческого созидания. Это кузница знаний и мастерская дум, где ребят  окружает красота, фантазия, творчество.

    В нашей школе открыта «Секция младших школьников научного общества учащихся МБОУ СОШ №10»  Наше НОУ имеет свое название, эмблему и гимн.

    Задачи школьного научного общества: (Слайд 28)

    •  выявление одаренных учащихся и развитие их творческих способностей;
    •  раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к ведению опытно-поисковой деятельности и подготовка к самостоятельной исследовательской работе;
    •  проведение элементарных исследований, имеющих практическое значение;
    •  разработка  и  реализация учебных  исследовательских проектов;
    •  пропаганда достижений науки, техники, литературы, искусства, расширение кругозора учащихся;
    •  включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития.

     Направления работы НОУ: (Слайд 29)

    •  включение в учебно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их познавательными интересами;
    •  обучение учащихся работе с литературой, формирование культуры исследования;
    •  организация индивидуальных консультаций в ходе  исследования учащихся;
    •  рецензирование учебно-исследовательских работ при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях;
    •  подготовка, организация и проведение практических конференций, интеллектуальных турниров.

    Работа НОУ осуществляется по трем основным блокам  (Слайд 30)

    1. обучающая деятельность;

    2. исследовательская деятельность;

    3. представительская деятельность.

     Обучающая деятельность – (Клик) это тренинговые занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию у них умений и навыков исследовательского поиска.

    Цель занятий: развитие познавательной активности, исследовательских способностей и творческого мышления  школьников. В качестве ориентиров выступают: опора на собственный опыт ребенка; обучение в действии; побуждение к наблюдению и экспериментированию.

    На занятиях школьники знакомятся с историей научных открытий, узнают о великих ученых-исследователях. На последующих занятиях дети учатся определять проблемы, выдвигать гипотезы, работать с текстовой информацией, анализировать проблемные ситуации, составлять план исследования, проводят наблюдения и опыты.

            Исследовательская деятельность (Клик) предполагает проведение учащимися собственных исследований под руководством учителя. При   организации ученических исследований за основу принимают модель, которая разработана   в  сфере  науки   за последние  несколько  столетий. Этапы исследования выполняются в определенной последовательности: как я уже сказала, мы работаем по тетради Савенкова А.И. «Я – исследователь!»

            Представительская деятельность (Клик)  выражена такими формами как школьные научные конференции, городские конкурсы исследовательских работ младших школьников, интеллектуальные турниры, выступления на родительских собраниях.  Благодаря этому, учащиеся имеют возможность демонстрировать свои исследовательские достижения.

    • Ежегодно в конце года проводится Школьная конференция «Твори, выдумывай, пробуй!», (Слайд 31)  она ориентирована на содействие развитию у детей познавательных способностей, умений и навыков исследовательской деятельности. К участию в конференции допускаются как индивидуальные участники, так и творческие коллективы (до 5-ти человек).

    Наши ребята участвовали в межрегиональном фестивале видеороликов «Книга памяти». Здесь ребята  провели исследование по теме «Мой родственник – участник Великой Отечественной войны». (Слайд 32)

    А также учащиеся 4 класса стали победителями и призёрами во всероссийском конкурсе  исследовательских проектов «Единицы измерения длины»

    Наши ребята участвуют во многих всероссийских дистанционных олимпиадах, конкурсах, викторинах и нередко становятся победителями.

    Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго  поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает  формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание.

    Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.

    «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».    Л.Н. Толстой 

                                                                                                                   БИБЛИОГРАФИЯ

    1. Румянцева  Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников. – М.:АРКТИ, 2007. – 80с.
    2. Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк.  Исследовательская деятельность младших школьников. – изд. «Учитель», 2013. Волгоград.
    3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», ИД «Фёдоров», 2010.
    4. Савенков, А. И. Исследовательская практика: организация и методика [Текст] / А. И. Савенков // Одарённый ребёнок. – 2005. - № 1. – С. 30-33.
    5. Савенков, А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование [Текст] / А. И. Савенков // Школьные технологии. – 1998. - № 4. – С. 144-148.
    6. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. Журнал «Директор школы». - М: «Сентябрь»,2003, №8.
    7. Савенков А.И. Я - исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература»: ИД «Фёдоров», 2010. – 32с.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интеграция оновного и дополнительного образования в условиях городской местности в условиях перехода на новый ФГОС НОО

    В статье раскрываются основые этапы построения интеграции основного и дополнительного образования в условиях городской местности. Расктывается ресурсное обеспечение данного направления....

    Модель организации внеурочной деятельности учащихся в рамках внедрения ФГОС

    Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности...

    Технология реализации системно-деятельностного подхода в начальных классах в условиях перехода на новые ФГОС

    ФГОС: изменение требований к образовательному результату:·      Предметные (основы системы научных знаний; опыт «предметной» деятельности по получению, и применению ново...

    Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на новые ФГОС

    Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса. Определение. Основной результат....

    Модель организации внеурочной деятельности обучающихся в рамках внедрения ФГОС

    Данный материал поможет учиетлю начальных классов при организации внеурочной деятельности...

    Технология ТОГИС как средство формирования универсальных учебных действий в условиях перехода на новые ФГОС

    Статья содержит краткое описание технологии ТОГИС, алгоритма работы над задачей, приведен пример работы над деятельностной задачей "Пингвины"....

    Доклад «Педагогический словарь в условиях перехода на новые ФГОС»

    Доклад  «Педагогический словарь в условиях перехода на новые ФГОС»...