Требования к использованию ИКТ на уроках в коррекционной школе VII вида.
статья на тему

Романова Ольга Александровна

Выступление на ШМО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Действительность современной жизни такова: везде и повсюду нас окружают компьютеры и другие средства массовой информации. Компьютер – это инструмент, с помощью которого обучение может стать более интересным, быстрым, простым, а полученные знания более глубокими и обобщенными.

Компьютерные технологии обучения - процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Мы работаем с категорией детей, имеющих нарушение интеллекта. Школа дает детям необходимые знания и умения, способствует преодолению, либо компенсации нарушенных психических функций, стимулирует дальнейшее психическое развитие, помогает стать полноценным членом семьи и общества. Для детей с нарушением интеллекта характерен основной общий недостаток – нарушение сложных форм познавательной деятельности. Компьютерные технологии являются одним из способов формирования целостного восприятия учебного материала, развития способности эмоционального выражения собственного отношения к нему, развития смекалки, сообразительности, воображения. Коррекционная направленность педагогического процесса с использованием данных технологий предполагает преодоление и коррекцию имеющихся у детей нарушений: речевых, интеллектуальных, коммуникативных навыков общения, недостаточности развития высших психических функций.

Коррекционная деятельность – это планируемый особым образом организуемый педагогический процесс, направленный не только на исправление индивидуальных качеств, но и на создание необходимых условий для личного развития каждого учащегося. Одним из таких условий является использование ИКТ на уроках в коррекционной школе.

Применение ИКТ существенно облегчает процесс преподавания учебного материала. ИКТ благотворно влияет на интеллектуальное и речевое развитие «особых детей», а так же способствует развитию творческой активности обучающихся, воспитывает любознательность и повышает интерес к учебным занятиям. Ознакомившись с электронными образовательными ресурсами в области образования можно сделать вывод, что существующие программы в основном адресованы детям с высокой интеллектуальной активностью, и обучающий материал рассчитан на детей с высоким уровнем интеллектуального развития, поэтому их затруднительно использовать для обучения «особых» детей. Поэтому перед учителем стоит задача применения адаптированной системы ИКТ.

Задачи, которые решаюся  с помощью компьютерных технологий на уроке.

Ребенок с проблемами в развитии, как и всякий ребенок, растет и развивается, но развитие его замедляется с самого начала и идет на дефектной основе, что порождает трудности вхождения в социум, рассчитанный на нормально развивающихся детей. Для детей с нарушением интеллекта характерно недоразвитие познавательной деятельности, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормально развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании. Использование ИКТ вызывает живой интерес и служит фактором активизации познавательной деятельности.

Дефектологический смысл применения компьютерных технологий:

- Обучение – общение ребенка с компьютером: возможности индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса;

-приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;

- диалоговый характер обучения.  Обеспечение каждому ребенку адекватных лично для него темпа и  способа усвоения знаний;

-  Решение учебных и коррекционных задач с помощью компьютерных  технологий в системе обучения, а не изолированно от решения основных коррекционных задач.

 Компьютерные средства обучения называются интерактивными, они  обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, вступать с ним в диалог.

-  Повышение эффективности и качества процесса обучения: дать каждому так много учебного материала, сколько он может усвоить.  Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой форм работы.

-  Предоставление возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной помощи.  Осуществление индивидуального наблюдения за учащимися, оказание индивидуальной помощи.  Коррекция учителем процесса обучения возможна  в любой момент.

Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. По словам К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету…»

Использование ИКТ в специальной (коррекционной) школе  должно быть ориентировано на ведущую деятельность ребенка – игру, все задания носить игровой, занимательный характер, не превышать доступный возрасту уровень сложности и формализации. Кроме этого, задания удовлетворяют возрастным интеллектуальным потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья и развивают их способности. В работе на компьютере соблюдаются санитарно-гигиенические нормы и правила. Используется мультимедийный способ подачи информации.

Задачи ИКТ в коррекционном обучении:

  • развитие психических функций учащегося: мышления (и том числе алгоритмического), внимания, памяти, воображения, воли и т.д.;
  • знакомство с информационными процессами в современном обществе;
  • формирование основных навыков использования компьютера как универсального инструмента для решения разнообразных задач;
  • формирование коммуникативных способностей;
  • развитие творческих способностей;
  • индивидуализация обучения;
  • использование компьютера как средства познания.

Мультимедиа-презентация может использоваться на занятии на этапе повторения, для иллюстрирования изучения темы или при закреплении материала. На любом случае в структуре материалов предусматривается возможность повторного их предъявления, остановки, медленного показа.

Использование в структуре мультимедиа-презентации видеороликов значительно оживляет работу детей. Как правило, их вставляют в начало презентации. После того, как проведен вводный инструктаж, дети могут выполнять определенное задание, связанное с просмотром ролика (начиная изучение соцветий, показывают, как распускаются цветы, далее эти цветы будут использованы при изучении соцветий). В конце презентаций ролик используется для объединения полученных знаний в общую картину.

В соответствии с требованиями современного санитарного законодательства (СонПиН 2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы") для занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей. Санитарно-эпидемиологическое заключение должна иметь не только вновь приобретенная техника, но и та, которая находится в эксплуатации.

Помещение, где эксплуатируются компьютеры, должно иметь искусственное и естественное освещение. Для размещения компьютерных классов следует выбирать такие помещения, которые ориентированы на север и северо-восток и оборудованы регулируемыми устройствами типа жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др. Размещать компьютерные классы в цокольных и подвальных помещениях недопустимо.

Для отделки интерьера помещений с компьютерами рекомендуется применять полимерные материалы, на которые имеются гигиенические заключения, подтверждающие их безопасность для здоровья детей.

Поверхность пола должна быть удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическим покрытием.

Площадь на одно рабочее место с компьютером должна быть не менее 6 кв.м.

Очень важно гигиенически грамотно разместить рабочие места в компьютерном классе. Компьютер лучше расположить так, чтобы свет на экран падал слева. Несмотря но то, что экран светится, занятия должны проходить не в темном, а в хорошо освещенном помещении.

Каждое рабочее место в компьютерном классе создает своеобразное электромагнитное поле с радиусом 1,5 м и более. Причем излучение идет не только от экрана, но и от задней и боковых стенок монитора. Оптимальное расположение оборудования должно исключать влияние излучения от компьютера на учащихся, работающих за другими компьютерами. Для этого расстановка рабочих столов должна обеспечить расстояние между боковыми поверхностями монитора не менее 1,2м.

Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок, ток как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются.

Оптимальные параметры микроклимата в дисплейных классах следующие: температура - 19-21 °С, относительная влажность - 55-62%.

Перед началом и после каждого академического часа учебных занятий компьютерные классы должны быть проветрены, что обеспечит улучшение качественного состава воздуха. Влажную уборку в компьютерных классах следует проводить ежедневно.

Приобщение детей к компьютеру следует начинать с обучения правилам безопасного пользования, которые должны соблюдаться не только в школе, но и дома.

Для профилактики зрительного и общего утомления на уроках необходимо соблюдать следующие рекомендации:

• Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся 11-1У классов должна быть не более 1 5 минут.

• С целью профилактики зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей привлекательности их можно проводить в игровой форме.

Разрешаемое время непрерывной работы учащихся за ВДТ зависит от их возраста, но не должно превышать:

• для учащихся I кл. (6 лет) - 10 мин;

• для учащихся II - V кл. - 15 мин;

• для учащихся VI - VII кл. - 20 мин;

• для учащихся VIII - IX кл. - 25 мин;

• для учащихся X - XI кл. на первом часе занятий - 30 мин, на втором - 20 мин

С учетом санитарно-гигиенических требований к занятию и особенностей состояния школьников с интеллектуальным недоразвитием лишь часть занятия может быть организована в виде мультимедиа-презентации (около 15 минут).

Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно- коммуникативных технологий позволяет:  обеспечить положительную мотивацию обучения;  проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;  обеспечить высокую степень дифференциации обучения;  повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;  рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;  обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Необходимость использования ИКТ на уроках в начальных специализированных коррекционных классах школы 8 вида неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья  ИКТ- помощник в осв...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

Математика в специальной (коррекционной) школе VIII вида решает одну из важнейших специальных задач – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта. Изучение мате...

выступление на заседании ШМО " Использование ИКТ на уроках в коррекционной школе"

Использование ИКТ на уроках в начальных классах коррекционной школы VIII вида помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы ...

Использование инновационных технологий в специальной коррекционной школе VIII вида.

В период введения ФГОС с УО, необходим поиск наиболее оптимальных путей обучения в развитии способностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью....

Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».

1)      Осознание  основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...

Использование музыкотерапии и психогимнастики в коррекционной школе VIII вида как условие обеспечения психологической безопасности детей.

Цель музыкотерапии и психогимнастики - охрана и укрепление психического и физического здоровья детей....