Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС
учебно-методический материал

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный педагог В.А.Сухомлинский.

Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?

В представленных материалах  освещается широкий круг вопросов: сравнения основных требований к традиционному и современному урокам, ресурсы, модели, классификация, структура урока, а также этапы работы над технологической картой урока.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС Степанова Наталья Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 67

Слайд 2

Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдем у детей завтра Джон Дьюи

Слайд 3

Современный урок – это: развитие младшего школьника в процессе обучения; активная деятельность детей, работают все и каждый; освоение детьми способов действия; проблемность: маленькие открытия каждый день; диалог, учет разных мнений; интерес детей к учению, их желание учиться; самостоятельность учащихся; связь с жизнью, решение практических задач; сотрудничество школьников друг с другом и учителем; индивидуальный и дифференцированный подход к ученикам

Слайд 4

Характеристика современного урока С позиции ученика: возможность каждого ученика высказывать свою точку зрения; участвовать в организации и анализе урока; выбирать домашнее задание; действовать на уроке как самостоятельно, так и в парах и группах

Слайд 5

Характеристика современного урока С позиции учителя: структура урока и количество этапов зависят от типа урока, его дидактической задачи и инициативы учащихся

Слайд 6

Урок в условиях реализации ФГОС Требования к уроку Традиционный урок Урок в условиях ФГОС Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Слайд 7

Современный урок Урок в условиях реализации ФГОС строится на базе системно-деятельностного подхода, который направлен на развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности

Слайд 8

Системно-деятельностный подход обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических особенностей учащихся Системно-деятельностный подход

Слайд 9

Учебная деятельность - самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает. Чему? Зачем? Учебная задача - цель , которую перед собой ставит ученик. Как? Учебное действие - система существенных признаков понятия или алгоритм деятельности

Слайд 10

Самоконтроль - определение правильности выполненного действия Правильно? Самооценка - определение степени соответствия эталону или качества выполненного действия Хорошо? Можно лучше?

Слайд 11

«Учитель и обучающихся по возможности определяют оценку и отметку в диалоге. Ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную отметку». Алгоритм самооценки (вопросы к ученику) : 1 шаг. Что нужно было сделать в этой задаче (задании)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? 4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)? со 2 класса 5 шаг. Какую поставишь себе отметку?

Слайд 12

РЕСУРСЫ современного урока

Слайд 13

Человеческие ресурсы УЧИТЕЛЬ УЧЕНИКИ РОДИТЕЛИ

Слайд 14

Методические ресурсы современного урока

Слайд 15

Технологические ресурсы Проектная деятельность Развивающее обучение

Слайд 16

Модели современного урока Триединая цель урока План- конспект Преобладающая фронтальная форма обучения Методы и приемы обучения Типы уроков Традиционная Инновационная Развивающая деятельностная Ключевые и базовые компетентности Проектирование урока Разнообразные формы обучения Технологическая карта урока Практический опыт деятельности

Слайд 17

Применение новейших информационных технологий Формирование потребности учащихся в познании и умений учиться (ОУУ) Применение идей личностно-ориентированного и личностно-развивающего обучения Разнообразие типов урока Технологичность обучения Тщательное проектирование урока в процессе его подготовки Тенденции развития современного урока Свобода в выборе структуры урока

Слайд 18

Характеристика современного урока УРОК Создание условий для формирования компетенций ребенка Использование образовательных технологий Практический, деятельностный подход Самостоятельная работа ученика, а не учителя Личностно-ориентированный , индивидуальный характер Компоненты содержания: знания, умения, навыки, творческая деятельность, эмоционально- ценностный опыт

Слайд 19

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ Универсальные учебные действия, формируемые на уроке в начальной школе КОММУНИКАТИВНЫЕ

Слайд 20

Типология уроков Типология уроков – это определение типов уроков по какому-либо основанию . Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся

Слайд 21

Классификация уроков Урок «открытия» новых знаний Уроки отработки и рефлексии Уроки общеметодологической направленности Урок развивающего контроля (построения системы знаний) Урок изучения новых знаний Уроки совершенствования ЗУН Уроки обобщения и систематизации Уроки контроля и коррекции ЗУН

Слайд 22

Структура урока Структура урока – это определённая последовательность его этапов, каждый из которых отличается характером решаемых задач, особенностями деятельности учителя и учеников, эмоциональным настроем. Некоторые этапы могут присутствовать на всех уроках (этапы сообщения темы и задач урока, мотивации учения, объяснения домашнего задания, подведения итогов), другие этапы отражают специфику конкретного типа уроков (этапы выполнения контрольных заданий, обобщения и систематизации знаний и др.).

Слайд 23

I этап. Организация класса (орг.момент) II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение) III этап. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи). IV этап. Открытие нового знания. V этап. Первичное закрепление. VI этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль . VII этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение. VII этап. Рефлексия деятельности ( итог урока). Структура урока

Слайд 24

Этапы урока Организационная часть урока Традиционная Инновационная Цели Создать рабочую обстановку на уроке Осуществить межличностный контакт, создать комфортную психологическую атмосферу урока Методы, приемы приветствие; проверка готовности к уроку учащихся; выявление отсутствующих осуществить эмоциональный настрой на работу; добрые пожелания детям успехов и удачи на уроке; настроить детей на веру в себя, в свои знания

Слайд 25

Этапы урока Сообщение темы, цели урока Традиционная Инновационная Цели Сообщить тему и цель урока Определить вместе с учениками тему и цель урока Нацелить каждого ученика на решение учебной задачи (УЗ) урока; Составить план урока Методы, приемы запись темы урока на доске; озвучивание учителем целей урока создание проблемной ситуации (Что? Зачем? Как?); формулировка проблемы, выдвижение предположения о том, какими могут быть тема, цель и результат; выстраивание плана урока

Слайд 26

Этапы урока Актуализация опорных знаний и умений Традиционная Инновационная Цели Повторить материал, который лежит в основе изучения нового материала Повторить изученный материал, создавая ситуацию успеха на уроке, вовлекая ребенка в конкретную деятельность по решению УЗ Методы, приемы индивидуальный, фронтальный, комбинированный опрос учащихся создание ситуации успеха; выполнение практической работы, включающей сравнение, обобщение, выводы; высказывание и обоснование детьми собственной точки зрения

Слайд 27

Этапы урока Изучение нового материала Традиционная Инновационная Цели Формирование новых знаний и умений Формирование новых способов решения поставленной УЗ Методы, приемы объяснение нового материала учителем; изучение нового материала самостоятельно учащимися (чтение текста учебника); фронтальная беседа создание проблемной ситуации и поиск решения проблемы, используя разные варианты; открытие нового знания путем поиска решения поставленной учебной задачи через фронтальную, групповую, парную формы работы; использование видео, аудио материалов, Интернет-ресурсов, содержащих информацию о новом материале; организация обмена мнениями при решении УЗ с использованием дискуссионных форм

Слайд 28

Этапы урока Оценивание работы учащиегося Традиционная Инновационная Цели Оценка работы каждого учащегося на уроке Самооценка учеником своих учебных достижений Методы, приемы выставление отметок учащимся за работы; сообщение результатов работы учащихся на уроке сопоставление учеником результата решения УЗ с полученным результатом своей деятельности на уроке; самостоятельное оценивание детьми степени своего владения учебным материалом

Слайд 29

Этапы урока Итог урока Традиционная Инновационная Цели Подведение итога урока Сообщение результата решения учебной задачи урока Методы, приемы опрос-беседа; окончание урока повторение плана и цели урока; сопоставление цели урока с результатом решения УЗ урока; обоснование своей точки зрения; рефлексия пути (осознание ребенком личностного вклада в общую деятельность)

Слайд 30

Ребенок на современном уроке Цель- готовность к саморазвитию 1 2 3 5 4 5 Умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям Умение ставить перед собой цель, принимать решения Умение самостоятельно находить выход в нестандартной ситуации Умение проконтролировать себя, свои собственные действия Умение адекватно оценить свои действия, выявить и скорректировать Умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться

Слайд 31

Подготовка учителя к уроку Определение темы урока, места урока в системе уроков, отбор содержания. Определение целей и задач урока. Выбор методов и форм обучения. Выбор и подготовка средств обучения, оборудования урока. Определение типа и структуры урока. Составление плана урока. Составление конспекта или плана-конспекта урока . Деятельность учителя Деятельность учащихся Методические комментарии

Слайд 32

Требования к современному уроку Комплексное решение на уроке задач обучения, развития и воспитания младших школьников. Построение урока на основе системно-деятельностного подхода. Продуманность методической системы урока: продуманность целей и задач урока; комплексная направленность и целесообразный отбор содержания урока; целесообразный выбор форм и методов обучения; целесообразный выбор средств обучения. 4. Продуманность структуры и логики построения урока. 5. Четкая организация класса. 6. Соблюдение психологических требований к уроку. 7. Здоровьесберегающая направленность урока. 8. Организация эффективного взаимодействия учителя и учащихся. 9. Владение учителем основами педагогического мастерства, в том числе педагогическими технологиями.

Слайд 33

Технологическая карта урока Способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам

Слайд 34

Этапы работы над технологической картой урока Определение места урока в изучаемой теме и его вид; Формулировка цели урока; Обозначение этапов урока в соответствии с его видом; Формулировка цели каждого этапа урока; Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД); Выбор форм работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая; Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.

Слайд 35

«Русский язык» 1 класс, с. 8-9

Слайд 36

Пример технологической карты урока русского языка (учебник «Русский язык» 1 класс, с. 8-9) Тема, дата Тип урока Формирование первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями Дидактическая задача Формирование умения учащихся использовать алфавит в решении учебных задач Задачи урока: 1.Личностные 2.Метапредметные Формирование: -познавательные - умения работать с учебником и тетрадью для самостоятельной работы, дидактической иллюстрацией -регулятивные - умения осуществлять взаимный контроль при выполнении учебных задач -коммуникативные - умения распределять обязанности и договариваться о распределении ролей при работе в паре 3. Предметные - умения располагать слова в алфавитном порядке, зная местоположение букв в алфавите

Слайд 37

Пример технологической карты урока русского языка (учебник «Русский язык» 1 класс, с. 8-9) Этапы урока (учебные ситуации) Характеристики деятельности учителя Характеристики деятельности учащегося Формируемые УУД на каждом этапе Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач Организует деятельность учащихся по странице учебника (с.8) - рассматривают условное обозначение (работаем в паре); - вспоминают правила работы в паре; - читают задание (№1); - ставят задачи самостоятельно или вместе с учителем; - распределяют обязанности; - выполняют каждый свою часть работы; - проверяют работу соседа; - делают вывод вместе с учителем Познавательные (информационные) Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, управление коммуникацией) Регулятивные (целеполагание)

Слайд 38

Технологическая карта урока позволит педагогу: реализовать планируемые результаты ФГОС; системно формировать у учащихся УУД; проектировать свою деятельность посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы; на практике реализовывать межпредметные связи; выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов; осуществлять необходимую методическую помощь.

Слайд 39

Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг К. Д. Ушинский



Предварительный просмотр:

Схема анализа урока в условиях реализации ФГОС

Дата___________________________      Класс _________________________                                         Активность

Учитель ________________________    Предмет________________________

Тема урока_______________________________________________________        

Цель посещения___________________________________________________

Присутствовали_______    Опоздали _______________                Отсутствовали__________          _______

Целеполагание

отсутствует

цель формулирует учитель

цель формулируется

совместно с учащимися

Цели урока

нельзя измерить, продиагностировать

диагностичны, измеряемы

Создание мотивационного поля

отсутствует

на этапе целеполагания

на отдельных этапах урока

Содержание урока

нет связи с опытом учащихся, с практической деятельностью

прослеживается связь с жизненным опытом, практической деятельностью

прослеживается связь с жизненным опытом, практической деятельностью, межпредметные связи

Формы организации деятельности учащихся на уроке

пассивная

активная

интерактивная

фронтальная

групповая

индивидуальная

Использование методов, приемов, способствующих достижения планируемых результатов

использование неоправданно, методы и приемы репродуктивные

выбор оправдан, соответствует целям урока, используются методы и приемы репродуктивные и продуктивные

предполагают включение учащихся как субъектов деятельности на некоторых этапах урока; характер системно-деятельностный

предполагают включение учащихся как субъектов деятельности на всех этапах урока; характер системно-деятельностный

Использование технологий

Рефлексия

отсутствует

эмоциональная

 оценка деятельности

оценка результатов

рефлексия  учителя

Характеристика домашнего задания

отсутствует

фронтальное

индивидуальное

дифференцированное

на несколько уроков вперед

Результативность урока

не достигнут

достигнуты только планируемые  предметные результаты.

достигнуты планируемые  предметные  и метапредметные результаты отдельными учащимися

достигнуты планируемые  предметные  и метапредметные результаты всеми учащимися

Оценивание

традиционное, по 5-баллной шкале

самооценка

взаимооценка

Рациональность использования времени урока

низкая плотность урока

средняя плотность урока

высокая плотность урока

смена 1-3 видов деятельности

смена 4-8 видов деятельности

Эмоциональный фон урока, педагогический стиль

Способы формирования УУД на каждом этапе урока

Структура урока

Выполнение требований СанПиН



Предварительный просмотр:

Проектирование урока с позиции формирования

универсальных учебных действий

Требования к уроку

Урок современного типа

Универсальные учебные действия

Объявление темы урока

Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию темы)

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Сообщение целей и задач

Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные целеполагание, коммуникативные

Планирование

Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Регулятивные планирования

Практическая деятельность обучающихся

Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), (учитель консультирует)

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Осуществление контроля

Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Осуществление коррекции

Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает)

Коммуникативные, регулятивные (коррекции)

Оценивание обучающихся

Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

(учитель консультирует)

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Итог урока

Проводится рефлексия

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Домашнее задание

Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • проговаривать последовательность действий на уроке.
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
  • учиться работать по предложенному учителем плану.
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • читать и пересказывать текст.
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока ________________________________________________________________________________________

Цели для ученика

1.

2.

3.

Цели для учителя

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

Тип урока

Форма урока

Опорные понятия, термины

Новые понятия

Формы контроля

Домашнее задание

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС

Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС...

Доклад "Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС"

В работе представлены требования к уроку в начальной школе в соответствии с ФГОС...

Особенности организации современного урока в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкре...

Доклад "Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС".

В работе представлены требования к уроку в начальной школе в соответствии с ФГОС....