Рефлексия на различных этапах учебной деятельности.
статья на тему

Фомина Татьяна Николаевна

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx16.14 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на муниципальном методическом объединении учителей начальных классов (из опыта работы) «Рефлексия на различных этапах учебной деятельности»

 Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов.

Рефлексивное оценивание способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI веке:

  1. Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а обучающийся, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
  2. Предприимчивость. Обучающийся осознаёт, что он может предпринять, чтобы ему было комфортно в этой среде.
  3. Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

Рефлексивное оценивание может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам не только урока, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года.

При выборе того или иного вида рефлексивного оценивания нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.

Применение рефлексии на различных этапах учебной деятельности:

Этап учебной деятельности

Цель

Приемы

Содержание

Организационный момент и целеполагание

обеспечивает побуждение учащихся к деятельности

Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление

выражается в выборе индивидуальной цели учащихся в рамках формирования как общеучебных, так и специфических умении и навыков.

Актуализация ЗУН учащихся

Это своего рода диагностический срез, позволяющий ученику увидеть свой уровень подготовленности

прием незаконченного предложения, тезиса,

каждый ученик для себя определяет полноту знаний по теме и самостоятельно оценивает правильность выполнения задания

В начале работы по теме урока содержательная рефлексия

Помочь учащимся осознать интеллектуальный «конфликт», получить знание о границе своего знания и выдвинуть учебную задачу: расширить эти границы.

 «Дерево целей»

самостоятельно выбрать форму организации познавательной деятельности

На завершающем этапе использование вопросов:

- Что дала вам работа в парах?

- Помогла вам такая форма работы понять и запомнить …?

- Какие трудности вы встретили? Как с ними справиться?

«Что нового я узнал на уроке?», «Каким образом я получил новые знания?», «Каким образом я смогу полученное на уроке использовать в будущей жизни?».

Подвести итоги работы, поставить новые цели, выявить удовлетворенность работой

Прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «Дерева целей», высказываний: Я не знал…

- Теперь я знаю…;

Происходит осознание учащимися уровня освоения, способ действий, их продвижение.

  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Я выполнял задания…
  • Я понял что…
  • Теперь я могу…
  • Я научился…
  • Урок для меня показался…
  • Для меня было открытием то, что…

Мне показалось важным…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рефлексия учебной деятельности.

Несколько советов о том, как можно организовать рефлексия учебной деятельности....

«От положительной рефлексии учебной деятельности к саморазвитию».

Ребенок (да и взрослый тоже) может эффективно и с удовольствием заниматься только тем делом, которое у него получается, где он чувствует себя успешной личностью, пусть даже для этого ему приходится ...

"Пути активизации мыслительной деятельности на различных этапах урока русского языка"

В данной работе указываются пути активизации мыслительной деятельности учащихся на различных этапах урока русского языка....

Целеполагание и организация рефлексии на различных этапах урока

Процесс целеполагания и рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.  В статье приведены некоторые приёмы целепол...

Рефлексия учебной деятельности как обязательный этап урока в условиях организации ФГОС

Развитие ребенка предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя самообразование (овладение способами добывания знаний) и саморазвитие (изменение самого себя). И то и другое невозмож...

«Формирование познавательной активности младших школьников в различных видах учебной деятельности»

laquo;Формирование познавательной активности   младших   школьников в различных видах учебной   деятельности»...

тема самообразования Урок рефлексии в рамках реализации ФГОС. Этапы, виды деятельности, приёмы работы на уроках русского языка.

тема самообразования Урок рефлексии в рамках реализации ФГОС. Этапы, виды деятельности, приёмы работы на уроках русского языка....