Целеполагание и организация рефлексии на различных этапах урока
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Серебренникова Елена Юрьевна

Процесс целеполагания и рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.  В статье приведены некоторые приёмы целеполагания и рефлексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon tselepolaganie_i_refleksiya.ppt244.5 КБ
Файл vystuplenie.docx78.02 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Целеполагание и организация рефлексии

на различных этапах урока

Подготовила учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 16 Серебренникова Е. Ю.

Школьный урок – это часть жизни ребенка и, в то же время, это урок жизни для него. Это сама жизнь, полная проблем и радости открытий. Школьный урок – это место проживания счастья жизни ребенком. Он учится осмысливать окружающую действительность, любить мир и людей в нем, оценивать свои мысли и поступки с позиции требований современного общества, формировать ответственность за самого себя, свою жизнь настоящую и будущую.

Современный урок в условиях ФГОС открывает перед педагогом широкую возможность проживания ребенком счастья жизни на всех его уровнях. Именно в рамках урока формируется у школьника способность быть счастливым.

Всё, что делается на уроке по организации целеполагательной и рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

   Однако процесс целеполагания и рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.

   Таким образом, эти этапы урока – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Некоторые приемы целеполагания

  • Работа над понятием

Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Например, тема урока " Спряжение глаголов". Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков "Словосочетание", "Прямоугольник".

  • Подводящий диалог

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

  • Ситуация Яркого пятна

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.
Например, тема урока в 1 классе "Число и цифра 6".

  • Группировка

 Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.
Например: тему урока "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" можно рассмотреть на классификации слов: луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь. Урок математики в 1 классе по теме "Двузначные числа" можно начать с предложения: "Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9.

  • Исключение

         Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие.

   Первый вид. Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. Например, тема урока "Дикие животные".

   Второй вид. Задаю детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее. Например, Окружающий мир в 1классе по теме урока "Насекомые".
– Прослушайте и запомните ряд слов: "Собака, ласточка, медведь, корова, воробей, заяц, бабочка, кошка".
– Что общего во всех словах? (Названия животных)
– Кто лишний в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.

  • Домысливание

Предлагается тема урока и слова "помощники":

  Я хочу научиться …                                  Я знаю …

 Я    хочу узнать …                                       Я умею …

                                                                         Я могу …

  С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока

  • Проблемная ситуация

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:
– Самостоятельное решение
– Коллективная проверка результатов
– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
– Постановка цели урока.
Например, на урок математика по теме "Деление на двузначное число" для самостоятельной работы предлагается  ряд выражений:

12 * 6         14 * 3
32 : 16         3 * 16
15 * 4         50 : 10
70 : 7           81 : 27

Организация рефлексии на различных этапах урока

  1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния (В начале урока, в конце деятельности)

Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

«Смайлики. » Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.

«Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось,  голубой».

 Эмоционально-художественное оформление.

Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

«Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного  цвета, если нет,  зелёного.

« Солнышко и тучка». В руках у учителя тучка и солнышко. Он предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку.

      2) Рефлексия деятельности (на этапе проверки домашнего задания,  защите проектных работ, в конце урока)

 Оценочная лесенка

Детям предлагается лесенка, шкала на которой они должны поставить солнышко на той ступеньке, на которую вы поставили бы себя при выполнении заданий

 «Бассейн»: на доске или листе ватмана рисуется бассейн с дорожками, на которых пловцы отображают состояния учеников во время изучения темы (утонул в непонимании сразу, захлебнулся на середине дистанции, доплыл с уверенностью до финиша, установил личный рекорд и др.). Участники отождествляют себя с одним из пловцов, ставя возле него условный знак

На доске записаны фразы:

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.

 «Мишень»

10. “ Пятерочка “

Учащимся предлагается на листе обвести свою руку.

Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.

Большой палец – для меня важно и интересно;

Указательный палец - мне было трудно ( не понравилось );

Средний – для меня было недостаточно;

Безымянный палец – мое настроение;

Мизинец – мои предложения.

 «10 баллов»

Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:

„Я“           0________10

„Мы“        0________10

„Дело“     0________10

«Пантомима»

Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.

Рефлексия содержания учебного материала (Этап изучения учебного материала)

Прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей»,  оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием синквейна

Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения.

В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения.

Варианты:

  • "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";
  • "Я похвалил бы себя…";
  • "Особенно мне понравилось…";
  • "После урока мне захотелось…";
  • "Я мечтаю о …";
  • "Сегодня мне удалось…";
  • "Я сумел…";
  • "Было интересно…";
  • "Было трудно…";
  • "Я понял, что…";
  • "Теперь я могу…";
  • "Я почувствовал, что…";
  • "Я научился…";
  • "Меня удивило…" и т.п.

 «Дерево»

Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате.

Рефлексия "Синквейн".

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.

Каждый этап, каждая минута урока должны быть подчинены продвижению  к тому результату, который запланирован в основной цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальное развитие учащихся младшего школьного возраста на различных этапах урока русского языка.

Работа Гордеевой Светланы Александровны посвящена интеллектуальному развитию младших школьников на различных этапах урока  русского языка.  В работе представлены теоретическое обоснов...

«Приёмы и методы организации успеха на различных этапах урока»

Презентация к мастер - классу. Успех в учёбе - завтрашний успех в жизни. Поэтому необходимо создавать ситуации успеха на уроках. Тем самым помогая ребятам почувствовать себя успешными и востребованным...

"Пути активизации мыслительной деятельности на различных этапах урока русского языка"

В данной работе указываются пути активизации мыслительной деятельности учащихся на различных этапах урока русского языка....

Виды и формы самостоятельных работ на различных этапах урока математики

В данной работе представлен материал по теме самообразования....

Рефлексия на различных этапах учебной деятельности.

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов....

Доклад на тему: «Рефлексия как обязательный этап урока в условиях реализации ФГОС на уроках в начальной школе»

Константин Дмитриевич Ушинский в своем педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. ...