Виды и формы самостоятельных работ на различных этапах урока математики
методическая разработка по математике по теме

Полянская Эльвира Николаевна

В данной работе представлен материал по теме самообразования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon sam._rabota.zip63.58 КБ

Предварительный просмотр:

Виды и формы проверки самостоятельной работы.

        Большую роль в повышении умственной активности учащихся при усвоении, осмыслении знаний играет самостоятельная работа. Важным условием эффективной самостоятельной работы является своевременная ее проверка учителем. При проверке самостоятельной работы в классе целесообразно рассмотреть наиболее трудные задания, чтобы учащиеся разобрались в допущенных ошибках и при выполнении аналогичных заданий смогли проявить большую самостоятельность. Неправильно поступают те учителя, которые при проверке ученических работ довольствуются полученным результатом, не пытаясь даже выяснить, каким путем он получен, в какой мере ученик опирался  на теоретические знания и использовал при этом необходимые логические операции.         В основном в учительской практике можно наблюдать такие формы проверки самостоятельной работы как:

фронтальный опрос,

индивидуальный (выборочный) опрос,

непосредственная проверка каждой работы,

с использованием индивидуальных досок.

        1) Чаще всего встречается фронтальный опрос учащихся и коллективная беседа, когда ученик по тетради объясняет решение задания или задачи;

        -Что узнавал каждым действием?

        -Какой компонент неизвестен и как его найти?

Или объясняет, какой знак нужно поставить при сравнении выражений.

        Очень важно приучить детей к связанному и последовательному изложению мыслей, полезно иногда на доске записать план, по которому они объясняют, что и как ими сделано при выполнении задания. Этот вид проверки самостоятельной работы можно наблюдать на этапе подготовки к изучению нового материала, а также при закреплении изученного.

        2) Можно встретить проверку самостоятельной работы с использованием индивидуальных досок. Индивидуальная доска – это небольшой лист фанеры или линолеума, который кладется на парту ученикам, выполняющим разные задания. Когда все ученики класса закончат выполнение самостоятельной работы, доски выставляются на классной доске. Учащиеся сверяют по ним свои решения и исправляют ошибки, если таковые были допущены. Возможны и такие варианты проверки:

ученик подробно объясняет решение задачи или уравнения, рациональные приемы вычислений  при нахождении значений выражений.

ученик не дает подробных объяснений, когда у класса данный материал не вызывает трудностей.

В обоих случаях для работы на индивидуальных досках избираются сильные ученики, которые могут наиболее рационально выполнить задание, дать образец рассуждения.

        При проверке решения уравнений нельзя ограничиваться сверкой полученных результатов вычислений. Следует добиваться, чтобы учащиеся умели обосновывать выбор того или иного арифметического действия.

        3) А вот при  самопроверке с записью на классной доске задание выполняет сам учитель, дети выполняют то же задание и сравнивают написанное решение в тетради с решением на доске. Такую форму проверки самостоятельной работы можно использовать тогда, когда нужно проверить, как учащиеся усвоили алгоритмы, новые формы записи.

        При изучении темы умножения  двузначного числа на многозначное,  важно проверить, правильно ли дети записывают неполные произведения. Учитель на доске в клетку дает решение всех примеров. При проверке важно спросить, как получили неполное произведение? Почему его так записали?

        4) В школе также практикуется выборочная проверка.         

        -Какое число надо разделить на 12, чтобы получить 3?

        -К какому числу надо прибавить 75, чтобы получилось 100?

        -Из какого числа нужно вычесть 48, чтобы получилось 10?

При проверке учитель задает вопросы:

        -прочитайте выражение, в котором умножали на 3.

        -прочитайте выражение, в котором уменьшаемым было число 100.

        -прочитайте выражение, в котором слагаемым было число 10.

        5)Можно практиковать показ ответа учащихся с помощью карточек с цифрами ( при изучении разрядов чисел)

        6) Взаимопроверка используется для того, чтобы ученики помогли товарищам по парте с проверкой самостоятельной работы и указали на допущенные ошибки. Такой вид проверки вырабатывает навык самопроверки у учащихся.

        7) Проверочные самостоятельные работы проверяются самим учителем для того, чтобы выявит уровень знаний, а также для контроля надежности и прочности уже изученного материала. Оценка таких работ обязательна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальное развитие учащихся младшего школьного возраста на различных этапах урока русского языка.

Работа Гордеевой Светланы Александровны посвящена интеллектуальному развитию младших школьников на различных этапах урока  русского языка.  В работе представлены теоретическое обоснов...

«Приёмы и методы организации успеха на различных этапах урока»

Презентация к мастер - классу. Успех в учёбе - завтрашний успех в жизни. Поэтому необходимо создавать ситуации успеха на уроках. Тем самым помогая ребятам почувствовать себя успешными и востребованным...

"Пути активизации мыслительной деятельности на различных этапах урока русского языка"

В данной работе указываются пути активизации мыслительной деятельности учащихся на различных этапах урока русского языка....

Дидактические игры, применяемые на разных этапах урока математики в начальных классах специальной школы 8 вида.

Практика работы в специальной (коррекционной) школе указывает на то, что учащиеся слабо овладевают устными вычислительными приемами, для многих из них устные вычисления оказываются вообще недост...

Формирование УУД на различных этапах урока математики по ТДМ.

Какие УУД формируются на уроках математики? Рассмотрим это на примере одного урока....

Работа с текстом на различных этапах урока.

  Использование перспективных педагогических технологий, одной из которых  является интеллектуально-развивающая технология, позволяет младшим школьникам согласно современным требовани...

Активные приёмы работы с текстом на уроке математики.Таблица как форма записи условия при решении разного вида задач. Статья.

Использование таблиц на уроке математики. Таблица как форма записи условия при  решении разного вида задач....