Система методического сопровождения молодых педагогов в современном общеобразовательном учреждении
статья на тему

  Создать условия для успешной адаптации, профессионального роста и решить те или иные возникающие трудности начинающего педагога призвана система методического сопровождения в образовательном учреждении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnichestvo.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

Система методического сопровождения молодых педагогов в современном общеобразовательном учреждении

                                                                                                                           Руководитель МО  учителей начальных классов  МАОУСОШ №37

Десинова С.Е.

      Современная школа, согласно концепции модернизации российского образования, должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Школа сегодня призвана создать условия для развития и саморазвития личности ученика. Это по силам лишь тем педагогам, которые способны не только передавать знания учащимся, но и содействовать развитию и саморазвитию интеллектуальной, духовной, нравственной сфер личности.
  Молодой учитель, начинающий свою педагогическую деятельность в школе, нередко теряется. Знаний, полученных в вузе, достаточно, но школьная практика показывает, что молодым учителям не хватает педагогического опыта.

Молодой учитель, начинающий свою педагогическую деятельность в школе, сталкивается с целым рядом задач, которые не всегда в состоянии самостоятельно решить:

отсутствие педагогического и житейского опыта;

  • слабая методическая подготовка;
  • недостаточное владение методами и приемами обучения;
  • налаживание отношений в педагогическом коллективе;
  • позиционирование себя как состоявшуюся рабочую единицу - педагога среди опытных учителей;
  • выстраивание грамотных взаимоотношений с детскими коллективами;
  • новые виды деятельности – специфика классно-урочной системы, необходимостью ежедневной подготовки к урокам, заполнению классного и электронного журналов, подготовкой и ведением документации, «живой» работой с детьми и т.д.

  Необъективная, несформированная система оценки, неумение грамотно и доступно разъяснить учебный материал, общаться с учащимися и их родителями; еще только начавший формирование, ломающийся педагогический почерк – все это приводит к проблемам в успеваемости и поведении детей, с которыми работает учитель. Это отражается на самооценке молодых специалистов - учитель воспринимает свой первый неудачный опыт как собственную профессиональную непригодность и зачастую делает неверный вывод о правильности выбора своей профессии. Как следствие происходит не всегда оправданный отток молодых учителей, не нашедших себя в выбранной специальности.

  Одной из причин этого является неудачная адаптация в коллективе, в образовательном процессе

  Создать условия для успешной адаптации, профессионального роста и решить те или иные возникающие трудности начинающего педагога призвана система методического сопровождения в образовательном учреждении, включающая в себя следующее направления работы: наставничество, деятельность "Школы молодого педагога", интернет-сотрудничество, мониторинг профессиональной деятельности, ведение портфолио.

  Система наставничества позволяет молодому педагогу получить практическую и теоретическую поддержку опытного профессионала. Данная форма работы способствует применению полученных за период обучения в вузе знаний на практике, передаче педагогического опыта опытных коллег.

    Наряду с этим организована деятельность "Школы молодого педагога", целью которой является помощь начинающим педагогам в становлении профессиональной компетентности. Задачами данной школы является содействие профессиональному росту молодых педагогов, оказание практической помощи педагогам в период их адаптации в образовательном учреждении, выявление проблем у начинающих педагогов и пути их разрешения.

    Заседания проводятся по плану, составленному с учетом запросов и трудностей начинающих педагогов.

В работе с начинающими педагогами используются различные формы и методы:

  • Практические семинары;
  • Мастер-классы;
  • Деловые игры;
  • Брейн-ринги;
  • Аукционы педагогических идей;
  • Методические минутки;
  • Участие в работе методических объединений;
  • Обучение на курсах повышения квалификации;
  • Самообразование;
  • Интернет-технологии.

    Инновационной технологией в нашей школе является интернет-консультирование. Молодой специалист может в любое время получить консультативную помощь методиста, опытных коллег, специалистов методического объединения. Так же организована рассылка педагогам полезной информации, памяток по оформлению документации, разработке планов образовательной работы, проектированию структуры занятия, соблюдению санитарно-гигиенических норм и требований, подготовке и проведению открытых занятий, диагностике и т.д. по электронной почте. Посредством интернет-технологий осуществляется взаимодействие методиста и педагогов по проверке тематического планирования образовательного процесса. Молодой специалист  предоставляет план на проверку в электронном виде, в дальнейшем проводят его корректировку с учетом поступивших предложений и замечаний. В конце месяца у педагогов есть возможность проанализировать соответствие поставленных целей полученным результатам.

    Традиционной формой, вызывающей интерес, является проведение аукциона педагогических идей, что позволяет обмениваться педагогическими находками новичкам и опытным педагогам.

Мониторинг молодого специалиста позволяет  увидеть потребности педагога, динамику профессионального роста, скорректировать дальнейшую стратегию сопровождения, определить перспективы профессионального развития, и создания наиболее благоприятных условий для развития творческой деятельности. Система мониторинга профессионального роста педагогов включает анкеты и опросники:

  • Интервью (почему пошли в профессию, чем для вас является работа, ваши предпочтения и жизненные приоритеты);
  • Самопрезентация педагогов (присущие качества личности, как положительные, так и отрицательные);
  • Затруднения в организации образовательного процесса (самодиагностика);
  • Самооценка возможностей педагога (чем может поделиться с другими педагогами);

Характеристика профессионально-педагогической компетентности:

- педагогические умения (организаторские, коммуникативные, проектировочные, дидактические, методические, аналитические);

- профессионально-педагогические (мышление, наблюдательность, интуиция, рефлексия, оптимизм, такт, эрудиция, импровизация);

- личность педагога (гуманистическая направленность, позитивная Я - Концепция, креативность, работоспособность).

Характеристика деятельности и общения педагога;

  • Показатели сформированности умений, обеспечивающие эффективность педагогической деятельности (умение ставить задачу, воздействовать на ребенка, анализировать и корректировать свою деятельность);
  • Рейтинг педагога (учитывается самооценка педагога, мнение родителей, участие в методической деятельности, уровень образовательной работы).

Данный мониторинг проводится в течение всего педагогического пути начинающего молодого специалиста. Собранная информация используется не только при подготовке к процедуре аттестации на квалификационную категорию, но и при оплате труда работника в виде стимулирующих добавок и доплат.

Таким образом, выстроенная система методического сопровождения позволяет новичкам легко и успешно пройти период адаптации, найти свой стиль в работе, раскрыть творческий потенциал. Администрация школы  приобретет компетентного молодого специалиста, способного осуществлять педагогическую деятельность в соответствии с предъявленными требованиями современной образовательной системы, выполнять запросы родителей.

План методического сопровождения

молодых специалистов

на 2015-2016 учебный год

 

Цель работы с молодыми специалистами:

        создание условий для профессиональной адаптации молодого педагога к учебно-воспитательной среде.

Задачи:

 

        Выявление методических затруднений у молодых учителей при организации практической деятельности;

        Формирование и воспитание потребности в непрерывном самообразовании;

        Создание условий для профессиональной адаптации молодого педагога;

        Способствование формирования индивидуального стиля творческой деятельности;

        Формирование умения применять конкретные знания теории на практике.

 

Планируемый результат реализации Плана:

 

   Адаптированный и подготовленный к профессиональной деятельности молодой специалист, способный:

-   планировать учебную деятельность,  как собственную, так и ученическую, на основе творческого поиска через самообразование;

-   владеющий методикой проведения нетрадиционных уроков;

-   умеющий работать с классом на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу;

-   умеющий проектировать воспитательную систему и индивидуально работать с детьми;

-   владеющий системой контроля и оценки знаний учащихся;

-   обладающий методической, интеллектуальной культурой учителя.

 

 

Месяц

Тема

Формы

 

Июнь

Разработка и утверждение плана работы с молодыми учителями

 на 2015-2016 учебный год.

План работы

Сентябрь

«Педагогический потенциал молодого специалиста».

Мониторинг

Выявление педагогических проблем молодых учителей, выработка необходимых рекомендаций.

Методические рекомендации

«Оформление школьной документации учителя (КТП, журнал)

Практический семинар

Октябрь

«Методические разработки: требования к анализу урока и деятельности учителя на уроке; типы и формы уроков

Теоретический семинар

Ноябрь

 «Оформление школьной документации классного руководителя (план воспитательной работы, портфолио класса).

Теоретический семинар

Май

«Реализация педагогического потенциала молодого специалиста».

Мониторинг

Планирование работы по методическому сопровождению молодых учителей на 2016-2017 учебный год.

 

В течение года

Посещение молодыми учителями уроков и мероприятий  творчески работающих учителей.

Анализ посещенных уроков

В течение года

Посещение молодыми учителями классных часов и мероприятий  творчески работающих классных руководителей.

Анализ посещенных мероприятий

В течение года

Методические консультации.

Консультация

В течение года

Помощь в планировании, оформлении документации, организация работы молодого учителя.

Консультация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии (ЗСТ) в современном общеобразовательном учреждении

В статье исследуются проблемы осуществления образовательного процесса через требования концепции здоровьесберегающих технологий (ЗСТ) обучения....

Презентация "Модель сопровождения молодых педагогов через качество образования в современной школе "

В данном материале мною представлена идея молодого специалиста в области образования. Сформулирована актуальность темы, а также цели и задачи. Показана модель и портрет молодого педагога в современной...

"Модель сопровождения молодых педагогов через качество образования в современной школе "

В данном материале мною представлена идея молодого специалиста в области образования. Сформулирована актуальность темы, а также цели и задачи. Показана модель и портрет молодого педагога в современной...

Приказ о назначении наставников молодых специалистов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная кадетская школа №4»

В соответствии с планом работы с педагогическими кадрами  муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная кадетская школа №4» на ...

Приказ о назначении наставников молодых специалистов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная кадетская школа №4»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ Бюджетное ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«сРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ кадетская ШКОЛА №4» приказ 31.08.2018№459 О назначении наставников   молодых спе...

Приказ о назначении наставников молодых специалистов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная кадетская школа №4»

План индивидуальной работы с молодым специалистом Белых А.В. по адаптации к профессии (1-й год сотрудничества) ФИО молодого специалистаФИО наставника, должностьНаправления деятельности Формы...

Приказ о назначении наставников молодых специалистов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная кадетская школа №4»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ Бюджетное ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«сРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ кадетская ШКОЛА №4» приказ 02.09.2019№459 О назначении наставников   молодых спе...