Проектная деятельность: шаг в будущее.
статья (2 класс) на тему

Юнг Светлана Алексеевна

Представить результаты, проанализировать свою деятельность, дать самооценку своей деятельности позволила нам районная научно – практическая конференция «Шаг в будущее науки».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_shag_v_budushchee.docx868.71 КБ

Предварительный просмотр:

 

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

ШАГ В БУДУЩЕЕ.

Юнг Светлана Алексеевна,

МБОУ «Лицей №1 п. Первомайский Оренбургского

района», учитель начальных классов высшей

квалификационной  категории

      Будущее по- разному входит в нашу жизнь. Иногда очень тихо и неприметно. Иногда ярко, поражая своими красками  и непредсказуемостью. И очень часто будущее врывается в нашу размеренную и устоявшуюся жизнь вихрем, торнадо и заставляет изменить всё в своей жизни и измениться самому. Именно так оно ворвалось  в профессиональную жизнь учителей начальных классов со Стандартами второго поколения.

       УУД, ФГОС НОО, мониторинг, деятельностный подход…- это те  несколько новых терминов и аббревиатур, которые перевернули всё с ног на голову, заставили каждого учителя «перелопатить»  тома литературы, а, самое главное, изменить своё сознание  и свою профессиональную деятельность. Ведь основным результатом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования становится развитие личности ребенка.  Еще В.А. Сухомлинский писал, что «то, что упущено в детстве, трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы». Так имеем ли мы право упустить возможность вырастить человека, обладающего не только запасом знаний, но и позицией, компетенциями, готовым к постоянному обновлению и даже преобразованию своего знания.

Проблема компетентностного подхода в образовании на сегодняшний день является одной из самых актуальных. Тип человека современности и ближайшего будущего – самостоятельный, коммуникабельный, умеющий работать в группе, готовый и способный постоянно учиться новому, самостоятельно добывать и применять нужную информацию.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащихся, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и овладение способами деятельности. Обрести компетентность можно лишь при самостоятельной постановке проблем, поиске необходимых для решения знаний и определения их путем исследования. Способом развития требуемых компетенций становится специально организованная деятельность учащегося, основными направлениями которой становятся: его самостоятельная творческая работа, учебное и научное исследование, проектирование, эксперимент. Одним из вариантов  является проектная деятельность. Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы.

С 1 класса проектная деятельность прочно вошла в нашу школьную жизнь. Мною ребятам были  рекомендованы исследовательские задания: экспресс-исследование, игра – исследование, мини-исследование, мини-проект исследовательского характера, наблюдение. Тема предлагалась пока общая. Объём работы небольшой. Мы решали  задачи обогащения исследовательского опыта, которые  включали в себя:

- поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющих представлений;

- формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя;

- развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели.

Первый шаг в решении проектных задач был сделан. И эти шаги были  коллективными. Но «то, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно», - писал Л. Выготский. Так и получилось. Второй класс стал следующим этапом,  на котором мы  придерживались следующих шагов:

1. Выбор темы исследования. Цель: обозначить границы исследования.

2. Постановка цели и задач исследования.

3. Планирование исследования и выбор методов

4. Поиск информации, проведение опытов, опросов, создание графиков.

5. Формирование выводов.

6. Представление результатов, анализ своей деятельности, самооценка.

Представить результаты, проанализировать свою деятельность, дать самооценку своей деятельности позволила нам районная научно – практическая конференция «Шаг в будущее науки -2012»

На суд жюри и зрителей были представлены 3 проекта:

  • «Осторожно, Кока –кола!»;
  • «Секретная миссия Колобка»;
  • «Моя любимая сказка о русском богатыре»

Достойное первое место занял исследовательский проект Турищева Ярослава «Осторожно, Кока –кола!»  Мы попытались выяснить: напиток кока- кола – это полезно или вредно, расследовать историю появления напитка, изучить рейтинг напитка у взрослых и детей. Ярославу экспериментальным путем удалось доказать, что  кока-кола, так пользующаяся популярностью у ребят, совсем  не безобидный напиток. Его регулярное употребление может привести  к заболеваниям ЖКТ, ухудшению сна   и ожирению. И гипотеза о том, что кока –кола является «полезным» продуктом потерпела фиаско и не имеет право на существование. Подтверждение тому проведенные опыты.

Но не только опыты в этом проекте заслужили внимание, но и форма его представления. Судебное разбирательство над кока-колой, где сторона обвинения и защиты  были непреклонны в своих решениях, нашло плюсы и минусы в этом непростом деле.

Судебное разбирательство завершилось справедливым приговором:

Не менее интересным получился коллективный творческий проект, в котором принимали участие все ребята класса - «Секретная миссия Колобка». Коллизии этого проекта привели  ребят к идее  «трансформировать» знакомый  с детства образ Колобка  и провести пробу пера, создав свои сказки для книжки - раскладушки «Новые приключения Колобка».

В ходе исследования мы попытались выяснить, что означает слово «колобок»; узнать значение устаревших слов, имеющихся в тексте сказки «Колобок», но редко употребляемых в современной речи, почти позабытых и непонятных сегодня читателю; расследовать, сказка о Колобке — это астрономическое наблюдение предков или сказка о хлебобулочном изделии; самоутвердиться как авторов художественных   произведений; обеспечить рост творческого потенциала.

«Создадим  своего,  неповторимого Колобка»,- подумали мы и за перо…

Завязка –есть! Кульминация – обязательно! Развязка- а как же! Вот и сюжет готов, и Колобки, как роботы – трансформеры, не похожие друг на друга.

ИТАК, ЗНАКОМЬТЕСЬ!

Вот Колобок  Андрея Кожомина. Ему Лиса помогла избавиться от зубной боли.

А это Колобок – герой Турищева Ярослава. Он спас солдат –новобранцев от волка и  был удостоен награды.

Колобок Маши Мороз хорошо знает математику и поэтому не боится один ходить за покупками.

 Колобок – полицейский,  Колобок – предприниматель, Колобок – спасатель, Колобок- хвастунишка, школьник, друг, всех не перечислить.

Наше исследование и книжка-раскладушка, надеемся, будет полезной ученикам, педагогам при подготовке домашних заданий к урокам русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства, а, может, станет помощницей психолога при проведении сеансов сказкотерапии.

 Проект Маши Мороз был посвящён любимой сказке о славном русском богатыре Илье Муромце. Она попыталась доказать, что русский богатырь - защитник Руси.

Актуальность работы Маша увидела в формировании образа бесстрашного, сильного духом защитника земли Русской, являющегося примером для подражания подрастающему поколению. Маша познакомилась с литературными произведениями  об Илье Муромце и его подвигах; с  произведениями искусства, изображающими силу и мощь богатыря Русского. Девочка при поддержке одноклассников Ярушок Юлии и Нугманова Марселя показала жизненный путь Ильи Муромца и его роль в защите родной Земли; привела факты существования Святого Преподобного Ильи Муромца.

Итак, сделаны первые, пусть еще и «неуверенные», шаги ребят на пути к самоорганизации, на пути к самореализации, на пути к коммуникации и самостоятельной познавательной деятельности. Для меня, как и для любого педагога - ценность и честь вырастить человека, обладающего такими качествами и способностями!

Список литературы:

  • Научно – методический журнал «Практика образования», №1, 2012.
  • Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. М.: Просвещение, 2010.
  • Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, А.Б. Егоркина. М.: Просвещение, 2010.
  • Планируемые результаты начального общего образования. М.: Просвещение, 2010.
  • Долгодворова Т.И. Проектно-исследовательская деятельность учителя как средство самореализации в педагогической карьере. Дис. канд. пед. наук. – Омск, 2009.
  • Исследовательская деятельность в шк: опыт, поиски, решения / Отв. ред. М.А. Ушакова. – М.: Сентябрь, 2009. – 191 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НАВЫКОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Популярный сегодня деятельностный подход в образовании выдвигает на первое место необходимость обучения будущих учителей начальных классов навыкам использования проектной деятельности в работе. Владен...

Социологическое исследование как способ организации познавательной деятельности в проектно-исследовательской работе "Еда будущего"

План работы над проектом:1.   Введение.2.   Современные тенденции в мире в сфере питания3.   Альтернативные источники питания для человека в будущем. Примеры разраб...

Методические рекомендации по подведению итогов проектной деятельности и представлению итогов проектной деятельности ученическому и педагогическому сообществу

Метод проектов  создает условия для стимулирования интеллектуальной, поисковой и коммуникативной активности,  осознанной,  значимой деятельности учащихся и, как следствие,  у ребен...

Проектная деятельность по физической культуре в начальной школе. Проект"Спортивная форма прошлого и будущего.Спортивная форма от бабушек до внуков".

Однажды я пришла на урок физкультуры ,и во время построения в начале урока обнаружила, что несколько учащихся пришли на урок без спортивной формы. Такая ситуация случается почти с каждым учеником. Так...

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...