Методы формирования познавательного интереса на уроках СБО
методическая разработка на тему

Морозова Галина Геннадьевна

Целью специального образования детей с проблемами в развитии является подготовка их к самостоятельной жизни в обществе. Достижение такой цели обеспечивает вся система коррекционной учебно-воспитательной работы школы. Важный элемент этой системы – занятия по СБО (социально-бытовой ориентировки).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы формирования познавательного интереса

обучающихся на уроках СБО

Целью специального образования детей с проблемами в развитии является подготовка их к самостоятельной жизни в обществе. Достижение такой цели обеспечивает вся система коррекционной учебно-воспитательной работы школы. Важный элемент этой системы – занятия по СБО (социально-бытовой ориентировки).

Социально-бытовая ориентировка детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) существенно затруднена в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной психическим недоразвитием. В отличие от нормально развивающихся сверстников, социальное развитие которых происходит в значительной мере непроизвольно и спонтанно, наши дети не в состоянии самостоятельно выделить и освоить образцы решения социальных и бытовых задач.

В контексте формирования личности умственно отсталого ребенка социализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания обеспечивающих их подготовку к самостоятельной жизни.

Важной задачей является формирование у подростков делового общения со сверстниками и взрослыми в школе и особенно вне стен школы, при посещении различных учреждений и организаций умений вступать в контакт с незнакомыми людьми, получать у них необходимую информацию и правильно ее использовать.

Решение образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач с целью формирования у учащихся жизненной компетентности осуществляю с применением различных методов обучения.

1) Экскурсии.

Большое место в системе формирования социально-бытовых знаний и умений отводится экскурсиям. Дети в реальных естественных условиях наблюдают за объектами окружающего мира. уточняют и расширяют свои представления о них, закрепляют знания и умения, сформированные на занятиях в школе, учатся общаться с незнакомыми людьми , т.е. в процессе экскурсий формируется и обогащается социальный опыт детей.

Экскурсии провожу по большинству тем СБО: при знакомстве с одеждой, обувью, посудой, продуктами – экскурсии в соответствующие магазины; при изучении темы «Медицинская помощь» - в аптеку, «Культура поведения» и «Трудоустройство» - в центр занятости населения и т.д. Экскурсии общеознакомительные и тематические.

Однако проведение  экскурсий с нашими учащимися представляет некоторые трудности. Учителю трудно вести объяснение, т.к. дети часто отвлекаются , их внимание рассеивается. Поэтому экскурсию продумываю, при необходимости заранее посещаю место ее проведения. Решаю следующие задачи:

  • определяю цель, содержание, методы объяснения;
  • организую практическую деятельность учащихся и общение их с незнакомыми людьми, т.е. выполнение ими различных заданий, ставлю вопросы, ответы на которые учащиеся должны найти, или сами спросить о чем- либо;
  • провожу беседу после экскурсии с целью закрепления полученных знаний и подведения итогов экскурсии.

   Например, экскурсия в аптеку при изучении темы «Медицинская помощь». Знакомимся с видами медицинских учреждений, один из них аптека. Определяем ее роль и значение в жизни людей, какую помощь можно получить в аптеке, в каких случаях обращаются в аптеку, где они расположены в нашем городе, как устроены. Где можно получить помощь в населенном пункте по месту проживания детей.

   При посещении аптеки выдаю детям вопросный лист:

1. Назначение аптеки.

2. Устройство аптеки.

3. Кто работает в аптеке?

4. Как получить лекарство по рецепту врача?

5. Как обратиться в ручной отдел?

6. Какую помощь работникам аптеки могут оказать школьники?

7. Объясните значение слов: фармацевт, рецепт, микстура.

2) Устный рассказ учителя с применением наглядных пособий, с использованием диафильмов. Детей также обучаю составлению рассказов, например 5 класс - рассказ «Наша кухня», «Семья», 7 класс – рассказ о каком- либо лекарственном растении с применением наглядности. Практикую устные и письменные изложения детей.

3) Беседа предполагает вопросно-ответную форму обучения. Успешному применению метода беседы способствуют:

  • продуманная система и форма вопросов, которые предлагаю ученикам в ходе беседы.
  • вопросы, не требующие никакого размышления учащихся или подразумевающие ответы да, нет, не следует применять в беседе.
  • с целью проверки понимания учащимися изучаемого материала и развития их устной речи варьирую формы вопросов.

4) Метод объяснительного чтения.

Книга, печатный текст различных инструкций помогают закрепить знания. Работая с печатным текстом, учащиеся постепенно овладевают навыками самостоятельного чтения и понимания прочитанного. Объяснительное чтение способствует уяснению смысла отдельных слов, выражений и всего текста в целом. Учащиеся приобретают общеобразовательные знания и, в связи с этим, накапливают запас слов, развивают словесно-логическую речь и мышление.

5) Моделирование реальных ситуаций.

Воссоздание тех или иных бытовых ситуаций, с которыми сталкиваются люди в реальной жизни, позволяет выявить модели поведения, взаимоотношения людей, а также отношение людей к другим объектам окружающего мира, животным, одежде, мебели, хлебу и т.д.

     Моделирование реальных ситуаций может применяться при изучении любой темы: «Жилище», «Одежда», «Питание», «Обувь», «Медицинская помощь», «Семейные отношения» и др.

  Анализ ситуаций развивает внимание, наблюдательность детей, критичность их мышления, его гибкость, а также способствует осознанному восприятию культурно- нормативного поведения, воспитанию доброжелательности, внимательности к людям, и в целом способствует эмоционально- положительному восприятию ребенком окружающего мира.

6) Дидактические игры.

В дидактических играх могут использоваться натуральные предметы,  игрушки, муляжи, модели, картинки. Одевание и пеленание куклы (тема « Семья»), узнавание на ощупь крупы  (тема «Питание»), стереть лишнее слово  на доске «Наведи порядок» (тема «Одежда»), разложить картинки на две группы - посуда и продукты  (тема «Питание»).

7) Сюжетно-ролевые игры.

Они способствуют закреплению знаний о группах предметов (например, одежда, обувь, посуда, мебель, продукты), различных умений (например, покупки товаров, складывания одежды, сервировки стола), социально- культурных норм поведения.

8) Лабораторный метод.

Лабораторной работой может быть наблюдение за обезжириванием поверхности тарелки под воздействием жидкости для мытья посуды, за результатами замачивания белья перед стиркой, выведение домашними средствами пятен с одежды, проверка качества яйца и т.д.

9) Упражнения в виде записей.

В ходе занятия учащиеся делают записи и зарисовки, которые помогают им лучше осознать и запомнить изучаемый программный материал. Для правильного ведения записей дети нуждаются в руководстве учителя. Поэтому обучаю их выделять главные мысли, положения, учу излагать их кратко в тетради.

10) Упражнения в применении полученных знаний.

Обучающиеся могут выучить инструкции, таблицу умножения, но не умеют применять их на практике, знать правила грамматики, но не соблюдать  их на письме. Могут знать, что 1 литр равен 1000 мл, но не сумеют отмерить тот же объем воды стаканом емкостью 250 мл. Поэтому только в процессе практической деятельности и многократных повторений формирую умение применять полученные знания на практике.

11) Методы проверки знаний.

Умственно отсталый школьник не всегда владеет речью в такой степени, чтобы без затруднений излагать свои знания. Поэтому выявление знаний только через устную речь нельзя признать полным и объективным. Учитывая эти особенности использую также тестирование  (для проверки уровня усвоения учебного материала в начале прохождения темы, в середине и в конце). Тестирование - это активная и увлекательная форма проверки и самопроверки  знаний.

При обучении предмету СБО акцент делается не на сумму знаний о правилах жизни в обществе, не сумму умений, связанных с бытом, общением, а на всестороннее целостное развитие личности воспитанника.

Выделяют социально-значимые качества личности: познавательная культура, коммуникативная, нравственная, трудовая, эстетическая, физическая культура, необходимые для полноценной жизни и деятельности в обществе.

Непрерывность и преемственность педагогического воздействия реализуется через постепенное раскрытие содержания с пошаговым возрастанием программных требований, обеспечивая целенаправленное формирование разных сторон личности ребенка.

Подбор методов, приёмов, форм организации учебного процесса происходит с учетом постепенного их усложнения, с повышением доли самостоятельности воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы формирования познавательного интереса

Выступление на районном семинаре...

Статья "Формирование познавательного интереса на уроках математики при решении арифметических задач"

Актуальность темы обусловлена обновлением содержания обучения, где одним из ведущих процессов является формирование у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний, формирование акти...

Методы формирования познавательного интереса учащихся

В начальных классах очень важное значение имеет заитересованность учеников в изучении предметов и результатов своего обучения. Поэтому учитель должен сделать всё возможное, чтобы труд детей был радост...

Формирование познавательного интереса на уроках русского языка

из опыта работы по формированию познавательного интереса на уроках русского языка через разные занимательные упражнения, головоломки, задания повышенной сложности...

Дидактическая игра как средство формирования познавательного интереса на уроках в начальной школе.

Данная работа представляет собой теоретическое обоснование использования дидактической игры как средства формирования познавательного интереса к занятиям у младших школьников...

Формирование познавательного интереса на уроках окружающего мира

В федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования определены основные цели, одна из которых ориентирована на развитие л...