Оценка качества образовательных услуг в условиях реализации ФГОС
методическая разработка (4 класс) на тему

Более или менее законченный отрезок педагогического процесса в классно-урочной системе - это урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_.docx28.59 КБ
Office presentation icon sovremennyy_urok_v_svete_vnedreniya_fgos_2.ppt140.5 КБ

Предварительный просмотр:

« Если мы будем учить сегодня так,

 как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи (выдающийся американский философ и педагог, автор собственной теории педагогики)

   С поступлением в школу ребенок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией- ролью ученика, школьника.

Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась  социальная ситуация развития детей нынешнего века:

 -резко возросла информированность детей;

-современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;

-несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;

- ограниченность общения со сверстниками.

        И в настоящее время учитель начальных классов решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»

        Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ответственность существенно возрастает. В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе.

           В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения.  А это значит, что у современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные  действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности .Признанным подходом в обучении выступает  системно-деятельностный , т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является

-  применение  активных  форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;  

-создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание . 

    И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.

       Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

Как подготовить современный урок

      Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

Урок как целостная система

     Более или менее законченный отрезок педагогического процесса в классно-урочной системе обучения - это урок. По образному выражению Н.М. Верзилина,(педагог,член корреспондент Академии наук) "урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий".      Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

      Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.

Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:

  • Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
  • Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
  • Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
  • Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
  • Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
  • Продумать форму подведения итогов урока.
  • Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий(проблемное обучение ,РО, проектный метод ,здоровьесберегающие технологии и т.д.)

Используя современные технологии, работая в технологии моделирования у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются  у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

Новый  подход к современному  уроку способствует более высокому уровню усвоения программного содержания собственно начальной школы.

Игра «Ассоциация»

Главное , что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.

«Комфорт»- в переводе с английского- поддержка, укрепление

«комфорт» –это обстановка,. обеспечивающая удобство , спокойствие, уют.

 

( Работа в группах.  Каждая группа подбирает ассоциации со словосочетание «современный урок». Все слова должны начинаться с буквы, имеющейся в слове «комфорт»)

 

Результат работы групп.

К

Компетентность

Критичность

Креативность

Культура

О

Органичность, основательность

Отдача , оптимально

Открытие

Ответственность

Образованный, осознанный

М

моделирование

мотивация

методика

мастер

Ф

формирование

функциональный

фундамент

О

Отдых, осмысленный

Открытие, организованный

Опора, озарение

Р

обучение 

Рост

Результат, рефлексия

Т

Тепло

Творчество

Талант

темп

 

Критерии эффективности современного урока

ЦЕЛЬ: ВЫДЕЛИТЬ ВЕДУЩИЕ КРИТЕРИИ АНАЛИЗА УРОКА

  • *Обучение через открытие
  • *Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.
  • *Наличие дискуссий, характеризующихся различными  точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
  • *Развитие личности
  • *Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
  • *Демократичность , открытость
  • Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал  ученик при этом.
  • *Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
  • Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию
  • Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или  -   выведенное самостоятельно понятие.
  • Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

 А ЧТО ЕЩЕ …

Так что же для  нас современный урок ?

Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие , развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес. профессионализм, выбор, инициативность, уверенность.  потребность .

Что главное в уроке?

Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.

 Время «готовых» уроков постепенно отходит.

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

  1. Технологическая карта урока – что это.

 Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.(показ образца)

 Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Рефлексия

на листе бумаги обведите свою ладошку.

каждый палец – это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.

  • большой – для меня это важно и интересно …
  • указательный - я получил конкретные рекомендации…
  • средний - мне было трудно ( не понравилось)…
  • безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
  • мизинец - для меня было недостаточно…

  • « Урок – это зеркало общей и
  • педагогической культуры учителя,
  • мерило его интеллектуального богатства ,
  • показатель его кругозора. эрудиции»
  • В.А. Сухомлинский
  •  

Литература

  1. http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 152 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.: с. 148-150. - ISBN 978-5-09-022831-2.
       Карабанова О.А.
       Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы / О. А. Карабанова
    // Управление начальной школой. - 2009. - № 12. - С. 9-11.
    Определение, классификация универсальных учебных действий. Примеры заданий на развитие универсальных учебных действий младших школьников.
  3. Карабанова О.А.
       Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова
    // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 11-12.
  4. Климанова Л.Ф.   Универсальные учебные действия обучающихся : примеры формирования / Л. Ф. Климанова// Управление начальной школой. - 2010. - № 10. - С. 20-25.
    Кузнецова М.И.   ФГОС и совершенствование системы контроля и оценивания достижений младших школьников / М. И. Кузнецова// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 3. - С. 19-23. - Библиогр.: с. 23.
  5. Кузнецова О.В.   Развитие универсальных учебных действий обучающихся средствами проектно-исследовательской деятельности / О. В. Кузнецова, Н. В. Дудырева// Управление начальной школой. - 2011. - № 6. - С. 31-40.
  6. Осипова Н.В.   Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся / Н. В. Осипова, И. А. Головинская, С. В. Брюханова// Управление начальной школой. - 2010. - № 10. - С. 26-33.
    Песняева Н.А.   Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников / Н. А. Песняева// Методист. - 2010. - № 4. - С. 61-67.
  7. Песняева Н.А.   Формирование универсальных учебных действий в учебном диалоге / Н. А. Песняева// Управление начальной школой. - 2010. - № 7. - С. 15-22.
    Петерсон Л.Г.   Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения "Школа 2000..." / Л. Г. Петерсон// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 3. - С. 17-23. - Библиогр.: с. 23.
  8. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 120 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-023809-0.
    Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010. - 159 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.: с. 155-158. - ISBN 978-5-09-020588-7.
    Чиндилова О.В.   Разноуровневые задания по освоению младшими школьниками коммуникативных универсальных учебных действий / О. В. Чиндилова
    // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 2. - С. 3-6.
  9. Чиранова О.И.   Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе реализации эстетической функции математики / О. И. Чиранова// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 6. - С. 29-32. - Библиогр.: с. 32.
  10. Шакина Г.В.   Оценка сформированности у младших школьников умений работы с текстом как источником информации / Г. В. Шакина, И. В. Ванисова
    // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3. - С. 7-10. - Библиогр.: с. 10.
  11. Ячменникова Т.С.   Деятельностный подход в формировании универсальных учебных действий на уроках математики в 1 классе : как на уроке формировать универсально-учебные действия, предусмотренные ФГОС нового поколения? / Т. С. Ячменникова
    // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 1. - С. 25-31.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения. п.Кутулик-2014-2015г. МБОУ Кутуликская СОШ Г.Л.Левошко

Слайд 2

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи

Слайд 3

Изменение социальной ситуации развития детей нынешнего века -резко возросла информированность детей; -современные дети относительно мало; -читают, особенно классическую художественную литературу; -несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления; - ограниченность общения со сверстниками.

Слайд 4

Как подготовить современный урок Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы. Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание). Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.

Слайд 5

Н.М. Верзилин, "урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий"

Слайд 6

Урок-это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем. «Комфорт» - в переводе с английского - поддержка, укрепление. «Комфорт» – это обстановка, обеспечивающая удобство , спокойствие, уют.

Слайд 7

К - компетентность, критичность. О - ответственность, отдача, открытие . М - моделирование, мотивация, методика, мастер. Ф- фундамент, формирование, фантазия. О - открытие, организованность, обучение. Р - рост, результат, рефлексия. Т - талант, темп, тепло.

Слайд 8

Критерии эффективности современного урока Обучение через открытие Развитие личности Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной задачи Наличие дискуссий, характеризующихся разными токами зрения

Слайд 9

Демократичность , открытость Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом

Слайд 10

Так что же для нас современный урок ? урок-познание, открытие, деятельность, противоречие , развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность

Слайд 11

Я получил(а)конкретные рекомендации……. Мне было трудно(не понравилось)……… Моя оценка психологической атмосферы… Для меня было недостаточно……. Для меня это важно и интересно………

Слайд 12

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» В.А. Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель системы оценки достижения планируемых результатов в условиях реализации ФГОС НОО

Модель системы оценки достиженияпланируемых результатовв условиях реализации ФГОС НООПримерная модель системы оценки достижения планируемых результатов разработана в соответствии с требованиями Федера...

Система оценки планируемых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС НОО.

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего,  формирование личности учащих...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы как условие реализации ФГОС

Cистема оценки ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение ими планируемых результатов освоения содержания учебного предмета и формировани...

Курсовая работа на тему "Технологии оценки образовательных достижений как условие реализации ФГОС НОО"

Одним из направлений организации образовательной деятельности в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) в нача...

Из опыта работы. Система управления проектированием образовательной программы образовательной организации в условиях реализации ФГОС.

Реализация ФГОС является одним из приоритетных направлений работы  в каждом образовательном учреждении. На сегодняшний день для реализации стандарта разработаны и утверждены все необходимые ...

Система управления проектированием образовательной программы образовательной организации в условиях реализации ФГОС.

Переход на  ФГОС является одним из приоритетных направлений работы  в каждом образовательном учреждении. На сегодняшний день для реализации стандарта разработаны и утверждены все необходимые...