Система управления проектированием образовательной программы образовательной организации в условиях реализации ФГОС.
статья

Рудько Галина Григорьевна
Переход на  ФГОС является одним из приоритетных направлений работы  в каждом образовательном учреждении. На сегодняшний день для реализации стандарта разработаны и утверждены все необходимые  федеральные, окружные и муниципальные  нормативные документы, в том числе и Примерные образовательные программы начального и основного общего образования, на основе которых  разрабатываются образовательные программы каждой конкретной школы с учетом ее специфики содержания образования и организации учебного процесса.  
Задача педагогического коллектива заключается в том, чтобы в соответствии с требованиями и в  полной мере наполнить содержанием три основных раздела ООП: целевой, содержательный и организационный.
Как и кто может и должен участвовать в разработке ООП?
  Как эффективно организовать процесс управления проектированием ООП?
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rudko_g.g.statya.docx28.31 КБ

Предварительный просмотр:

Система управления проектированием  образовательной программы образовательной организации в условиях реализации ФГОС.

Рудько Галина Григорьевна, Почетный работник общего образования Российской Федерации, заместитель директора МБОУ «СШ №31 с углубленным изучением предметов художественно- эстетического профиля», г. Нижневартовск

Переход на  ФГОС является одним из приоритетных направлений работы  в каждом образовательном учреждении. На сегодняшний день для реализации стандарта разработаны и утверждены все необходимые  федеральные, окружные и муниципальные  нормативные документы, в том числе и Примерные образовательные программы начального и основного общего образования, на основе которых  разрабатываются образовательные программы каждой конкретной школы с учетом ее специфики содержания образования и организации учебного процесса.  

Задача педагогического коллектива заключается в том, чтобы в соответствии с требованиями и в  полной мере наполнить содержанием три основных раздела ООП: целевой, содержательный и организационный.

Как и кто может и должен участвовать в разработке ООП?

         Как эффективно организовать процесс управления проектированием ООП?

 В нашей школе накоплен определенный опыт работы в данном направлении, так как в течение 4 лет мы являлись окружной стажировочной площадкой по внедрению ФГОС в начальной школе и на ФГОС в этом учебном году переведены 6 параллелей (с 1 по 6 класс).

В своем опыте мы представим модель взаимодействия всех структурных подразделений школы, участвующих в разработке основного документа школы - ООП, регламентирующей ее деятельность как образовательного учреждения, выполняющего  функции обучения, развития и воспитания обучающихся.

В первую очередь необходимо понять, чем является ОП для школы?

Федеральный и региональный компоненты государственного образовательного стандарта базовых образовательных областей являются внешним стандартом, а данная образовательная программа является внутренним стандартом образовательного учреждения. Она показывает, через какие учебные программы реализуется содержание образовательных стандартов.

Какие функции выполняет ООП?

 Образовательная программа выполняет следующие функции:

  • во-первых, регламентирует приоритетные стратегические цели образовательного процесса в Школе, то есть убеждения педагогического коллектива о назначении образовательного учреждения, основных направлениях и средствах, которые позволяют это назначение реализовать.
  • во-вторых, определяет особенности содержания образования и организации образовательного процесса через характеристику совокупности программ обучения, воспитания и развития детей, а также описание организации и учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

С чего мы начинали конструирование ОП?

Прежде всего, при участии Управляющего совета и  научно- методического совета школы определяется образовательная  миссия школы.

Школа №31 является учреждением с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля. На каждой параллели сформированы классы с углубленным изучением музыки, изобразительного искусства, хореографии.

     Главной отличительной особенностью школы является создание условий для развития  потенциальных способностей учащихся средствами образовательной области  «ИСКУССТВО».

Основополагающее значение  имеет положение о том, что школа и ее развитие, ориентированные на гуманистические ценности, должны рассматриваться как воспитательная система. При этом воспитание охватывает учебный процесс, внеучебную сферу жизнедеятельности школы и обладающие педагогическим потенциалом институты социума. При этом воспитание организуется как совместная деятельность воспитанников и педагогов, как совместное переживание и общий поиск жизненных ценностей и смыслов. Такой подход требует акцента на личностных творческих качествах педагога, на культуротворческом смысле их взаимодействия.

Основными принципами организации и задачами образовательной деятельности для педагогического коллектива школы выступают следующие положения:

личностно-социальная ориентация при реализации общих гуманистических ценностей как кардинальных целей и ценностей образования при условии учета социального заказа страны, региона, города и всех уровней образовательных стандартов;

развитие ребенка с акцентом на сферу ценностно-эмоциональных отношений, что обеспечивает одновременное развитие интеллекта, мотивации, активного отношения к миру и уверенность подходов (интеллектуального, эмоционального, практически-действенного) к развитию детей в школе;

развитие художественно-эстетической, культуротворческой развивающей среды, включающей внешние (дизайн, традиции и т.д.) и внутренние (содержание образования, психологический климат, музыка, ИЗО, хореография);

обеспечение условий для полноценной самореализации учащихся, развития их способностей и дарований в разнообразных видах деятельности        .

    Школа представляет собой особый, свой уклад атмосферы. Особым качеством школы является единство всех субъектов образовательного процесса: за годы существования школы сформировались и утвердились традиции единения учителей, учащихся и родителей.

     Весь  образовательный  процесс  строится через реализацию образовательной  технологии модульно- развивающего обучения в начальной школе и системно-деятельностный подход  в основной и старшей школе.

     К числу сильных сторон образовательного учреждения следует отнести достаточно высокую профессиональную подготовку педагогов: все педагоги, кроме молодых специалистов со стажем 1-2 года, имеют высшую и первую квалификационные категории.  

У  школьного сообщества имеется положительный опыт осуществления инновационных преобразований в учебно-воспитательном процессе.

Все выше сказанное формировалось на протяжении 25 лет существования школы как образовательной модели «Школа-Школа Искусств»; коллектив работал в режиме Федеральной экспериментальной площадки, в том числе в связи  с введением сначала 100- балльной системы оценки знаний обучающихся, а затем 10-балльной, что позволяет наиболее объективно оценить уровень программного материала.

Учитывая специфику организации учебно-воспитательного процесса в школе, ценностные ориентиры в воспитании и развитии обучающихся Научно-методическому совету школы необходимо было выстроить стратегию разработки ООП, используя потенциал педагогических кадров, способных на деятельность с соответствии с теми изменениями, которые вносятся разрабатываемой ООП на основе федерального стандарта.

Введение ФГОС и Примерной ООП потребовало от административной команды заранее и в системе спланировать работу по ознакомлению педагогического коллектива с вводимыми изменениями.  С этой целью проводились педагогические советы по темам:

- «Особенности реализации программы духовно- нравственного развития и воспитания личности младшего школьника»;

- «Образовательное событие как новая форма организации учебно-воспитательного процесса»;

- «Условия формирования метапредметных результатов»; «Механизмы формирования ключевых компетентностей учащихся как условие успешной   самореализации ученика»;

- «Интеграция содержания образования как условие формирования метапредметных результатов»;

-«Технология построения современного урока в соответствии с требованиями ФГОС».

Главное, что должны были понять педагоги: введение ФГОС требует от учителя высоко профессионального подхода  к организации УВП    и достижения планируемых результатов в освоении предметных знаний и универсальных учебных действий.

С этой целью административной командой приведена в соответствии с ФГОС нормативная база по обеспечению введения ФГОС, внесены изменения в локальные акты школы:

  1. Приказ «О создании и полномочиях рабочей группы по введению Федерального государственного  стандарта общего образования»
  2. Положение о рабочей группе   по введению Федерального государственного стандарта  общего образования
  3. Приказ «О распределении обязанностей по разработке проекта модернизированной образовательной системы начального и основного уровней общеобразовательного учреждения»
  4. Приказ «Об  утверждении проекта и плана-графика  введения Федерального государственного  стандарта общего образования»
  5. Приказ «О введении новой должностной инструкции учителя»
  6. Положение о внутришкольном мониторинге.

Проведенная подготовительная работа позволила наиболее эффективно спланировать конструирование ООП школы поэтапно:

1 этап.  Административная команда и НМС школы распределились по трем направлениям в соответствии с разделами ООП (целевым, содержательным, организационным). Каждая из команд представила на НМС план разработки раздела с привлечением педагогов с учетом их выбора и уровня компетенции в том или ином вопросе.

Представляем форму задания творческой группе

  1. Название проекта
  2. Изменения, на осуществление которых направлен проект
  3. Компонент образовательной системы и необходимые изменения в нем.
  4. Проект должен включать в себя:
  • определение общих  и частных целей;
  • описание способов реализации изменений;
  • связей проекта с другими проектами (что должно быть разработано в рамках других проектов; что из  разработанного должно быть учтено в других проектах);
  • состав исполнителей и распределение обязанностей между ними;
  • необходимые финансовые и материально-технические ресурсы;
  • ожидаемые результаты реализации проекта.

2 этап. В каждом из трех направлений приказом директора были созданы творческие группы с целью разработки подразделов ООП.

В целевом разделе:

  • «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы».

В содержательном разделе:

  • «Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на уровне начального и основного общего образования».
  • «Программа духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся».
  • «Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни».
  • «Программа коррекционной работы»
  • «Программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности»

По первому направлению привлекались педагоги- стажеры, которые являлись тьюторами  инновационной площадки «Модель портфолио ученика», участниками окружного проекта по аппробации  оценки качества образования и мониторинга  АУ ДПО ХМАО – Югры «Институт развития образования» по оценке личностных, предметных и метапредметных результатов освоения ООП.

До введения ФГОС НОО в школе реализовывалась программа «Формирование общеучебных умений и навыков», которая стала составной частью программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся. Разработкой данного направления стали педагоги, имеющие результативный опыт работы по формированию личностных, предметных и метапредметных результатов образования.

Безусловно, в каждой школе реализуется программа «Воспитания и социализации обучающихся». Нашей школой выстроены линии взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «взаимодействие», «сотрудничество», «сопереживание», «сорадость», «соучастие», «сотворчество». Практика показывает, что потребность во взаимной помощи испытывают обе стороны — и образовательное учреждение, и семья.

Для этих целей в  МБОУ «СШ №31 с УИПХЭП» разработан и реализуется  проект «Родительский университет». Успешным проектом в области формирования семейной культуры является проект «Семейные ценности», в области формирования нравственной культуры ребенка –проект «Уроки духовной жизни», в области формирования социальной культуры- проект «Я гражданин России».

Разработкой направления «Программа духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся»  взяла на себя команда  классных руководителей, чьи воспитанники показывают высокий уровень воспитания и социализации.

Для организации социального пространства согласуются усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: педагогического коллектива, семьи, ЦДиЮТТ,  ЦДТ,  театра кукол «Барабашка», Центра социальной помощи семье и детям «Кардея», Центральной детской библиотеки, детской библиотеки мкр№6, Центра технических видов спорта, этнографического музея им. Шуваева, школы искусств№1.

В состав команды по разработке Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни вошли авторы и соавторы целевой программы школы «Школа- территория здоровья».

Разработкой программы коррекционной работы занялись педагоги- психологи совместно с социальной службой школы.

Группой стажеров разрабатывались единые подходы к разработке структуры  Рабочих программ в соответствии с учебно- методическим комплексом. Важно было сопоставить примерные Рабочие программы со стандартом, потому как отдельные разделы в Примерной программе и стандарте звучат по-разному, а также разная последовательность разделов.  Приоритетом в данном случае является стандарт.

Административная команда работала над организационным разделом в части учебного плана, плана внеурочной деятельности и системы условий реализации ООП.

В организационном разделе, наряду с учебным планом, планом внеурочной деятельности и системой условий, важной составляющей является обеспечение кадрами. Поэтому данное условие потребовало от административной команды  разработки Программы внутрикорпоративного повышения квалификации педагогов.

Для эффективной работы творческих команд с целью сопровождения, консультирования по ключевым вопросам содержания ФГОС при НМС создан  консультационный центр ФГОС, в состав которого вошли наиболее опытные и прошедшие специальную подготовку администраторы и педагоги. Они исполняли роль тьюторов в разработке ОП.  

3 этап.

Результаты работы творческих групп заслушивались на заседаниях НМС с участием Управляющего  совета школы.

4 этап. После внесения необходимых корректив проведена защита проекта программы на расширенном заседании представителей педагогического совета и Управляющего совета.

5 этап. Административная команда  сконструировала  представленные разделы в один нормативный документ, который был утвержден на заседании педагогического совета.

 В результате работы созданных творческих групп частью ООП стали такие целевые программы, как: «Семейные ценности», «Школа- территория здоровья», «Программа внутрикорпоративного повышения квалификации педагогов» и др. Одни из них обновляются, другие появляются как новые механизмы реализации задач ООП.

Каждый учебный год ОП обновляется в связи с развитием образовательного пространства школы,  вносятся определенные изменения, в которых отражается новый этап развития школы.

В процессе конструирования ОП школа обеспечивает соединение интересов организации и интересов педагога как личности, направляя карьерный или профессиональный рост педагога в нужное русло. В контексте этой задачи администрация превратила разработку ООП и введение ФГОС в инструмент самоопределения сотрудника в этом инновационном процессе, а также его продвижения к новым результатам профессионального развития.

Модель управления системой проектирования Образовательной программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС. Проектная деятельность в системе Л. В. Занкова

Начиная с 2008 года,  работаю по программе Л.В.Занкова. Общая целевая установка в федеральном государственном образовательном стандарте совпадает с целью системы развивающего обучения Л.Занкова –...

Система оценки планируемых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС НОО.

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего,  формирование личности учащих...

Совершенствование планирования как фактор повышения эффективности управления системой методической работы образовательной организации в условиях реализации ФГОС

Актуальность исследования определяется тем, что в условиях модернизации образования важной задачей методической службы образовательной организации становится обеспечение  реализации новых п...

Из опыта работы. Система управления проектированием образовательной программы образовательной организации в условиях реализации ФГОС.

Реализация ФГОС является одним из приоритетных направлений работы  в каждом образовательном учреждении. На сегодняшний день для реализации стандарта разработаны и утверждены все необходимые ...

Организация работы образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС ОВЗ

Организация работы образовательного учрежденияв условиях реализации  ФГОС ОВЗ...

Программа семинара-практикума «Преемственность форм организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО» 19.11-20.11. 2019 г.

Программа семинара-практикума «Преемственность форм организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО» 19.11-20.11. 2019 г....

Организация системы оценивания достижений обучающихся начальной школы в условиях реализации ФГОС.

Оценка и отметка. Формы оценки.Формы контроля уровня достижений и критерии оценки по предметам....