Требования к современному уроку изобразительного искусства и технологии в условиях введения ФГОС
статья на тему

Кочергина Ирина Павловна

Данный материал раскрывает основные требования к проведению уроков по ФГОС, более подробно останавливаясь на уроках изобразительного искусства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Требования к современному уроку ИЗО  и технологии  в условиях введения ФГОС

           Уроки изобразительного искусства и технологии  действительно нужны и важны в современной школе. Известный психолог Б.М. Теплов писал: "Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности”.

Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них. Поэтому урок изобразительного искусства должен "увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься”. Потому что, как подчеркивает Б.М. Неменский "в искусстве же получение подлинных знаний, то есть понимание без радости, без наслаждения абсолютно не реально, не достижимо”

Но каким же должны быть урок изобразительного искусства и технологии в современной школе в условиях введения ФГОС?

          Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

• анализировать свои действия;

• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

• отличаться мобильностью;

• быть способным к сотрудничеству;

• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

              На уроках чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы  . Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Какие требования предъявляются к современному уроку:

• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

• вывод делают сами учащиеся;

• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

• времясбережение и здоровьесбережение;

• в центре внимания урока - дети;

• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

• умение демонстрировать методическое искусство учителя;

• планирование обратной связи;

• урок должен быть добрым. При посещении урока необходимо обратить внимание на принципы педагогической техники:

• свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);

• открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

• деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);

• идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);

• обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

         На современном уроке, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее

применения в реальной жизни.

            Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.

Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет?

            Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

         Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:

1.Урок изучения нового

Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний

2. Урок закрепления знаний

Это: практикум, экскурсия,  собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

3. Урок комплексного применения знаний

Это: практикум, , семинар и т.д. Имеет целью выработку умений

самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

4. Урок обобщения и систематизации знаний

Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Это: контрольная работа, зачет, выставка работ, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

         При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало.

          Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Можно, конечно, провести параллели с обучающими, развивающими и воспитывающими целями урока, но они рассматриваютрезультат урока в разных плоскостях. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. В качестве примера можно привести

задания традиционных учебников и учебников по ФГОС.

           ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.

             В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача

научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы

учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в

учебную ситуацию.

            Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

• возраста ребенка;

• специфики учебного предмета;

• меры сформированности УУД учащихся.

            Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:

• предъявить противоречивые факты, теории;

• обнажить житейское представление и предъявить научный факт;

• использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».

           Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д. При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.

             Структура современных уроков должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования:

  • проблемы, с которыми столкнулись учителя начальных классов: неумение детей самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, отсутствие творческого потенциала, трудности в общении, заставили новый ФГОС существенно изменить портрет выпускника начальной школы.

• если ученик будет обладать качествами, заложенными в ФГОС, то он, перейдя в среднее звено, сам сможет стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы.

• таким образом, в отличие от стандарта 2004 года новые ФГОС вносят

существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-

воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость

перестройки всей образовательной деятельности и в первую очередь учителя, обеспечивающего её.

          Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

         Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его

профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.

         Учителя могут реализовывать новые стандарты без проблем, в основном за счёт своего умения быстро перестраиваться.

Какие нужны в школе уроки изобразительного искусства?

Умелая организация урока учителем приводит к положительному результату. От того, как сам учитель будет показывать принципы рисования или воспользуется лишь наглядными материалами, зависит качество творческой работы ученика. Педагогический рисунок - один из видов наглядности на уроках ИЗО и лучшее средство наглядного обучения.

           Первый вид - рисунок на классной доске - является прекрасным методом наглядного обучения. Он помогает понять увиденное, влияет на умственное развитие ребёнка, на правильность его суждений. Главное качество педагогического рисунка - это лаконичность изображения, простота и ясность его. Учитель дает возможность детям ясно понять и представить сказанное. Рисунки на классной доске должны передать самую главную мысль учителя, опуская все случайное и второстепенное.

            Второй вид - это зарисовка учителя на полях рисунка школьника. Такими зарисовками мы пользуемся в том случае, когда ошибка в рисунке замечена у одного, двух учеников и нет смысла отвлекать внимание всего класса.

           Третий вид - исправление ошибок в рисунке ученика рукой учителя. Личная поправка рисунка ученика преподавателем имеет большое образовательное значение. Ученик видит, как можно исправить именно его рисунок. Наблюдая, как преподаватель работает в его альбоме, ученик впитывает все детали этого процесса, и потом уже сам старается делать так, как сказал педагог.

Коллективная работа.

Коллективная деятельность в школе – это один из эффективных методов приобщения детей к изобразительному искусству. Задача преподавателя состоит в том, чтобы коллективная деятельность в школе была занимательно-игровой и художественно-творческой. В практике преподавания изобразительного искусства в школе существует несколько форм коллективной деятельности.

Совместно-индивидуальная деятельность – одна из самых простых форм организации работы над коллективной композицией. Но она позволяет вовлечь в коллективную творческую работу весь класс. Конечно же, уровень творческой активности детей на уроке во многом зависит от методики организации и проведения коллективной деятельности.

Исходя из практики, можно с уверенностью сказать, что дети с большим удовольствием вступают в игру и принимают активное участие в создании общей работы.

При индивидуально-коллективной деятельности, можно проследить и оценить вклад ученика в общее дело. При обобщении коллективной композиции важно выявить ошибки и найти пути исправления их, привлекая к этому весь класс. Игра, учеба, труд, творчество соединены воедино, а ученики, с таких уроков уходя радостными и воодушевленными, с нетерпением ожидают следующей встречи с изобразительным искусством.

Арт-техники.

«Совместное рисование».

Несколько человек молча рисуют на одном листе (например, настроение, какие-то чувства и т.д.). По окончании рисования обсуждается участие каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими участниками в процессе рисования.

«Дополнительное рисование».

Рисунок посылается по кругу – один начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавляя, и т.д.

«Котелок отличного настроения»

Ребятам предлагается стать волшебниками, и сварить отличное настроение! Для этого есть волшебный рецепт!

Сегодня мы будем варить настроенье.

Положим чуть-чуть озорного веселья,

100 грамм баловства,

200 грамм доброй шутки

И станем все это варить 3 минутки.

Затем мы добавим небес синевы

И солнечных зайчиков пару.

Положим еще свои лучшие сны

И ласковый голос мамы.

Теперь мы это перемешаем!

Заглянем под крышку…

А там у нас у нас не варенье!

Там наше отличное настроение!

Выбирается какая-нибудь емкость. Дальше ребята решают, что из волшебных ингредиентов они нарисуют, что слепят из пластилина, а что изобразят другим способом. Когда все ингредиенты будут продуманы и готовы, по ходу чтения стихотворения добавляются соответствующие компоненты. По завершению упражнения ребята высказывают свое мнение, что они хотели бы изменить в рецепте, добавить что-то своё?

Карта моего внутреннего мира

          Инструкция: перед вами лежат различные географические карты. Как видите, они нам могут рассказать о том, как располагаются материки, океаны, моря, горы; об особенностях природы; об устройстве и развитии городов; о различных народах. На карте находит отражение всё то, что смогли открыть и изучить люди. Хотя когда-то наша Земля была совсем неизведанной, люди мало чего знали о том, что их окружает. Но всё это мир внешний. А есть ещё особый мир. Мир внутренний. У каждого человека он свой – удивительный, неповторимый, и где-то неизведанный. Давайте создадим карты нашего внутреннего мира. Они будут похожи на географические карты, только все названия на них будут особенные. Например, «океан любви», или «гора смелости». Обозначьте сначала то, что уже открыли в себе и знаете. Оставьте место для дальнейших открытий.

          Когда карты будут готовы по ним устраиваются «экскурсии» друг для друга.

«Моя эмблема».

Инструкция: «Эмблема - это отличительный знак, на котором изображается то, что символизирует какую-то идею, человека, предметы.

А, что символизирует тебя? Какие предметы наиболее ярко отражают твой образ жизни, интересы, планы?

Попробуй создать свою собственную эмблему».

Когда эмблемы будут готовы, ребята их презентуют.

Работа с пластилином

1 вариант: В течение всего времени, пока длится музыка необходимо с закрытыми глазами слепить образ какого-либо чувства: своего гнева (обиды, радости и т.д.), не особо задумываясь над тем, что получается, а дать свободу своим рукам.

2 вариант: можно предложить лепить вдвоём с открытыми глазами.

В зависимости оттого, что лепится, выбирается и музыка. После того, как закончится музыка, ребятам предлагается внимательно рассмотреть свою работу и от своего имени презентовать образ. Например: Я коричневая злость, я люблю…

В   случае если работали 2 человека, важно проговорить не только то, что они создали, но также и то, как им работалось вместе, что нового и интересного они узнали друг о друге и т.д.

         Если участники лепили в одиночку, то им предлагается найти сходный в чём-то другой образ и объединиться в пары. Их задача – под музыку слепить общий ресурс (если до этого они лепили негативный образ) или то, что приносит радость.

Работа с бумагой для создания коллажа

1 вариантС помощью бумаги (различные журналы, цветная бумага, картон, фольга и т.д.), ножниц и клея создать образ чего-то, в зависимости от того, какая тема предъявлена. "Тревожность”, "Мои ресурсы”, и др. Работа длится, пока звучит музыка.

         Работа может выполняться по группам. Затем участникам предлагается рассказать о своей работе, о тех мыслях и чувствах, которые возникали по ходу. Если это коллективная работа, то участники рассказывают, что они создали, какие чувства и мысли возникали по ходу совместной работы, что для каждого означает полученный образ?

2 вариант. Необходимо вырезать из журналов картины, иллюстрирующие те или иные позитивно окрашенные события, участниками которых были дети (каникулы, праздник); при этом желательно вспомнить и описать детали этих событий.

Озорные рисунки.

Упражнение выполняется в парах. Один из участников задумывает геометрическую фигуру (цифру, букву) и «рисует» ее в воздухе губами, представляя, что в них зажат карандаш, который нельзя ронять. Задача второго – отгадать «нарисованное». Затем происходит смена ролей.

Арт-терапевтические упражнения

Приведенные ниже игры-упражнения с изобразительными материалами снижают эмоциональную напряженность, помогают осознавать свои чувства, переживания, учат управлять ими.

Пластилиновая живопись. Предварительно нарисовать контурное изображение предмета (можно скопировать рисунки с раскрасок), затем нужно размазать немного пластилина на поверхности картона, не выходя за контур. Можно использовать несколько цветов, накладывая их друг на друга, чтобы придать объемность. Излишки пластилина убираются.

Отпечатки. Использовать предметы с рельефной поверхностью, найденные на природе (камешки, шишки). Создать из отпечатков целостную композицию или образ.

Кляксы. Взять на кисточку немного краски того цвета, какого хочется, плеснуть «кляксу» на лист бумаги и сложить его вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и попытаться увидеть, на кого или на что похожа полученная «клякса».

Рисование спиралеобразными линиями. Делается контурный набросок предметов (можно использовать раскраски), затем по нему спиралеобразными линиями рисуют (фломастером или ручкой).

Графическая музыка. Под музыку, закрыв глаза, проводить на бумаге линии в соответствии с восприятием мелодии. Затем найти в этих линиях образы и обвести их карандашами разного цвета (рыбка, черепаха, птица и др.).

Пальцевая живопись. Нарисовать предмет, накладывая цветовые пятна (гуашь) пальцем или используя палочки. Можно нарисовать не весь предмет, а только его контур.

Образ. Выразить свой мир в виде образов, представленных в цветах, линиях, формах, символах. Как выглядел бы мир, если бы он был таким, как тебе хочется.

Монотипия (отпечаток)

Краска в виде пятна или нескольких пятен наносится на поверхность листа, затем сверху накладывается другой лист, все разглаживается. В результате на двух листах появляются необыкновенные узоры. В них попытаться „увидеть" звезды, месяц, волшебные цветы... Можно доработать отпечаток, сделать аппликацию.

Диатипия

Разновидность монотипии. Нанести ровный слой краски на стекло или любую другую гладкую поверхность. Сверху положите лист бумаги. Он и предназначен для рисования карандашом или другим заостренным предметом. На стороне, которая была прижата к стеклу, появится слегка выпуклое изображение.

Ниткопись

При работе удобнее использовать толстые нитки. Опустите нитку в краску, положите ее между двумя листами, а затем, стараясь не сдвинуть листы, вытяните ее. Посмотрите, что получилось. Дорисуйте изображение.

Перевернутое рисование. Возьмите любой предмет, поместите его в необычное положение и попробуйте нарисовать. Например, поставьте вазу вверх дном и начните ее рисовать в таком виде. Поскольку «правильное» левое полушарие не привыкло воспринимать подобное, то у правой половины мозга будет возможность активно поработать.

            И в заключение хочу сказать, что многолетняя практика показала: всё зависит от меня, как я готова к уроку, с каким умением, иллюстративным материалом я иду в класс. Из года в год стараюсь пополнить свою педагогическую копилку. В кабинете есть раздаточный материал, карточки, словари, репродукции художников, таблицы, видеофильмы о творчестве художников, об архитектуре, диски. Очень удобный для себя сделала выбор наглядного материала в раскладушки, материал собираю по темам и раскладываю в папки. В классе хорошая библиотека по искусству. Всё это помогает эффективно решать вопросы по развитию творческих способностей у учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из   современных   образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО....

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из   современных   образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО....

"Использование современных средств обучения в образовательном процессе в условиях введения ФГОС"

Эффективность обучения зависит в большой степени от качества учебно- методического и кадрового обеспечения образовательного процесса, от их соответствия современным требованиям личности, общества и го...

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления....

Технология критического мышления (ТРКМ) – как одна из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС НОО.

        Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования,  на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть ученик, выхо...