Межпредметная интеграция как условие развития познавательной потребности обучающихся в рамках реализации ФГОС
учебно-методический материал на тему

Методические материалы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Межпредметная  интеграция  как условие развития познавательной  потребности учащихся в рамках реализации ФГОС.

    В законе  РФ «Об образовании» особо отмечается, что содержание образования должно обеспечивать формирование у школьников адекватной современному уровню и уровню образовательной программы картины мира. Значит, особая роль в процессе обучения должна отводиться развитию системного мышления, умению пополнять свои знания, ориентируясь в  потоке информации различной степени сложности, языковой и социально-культурной направленности. Первостепенное значение здесь приобретают компоненты образования, отражающие тенденции интеграции научного знания. Именно интеграция определяет сегодня стиль мышления и мировоззрения человека. Интеграция – ведущая тенденция развития научного познания в современных условиях (слайд).

В 1 ступени школы закладывается фундамент для последующих этапов образования. Перед начальной школой стоят предельно точные образовательные цели - задачи: заложить основы всестороннего развития детей, обеспечить формирование прочных навыков беглого, осознанного, выразительного чтения, счёта, грамотного письма, развитой речи, культуры поведения. В этих требованиях подчеркивается важность формирования         у школьников навыков рациональной организации учебного труда, учебных навыков, которые в совокупности обеспечивают надежное основание для последующей учебно-познавательной деятельности школьников. Способствуют приобретению глубоких и прочных знаний.

В повышении результативности обучения в начальных классах, воспитательной значимости предметов наряду с другими методическими вопросами большое значение имеет использование межпредметных связей. При их систематическом и целенаправленном осуществлении перестраивается весь процесс обучения, то есть они выступают как современные принципы, которые ведут к интеграции. «Межпредметная интеграция является непременным условием процесса обучения» В.Н.Максимова (слайд). Интеграция в обучении проявляется в том, что суммарное воздействие образовательных компонентов на учащихся во много раз активнее и предпочтительней, чем влияние каждого из них отдельно, что обеспечивает позитивный результат обучения.

Идея интеграции образования все настойчивее заявляет о себе и заставляет педагогов искать эффективные пути её реализации. На сегодня обозначился ряд различных подходов и направлений в данной области.

Эффективные пути реализации интеграции:

  • интеграция через поиск межпредметных связей;
  • тематическое планирование по принципу одновременного прохождения сходных тем в разных учебных дисциплинах;
  • разработка новых учебных курсов, соединяющих в себе информацию из разных предметов (слайд)

Всё это свидетельствует о необычной актуальности самой проблемы интеграции.

Предметная система обучения в школе ориентирует учащихся на дифференцированное усвоение знаний из разных областей.

Процессы интеграции знаний непрерывно связаны с их дифференциацией (слайд)

Потоки информации и их объёмы так велики, что становится трудно своевременно и качественно отследить необходимую информацию по любому из направлений научного знания. Большая часть информации остается невостребованной. В связи с этим важно показать пути получения знаний через методологию. Это позволит учащимся самостоятельно оперировать необходимыми в жизни знаниями и консолидировать содержание учебного материала в целое для разрешения проблемной ситуации.

Понятие «система» и «интеграция» близки.

Системный подход является основой интеграции знаний (слайд)

Системный подход в педагогике обеспечивает рассмотрение школьного образования как открытой системы, функционирующей по законам систем. Интеграция знаний может выступать одним из путей мобильности и  вариативности содержания образования.

При организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всём многообразии с привлечением разных знаний: литературы, иностранного языка, музыки, живописи и т.д., что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.

Интегрированный урок – это живое творчество учителя и ученика (слайд).

Методика интегрированного урока обеспечивает деятельность учителя и ученика на уровне субъектных отношений, в результате которых возникают возможности для совместного творчества и саморазвития участников образовательного процесса.

Перестройка процесса обучения на основе осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности:

Результативность процесса обучения на основе межпредметных связей:

  • знания приобретают качества системности;
  • умения становятся обобщенными, комплексными;
  • усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов;
  • эффективно формируется их убеждённость и достигается всестороннее развитие личности (слайд)

Вывод: Актуальность проблемы интеграции обусловлена и вызывает необходимость изменений в обучении подрастающего поколения, повышения качества знаний, практических умений, уровня воспитанности, познавательной потребности (слайд).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Межпредметная интеграция как условие развития познавательной потребности обучающихся в рамках реализации ФГОС. Катаева А.В.,учитель начальных классов

Слайд 2

Интеграция – ведущая тенденция развития научного познания в современных условиях

Слайд 3

« Межпредметная интеграция является непременным условием процесса обучения» В. Н. Максимова

Слайд 4

Эффективные пути реализации интеграции : интеграция через поиск межпредметных связей; тематическое планирование по принципу одновременного прохождения сходных тем в разных учебных дисциплинах; разработка новых учебных курсов, соединяющих в себе информацию из разных предметов

Слайд 5

Процессы интеграции знаний непрерывно связаны с их дифференциацией

Слайд 6

Системный подход является основой интеграции знаний

Слайд 7

Интегрированный урок – это живое творчество учителя и ученика

Слайд 8

Результативность процесса обучения на основе межпредметных связей: знания приобретают качества системности; умения становятся обобщенными, комплексными; усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов; эффективно формируется их убеждённость и достигается всестороннее развитие личности

Слайд 9

Вывод : Актуальность проблемы интеграции обусловлена и вызывает необходимость изменений в обучении подрастающего поколения, повышения качества знаний, практических умений, уровня воспитанности, познавательной потребности