Использование интерактивных технологий в начальной школе как условие активизации учебного процесса в рамках реализации ФГОС
статья по теме

Белоусова Галина Валерьевна

Об актуальности использования интерактивных технологий на уроках в начальной школе, об организации учебного процесса и способах активизации познавательной деятельности младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belousova_g.v.statya.docx40.38 КБ

Предварительный просмотр:

Использование интерактивных технологий в начальной школе

как условие активизации учебного процесса в рамках реализации ФГОС

Белоусова Г.В. (г. Владимир)

 «Можно сколько угодно раз подводить коня к воде,

 но невозможно заставить его пить».

Восточная мудрость

          Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися  социального опыта. Формирование общеучебных умений начинается в начальной школе и является базой для успешного овладения содержанием образования на всех уровнях обучения. Формирование у младших школьников желания и способности самостоятельно, без учителя, приобретать знания – одна из приоритетных задач организаторов учебного процесса в школе, прописанная в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (Стандарты второго поколения).

        Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик ученика. В совокупности эти характеристики определяют ученика как личность с сформированной активной жизненной позицией.

«Портрет выпускника начальной школы» условно выглядит так:

  • принимает ценности семьи, общества, государства;
  • активно и заинтересованно познает окружающий мир;
  • владеет способами самообразования и самоорганизации;
  • умеет выразить и обосновать свое собственное мнение.

Перед учителем стоит нелегкая задача в получении такого результата. Степень результативности, на наш взгляд, будет зависеть от уровня сформированности познавательной  активности младшего школьника, от того, насколько часто он становится  субъектом познания в учебном процессе, как часто ученик обнаруживает у себя внутреннее противоречие и желание разобраться с тем, что он еще не знает, не понимает. Учителю важно помочь младшему школьнику развить внутреннюю мотивацию, чтобы у него формировался устойчивый познавательный интерес к учению. Тогда у ученика появится потребность снять противоречие, найти ответ на вопрос, решить ту или иную проблему или задачу, включаясь в учебно-познавательную деятельность и последовательно выполняя шаги самостоятельно выстроенной стратегии. В итоге можно будет констатировать тот факт, что учение становится для школьника  личностно значимым, собственной ценностью.

Готов ли сегодняшний школьник и, в частности, младший школьник к осуществлению качественных самоизменений, к повышению уровня учебно-познавательной активности? В современном мире, когда технический прогресс развивается стремительно, а поток информации буквально поглощает все человечество, младший школьник не отстает от взрослого человека, а порой и превосходит его в знании компьютера, управления электронными носителями, моделями, потому что ему это жизненно интересно и, как он сам считает, необходимо. По-другому обстоит дело с учебной информацией, которая, как правило, не имеет для ученика такой же первостепенной важности. Поэтому активизация познавательной деятельности учащихся по-прежнему является одной из актуальных проблем в школьном образовании. 

Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. И это совершенно справедливо. Настоящее сотрудничество учителя и ученика, способствующее активизации деятельности последнего, возможно лишь при условии, что ученик будет находиться в роли субъекта собственной познавательной деятельности. Один из способов активизации деятельности учащихся мы видим в использовании в своей практике интерактивных технологий.

        С образовательной точки зрения интерактивные технологии – это игры, построенные на групповом диалогичном и полилогичном исследовании возможностей действительности в контексте личностных интересов участников (учащихся). В учебном процессе одинаково эффективно применяются как игры по принятию решений в нереальной обстановке или ситуации (например, имитационные, игры-симуляции….), так и игры, помогающие адаптироваться к реальной учебной среде (например,  деловые или ролевые). На уроках нами чаще всего используются игровые модели, обучающие опыту адаптации к окружающей среде, к учебной деятельности, к людям.

        Важными условиями, обеспечивающими эффективность применения интерактивных технологий обучения, являются те принципы организации и правила, которые способствуют достижению поставленных в обучении целей и задач (по А.П. Панфиловой):

  1. организация разумной пространственной среды, «игрового поля»;
  2. проигрывание обучаемыми разнообразных игровых ролей: «генераторы идей», «эксперты», «критики», «ораторы», «судьи», «партнеры», «сотрудники» и др.;
  3. строгое соблюдение норм и правил игры, т.е. взаимодействие в режиме «нормирования»;
  4. соблюдение регламента;
  5. обеспечение учителем новизны. Для поддержания активности учеников необходимо обеспечить в каждых последующих технологиях интерактивного обучения, упражнениях, дискуссиях новизну как в содержательном плане, так и в выборе технологии обучения. Новизна также обеспечивается путем смены ролей, партнеров в команде, в разных видах взаимодействия.

        Участие в интерактивных играх максимально индивидуализирует процесс обучения, что дает возможность каждому ученику демонстрировать свой как умственный, так и творческий потенциал. Приобретаемые в процессе игры новые знания, формы действия и поведения, личностные качества становятся для младших школьников их ценностью, повышают интерес к собственным возможностям и, что не менее важно, формируют основу дальнейших действий и поведения в жизни. Среди учеников выделяются формальные и неформальные лидеры, наблюдаются разные уровни и стили общения. Школьники приобретают опыт партнерских отношений.

        Приведем некоторые примеры реализации интерактивных игр из нашей практики начальной школы.

Итак, игра: «Дебаты». «Дебаты» – это интеллектуальная интерактивная игра, в которой две или несколько команд, обсуждая заданную тему,  выдвигают свои аргументы и контраргументы по предложенному тезису, чтобы убедить членов жюри в своей правоте и отстоять свое мнение.

Основной критерий судейства – убедительность (каждая сторона утверждает свои аргументы и отвечает на  аргументы оппонентов).

При выставлении баллов жюри учитывает следующие критерии:

1) аргументация;

2) доказательства и поддержка;

3) структура (логичность и последовательность);

4) способ (соблюдение роли спикера, манера выступления).

Пример реализации. Урок литературного чтения в 4 классе (Программа «Школа России»), произведение М. Гаршина «Лягушка – путешественница». После знакомства с текстом и организации его первичного восприятия при работе над осмыслением содержания проводится игра «дебаты». Учащимся предлагается выбрать одну из  записанных на доске (слайде) пословиц к тексту.

  • Там хорошо, где нас нет.
  • Не в свои сани не садись.
  • Кто путешествует, тот познает.
  • Кто хвалился, тот с горы свалился.
  • Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Ученики собираются и рассаживаются в группы с одинаковыми мнениями, обсуждают аргументы, готовятся к  защите своей позиции, а также выбирают спикера. Несколько человек образуют группу – жюри. Их функция – судейство, оценка работы групп. Группы выступают по очереди. После выступления каждой группы другие группы могут задать по 1-2 вопроса. Жюри подводит итоги. Это лишь один из вариантов игры. Существуют и другие.

Какие задачи решаются с помощью интерактивной игры        «Дебаты»?  Она позволяет формировать у школьников жизненно важные, но не востребованные в традиционной образовательной системе умения. В первую очередь, навыки работы в команде (распределение обязанностей при подготовке, осознание зависимости общего успеха от личного вклада каждого участника). Кроме того, школьники учатся критериально оценивать результаты работы, а приобретенный опыт постепенно переходит из категории освоенного в категорию личностно-значимой ценности. Несомненно, у ребят развиваются коммуникативные навыки (ведение сочетательного диалога, участие в дискуссии, формулирование и защита своих мыслей, идей, умение работать в группе, команде), умение работать с информацией: искать ее, структурировать и, главное, критически осмысливать. Важное преимущество игры «Дебаты» в том, что она создает условия для постижения учащимися основ логики и дискуссионной риторики.

        Ролевая игра. Суть ее заключается в том, что учащиеся «примеряют» на себя роль героя литературного произведения, критика, оратора, эксперта, исследователя, ассоциируют себя в качестве другого субъекта и пытаются действовать в соответствии со своей новой ролью. Ролевые игры позволяют школьникам развивать творческое мышление, актерское мастерство, логику и способность к познанию, учат их социальному общению, саморефлексии.

 Урок литературного чтения в 3 классе (Программа «Школа России»), произведение Льва Николаевича Толстого «Прыжок». После первичного знакомства с текстом ученики вытаскивают из бутылки, якобы прибитой волнами к берегу (отталкиваемся от тематики текста), записки (в других случаях это могут быть – корзинка, коробка, конверт и т.п.), разворачивают их и узнают свою роль. По тексту – это матрос, капитан, мальчик – сын капитана, обезьянка. Задача состоит в том, чтобы осознать сущность и содержание своей роли, выстроить соответствующую ей модель поведения, прочувствовать то, что могли чувствовать, о чем могли думать герои произведения в описанном рассказе. Далее выбираются необходимые реквизиты и инсценируются события текста. После инсценирования герои делятся своими впечатлениями, выводами, наблюдениями. Следует отметить, что через обращение к внутреннему миру «своего героя» происходит актуализация личностной рефлексии ученика.

 Если это урок истории, можно воспроизвести исторические события, фрагменты жизни исторических личностей и их деяния, разыграть события, приведшие к войне, рассмотреть мотивы воюющих сторон и т.п. Таким образом, учащиеся получают возможность взглянуть на процесс обучения через призму личностных отношений и стать его активными участниками, которые действуют в моделируемых обстоятельствах, вырабатывая собственное решение на основе нового знания.

На уроке окружающего мира тоже применимы ролевые игры, например, при изучении таких социальных вопросов как защита окружающей среды, спасение редких и исчезающих животных и т.д. Появляются новые роли: экологи, зоологи, спасатели, владельцы предприятий, геологи и многие другие.

Мозговой штурм. Это специально организованная  дискуссия,    которая

позволяет выслушать все мнения практически одновременно. Общение происходит в основном на вербальном уровне. Это позволяет не только услышать, но и воспринять чужое видение проблемы, уловить ее новые аспекты и грани, взглянуть на проблему совершенно с иной точки зрения.

        Мозговой штурм проводится в несколько этапов:

  1. Предварительный этап. Постановка проблемы. 

Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма (работа в группах).

  1. Основной этап. Генерация идей.

Каждая группа вырабатывает и фиксирует (оформляет на ватмане, в тетради) свои идеи по обозначенной проблеме. Выбирает докладчика.

На этом этапе важно соблюдать правила: 

  • Главное – количество идей. Никаких ограничений.
  • Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
  • Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
  1. Заключительный этап. Анализ и оценка.

Позволяет выделить наиболее ценные идеи и получить окончательный результат мозгового штурма. Возможно выделение группы экспертов.

Эта интерактивная игра тоже имеет варианты и применима на разных предметных дисциплинах. Например, на уроках математики может быть заявлена проблема: «Как измерить площадь нестандартной фигуры». Ученики умеют находить площадь прямоугольника, а им предлагается новая фигура:

        или

        Таким образом, перечисленные и многие другие интерактивные игры, активизируя учебно-познавательную деятельность учащихся, помогают учителю реализовать затребованный Стандартом системно-деятельностный подход в обучении. Перечислим «плюсы» интерактивных технологий:

 -    они позволяют развивать у учащихся коммуникативные навыки;

 - соответствуют логике деятельности, включают момент социального взаимодействия;

 -   способствуют большей вовлеченности участников в процесс обучения, тем самым побуждают их к непроизвольной активности;

 -  формируют ценностные ориентации и установки, развивают адекватную самооценку;

 -    насыщены обратной связью (здесь и сейчас);

 -    провоцируют у обучающихся включение рефлексивных процессов;

 - способствуют проявлению всех качеств личности, ее индивидуальных особенностей.

        Следует отметить, что использование в обучении интерактивных игр даст наибольший образовательный эффект при условии преемственности (продолжении) подобной работы в среднем и старшем звене.

Литература:

  1. Казанский О.А. Игры в самих себя. – М.: Менеджер, 1994. –  128 с.
  2. Кларин М. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта // Педагогика. – 2000. – №7 – с. 12 - 18.
  3. Козина Е.В. Интерактивное обучение в начальной школе // Управление начальной школой. – 2010. – №7 – c. 4 – 15.
  4. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение. Учебное пособие. – М.: Академия, 2012. – 192 с.
  5. Парамонов М.В. Авторская программа занятий по курсу «Дебаты» для учащихся общеобразовательной школы./ интернет – ресурс http://debater.ru/materials-books16.htm
  6. Светенко Т. В. Дебаты : Учебно – методический комплект. - М.: Бонфи, 2001. – 296 с.
  7. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. –  М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.
  8. ФГОС начального общего образования.  – М.: Просвещение,  2010. – 31 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использованием здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС"

Цель здоровье -сберегающих образовательных технологий обучения в условиях реализации ФГОС – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необход...

Практическое использование проектной технологии в начальной школе в условиях реализации ФГОС

В статье раскрывается актуальность использования проектной технологии в условиях реализации ФГОС НОО....

Презентация городского семинара по теме "Использование современных технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС"

В данной презентации представлен краткий материал по указанной теме. Это являлось первой частью городского семинара. Вторая часть представляла из себя практику - то есть учителя начальной школы показы...

«Использование современных технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС»

laquo;Использование современных технологий  в начальной школе в условиях реализации ФГОС»...

Использование инновационных технологий в начальной школе, как средство активизации учебной деятельности

В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это неслучайно. Именно инновационная де...

Использование интерактивных технологий на уроках в начальной школе как средство активизации учебного процесса

Одной из педагогических проблем, решаемых данным опытом, является создание комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что ...