Использование инновационных технологий в начальной школе, как средство активизации учебной деятельности
статья
В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это неслучайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_innovatsionnyh_tehnologiy_v_nachalnoy_shkole.docx | 18.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №5»
Доклад
на тему
«Использование инновационных технологий в начальной школе, как средство активизации учебной деятельности»
Подготовила:
Овсянникова С.Н.
учитель начальных классов
2022 г.
В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это неслучайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской обучающихся.
Инновации в образовании начинаются с уважения к индивидуальности обучающегося и трансформации традиционной модели отношений «учитель-ученик» в модель «человек-человек», что накладывает своего рода табу на представление о ребенке как сосуде, подлежащем наполнению, как «совокупности психических процессов», которые предстоит развивать. В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие таких качеств личности, как мышление, внимание, память и воображение. В этом возрасте начинается социальное и личностное развитие ребёнка, его вхождение в жизнь общества.
Модернизация начального образования связана с новым статусом младшего школьника как субъекта учебной деятельности. Инновации в образовании должны нести, прежде всего, процесс выработки уверенности маленького человека в себе, своих силах. Необходимо переломить авторитарность образования в мышлении педагогов, чтобы они сумели поставить ребенка на равный уровень с собой, смогли дать ребенку возможность адекватно управлять собой и окружающим его миром. В то же время важно отметить, что инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей.
В настоящее время информационные технологии занимают важное место в профессиональной деятельности учителя. Необходимость применения средств ИКТ в своей работе диктуется возрастными особенностями обучающихся, а именно потребностью в наглядной демонстрации учебного материала, процессов и явлений. Основными направлениями работы, при использовании ИКТ являются:
— мультимедиа-уроки;
— дистанционные олимпиады и конкурсы;
— телекоммуникационные проекты;
— уроки на основе авторских компьютерных презентаций в форме лекций, докладов учащихся.
Практика использования ИКТ позволяет сделать вывод: использование ИКТ на уроках имеет следующие преимущества по сравнению с традиционным обучением:
1. Современность и актуальность учебного материала.
2. Наличие дополнительного и сопутствующего материала.
3. Эстетичность и наглядность.
4. Возможность распечатки материала для последующей индивидуальной работы.
5. Возможность блочного обозрения темы, опережения знаний.
6. Обучение через игровую или практическую деятельность.
7. Повышение интереса обучающихся к учёбе.
8. Более чёткая организация деятельности учителя.
В целом, использование ИКТ способствует повышению качества знаний и умений учащихся.
Инновационность в обучении связана с творческим поиском на основе имеющегося опыта, направлена на обеспечение исследовательского характера учебного процесса, организацию поисковой учебнопознавательной деятельности. Инновационными считаю процессы, связанные с характером взаимодействия педагога и обучающихся, с их позициями в ходе обучения, когда для обучающихся создаются определённые условия для активной и инициативной позиции в учебном процессе: не просто усваивать программный материал, а познавать истину, вступая в активный диалог с участниками образовательного процесса; самостоятельно выходить за пределы собственных знаний для поиска способов действия в новых ситуациях, что является главной ценностью и целью образования; формировать умение учиться.
Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных ее задач – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решение проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.
Главная цель педагогической деятельности: воспитание нравственно-правовой, эмоционально-эстетической, интеллектуально-информационной и коммуникативной культуры, а также культуры здоровья младшего школьника.
Ставя каждого ребенка в позицию активного участника, ему дается возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, учиться работать в команде. Это ведет к сплоченности класса, развитию коммуникативных навыков обучающихся. Создается обстановка общей увлеченности и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, а значит, берет на себя ответственность за производимое действие.
Основными задачами повышения педагогической профессиональной компетентности, считаю, следующие:
-обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий;
-развитие способности обучающихся посредством нетрадиционных форм и методов обучения, используя инновационные технологии;
-развитие орфографической зоркости, отработка вычислительных навыков, выразительного чтения;
-качественно улучшить работу над формированием у обучающихся навыков культурного поведения, путем проведения бесед, практических занятий;
-способствовать нравственному воспитанию обучающихся посредством проведения праздников, факультативов.
Внешними результатами является успешное участие педагога и обучающихся в творческих конкурсах, олимпиадах. «Будущее в руках школьного учителя»… Стремительно меняющийся мир предъявляет учителю новые требования. С одной стороны, современный школьник должен быть подготовлен «к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире» (Д.А.Медведев). В то же время человек должен сберечь всё лучшее, что досталось ему от предшествующих поколений, и сохранить в себе ЧЕЛОВЕКА.