Использование инновационных технологий в начальной школе, как средство активизации учебной деятельности
статья

Светлана Николаевна Овсянникова

В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это неслучайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №5»

Доклад

на тему

«Использование инновационных технологий в начальной школе, как средство активизации учебной деятельности»

Подготовила:

Овсянникова С.Н.

учитель начальных классов

2022 г.

В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это неслучайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской обучающихся.

Инновации в образовании начинаются с уважения к индивидуальности обучающегося и трансформации традиционной модели отношений «учитель-ученик» в модель «человек-человек», что накладывает своего рода табу на представление о ребенке как сосуде, подлежащем наполнению, как «совокупности психических процессов», которые предстоит развивать. В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие таких качеств личности, как мышление, внимание, память и воображение. В этом возрасте начинается социальное и личностное развитие ребёнка, его вхождение в жизнь общества.

Модернизация начального образования связана с новым статусом младшего школьника как субъекта учебной деятельности. Инновации в образовании должны нести, прежде всего, процесс выработки уверенности маленького человека в себе, своих силах. Необходимо переломить авторитарность образования в мышлении педагогов, чтобы они сумели поставить ребенка на равный уровень с собой, смогли дать ребенку возможность адекватно управлять собой и окружающим его миром. В то же время важно отметить, что инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей.

В настоящее время информационные технологии занимают важное место в профессиональной деятельности учителя. Необходимость применения средств ИКТ в своей работе диктуется возрастными особенностями обучающихся, а именно потребностью в наглядной демонстрации учебного материала, процессов и явлений. Основными направлениями работы, при использовании ИКТ являются:

— мультимедиа-уроки;

— дистанционные олимпиады и конкурсы;

— телекоммуникационные проекты;

— уроки на основе авторских компьютерных презентаций в форме лекций, докладов учащихся.

Практика использования ИКТ позволяет сделать вывод: использование ИКТ на уроках имеет следующие преимущества по сравнению с традиционным обучением:

1. Современность и актуальность учебного материала.

2. Наличие дополнительного и сопутствующего материала.

3. Эстетичность и наглядность.

4. Возможность распечатки материала для последующей индивидуальной работы.

5. Возможность блочного обозрения темы, опережения знаний.

6. Обучение через игровую или практическую деятельность.

7. Повышение интереса обучающихся к учёбе.

8. Более чёткая организация деятельности учителя.

В целом, использование ИКТ способствует повышению качества знаний и умений учащихся.

Инновационность в обучении связана с творческим поиском на основе имеющегося опыта, направлена на обеспечение исследовательского характера учебного процесса, организацию поисковой учебнопознавательной деятельности. Инновационными считаю процессы, связанные с характером взаимодействия педагога и обучающихся, с их позициями в ходе обучения, когда для обучающихся создаются определённые условия для активной и инициативной позиции в учебном процессе: не просто усваивать программный материал, а познавать истину, вступая в активный диалог с участниками образовательного процесса; самостоятельно выходить за пределы собственных знаний для поиска способов действия в новых ситуациях, что является главной ценностью и целью образования; формировать умение учиться.

Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных ее задач – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решение проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.

Главная цель педагогической деятельности: воспитание нравственно-правовой, эмоционально-эстетической, интеллектуально-информационной и коммуникативной культуры, а также культуры здоровья младшего школьника.

Ставя каждого ребенка в позицию активного участника, ему дается возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, учиться работать в команде. Это ведет к сплоченности класса, развитию коммуникативных навыков обучающихся. Создается обстановка общей увлеченности и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, а значит, берет на себя ответственность за производимое действие.

Основными задачами повышения педагогической профессиональной компетентности, считаю, следующие:

-обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий;

-развитие способности обучающихся посредством нетрадиционных форм и методов обучения, используя инновационные технологии;

-развитие орфографической зоркости, отработка вычислительных навыков, выразительного чтения;

-качественно улучшить работу над формированием у обучающихся навыков культурного поведения, путем проведения бесед, практических занятий;

-способствовать нравственному воспитанию обучающихся посредством проведения праздников, факультативов.

Внешними результатами является успешное участие педагога и обучающихся в творческих конкурсах, олимпиадах. «Будущее в руках школьного учителя»… Стремительно меняющийся мир предъявляет учителю новые требования. С одной стороны, современный школьник должен быть подготовлен «к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире» (Д.А.Медведев). В то же время человек должен сберечь всё лучшее, что досталось ему от предшествующих поколений, и сохранить в себе ЧЕЛОВЕКА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках начальной школы как способ активизации учебной деятельности учащихся

Предлагаю материал, как можно на уроках эффективно использовать информационно-коммуникативные технологии, чтобы повысить учебную деятельность учащихся....

«Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности учащихся»

Мыслительный процесс начинается только тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чем-то разобраться, то здесь тоже речь ...

Использование интерактивных технологий в начальной школе как условие активизации учебного процесса в рамках реализации ФГОС

Об актуальности использования интерактивных технологий на уроках в начальной школе, об организации учебного процесса и способах активизации познавательной деятельности младших школьников....

Использование ИКТ на уроках русского языка в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности обучающихся.

Использование ИКТ на уроках русского языка в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности обучающихся....

Использование интерактивных технологий на уроках в начальной школе как средство активизации учебного процесса

Одной из педагогических проблем, решаемых данным опытом, является создание комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что ...