Сотворчество как метод воспитательной работы
статья на тему

Материал был представлен на педагогическом совете школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotvorchestvo_kak_vid_vospitatelnoy_raboty.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

Сотворчество как метод воспитательной работы
при реализации ФГОС НОО

Из опыта работы
учителя нач.классов
МБОУ «СОШ №14» г.Юрга
Сапрыкиной С.П.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»

 (В.А. Сухомлинский).

В соответствии ФГОС НОО, основное внимание уделяется построению образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка . В связи с этим,  на современном этапе развития педагогической науки происходит пересмотр понятия «педагогическое взаимодействие». Чаще всего он звучит как «совместное творчество».  Изучение этого нового понятия актуально, так как лишь при совместном творчестве происходит развитие личности ребенка, он учится ориентироваться в системе ценностей,  становится активным в выборе содержания своего образования, становится субьектом образования. И от этого зависит результат воспитательно - образовательного процесса.

Ребёнок ещё с дошкольного возраста включён в две системы социальных отношений: 1) отношения со взрослыми и 2) отношения с детьми (сверстниками, старшими или младшими). В школе эти системы отношений сохраняются, но происходит их трансформация.

Рассмотрим, какими могут быть взаимодействия в группе
ученик –ученик.

Сотворчество может быть соавторством, когда группа детей совместно сочиняют, рисуют, поют, играют по ролям, собирают техническую модель, анализируют какие-либо художественные произведения, выдавая общий продукт, как результат всеобщих усилий.

При кооперации со сверстниками отношения равноправные, и поэтому они в большей степени способствуют становлению критичности и самостоятельности суждений школьников. Следовательно, деятельность, выполняемая учащимися, совместно и специально организованная (коллективно-распределённая) является более продуктивной, и позволяет занятие или мероприятие сделать формой социализации личности. 

Совместное творчество при совместно-распределённой деятельности становится для ребят образовательной средой. Мы придаём особое значение психологическим показателям в организации творческих рабочих групп в работе над проектами. Это не случайно, так как хорошо известно, что на протяжении всего школьного периода образования развитие учащихся происходит через развитие отношений между ними.

Сотрудничество со сверстниками повышает качество освоения знаний и даёт более высокие показания в развитии рефлексивного мышления ученика, умения оценивать свои возможности и отделять область знания от незнания, что чрезвычайно важно для становления у него мотивации самоизменения

Рассмотрим, какими могут быть взаимодействия в группе 
ученик – учитель.

     Сотворчество учителя и ученика в ходе воспитательно – образовательного процесса, в основе которого лежит сотрудничество, являются особо значимой составляющей педагогического общения, особенно на начальном этапе обучения и воспитания. Оно направлено на  развитие универсальных учебных действий ребёнка, и  составляет перспективную тактику обучения творчеству - творчеством в современном образовании.

     До сих пор нет однозначности в представлениях о позиции взрослого в детской организации. Одни исследования показывают, что взрослый  ближе  к  роли  лидера  в  детском  сообществе  (Т. В. Трухачева,  Д. Н. Лебедев, Е. Н. Сорочинская), другие – что взрослый ближе к роли руководителя детской группы (А. А. Деркач, Л. В. Малиновский). Позиция взрослого будет оптимальна, если он является соучастником, а не занимает позицию руководителя. Личный положительный пример взрослого, часто становится образцом для подражания.

Итак, в начальной школе в процессе взаимодействия с ребенком взрослый выполняет роль чаще организатора совместной деятельности, может реализовывать  во взаимодействии  позицию лидера, или он равный среди равных.

В таком сотрудничестве проявляется максимальное развитие каждого ребёнка, сохраняется его неповторимость, раскрываются его потенциальные  таланты и создаются  условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования.

Рассмотрим, какими могут быть взаимодействия в группе 
ученик – родитель.

  Важно также отметить, что образовательная система непременно взаимодействует с  семьёй.  В начальной школе это особенно необходимо и важно. Родители на данном этапе обучения, как показывает практика, наиболее активны и отзывчивы. Они проявляют интерес к совместным внеклассным делам  мероприятиям и праздникам.

 Это увлекает детей, решает проблему занятости, отвлекает от улицы и главное, помогает ребёнку реализовать творческие потребности и самоутвердиться. Сотворчество  в группе ученик-родитель всегда несёт в себе положительный импульс, формирует у ребёнка уверенность в делах, силах и знаниях, создаёт дополнительный резерв развития. А при позитивном настрое любые начинания удаются. Выполнены совместно цели, достигнут результат на радость не только детям, но и их родителям.

Любой из способов сотрудничества и сотворчества педагога, воспитанников  и родителей увеличивает мотивацию детей к получению знаний. Сотворчество, как метод воспитательной работы, помогает классному руководителю сделать увлекательной  внеклассную работу, что  способствуют повышению интереса к образовательной деятельности, помогает раскрыть индивидуальность ученика, а поощрение и повышенное внимания по отношению к ребёнку со стороны педагога стимулирует стремление к успеху  учеников и закрепляет положительные отношения.

Вы думаете, «классным» быть легко?
Не спать от мыслей долгими ночами
И вслушиваться в шум учеников,
И спорить с тем, кто не доволен мелочами.

Прожить сто жизней, добрых и плохих,
Чужой бедой болеть однажды.
Да, может 
«классным» быть легко,
Но 
КЛАССНЫМ ведь становится не каждый.

И снова «классный» делом перегружен
Но так ему не выжить одному.
Ведь сам себе зачем он будет нужен.
Когда не нужен он ученику?

Педагог, который воспитывает детей, должен отвечать многим требованиям. Быть может, на этом непростом пути вам пригодятся строчки Б. Окуджавы:

«Совесть, благородство и достоинство

— вот оно, святое наше воинство,

Протяни ему свою ладонь,

за него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

но зато умрешь как человек».

Принципы успешной деятельности классного руководителя

Принцип первый - безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.

Принцип второй - беспристрастность в оценке поступков учащихся.

Принцип третий - терпение и терпимость в достижении результативности педагогического воздействия.

Принцип четвертый - диалогичность и открытость в общении с учащимися.

Принцип пятый - отсутствие страха у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия.

Принцип шестой - использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися.

Принцип седьмой - умение управлять своим настроением, не податься влиянию предвзятого мнения.

 Принцип восьмой - умение признавать ошибки. Очень здорово, если классный руководитель, начиная работать с классным коллективом, может рассказать ребятам о принципах своего общения с ними, а также о своих бывших учениках, о том, как строились отношения в коллективе, о тех традициях и обычаях, которые существовали в классе.

Начиная работать с классным коллективом,необходимо задать учащимся следующие вопросы, ответы на которые дадут возможность создать в классе систему традиций и ценностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса. Совершенствование форм и методов воспитательной работы классного руководителя.

           Развитие информационных технологий, их активное использование в образовании и повседневной жизни кардинально изменили пространство нашей жизни, характер межличностных и деловых коммуникаций...

Взаимосвязь и преемственность в содержании, формах и методах воспитательной работы учителя и воспитателя

Данная работа нацелена на выявление и обобщение педагогического опыта....

« Формы и методы воспитательной работы в хореографическом коллективе»

Роль хореографического искусства в воспитании культуры детей.Формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе, способствующие развитию интереса к занятиям хореографией.Заключение...

Активные формы и методы воспитательной работы в начальной школе

Говоря об активных методах работы, мы должны понимать, что АКТИВНЫЕ – не равно «подвижные». Двигательная активность, конечно, хорошо, она нужна, но активно участвовать в занятии, нап...

Методы воспитательной работы в группе продлённого дня

Выбор школьного продленного дня как прогрессивной формы организации жизнедеятельности детей неслучаен. Он располагает более совершенными методами и средствами воздействия на процесс становления личнос...

Стендовый доклад: Формы, средства и методы воспитательной работы с детьми с тяжелой умственной отсталостью (Из опыта работы) 

Цель воспитания - создание воспитательной среды, оптимально способствующей развитию ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью с опорой на личностное развитие для дальнейшей успешно...