Современные формы и методы воспитательной работы для реализации стратегии развития воспитания
материал на тему
Предварительный просмотр:
Современные формы и методы воспитательной работы для реализации стратегии развития воспитания.
Основными документами, на которых основана политика в области воспитания, являются:
1. "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" Утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва
2.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
3.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
4.Основная образовательная программа ОУ
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Для выполнения этой задачи необходимо решить такую проблему, как повышение эффективности воспитательного процесса путем применения современных педагогических технологий, форм и методов воспитательной работы.
В педагогике прописаны разнообразные виды технологий:
-технология разноуровневого обучения;
-технология модульного обучения;
-технология проектного обучения;
-личностно-ориентированная технология;
-технология здоровьесберегающая;
-технология учебной деловой игры;
-технология проблемного обучения;
-технология развития критического мышления;
-технология проведения учебных дискуссий;
-технология дифференцированного обучения;
-технология развивающего обучения;
-информационно-коммуникационная технология;
Все эти технологии применяются для организации не только учебной, но и воспитательной работы в школе, в классе.
Технология здоровьесберегающая.
Цель технологии: сохранение физического и психического здоровья ребенка и обучение навыкам его сохранения.
Выполнению этой программы способствуют мероприятия по воспитанию санитарно-гигиенических норм: уроки физкультуры, спортивные соревнования, секции, Дни здоровья, походы и экскурсии, изучение на классных часах и уроках ОБЖ правил дорожного движения, акции, направленные на пропаганду ЗОЖ и разнообразные КТД (работа отряда ЮИД, «Безопасное колесо» ..)
Широко применяется в воспитательной работе технология проектного обучения, при которой учащиеся самостоятельно и охотно приобретают знания из различных источников, учатся ими пользоваться, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения и системное мышление. Групповые проекты, индивидуальные, которые обучающиеся реализуют в урочной и внеурочной деятельности, результаты демонстрируют на НПК.
Цель технологии учебной деловой игры: обучение принятию решений (для среднего и старшего звена).
Работа системы дополнительного образования предполагает применение технологии личностно-ориентированного подхода в воспитании, которая создает наиболее благоприятные условия для развития личности ученика как индивидуальности.
В работе кружков, секций, клубов применяется технология дифференцированного обучения. Цель технологии - учет индивидуальных особенностей учащихся в такой форме, когда они группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения. Например, танцующие дети посещают танцевальный кружок, поющие вокальный, хоровой.
Особого внимания заслуживает информационно-коммуникативная технология (ИКТ).
Цель технологии: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, подготовка личности «информированного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
Их можно использовать на всех этапах процесса обучения, поддерживать у ученика состояние психологического комфорта при общении с компьютером. Также их возможно применять при дистанционном обучении.
Формы ИКТ - компьютерное тестирование, интерактивные практикумы и лабораторные работы, мультимедийные презентации, ЦОР – широко применяются на уроках и классных часах, на родительских собраниях и вечерах.
В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология «Портфолио», которую можно рассматривать как одну из форм личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, как часть программы профильного обучения, как часть системы оценивания учебных и творческих достижений обучающихся. Использование портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны. Портфолио повышает социальную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Ребенок должен максимально подробно и всесторонне представить свои достижения в портфолио, чтобы анализ позволил ему определять цели и поставить адекватные задачи по своему развитию. Это становится возможным благодаря тому, что в качестве источника анализа рассматривается не только успехи в учебе, но и трудовой опыт, внеурочная деятельность.
Применение большинства технологий из данного перечня рекомендовано в Стандарте для достижения планируемых результатов.
В результате применения современных технологий наряду с традиционными должно обеспечиваться достижение обучающимися воспитательных результатов.
Воспитательные результаты могут быть условно распределены по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний и первичное их понимание об общественных нормах, устройстве общества, правилах поведения в обществе и т. п.). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями, родителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательной организации, т. е. в защищенной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательной организации, в открытой общественной среде.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся – формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социальнопсихологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
При этом учитывается, что достижение становится возможным благодаря деятельности педагога, других субъектов духовнонравственного воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.
Необходимо отметить, что современные технологии применяются в нашей школе при реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Мы сталкиваемся с ними, когда планируем воспитательную работу классного руководителя по направлениям, а затем при самоаудите собственной педагогической деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса. Совершенствование форм и методов воспитательной работы классного руководителя.
Развитие информационных технологий, их активное использование в образовании и повседневной жизни кардинально изменили пространство нашей жизни, характер межличностных и деловых коммуникаций...
Взаимосвязь и преемственность в содержании, формах и методах воспитательной работы учителя и воспитателя
Данная работа нацелена на выявление и обобщение педагогического опыта....
Влияние нетрадиционных форм и методов в работе со сказкой на развитие интереса у дошкольников к чтению.
Данный материал представляет систему работы по внедрению нетрадиционных форм и методов в работе со сказкой на развитие интереса у дошкольников к чтению...
Современные формы и методы профилактической работы.
Презентация предназначена для классного руководителя...
План воспитательной работы учреждения в контексте основных положений Стратегии развития воспитания
В данной работе представлен проект плана реализации «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации 2025» по 12 направлениям воспитания для 2 класса на 2017-2018 учебный год....
« Формы и методы воспитательной работы в хореографическом коллективе»
Роль хореографического искусства в воспитании культуры детей.Формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе, способствующие развитию интереса к занятиям хореографией.Заключение...
Активные формы и методы воспитательной работы в начальной школе
Говоря об активных методах работы, мы должны понимать, что АКТИВНЫЕ – не равно «подвижные». Двигательная активность, конечно, хорошо, она нужна, но активно участвовать в занятии, нап...