Организация работы с одаренными детьми
методическая разработка на тему

Каптюк Татьяна Владимировна

В данной работе рассказываю из своего опыта как организовать работу с одаренными детьми: методы, приемы на уроке и внеурочная деятельность. Как организовать работу с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kaptyuk_iz_opyta_rab.docx47.94 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы

«Организация работы с одаренными детьми»

Учитель начальных классов

высшей категории

Каптюк Татьяна Владимировна

МОУ Рудногорская СОШ

Иркутская область

 «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. 

Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».

В.А. Сухомлинский

           «Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений)в том или ином виде деятельности.» Президентская программа «Дети России».

В современной России в последнее время стала актуальна проблема развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для самого одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом.

Одарённые, талантливые дети – это высокий потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой. Ребенок не рождается бесталанным. Каждый ребенок от рождения талантлив по-своему. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам - 30-40%, а к семнадцати - только 15-20%.

Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.

          Младший школьный возраст – это период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителем начальных классов стоит основная задача - способствовать развитию каждой личности, каждый день находить радость в общении с детьми, нести ответственность за их будущее. Дать почувствовать каждому ребенку радость от маленьких открытий. Делю свою работу условно на 3 этапа.

1-й этап – организационный
Основной задачей на этом этапе является изучение методик, концепций и исследований отечественных и зарубежных психологов.
Познакомилась с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
Рассмотрела взгляды на понятие «одаренности» таких известных ученых, как Б. М. Теплов, Л. С. Выготский, Дж. Гилфорд и др.
Одарённых детей условно делят на 4 группы (по Б.М. Теплову):

  • дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;
  • дети с высоким уровнем творческих способностей;
  • дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и т. д.). Эту категорию чаще называют талантливыми;
  • дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

Изучила модели новых концептуальных решений таких исследователей, как: Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина.

2-й этап - этап предварительного поиска


            На этом этапе собираю предварительную информацию о ребенке, поступающем в 1 класс. Эту работу я начинаю уже на курсах предшкольной подготовки. В подборе информации мне помогают воспитатели, родители  и сами дети. В практике - посещение занятий в детском саду, с целью наблюдения за способностями каждого ребёнка, беседы с воспитателями.
           К концу первой четверти первого учебного года определяются склонности ребенка и составляется карта интересов младших школьников. В комплект для исследования входят методики, ставшие уже традиционными для определения уровня интеллектуального развития. Это, прежде всего, тесты Д. Векслера, Дж. Равена и др., для оценки творческого мышления – адаптированные варианты "краткого теста творческого мышления (фигурная форма)" Е.П. Торранса, методики Дж. Гилфорда, а также методики выявления уровня психо-социального развития, направленности (доминирующей мотивации) личности. Изучается сфера физического развития ребенка. Участие детей в диагностике собственной одаренности на этом этапе сводится к выполнению тестовых заданий. В результате исследований выявляются дети с опережающим развитием, в отношении которых психологом формируются рекомендации по индивидуальному подходу.
           Собранная таким образом информация позволяет мне создать первое представление о каждом поступившем в первый класс ребенке.

3-й этап - оценочно-коррекционный ( самый важный и длительный)


Этот этап ориентирован на создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей. Успешность работы с одаренными детьми на этом этапе во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.  Как не потерять таких детей? Как различить их в классе? Ведь в школе постоянно идёт процесс развития  учащихся по строго выработанному плану для всего класса.

      Существуют в основном 2 стратегии обучения одарённых детей: ускорение и обогащение.  Я выбрала для себя стратегию обогащения, где одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным программам, большие возможности развития мышления, креативности, умение работать самостоятельно. Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора, знаний об окружающем мире и самопознание, углубление этих знаний и развитие инструментария получения знаний.

        При работе с одарёнными детьми я руководствуюсь следующими принципами:

-   использовать в своей работе большое количество творческих  заданий;

-  учёба должна приносить ребёнку удовольствие;

-  необходимо самостоятельное добывание информации;

-  уважение желания ребёнка работать самостоятельно;

-  поощрение настойчивости, активности;

-  не снижать самооценку ученика.

      Задания, предлагаемые ученикам,  должны быть творческими, включающими исследования, анализ, доказательства и выводы по изучаемой проблеме; необходимо больше практических работ, работ со словарями, со справочной литературой.  

Работа с одаренными детьми на уроках включает:

  • Дифференцированный и индивидуальный подход (На различных уроках использую дифференцированные задания трёх разных уровней сложности. Причём, учащиеся сами выбирают соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение. Работа по таким

дифференцированным заданиям позволяет учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания учебного материала учащихся разных психофизиологических групп и способствует лучшему усвоению программы, развитию детей, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы – умению учиться. 

  • Использование современных образовательных технологий (проблемное обучение, деятельностный метод, проектная деятельность, технология организованного общения младших школьников)
  • Работа в режиме «консультант» (способные учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в учебном процессе)
  • Возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и  самостоятельных работ по разным предметам
  • Предложение учащимся индивидуальных домашних заданий творческого и поискового характера (приветствуется их собственная инициатива)
  • Большую роль в реализации такого подхода играют практические работы, экскурсии и организованные наблюдения. По результатам собственных наблюдений и с помощью дополнительной литературы дети составляют проекты, пишут сообщения, рисуют рисунки. Побуждаю учащихся к творческому поиску вариантов решения учебных задач, к высказыванию умозаключений, выдвижению предположений и их проверки. 
  • Развитию творческой индивидуальности учащихся способствуют уроки технологии, изобразительной деятельности, которые проходят в атмосфере свободного общения. Дети увлеченно работают над созданием поделок, рисунков, применяют свои творческие способности на практике, помогают товарищам справиться с трудностями. В процессе такой работы учащиеся приобретают знания о гармоничном устройстве мира и о месте в нём человека, проникаются уважением к культурным традициям и людям – носителям этих традиций. 
  • Для раскрытия творческих способностей детей применяю активные формы и методы: беседы, дискуссии, игры, состязания, экскурсии, конкурсы, турниры, собеседования, олимпиады, наблюдения, творческий труд, поисковые эксперименты, индивидуальные занятия, художественно-эстетическую деятельность и многое другое. 


При планировании уроков я предусматриваю развитие продуктивного мышления и навыков его практического применения, большое внимание уделяю возможности детям постоянно приобщаться к новому, непрерывно развивающемуся потоку информации. На уроках дети обучаются рациональным приемам применения знания на практике, переносу своих знаний и умений, как в аналогичные, так и в измененные условия. На творческом уровне развития способностей ученик способен при помощи самостоятельной деятельности создавать новое, оригинальное. Творческие способности проявляются в умении продолжать мыслительную деятельность за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед учеником.

По результатам собственных наблюдений и с помощью дополнительной литературы дети составляют проекты, пишут рефераты и сообщения, рисуют рисунки. Я побуждаю учащихся к творческому поиску вариантов решения учебных задач, к высказыванию умозаключений, выдвижению предположений и их проверки.

            В начальных классах действенным средством сохранения интереса к исследованиям стало творческое проектирование. Почему бы и нам не выполнить коллективный проект (а затем и индивидуальные проекты) с ненавязчивым объяснением всей «кухни» исследования и правилами оформления его хода и результатов? Во втором классе учащиеся уже были участниками социального проекта «Сохраним наши ёлочки», «Покормим птиц» «Удивительный мир математики».

          Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным, - одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека. Среди качеств, свойственных одаренному ребенку, сверхчувствительность к проблемам традиционно занимает одно из ведущих мест. Еще Платон отмечал, что познание начинается с удивления тому, что обыденно: «.только для того, кто не привык самостоятельно мыслить, не существует проблем».

          Однако рамки урока сковывали мою работу с этими детьми, поэтому я максимально использовала внеклассную работу. Внеурочную работу, индивидуальные занятия, которые дали огромные возможности для того, чтобы заинтересовать детей предметом, развить их творческий потенциал.

Традиционно в нашей школе тематические линейки, предметные недели, подготовка к которым ведется  длительное время, охватывая разные виды работ и большое количество учеников, желающих принять участие.  

                Развитию творческих способностей детей способствует внеклассная работа семейные игры, праздники, сотрудничество с ЦДБ.

                В своей практике метод проектов начинаю использовать со второго класса на курсе «Я – исследователь» что развивает самостоятельную деятельность школьников. Убеждена, что участие в конкурсах формирует такие навыки, которые необходимы современному подрастающему поколению: умение творчески подходить к решению всевозможных проблем, организовывать, а главное, успешно реализовывать свою деятельность. Вместе с учащимися занимаемся исследовательской деятельностью, ребята готовят сообщения, проекты и презентации. На внеурочных занятиях не только решаем занимательные и олимпиадные задания по преподаваемым предметам, но и совместно с учащимися создаём обучающие мультимедийные проекты-презентации, готовим открытые мероприятия, занимательные уроки, материалы для проведения предметных недель: конкурсы, КВНы, игры, соревнования. Всё это позволяет формировать положительную учебную мотивацию по предметам, развивать кругозор учащихся, формировать новые умения и навыки в учебной деятельности. Проектные работы отправляются на конкурсы. 

Внеурочную деятельность в работе с одаренными детьми составляют:

  • Реализация Программы «Краеведы Приилимья»
  • Внеклассная работа по предмету
  • Подвижные выставки творческих работ учащихся
  • Участие в школьных и районных предметных олимпиадах и конкурсах
  • Участие в областных, Всероссийских и международных интеллектуальных конкурсах («Русский медвежонок», «Кенгуру», «ФГОС ТЕСТ», «Инфознайка», «Мозаика», «Умка».)
  •  Активное участие в творческих проектах для младших школьников, конкурсах («Пожарная безопасность», «А память нам покоя не дает», «Вместе с юными героями», «Экологический фестиваль», «Пасхальные сувениры», «Война глазами детей», «Мы за ЗОЖ».
  • Проектная деятельность учащихся: подготовка и защита индивидуальных и групповых  проектов на уровне класса ( «Покормите птиц зимой», «Подарок мамочке», «Старой вещи – новую жизнь», «Какая бывает аппликация», «Поделки из бисера»;

Развитие творческой одаренности через систему дополнительного образования:

  • Кружок «Умелые ручки», «Биссероплетение»…
  • Спортивные кружки.

Система дополнительного образования используется для мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Она направлена на создание условий для развития личности каждого школьника.

                  Большую роль в работе с одаренными детьми играют родители. Особенно важно для становления личности одаренного ребенка, прежде всего повышенное внимание родителей. Одаренный, талантливый ребенок - это, прежде всего ребенок. Как и другим детям, ему нужны ласка, любовь, внимание и помощь близких. Создать среду, которая обеспечит успешное развитие ребенка, уважение его точки зрения, любопытства, поощрение его интересов, даже если эти интересы не всегда понятны взрослым, - задача педагогов и родителей. Всегда важно найти время радоваться ребенку. Не стоит забывать о том, что одаренном ребенку нужен тот же опыт в общении и деятельности, что и всем, но только в большей мере. Значение семьи является решающим. Поэтому, по итогам наблюдений и диагностики необходима  дальнейшая аккуратная работа с родителями

  Работа с родителями заключается в следующем:

  • проведение тематических родительских собраний («Проблема детской одаренности», «Какого ребенка считать одаренным?», «Развитие творческого потенциала младших школьников» и т.п.);
  •  консультации для родителей и индивидуальные встречи;
  • открытые уроки и внеклассные мероприятия;
  • привлечение родителей и других лиц, заинтересованных в судьбах одаренных детей к организации кружков, клубов;
  •  проведение совместной с родителями научно-практической конференции по теме «Воспитание и развитие одаренности в ребенке»;
  •  творческие отчеты перед родителями и местным сообществом.

По возможности мы стараемся поощрять одаренных детей грамотами и дипломами, книгами, подарками из фонда родителей, поездками. Награждение проходит торжественно на общей линейке учащихся начальной школы, что является особо значимым для наших детей.

4-й этап – заключительный


          Выпуская детей из 4 класса, составляю характеристику на каждого ученика, провожу индивидуальную оценку познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности образовательного процесса. Полученная информация позволяет с большей долей уверенности говорить о степени одаренности и способности детей и, что особенно важно, служит довольно надежным основанием для построения прогноза развития каждого из них. Я, как учитель, продолжаю отслеживать успехи тех детей, которые подавали надежды в разных направлениях. Работу с  одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины. Работая с одарёнными детьми много лет, я пришла к выводу: очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Кто как не учитель сегодня может помочь детям раскрыть свои таланты.

               Показателями правильно выбранной мною педагогической стратегии могут выступать:

  •  результаты  олимпиад различного уровня и научно-практические конференции.
  • результаты школьной мотивации и познавательной активности учащихся класса. Около половины учащихся (48-58 %) имеют высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. От 30 до 45% ребят показывают хорошую школьную мотивацию. От 9 до 13% детей имеют положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью. Менее 10% составляют учащиеся с низкой школьной мотивацией.

            В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя постоянного роста мастерства. педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».


Литература:

1.Алексеев Н.Г. О целях обучения школьников исследовательской деятельности //VII юношеские чтения им. В.И. Вернадского: Сб. методических материалов. - М., 2000. – С. 5

2.Алексеев А.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся// Журнал «Исследовательская работа школьников» №1, 2002. С.24-34.

3.Белова, Е. С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать [Текст]: пособие для воспитателей и родителей.- 3 –е изд. / Е. С. Белова. – М.: Московский психолого – социальный институт: Флинта, 2004. - 144 с.

4.Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. - № 18. – С. 68-74.

5.Бреховских Л.М. Как делаются открытия //Методический сборник «Развитие исследовательской деятельности учащихся» М., 2001 С.5-29

6.Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников. // Начальная школа №10/2006, С.8-12

7. Примерная основная программа общеобразовательного учреждения. Начальная школа. (Стандарты второго поколения)

8. «Активные методы обучения». Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru 9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат. М., 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с одаренными детьми

Методические рекомендации по учебным дисциплинам для проведения кружков, факультативных занятий...

Организация работы с одаренными детьми в рамках группы продленного дня

Одаренность человека – этомаленький росточек, едвапроклюнувшийся из земли и тре-бующий к себе огромного внима-ния. Необходимо холить илелеять, ухаживать за ним,сделать все необходимое,чтобы он вырос и...

Организация работы с одаренными детьми младшего школьного возраста

Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одарённых детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и прак...

Организация работы с одаренными детьми в образовательном учреждении

Проблема одаренности в настоящие время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружа...

Рекомендации по организации работы с одаренными детьми.

Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доминирующей акт...