Организация работы с одаренными детьми в образовательном учреждении
статья на тему

Малюкина Вера Викторовна

 

Проблема одаренности в настоящие время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы с одаренными детьми в образовательном учреждении 

                       

                                                           Давно замечено, что таланты являются

                                                       всюду и всегда, где и когда существуют

                                                        условия, благоприятные для их развития.      

                                                                                 ( Г.В. Плеханов)

        Одарённый ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями  (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в этом или ином виде деятельности.

        Проблема одаренности в настоящие время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

        Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

        Одаренные дети -  имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления, имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность, испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

        Работать с одаренными детьми нужно, так как от этого зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене. А обществу во все времена были нужны одарённые люди. Далеко не каждый человек способен без чьей – либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности.     Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления. Для них не существует стандартных требований (все как у всех), особенно если существующие нормы и правила идут в разрез с их интересами и кажутся бессмысленными. Для одаренного ребенка утверждение, что так принято не является аргументом. Ему нужно знать и понимать, кем это правило принято, когда и зачем.

        Одаренные дети достаточно требовательны к себе, часто ставят перед собой неосуществимые в данный момент цели, что приводит к эмоциональному расстройству. Такие дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям стоящим ниже в плане развития способностей. В этой связи задачей педагога является необходимость добиваться изменения такой позиции.  

        Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы может осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации  (с помощью  выделения групп учащихся в зависимости от вида их одаренности, организации индивидуального учебного плана, обучения по индивидуальным  программам по отдельным учебным предметам и т.д.).  К сожалению, современная практика сводится в основном к обучению по индивидуальным программам в одной предметной области, что не способствует раскрытию других способностей ребенка по другим предметам.

        Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ обучения предполагают использование современных  информационных технологий ( том числе дистанционного обучения) , в рамках которых одаренный ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей.

        Существенную роль в индивидуализации обучения одаренных может сыграть наставник (тьютор). Тьютором может быть высококвалифицированный специалист (ученый, поэт, художник, шахматист и т.д.), готовый взять на себя индивидуальную работу с конкретным одаренным ребенком. Основная задача наставника – на основе диалога и совместного поиска помочь своему подопечному выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста, опираясь на развитие его способности к  самоопределению и самоорганизации. Значение работы наставника (в качестве значимого взрослого, уважаемого и авторитетного специалиста) заключается в координации индивидуального своеобразия одаренного ребенка, особенностей его образа жизни и различных вариантов содержания образования.

        Учитель - координатор усилий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть ещё не проявившейся, а так же просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.

        Основными принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми являются:

принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

         В работе с одарёнными детьми используются следующие формы:

творческие мастерские;

-предметные недели;

-олимпиады (разных уровней)

-факультативы («Основы математической логики», «Интеллектуальные игры»)

-кружки (краеведческий, вокальный)

-конкурсы (Всероссийские, региональные, муниципальные, школьные)

-фестиваль наук; интеллектуальные ринги; марафон знаний;

-родительские недели;

-родительские всеобучи;

-работа по индивидуальным планам.

        Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проектный метод.  С учетом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Проекты могут быть как индивидуальными, так и  групповыми. Групповая форма работы и социально значимая гражданская направленность проектов имеют немалое значение для воспитания детей.

        Школы  искусств, кружки различной направленности  -  особые  формы  интеллектуальной, творческой деятельности, благодаря которым формируется положительная мотивация к учению, создаётся  фундамент   для углубленного изучения научных дисциплин. Обязательным условием формирования у ребенка чувства успешности – обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх,  научно-практических конференциях  « Первые шаги в науку», « Я - исследователь».

        Одной из эффективных форм работы с одаренными учащимися всегда были различного уровня олимпиады школьников, являющиеся той открытой образовательной средой, которая предоставляет возможность получения гибких, индивидуализированных, созидающих знаний.

        Высокий уровень информационно-технического оснащения школы в сочетании с современными информационными технологиями позволяет совместными усилиями образовательного учреждения, учреждений дополнительного образования, семьи расширить охват одарённых детей новыми направлениями творческого досуга. Дети и родители учатся составлять презентации, занимаются   поиском    информации по подготовке рефератов в Интернете.

        «Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». В  этих  словах    В. А. Сухомлинского  сформирована важность вопроса  и  программа  действий   каждого  учителя  по  развитию  творческого  потенциала  личности  ученика.

Литература :

 

1. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. — М.: Владос, 1999.

2.Тищенко Е.Г. Развитие системного обучения одаренных учащихся в общеобразовательной школе США. Автореф. дис.канд.пед.наук, М., 1993


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с одаренными детьми

Методические рекомендации по учебным дисциплинам для проведения кружков, факультативных занятий...

Организация работы с одаренными детьми в рамках группы продленного дня

Одаренность человека – этомаленький росточек, едвапроклюнувшийся из земли и тре-бующий к себе огромного внима-ния. Необходимо холить илелеять, ухаживать за ним,сделать все необходимое,чтобы он вырос и...

Конкурсная работа на тему "Организация работы с одаренными детьми в начальных классах"

В работе представлен опыт по организации работы с одаренными детьми в начальных классах....

«Организация учебно-исследовательской деятельности с одаренными детьми в образовательных учреждениях»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА №19»(МАОУ СОШ №19)141033, Московская обл., г.о. Мытищи,...

«Организация учебно-исследовательской деятельности с одаренными детьми в образовательных учреждениях»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА №19»(МАОУ СОШ №19)141033, Московская обл., г.о. Мытищи,...

Статья "Организация работы с одаренными детьми в образовательном учреждении"

Статья "Организация работы с одаренными детьми в образовательном учреждении"...