Конкурсная работа на тему "Организация работы с одаренными детьми в начальных классах"
опыты и эксперименты ( класс) на тему

В работе представлен опыт по организации работы с одаренными детьми в начальных классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 6»

Организация работы с одаренными детьми

в начальных классах

Назмиева Наталья Юрьевна

Когалым 2013

Организация работы с одаренными детьми в начальных классах.

                              Если ты не можешь быть широкой дорогой, будь узенькой тропинкой.

                              Если ты не можешь быть солнцем, будь звездой на небе.

                              Только найди свое дело и старайся стать самым лучшим.

Дуглас Мэллох.

Введение.

Актуальность педагогического опыта. В настоящее время значение образования очень высоко. Человечество оставило позади век промышленности и вступило в век информации. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Объем информации удваивается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость.

      Но соответствует ли уровень знаний, которые дает ребенку современная система образования, требованиям нового экономического мира? В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования.

      Главная цель,  которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук,  сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении. Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.

        Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи. Однако опыт современной школы показывает, что существуют различия  между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны. Казалось бы, что у таких детей не должно быть трудностей в школе, однако, на самом деле получается наоборот.  Школа в большей мере ориентируется на среднего ученика. На уроке учитель стремится подтянуть  до программного уровня всех учащихся, а сильные, неординарные учащиеся остаются без внимания. Постепенно они превращаются в поверхностных зазнаек и становятся далеко не самыми лучшими учениками.

      Часто в начальных классах можно увидеть детей-почемучек, которые постоянно что-то спрашивают, чем-то интересуются, хотят большего объёма, глубины материала. Однако, беседуя с учителями, узнаёшь, что в среднем звене таких детей становится меньше, а в старших классах остаются единицы. Такие дети с большим интересом ждут поступления в школу, но вскоре после начала занятий обнаруживается, что необычайность умственных возможностей ребёнка становится проблемой не только для семьи, но и для учителей. Трудности действительно возникают. Этих детей поджидают не только радости учения, но и разочарования и конфликты. Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе. Большинству учителей просто некогда заботиться  об одарённом ребёнке, а иногда им даже мешают ученики с поражающими знаниями, с не всегда понятной умственной активностью. Ведь  наиболее способные дети нуждаются в нагрузке, которая была бы подстать их умственным силам, но  средняя школа, кроме «средней» программы, чаще всего ничего им предложить не может.

       Таким образом,  актуальность выбранного мною направления работы определяется противоречием между требованиями общества и настоящим состоянием дел в школе. С одной стороны государство требует активную, творческую личность, а с другой стороны школа ориентируется на среднего ученика.

        В связи с этим, я думаю, возникает необходимость в  совершенствовании процесса обучения с целью максимальной поддержки одаренных  детей и развития творческой одаренности таких учащихся. Для этого необходима специальная образовательная программа, которая бы позволяла выявлять, развивать и поддерживать уникальный творческий потенциал каждого ученика, сохраняя при этом массовость образования.

Новизна педагогического опыта. Россия вплотную озаботилась проблемой обучения и развития одаренных детей сравнительно недавно. С 2003 года в нашей стране осуществляется реализация программы “Одаренные дети” в рамках президентской программы “Дети России”. Итогом этой деятельности должно стать формирование и совершенствование системы работы с одаренными детьми, отработка педагогических технологий по их выявлению, развитию и поддержке. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сформулированы требования к современной школе:

«…У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным. Эти личностные качества определят инвестиционную привлекательность образования».

       В целях обеспечения развития общего образования с сентября 2011г во всех образовательных учреждениях нашей страны вводится Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их индивидуального развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов одаренных детей.

        Важно помнить, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Именно одаренные дети являются опорой для процветания общества. Таким образом, особо важная задача обучения одаренных детей - поддержка и развитие индивидуальности ребенка.

       В качестве основных образовательных структур для обучения одаренных детей в России можно выделить несколько. Среди них называется система общеобразовательных школ, в рамках которых создаются условия для индивидуализации обучения одаренных детей.

Часть1. Организация работы с одаренными детьми.

       Итак, проблема обозначена. Требования государства к современной школе сформулированы. И вот тут для меня, как для учителя, на переднем плане появляются  вопросы. А как организовать работу с детьми, опережающими своих сверстников, с признаками незаурядного интеллекта? Каких детей называют одарёнными?  Что можно сделать для их поддержки и развития?

       Пытаясь найти ответы на эти вопросы, я пришла к твердому убеждению, что работа с одаренными детьми должна быть системной. И начинать её надо с самого первого появления ребенка в школе.

       Далее, пытаясь ответить на вопрос, каких детей называют одаренными, я выяснила, что единой общепринятой концепции одаренности нет и на современном уровне развития науки быть не может, но вместе с тем есть множество весьма серьезных разработок, проливающих свет на многие стороны этого явления. Я для себя выбрала модель одаренности Дж. Рензулли, который говорил, что:

  • Одаренные дети — дети с познавательной мотивацией.
  • Одаренные дети — дети с высоким интеллектом.
  • Одаренные дети — дети творческие.

       

       Произнося словосочетания «одаренные дети», мы постоянно подчеркиваем, что существует особая группа детей, качественно отличающаяся от сверстников. Действительно, природа свои дары поровну не делит и кому-то дает сверх меры, не скупясь, а кого-то «обходит стороной».  Итак, «одаренным» принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства. Основываясь на модели Дж. Рензулли, развивать одаренность ребенка, значит развивать его интеллект, творчество и мотивацию. Нельзя забывать, что это - генетический дар, который раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться. И подобно тому, как опытный ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и умное педагогическое руководство способны превратить природный дар в выдающийся талант.

Как не потерять таких детей? Как различить их в классе? Ведь в школе постоянно идёт процесс развития  учащихся по строго выработанному плану для всего класса. И как результат, к сожалению, в школе возникает противоречие между стремлением развивать  всех учеников и неумением развить  способности  одарённых.

      Итак, как различить одаренных детей в классе? Существует множество методов выявления и диагностики одаренности. В моем классе диагностика проводилась с целью:

  • Идентификации одаренных детей.
  • Осуществления индивидуального подхода в обучении учащихся.
  • Создания условий для сохранения и развития одаренности у детей.
  • Определения динамики развития отдельного одаренного ребенка.
  • Определения эффективности развивающих программ.

Критериями одаренности выступали:

  • Доминирующие мотивы.
  • Интеллект.
  • Креативность.

В качестве методики диагностики мотивационной сферы я использовала:

  • «Карта интересов» для  младших школьников (Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе).
  • Как я вижу себя (А. И. Савенков)
  • Методика «Карта одаренности» (А. И. Савенков)
  • Методика оценки общей одаренности

В качестве методики диагностики интеллекта использовались:

  • Тест Векслера.
  • МЭДИС Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6-7 лет).

В качестве методики диагностики креативности использовались:

  • Тест  Торренса.
  • Методика «Рисунок фантастического, несуществующего животного».
  • Диагностика детской креативности (по шкале Вильямса).

       Методика «Карта интересов для младших школьников» (Приложение 1) помогла получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. Это, в свою очередь, дало возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка.

       До начала занятий с учащимися проводилась комплексная диагностика, в которой, кроме самих учащихся, принимали участие их родители и учителя.

       Следующим шагом в организации работы с одаренными детьми явился выбор стратеги обучения одаренных детей. Существуют в основном 2 стратегии обучения одарённых детей: ускорение и обогащение.

      Я выбрала для себя стратегию обогащения, где одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным программам, большие возможности развития мышления, креативности, умение работать самостоятельно.               Стратегия обогащения включает несколько направлений:

  • Пересмотр традиционных учебных программ, которые должны быть направлены на развитие трех основных сфер психики ребенка:
  • Сфера интеллектуального развития. Развитие познавательных способностей:  внимания,  памяти, восприятия, мышления, воображения. Формирование умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, абстрагирования. Формирование  универсальных учебных действий.
  • Сфера творческого развития. Развитие качеств творческого мышления: беглости, гибкости, оригинальности, тщательности.
  • Социально-личностное развитие. Формирование социальной компетентности, мотивации саморазвития , формирование качеств творческой личности.
  • Расширение кругозора, знаний об окружающем мире и самопознание,
  • Углубление этих знаний и развитие инструментария получения знаний.

       Работая более 20 лет в школе, я,  как педагог, понимаю, что должна думать обо всех детях сразу, которые сидят в классе, и о каждом ребенке отдельно. Именно осознавая тот факт, что в классах дети очень различаются по своему уровню развития, умению учиться, мотивации, пришла к выводу, что необходимо использовать дифференцированную систему обучения.

      В моём классе проводилось это следующим образом.  По результатам диагностики класс был условно разделен на 4 группы. В первую группу попали дети с более высоким уровнем развития, чем у их одноклассников. Нельзя сказать, что они отличались высоким уровнем одарённости, но у них на основе проведённых тестов были выявлены задатки выше среднего уровня. Думаю, все  согласятся, что одарённых детей  может иногда быть 3-4 на всю школу, поэтому считаю, что в школе надо работать и развивать детей, имеющих определённые задатки.

       Следующим шагом организации работы с этими детьми было определение основных форм работы . Среди множества форм я для себя выбрала следующие:

  • индивидуальный подход на уроках, творческие мастерские;
  • кружки по интересам;
  • дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, конкурсам;
  • занятия исследовательской и проектной деятельностью;
  • конкурсы;
  • интеллектуальный марафон;
  • участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня;
  • использование современных ИКТ (Интернет, медиатека, компьютерные игры, электронная энциклопедия);
  • создание детских портфолио.

        Определившись со стратегией, я пришла к выводу, что нужно перестроить свою работу таким образом, чтобы создать условия для максимального раскрытия способностей одаренных детей.

       Так как главная работа учителя осуществляется на уроках, то основное внимание уделила учебной программе. Пересмотрев программу,  выделила задачи каждого предмета в целом, определила роль каждого предмета в начальной школе,  сопоставила уровни требований начальной школы и среднего звена, дополнила содержание материала компонентом более высокого уровня сложности, ввела элементы опережения, большое  количество теоретического материала, дополняя учебник Госстандарта материалом из учебников по РО и других источников (энциклопедий, интернет и т. д.).

       Составляя планы, продумываю типы уроков, которые приемлемы при изучении данной темы. Использую наряду с традиционными типами уроков, и  другие типы уроков. Для развития творческих способностей учащихся использую продуктивный и творческий вид заданий. Так как продуктивный вид заданий - это задания, требующие определения цели задания, его анализа, поиска решения, проверки полученных данных на основе логического мышления. Например: объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому, проанализировать, проверить,  провести эксперимент, сравнить, выявить различие, решить, применить, проиллюстрировать, распознать. Творческие задания - задания, требующие открытий объективно и субъективно новых результатов при помощи творческого мышления. Например: сочинения, проекты, рисунки, поделки. На таких уроках использую проблемно-поисковый метод, игровой метод, различные интерактивные методы, метод проектов.

        Уместно привести в качестве примера проявления высокой творческой активности учащихся 3 урока – проекта по предмету «Окружающий мир». Это – «Движущаяся Земля и горы», «От истока до устья» и «Экосистема леса». На этих уроках дети в доступной и популярной форме познакомились с явлениями из области географии и биологии. С помощью простых опытов дети поняли, как образовались горы, почему происходят землетрясения, цунами, почему текут реки, что в мире всё взаимосвязано.

Изменения в программе, содержании уроков, сказались на развитии детей. Такие уроки не только положительно влияют на мотивацию, но и учат применять знания в реальной жизни, формируют все виды универсальных учебных действий. На своих уроках я ввожу много материала, имеющего отношение к истории, к познанию мира (а именно: сравнение и применение некоторых знаний, связанных с физикой, физиологией и анатомией), к охране окружающей среды. Опыт показывает, что целенаправленная работа с одаренными детьми влияет на общее развитие всего класса, в том числе и «слабых», создаёт атмосферу сотрудничества.

         Для развития  одаренных детей недостаточно только урочной формы обучения. Необходимы дополнительные, внеурочные формы образовательной деятельности.

Своим ученикам я рекомендую такие формы внеурочной деятельности:

Формы внеурочной деятельности

Задачи

Формирование УУД

Кружки

  • Развитие творческих способностей учащихся.
  • Развитие интеллектуальных способностей.
  • Развитие социально - личностных способностей (коммуникативности, развитие лидерства).
  • Самореализация учащихся во внеклассной работе.

Личностные: самопознание и самоопределение; смыслообразование (мотивация). Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб., 2009.

Познавательные:

логические; постановка и решение проблем; умение работать с информацией.

Коммуникативные:

участие в диалоге; доносить свою позицию до других, понимать другие позиции; договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы; сотрудничать в совместном решении проблемы; оформлять свои мысли в устной и письменной речи; взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Занятия исследовательской и проектной деятельностью

  • Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.
  • Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.
  • Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.
  • Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.
  • Формирование информационной культуры учащихся.

Регулятивные:

Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблем, осуществлять действия по реализации плана, соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной и письменной речи; взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; умение работать в группе.

Предметная неделя

  • Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.
  • Повышение мотивации учеников к изучению предмета.
  • Развитие творческих способностей учащихся.

Личностные: оценивать ситуации и поступки; объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей; самоопределяться в жизненных ценностях.

Познавательные: перерабатывать информацию для получения необходимого результата; преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи; чтение и работа с информацией; сотрудничать в совместном решении проблемы; выполнять различные роли в группе.

Дополнительные занятия с одаренными учащимися

  • Учет индивидуальных возможностей учащихся.
  • Повышение степени самостоятельности учащихся.
  • Расширение познавательных возможностей учащихся.
  • Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Регулятивные: самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действие в соответствии с ней, выходить за пределы требований программы; выдвигать содержательные гипотезы; сознательно контролировать свои действия.

Познавательные:cамостоятельно предполагать информацию, которая  будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски. Составлять сложный план текста.  Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); логические; постановка и решение проблем.

 

Олимпиады, конкурсы, интеллектуальные марафоны

  • Совершенствование навыков научной организации труда.
  • Формирование познавательного интереса.
  • Творческое развитие учащихся.
  • Индивидуальная работа с одаренными учениками.

Личностные: самоосознание ( объяснять самому себе:

- что я хочу (цели, мотивы)

- что я могу (результаты);

- свои наиболее заметные достижения).

Познавательные: общеучебные; логические; постановка и решение проблем.

Регулятивные:

Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблем, осуществлять действия по реализации плана, соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной и письменной речи c учетом учебных и жизненных ситуаций; чтение и работа с информацией; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила дискуссионной культуры; умение аргументировать своё предложение.

        Работе с родителями уделяю особое внимание, т. к. считаю, что только при поддержке родителей возможно развитие одаренного ребенка. Своей задачей в этой области  ставлю - повысить педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка.

Основными формами работы выбираю:

  • Лекции для родителей.
  • Консультирование родителей по вопросам воспитания детей.

При работе с одарёнными детьми я руководствуюсь следующими принципами:

  • принцип создания максимально благоприятных условий для интеллектуального, морального и физического развития каждой одаренной личности;
  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип обогащения содержания образования;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг.

Ожидаемыми результатами своей работы выделяю следующие:

для себя:

  • Умение выявлять детей, имеющих явную и скрытую одаренность в различных областях деятельности.
  • Формирование системы работы с одаренными учащимися.
  • Создание в школе условий развития творческой одаренности.
  • Совершенствование форм работы с одаренными и способными детьми.
  • Обеспечение преемственности в работе начальной и средней школы.
  • Повышение своей квалификации.
  • Обобщение и систематизация материалов, продолжение опыта работы.

Для учащихся:

  • Повышение качества знаний и умение применять их в нестандартной ситуации;
  • Повышение мотивации учащихся к творческой деятельности;
  • Развитие общей эрудиции детей;
  • Успешность выступлений на различных конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях;
  • Возможность самостоятельного участия в исследовательских и проектных видах деятельности.

Показателями эффективности опыта работы с одаренными детьми являются:

  • Повышение уровня интеллектуального развития;
  • Повышение мотивации через устойчивый интерес к предмету;
  • Повышение уровня творческих способностей детей;

Примечание. Для диагностики использовались те же методики и тесты, что и в начале.

  • Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей;
  •    Увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;
  • Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности;
  • Повышение уровня владения детьми универсальными учебными действиями  и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.

Часть 2. Результативность педагогического опыта.

Результативность своей педагогической работы считаю целесообразным рассмотреть с точки зрения ожидаемых результатов.

Ожидаемый результат

Полученный результат

Наличие и рейтинг успешности

Повышение качества знаний и умение применять их в нестандартной ситуации.

Высокое качество успеваемости по предметам.

Успеваемость-100%

Качество-73%

Награждена Почетной грамотой Управления образования Администрации г. Когалыма 2010г., 2012 г.

Повышение мотивации учащихся к творческой деятельности.

Участие в конкурсах рисунков, поделок.

Участие в инсценировках.

Подготовка и проведение различных интеллектуальных игр.

Участие в конкурсе чтецов.

Победители и призеры в школьных конкурсах рисунков и поделок -  9       чел;

Участие в инсценированных открытиях предметных недель -   8 чел.

Подготовка и участие в инсценированных открытых классных часах «Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты» - весь класс.                            « Как уберечь себя от болезней» -15 чел.

КВН па математике – 2 место

КВН по русскому языку- 1 место

КВН по окружающему миру – 1 место

Призер конкурса чтецов – Казаку В. – 2 место (1 класс)

Призер конкурса чтецов – Лобачева К. - 2 место (3 класс)

Развитие общей эрудиции детей.

Участие в «Марафонах знаний»

Окружающий мир -1 место;

Математика – 2 место;

Русский язык – 1 место;

Общий результат – 1 место.

Успешность выступлений учащихся на различных конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях;

Участие в олимпиадах по предметам.

Участие в дистанционном конкурсе «Эрудит- Марафон Учащихся (ЭМУ)»

Участие в Международной игре-конкурсе "Русский медвежонок - языкознание для всех».

Участие во Всероссийской  дистанционной Олимпиаде «Великий и могучий русский язык!»

Участие во Всероссийской дистанционной Олимпиаде по математике « Царица наук»

Школьный тур.

Русский язык:

Казаку В. – 2 место;

Лукович С. – 3 место;

Агаркова Т. – 3 место;

Султанов Т. – 3 место.

Математика:

Казаку В. – 3 место.

Окружающий мир:

Казаку В. -1 место;

Ковалев Д. – 3 место.

Городская олимпиада         «Юниор».

Окружающий мир:

Ковалев Д. – 1 место;

Казаку В. – 2 место.

Русский язык:

Лукович С.  - 2 место.

Награждена Грамотой за результаты работы с одаренными и талантливыми детьми 2006г, 2010г.

Благодарственное письмо Управления образования Администрации г. Когалыма за подготовку победителя и призеров муниципального этапа олимпиады младших школьников «Юниор» 2010г.

20110/2011: участников – 9 чел; победителей -9 чел.

2011/2012: участников -13 чел; победителей и призеров – 2 чел.

2012/2013: участников 17 чел; победителей и призеров – 6 чел.

Грамота Центра развития молодежи 2011 г., 2012 г.

2007/2008: участников – 6 чел; призеров – 2 чел;

2011/ 2012: участников – 9 чел; призеров – 2 чел.

Количество участников – 6 человек:

Верхотурцев М. – Диплом победителя 1 место;

Оразниязова Д. – Диплом победителя 1 место;

Лукович Н. – Диплом победителя 1 место;

Халидова М.- Диплом победителя 2 место.

Количество участников – 6 человек. Призеры:

Верхотурцев М – 3 место

Шурдилов И. – 3 место

Мартынов Л. – 3 место

Возможность самостоятельного участия учащихся в исследовательских и проектных видах деятельности.

Участие в дистанционном Всероссийском конкурсе для школьников «Ученик года 2012-2013»

Верхотурцев М. Научно-исследовательская работа «Как растения пьют воду?» (95 баллов из 100)

Формирование системы работы с одаренными учащимися.

Разработана и используется Рабочая программа предметного кружка по русскому языку «Путь к слову»

Ученики, занимающиеся в кружке активно участвуют в различного вида олимпиадах, марафонах знаний, интеллектуальных конкурсах.

Обеспечение преемственности в работе начальной и средней школы.

Успешность выступлений моих учеников на различных конкурсах, олимпиадах (5-7 классы)

5 класс. Олимпиады: Русский язык: Казаку В. -1 место; Назмиев Р.- 2 место; Агаркова Т. – 3 место.

Литература: Назмиев Р. – 1 место; Казаку В.- 3 место

Математика – Иванов А. -1 место; Султанов Т. – 3 место.

6 класс. Олимпиады: Математика: Казаку В. -1 место; Лукович – 3 место.

Русский язык: Назмиев Р. – 2 место.

История: Казаку В. – 2 место; Лукович С. – 3 место.

Конкурс чтецов «Живая классика»: Назмиев Р. – 1  место.

7 класс. Олимпиады:

Русский язык – Казаку В. - 2 место; Назмиев Р. – 2 место.

Математика: Иванов А. – 3 место.

Повышение своей квалификации.

Курс повышения квалификации по теме «Развитие творческой одаренности учащихся в условиях общеобразовательной школы» (72 часа)

Получено Удостоверение.

Обобщение и систематизация материалов, продолжение опыта работы.

Публикации статей по данной теме, выступление на педагогических советах, семинарах, создание и публикации презентаций  в СМИ.

Опубликована статья «Особенности работы с одаренными детьми в начальной школе».

Выступление на педагогическом совете школы.

Выступление на городском семинаре по преемственности с темой «Развитие творческих способностей одаренных детей в системе начального образования».

Публикации презентаций на сайте работников образования.

Заключение.
      Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога. Нужно постоянно помнить, что каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достичь максимально возможного для него уровня развития. Бесталанных людей не бывает. Все дети рождаются со своими природными задатками, возможностями. Перед педагогом стоит задача - раскрыть природные способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим путем. Положительные результаты, достигнутые в ходе работы с одаренными детьми убеждают в том, что начатая деятельность востребована обществом, необходима и значима для интеллектуального и творческого развития личности, и требует своего продолжения на следующих ступенях образования. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения одаренных детей.

Приложение 1.

Карта интересов для младших школьников

Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по данной методике опрос не только детей, но и их родителей. Для этого необходимо заготовить листы ответов по числу участников - это самая трудоемкая операция. Обследование можно провести коллективно. Инструкции предельно просты и не потребуют больших усилий для изучения. Обработать результаты можно также в течение короткого времени.

Инструкция для детей

В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках: ответ на первый вопрос в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т.д. Всего 35 вопросов. Если то, о чем говорится, вам не нравится, ставьте знак «-»; если нравится - «+», если очень нравится, ставьте «++».

Инструкция для родителей

Для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.

На бланке ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке - «-»; если нравится - «+»; очень нравится - «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.

Лист вопросов

Каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли вам ...»

1) решать логические задачи и задачи на сообразительность;

2) читать самостоятельно (слушать, когда тебе читают) сказки, рассказы, повести;

3) петь, музицировать;

4) заниматься физкультурой;

5) играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры;

6) читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе;

7) делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу);

8) играть с техническим конструктором;

9) изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами;

10) самостоятельно рисовать;

11) играть в спортивные, подвижные игры;

12) руководить играми детей;

13) ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми;

14) ходить в магазин за продуктами;

15) читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.;

16) играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных);

17) самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы;

18) соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам;

19) разговаривать с новыми, незнакомыми людьми;

20) содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.);

21) убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.;

22) конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.;

23) знакомиться с историей (посещать исторические музеи);

24) самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества;

25) читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи;

26) объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение);

27) ухаживать за домашними растениями;

28) помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и т.п.);

29) считать самостоятельно, заниматься математикой в школе;

30) знакомиться с общественными явлениями и международными событиями;

31) участвовать в постановке спектаклей;

32) заниматься спортом в секциях и кружках;

33) помогать другим людям;

34) работать в саду, на огороде, выращивать растения;

35) помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

Лист ответов: в клетках листа записываются ответы на все вопросы (плюсы и минусы).

Дата ___________        Фамилия, имя_________________

Обработка результатов

Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:

математика и техника (1-й столбик в листе ответов);

гуманитарная сфера (2-й столбик);

художественная деятельность;

физкультура и спорт;

коммуникативные интересы;

природа и естествознание;

домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С их помощью легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничным.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка.

Данная методика может активизировать работу с родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им возможность, по крайней мере, задуматься над этой сложной проблемой. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями.

Как я вижу себя (А. И. Савенков)

Метод самооценки для обучающихся

Инструкция. Пожалуйста, отметьте свое согласие или несогласие с каждым утверждением:

  • Да;
  • Скорее да;
  • Скорее нет;
  • Нет.

  1. Я люблю собирать и разбирать разные предметы.
  2. Мне нравится обдумывать что-то в уме, решать арифметические задачи.
  3. Я люблю работать над особыми проектами.
  4. Мне нравится обсуждать разные идеи.
  5. Я испытываю удовольствие от того, что представляю себя героем рассказа или книги, которую читаю.
  6. У меня хорошее чувство юмора.
  7. Моя работа всегда особенная.
  8. У меня появляется много идей при решении проблемы.
  9. Я умею планировать то, что я хочу сделать, и придерживаюсь своего плана.
  10. Я не против того, чтобы отличаться от других людей.
  11. Мне нравится учить то, что отличается от обычных заданий, или то, что трудно.
  12. Я часто прибегаю к музыке, рисованию или игре, чтобы показать свои чувства.
  13. Мне не нравится соглашаться с кем-нибудь без того, чтобы обдумать это.
  14. Я часто высказываю свое отношение к чему-то, даже если считаю, что другим это не понравится.
  15. Я трачу больше времени, чем мне надо, на домашние задания, потому что мне нравится учиться.
  16. Я занимаюсь спортом и разными играми.
  17. Я хорошо занимаюсь в школе.
  18. В школе меня любят другие дети.
  19. Я понимаю и люблю других людей.
  20. Я дружелюбен и умею ладить с людьми.
  21. Другие люди считают, что я умница.
  22. Я – хороший и понимающий друг.
  23. Со мной легко ладить.

Напиши ниже о своих увлечениях и интересах, коллекциях

_________________________________________________________________________________

Напиши ниже то, о чем бы ты хотел узнать побольше

_________________________________________________________________________________

Методика «Карта одаренности» (А. И. Савенков)

Инструкция: «Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

(++) – если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

(+) – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

(0) – оцениваемое и противоположенное свойство личности выражены не четко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

(-) – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности,  противоположенное оцениваемому.

Если вы затрудняетесь дать оценку какому-то качеству, потому что у вас нет для этого сведений, оставьте соответствующую вопросу клетку в бланке ответов пустой.

Лист вопросов:

  1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
  2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные оригинальные решения.
  3. Учиться новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
  4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
  5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
  6. Любит сочинять рассказы или стихи.
  7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного или других.
  8. Интересуется механизмами и машинами.
  9. Инициативен в общении со сверстниками.
  10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
  11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
  12. Не боится новых попыток, всегда стремиться проверить новую идею.
  13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, чтобы запомнить.
  14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
  15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
  16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
  17. Интересуется актерской игрой.
  18. Может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.
  19. Сохраняете уверенность в окружении большого количества незнакомых людей.
  20. Любит участвовать в спортивных играх и соревнованиях.
  21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
  22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и др. вещи).
  23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не заноют.
  24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
  25. Хорошо поет.
  26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
  27. Меняет  тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
  28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
  29. Легко общается с детьми и взрослыми.
  30. Часто выигрывает  в разных спортивных играх у сверстников.
  31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
  32. Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.
  33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен был бы учится в более старшем классе, чем учиться сейчас.
  34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домов на игровой площадке.
  35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии, чувств.
  36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
  37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
  38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
  39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
  40. Бегает быстрее всех в классе.
  41. Любит решать трудные задачи, требующие умственного усилия.
  42. Способен по разному подойти к одной и  той же проблеме.
  43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
  44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
  45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, гида можно слушать музыку.
  46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния главных героев, их переживания, чувства.
  47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
  48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
  49. Часто руководит играми и занятиями других детей.
  50. Движется  легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
  51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
  52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и  чужие идеи.
  53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год  или два.
  54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроения.
  55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
  56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники) , и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
  57. Стремиться вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда  о чем- то с увлечением рассказывает.
  58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
  59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
  60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
  61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
  62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанные варианты.
  63. Умеет делать выводы и обобщения.
  64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
  65. В пении и музыке стремится выразить вои чувства и настроение.
  66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
  67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные состояния.
  68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных проектов (модели летательных аппаратов, автомобили, корабли)
  69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
  70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх.
  71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
  72. Продуктивен, чем бы не занимался, способен предложить большое количество самых разнообразных идей и решений.
  73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и т.д.)
  74. Может высказывать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
  75. Сочиняет собственные оригинальные мелодии.
  76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
  77. Любит игры- драматизации.
  78. Быстро и легко осваивает компьютер.
  79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
  80. Физически выносливее сверстников.

Обработка результатов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные баллы характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

  1. Интеллектуальная;
  2. Творческая;
  3. Академическая;
  4. Художественно-изобразительная;
  5. Музыкальная;
  6. Литературная;
  7. Артистическая;
  8. Техническая;
  9. Лидерская;
  10. Спортивная.

Методика оценки общей одаренности

Общая характеристика. Методика разработана автором и адресована родителям (может также применяться педагогами). Ее задача - оценка общей одаренности ребенка его родителями.

Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов).

Инструкция

Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.

Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;

4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;

3 - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;

1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;

0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного.

Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).

Сверхчувствительность к проблемам. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно» (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, - важная характеристика творчески мыслящего человека. Она проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.

Способность к прогнозированию - способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления.

Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, не отдаленных во времени относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.

Словарный запас. Большой словарный запас - результат и критерий развития умственных способностей ребенка.

Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) строить сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.

Способность к оценке - прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей.

Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.

Изобретательность - способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности.

Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.

Способность рассуждать и мыслить логически - способность к анализу, синтезу, классификации явлений и событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли.

Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.

Настойчивость (целеустремленность) - способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели, умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех.

Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка.

Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) - стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.

Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.

Обработка результатов

Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.

Качество

Отметка

1

Любознательность

2

Сверхчувствительность к проблемам

3

Способность к прогнозированию

4

Словарный запас

5

Способность к оценке

6

Изобретательность

7

Способность рассуждать и мыслить логически

8

Настойчивость

9

Перфекционизм

Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких взрослых) можно отложить на графике (диаграмма «паучок»). Идеальный результат – правильный шестиугольник. Но у каждого ребенка при объективной оценке обычно получается «звездочка» сложной конфигурации.

Эта диаграмма дает наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую воспитательную работу.

Приложение 2

Методики изучения креативности

Тест творческого мышления П. Торренса

Задания 1-7

Инструкция. Предлагаю вам выполнить увлекательные задания. Все они потребуют от вас воображения, чтобы придумать новые идеи и скомбинировать их различным образом. При выполнении каждого задания старайтесь придумать что-то новое и необычное, чего никто больше не сможет придумать. Постарайтесь затем дополнить вашу идею так, чтобы получился интересный рассказ-картинка.

Время выполнения каждого задания ограничено, поэтому старайтесь хорошо его использовать. Работайте быстро, но не торопитесь. Старайтесь обдумывать идеи. Если вы успеете полностью выполнить задание до команды об истечении времени — сидите тихо и ждите, пока не будет дано разрешение всем приступить к следующему заданию. Если вы не успеваете выполнить задание в отведенный период времени, переходите к выполнению следующего по общей команде. Если у вас возникнут вопросы, молча поднимите руку, и я подойду к вам и дам необходимые разъяснения.

Первые три задания будут связаны с рисунком, который вы видите (рис. 1). Эти задания позволяют узнать, умеете ли вы задавать вопросы и строить догадки о некоторых событиях, их причинах и последствиях.

Посмотрите на картинку и подумайте: что произошло? Что можно с уверенностью сказать, глядя на эту картинку? Что нужно еще узнать, чтобы понять, что случилось, почему случилось и чем это может закончиться?

Рис. 1.

Задание 1. Задай вопросы

Инструкция. Напиши все вопросы, которые можешь придумать по этой картинке (к этому и последующим заданиям прилагается чистый лист бумаги, на котором в столбик проставлены номера вопросов от 1 до 23). Задай все вопросы, которые необходимы для того, чтобы понять, что случилось. Не задавай таких вопросов, на которые можно ответить, взглянув на картинку. Рассматривай картинку сколько захочешь.

Задание 2. Отгадай причины

Инструкция. Постарайся найти и записать как можно больше причин события, изображенного на рисунке. Можно исходить из тех событий, которые могли бы случиться до момента, изображенного на картинке, или спустя много времени после него. Не бойся строить догадки.

Задание 3. Отгадай последствия

Инструкция. Укажи как можно больше возможных результатов события, изображенного на рисунке. Напиши о том, что может случиться сразу после события, или о том, что может случиться в далеком будущем.

Задание 4. Результаты усовершенствования

Инструкция. Ты видишь набросок (эскиз) мягкой игрушки — слона. Придумай, как можно изменить этого игрушечного слона, чтобы детям было веселее и забавнее с ним играть. Напиши самые интересные и необычные способы его изменения.

Задание 5. Необычные способы употребления (картонные коробки)

Инструкция. Большинство людей выбрасывают пустые картонные коробки, но эти коробки могут иметь тысячи интересных и необычных способов употребления. Придумай как можно больше таких интересных и необычных способов употребления. Не ограничивай себя только такими способами употребления, какие ты видел или о каких слышал.

Задание 6. Необычные вопросы

Инструкция. В этом задании требуется придумать как можно больше вопросов о картонных коробках. Эти вопросы должны подразумевать самые разнообразные ответы и привлекать интерес к другим коробкам. Постарайся придумать самые необычные вопросы о таких свойствах картонных коробок, которые обычно не приходят в голову.

Задание 7. Давайте представим

Инструкция. Вообрази себе такую невероятную ситуацию: к облакам прикреплены веревки, которые свисают до земли. Что случилось? Подумай, к каким возможным событиям это приведет, какие могут быть последствия? Выскажи как можно больше догадок и предположений. Запиши свои мысли и догадки.

Изобразительное творческое мышление

Построение образа на основе графического стимула

 Закончи рисунок

Тестовый материал: а) простой карандаш; б) тестовый бланк, состоящий из десяти квадратов, в которых изображены графические контуры различной формы (рис).

Инструкция. На этих листах нарисованы незаконченные фигурки. Если добавить к ним линии, получатся интересные предметы или сюжетные картинки. Постарайтесь придумать такие картинки или историю, которые никто больше придумать не сможет. Сделайте ее полной и интересной, добавляйте к ней новые идеи. Придумайте интересное название для каждой картинки и напишите его внизу этой картинки. (Если дети огорчены тем, что не успевают закончить задание вовремя, скажите следующее: «Вы все работаете по-разному. Некоторые успевают нарисовать все рисунки очень быстро, а затем возвращаются к ним и добавляют детали. Другие успевают нарисовать лишь несколько, но из каждого рисунка создают очень сложные рассказы. Продолжайте работать так, как вам больше нравится, как вам удобнее»). По истечении 10 минут выключите секундомер и остановите работу.

Обработка экспериментальных данных

Характеристика основных показателей творческого мышления

1. Беглость (легкость) – количественный показатель, отражающий способность к порождению большого количества идей (ассоциаций, образов). Измеряется числом результатов.

2. Гибкость – отражает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другим, использовать различные стратегии решения.

Измеряется числом категорий.

Категории:

  • мир природы;
  • животный мир;
  • человек;
  • механическое;
  • символическое;
  • декоративные элементы;
  • видовое (город, дом, шоссе, двор);
  • искусство;
  • динамические явления.

3. Оригинальность — характеризует способность к выдвижению идей, отличных от очевидных, нормативных. Измеряется количеством неординарных и неповторяющихся ответов, образов, идей.

4. Разработанность (тщательность, детализация образов) — фиксирует способность к изобретательству, конструктивной деятельности. Измеряется числом существенных и несущественных деталей при разработке основной идеи.

При обработке экспериментальных данных необходимо иметь в виду, что причины низких и высоких показателей по всем когнитивным параметрам креативности могут быть различными. Так, низкие показатели по фактору «беглость» могут быть связаны с высокой детализацией, разработанностью идей. Высокие показатели по данному фактору могут свидетельствовать об импульсивности или поверхностности мышления. Низкие показатели по фактору «гибкость» свидетельствуют о ригидности мышления или низкой информированности, слабой мотивации. Чрезвычайно высокие показатели имеют «негативный оттенок» и могут свидетельствовать о неспособности к единой линии в мышлении. Высокий коэффициент оригинальности иногда наблюдается при психических и невротических расстройствах.

Поэтому при обработке эмпирических данных существенным является не только количественный результат (баллы), но и причины этого результата.

Диагностика детской креативности (по шкале Вильямса)

Назначение. Шкала Вильямса — опросник для родителей и учителей об оценке креативности (творческого начала) ребенка — проводится индивидуально, время не ограничено.

Раздается учителями в школе или на дом для родителей учащихся. Родители обычно заполняют шкалу в течение 30 минут или быстрее. Учителя могут заполнить шкалу, где им удобно. Для получения более объективной оценки целесообразно, чтобы шкалу заполняли 2-3 педагога (если это возможно). В этом случае берется средняя оценка нескольких педагогов.

Эта шкала состоит из восьми подразделов — показателей, характеризующих поведение творческих детей. По каждому показателю приводится шесть утверждений, по которым учитель и родители должны оценить ребенка так, чтобы наилучшим образом охарактеризовать его. Выбирая между ответами «часто», «иногда» и «редко», следует пометить знаком «х» ответ, наиболее верно характеризующий тип поведения, которое наиболее часто демонстрирует ребенок. В конце шкалы имеется четыре вопроса, на которые нужно ответить для получения дополнительной информации о ребенке. После заполнения шкалы ее необходимо вернуть тому, кто запрашивал эту информацию, для дальнейшего подсчета результатов.

Инструкция. Обведите одну из букв, указанных на листе ответов в соответствующем разделе справа от номера соответствующего утверждения, значение которой лучше всего описывает поведение ребенка. При этом буквы на листе ответов имеют следующие значения: Ч — часто; И — иногда; Р — редко.

Пожалуйста, ничего не пишите на опроснике, отмечайте свои ответы только на выданном листе ответов.

Лист ответов

Раздел 1

Раздел 2

Раздел 3

Раздел 4

Ч

И

Р

Ч

И

Р

Ч

И

Р

Ч

И

Р

1

1

1

1

2

2

2

2

3

3

3

3

4

4

4

4

5

5

5

5

6

6

6

6

Раздел 5

Раздел 6

Раздел 7

Раздел 8

1

1

1

1

2

2

2

2

3

3

3

3

4

4

4

4

5

5

5

5

6

6

6

6

Опросник
Раздел 1. Беглость

  1. Ребенок дает несколько ответов, когда ему задают вопрос.
  2. Ребенок рисует несколько картин, когда просят нарисовать одну.
  3. У ребенка возникает несколько мыслей (идей) о чем-то вместо одной.
  4. Ребенок задает много вопросов.
  5. Ребенок употребляет большое количество слов, выражая свои мысли.
  6. Ребенок работает быстро и продуктивно.

Раздел 2. Гибкость

  1. Ребенок предлагает несколько способов использования предмета, отличающихся
    от обычного.
  2. Ребенок выражает много мыслей, идей о картине, рассказе, поэме или проблеме.
  3. Ребенок может перенести смысловое значение одного объекта на другой объект.
  4. Ребенок легко может поменять один фокус зрения (подход) на возможный дру-
    гой.
  5. Ребенок выдвигает множество идей и исследует их.
  6. Ребенок думает о различных путях решения проблемы.

Раздел 3. Оригинальность

  1. Ребенку нравится, чтобы предметы в комнате были расположены не в центральной части, также он предпочитает асимметричные рисунки и изображения.
  2. Ребенок не удовлетворен одним правильным ответом и ищет другие возможные ответы.
  3. Ребенок думает необычно и оригинально (нестандартно).
  4. Ребенок получает удовольствие от необычных способов выполнения чего-либо, и ему не нравятся обычные способы.
  5. После того как ребенок прочитал или услышал о проблеме, он начинает придумывать необычные решения.
  6. Ребенок исследует общепринятые методы и придумывает новые методы решения проблемы.

Раздел 4. Разработанность

  1. Ребенок добавляет линии, различные цвета и детали в свой рисунок.
  2. Ребенок понимает, в чем состоит глубокий, скрытый смысл ответов и решения, и предлагает наиболее глубокое значение.
  3. Ребенок отказывается от чужой идеи и изменяет ее каким-либо образом.
  4. Ребенок хочет приукрасить и дополнить работу или идею других людей.
  5. Ребенок проявляет слабый интерес к обычным предметам, он добавляет детали, чтобы усовершенствовать их.
  6. Ребенок изменяет правила игры.

Раздел 5. Любознательность

  1. Ребенок спрашивает всех и обо всем.
  2. Ребенку нравится изучать устройство механических вещей.
  3. Ребенок постоянно ищет новые пути (способы) мышления.
  4. Ребенок любит изучать новые вещи и идеи.
  5. Ребенок ищет разные способы решения задач.
  6. Ребенок изучает книги, карты, картины и т. д., чтобы узнать как можно больше.

Раздел 6. Воображение

  1. Ребенок придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел.
  2. Ребенок представляет, как другие будут решать проблему, которую он будет решать сам.
  3. Ребенок мечтает о различных событиях и вещах.
  4. Ребенок любит думать о явлениях, с которыми не сталкивался.
  5. Ребенок видит то, что изображено на картинах и рисунках, необычно, не так, как другие.
  6. Ребенок часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий.

Раздел 7. Сложность

  1. Ребенок проявляет интерес к сложным вещам и идеям.
  2. Ребенок любит ставить перед собой трудные задачи.
  3. Ребенок любит изучать что-то без посторонней помощи.
  4. Ребенку нравятся сложные задания.
  5. Ребенок проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели.
  6. Ребенок предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым.

Раздел 8. Склонность к риску

г

  1. Ребенок будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других.
  2. Ребенок ставит перед собой очень высокие цели и пытается их осуществить.
  3. Ребенок допускает для себя возможность ошибок и провалов.
  4. Ребенок любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому влиянию.
  5. Ребенок не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя или родители выражают ему неодобрение.
  6. Ребенок предпочитает иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.

Следующие четыре вопроса дадут вам возможность выразить свое мнение о ребенке и о программе в школе для творческих детей. Отвечайте кратко, но четко.

1. Вы считаете, что ребенок одаренный или может им стать? Да Нет

Объясните, почему:        

2. Вам кажется, что ребенок творческий или он может стать творческим? Да Нет

Если «Да» — сообщите кратко, в чем. проявляется его творчество, если «Нет» — почему?        

3. Что вы ожидаете от школьной программы для творческих детей?        

4. Какие изменения вы хотели бы увидеть у ребенка в результате участия в программе для творческих детей?

Обработка данных

Подсчет оценки состоит из следующих процедур:

  1. Подсчитайте количество ответов, отмеченных в колонке «часто», и умножьте это число на два. Это ответы с двойным весом, которые получают по два балла каждый.
  2. Подсчитайте количество ответов, отмеченных в колонке «иногда». Эти ответы получат по одному баллу каждый.
  3. Подсчитайте количество ответов в колонке «редко». Эти ответы получат ноль баллов каждый.
  4. Четыре открытых вопроса в конце шкалы получат по одному баллу каждый, если ответ «да» сопровождается аргументами или комментариями.

Это количественный подсчет имеющихся данных. Оценка примечаний и комментариев может помочь тем, кто составляет программы для творчески одаренных учащихся, с помощью ранжирования частоты встречаемости одинаковых или похожих комментариев. Например, если наибольшее количество экспертов дают такой комментарий: «Ребенок творчески одарен потому, что он артистичен», то эта черта (артистический талант) будет иметь высший ранг для данной группы детей.

Подобные ранги по ряду творческих проявлений личности будут характеризовать наличие и качественную особенность творческих черт различных детей.

Число ответов в колонке «часто» х 2 =

Число ответов в колонке «иногда» х 1 =

Число ответов в колонке «редко» х 0 =

Число ответов в «открытых» вопросах, с ответом «да» и комментариями х 1 =

Число ответов в «открытых» вопросах, с ответом «нет» х 0 =

Суммарный балл равен сумме баллов в вышестоящих строках.

Суммарные баллы учеников можно проранжировать от большего к меньшему, начиная с наивысшего балла 100, так как 100 баллов — это максимально возможный суммарный балл.

Библиографический список

  1. Бабаева Ю. Д. , Лейтес Н. С. Психология одаренности детей и подростков. – М.: Издательский центр «Академия», 1996.
  2. Барышева Т.А., Жигалов Ю.А Психолого-педагогические основы развития    креативности. – СПб., 2006.
  3. Белкин А. Г. Неожиданная радость. // Народное образование. – 1990.-№12.
  4. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. – М.,1981.
  5. Борзова В. А. , Борзов А. А. Развитие творческих способностей у детей. – Самара.,  1994.
  6. Былевская В. Н. Развитие творческих возможностей младших школьников. // Начальная школа. – 1990. - №5.
  7. Венгер Л. А., Дьяченко О. М., Агаева Е. Л. Программа одаренный ребенок. Основные положения. – М.: Новая школа,, 1995.
  8. Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. – М.,1999.
  9. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб., 2009.
  10. Лук А. Н. Теоретические основы выявления творческих способностей. – М., 1997.
  11. Львова Ю. Л. Развивать дар творчества. - Киев., 1997.
  12. Матюшкин А. М. Загадки одаренности. –М.,1993.
  13. Матюшкин А. М. Развитие творческой активности школьников. – М.,1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми в начальных классах

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными деть...

СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется потребностью общества в неординарной...

Методическая работа "Система работы с одаренными детьми в начальной школе"

Тема, которая рассматривается в методической работе, одна из самых актуальных в психологии и педагогике сегодня – развитие способностей человека, его одарённость. Поэтому везде и всюду ищут тала...

Из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе учителя начальных классов, Николаевой Татьяны Ивановны, учителя высшей квалификационной категории Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназии №295 Фрунзенского района Санкт-

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача школы – поддержать ребенка и развить его способност...

Работа с одаренными детьми в начальной школе /по материал из опыта работы/

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования.Главная цель сейч...

Программа работы с одаренными детьми учителя начальных классов

Программа работы с одаренными детьмиучителя начальных классов...