Материалы для МО
материал по теме

Викторова Светлана Николаевна

Выступление учителя начальных классов на заседании городского методического объединения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shmo.doc42.5 КБ
Office presentation icon osen_gmo.ppt2.66 МБ

Предварительный просмотр:

Активные формы обучения в образовательном процессе.

Как показали исследования немецких ученых человек запоминает:

только 10% того, что он читает,

 20% того, что слышит,

30% того, что видит,

50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях,

80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.

При изучении мотивации обучения педагоги убедились, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль самого главного предмета в обучении.

В  настоящее время школам даны широкие возможности выбора форм и методов работы . «Метод обучения – это не только инструмент учителя, но и  по словам А.С. Макаренко, «инструмент прикосновения к личности ученика».

 «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей
Д. Пойя
»

Активные формы обучения отнесены к классу образовательных технологий, обозначенных как «технологии модернизации обучения на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся».
Активные формы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Они включают в себя следующие технологии: технология проблемного обучения, технология проектного обучения, игровые технологии, интерактивные технологии.
1. Технология проблемного обучения – это такая форма обучения, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых.
Основной дидактический прием – создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи.

 В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельных предметов.
2. Технология проектного обучения  представляет собой развитие идей проблемного обучения. Характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой социальной или личной проблемы ученика, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности. Роль учителя - это роль куратора, советника, наставника, но не исполнителя.
Цель проектного обучения: овладеть общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы, а также развить социальное сознание.
.3.Интерактивная технология - это такая организация процесса обучения, которая основана на прямом взаимодействии учащихся с окружающей информационной средой. Опыт учащегося – это центральный активатор учебного познания, учебное окружение выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область осваиваемого опыта.
Ведущий метод – общение. Организационная форма – обучение в содружестве, работа в парах, в группах, учебный диалог, учебная дискуссия.

4. Игровые технологии строятся как образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов.

Одним из существенных слагаемых динамики учебного процесса, активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и формирования широких познавательных интересов у школьников является дидактическая игра. Огромную роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие возможности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития», - писал В.А.Сухомлинский. Игра  – это частица  детской жизни. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры – сделать напряженный, серьезный труд занимательным и интересным для учащихся.

Хотелось бы перечислить наиболее эффективные активные методы обучения учащихся:

1        Нетрадиционное начало традиционного урока

2         Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций;

3        Организация релаксации и подведения итогов урока;

4        Презентации учебного материала;

5        Использование форм, так называемого интерактивного обучения;

6        Элементы — «изюминки»;

7        Нетрадиционные виды уроков;

8         Игры, игровые моменты.

 В качестве основных неоспоримых достоинств активных методов обучения выступает то,что

 * АМО формируют положительную учебную мотивацию;

*повышают познавательную активность обучающихся;

*активно вовлекают всех школьников в образовательный процесс;

*стимулируют самостоятельную деятельность;

*помогают эффективно усваивать большой объем учебной информации;

*развивают творческие способности, нестандартность мышления, коммуникативно-эмоциональную сферу обучающегося;

*раскрывают личностно-индивидуальные возможности каждого обучающегося и определяют условия для их проявления и развития.

Но следует отметить и недостатки активных методов обучения. Это-

* Дети не могут совладать со своими эмоциями, следовательно  на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем.

*Несмотря на выслушивание разных мнений, при выступлении может доминировать мнение одного, если выступающий психологически доминирует в группе.

*Для некоторых участников работа в команде с использованием активных методов - только способ ничего не делать.  

*Если преподаватель в должной мере не владеет методиками интерактива, то процесс обучения может превратиться в обычную анархию.

Таким образом, использование активных форм и методов обучения помогает повышать образованность учащихся, решать задачи, стоящие перед ними и их родителями, помочь им реализовать свои возможности.

Мир активных методов обучения яркий, удивительный, многогранный. В нем комфортно чувствуют себя и учителя, и ученики. Войдите в этот мир и станьте его полноправным хозяином. Откройте для себя его тайны и возможности, научитесь управлять его мощным потенциалом, сделайте свою работу намного интереснее и эффективнее, а своих учеников благодарными, успешными и счастливыми.


                Благодарю за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО»

Слайд 2

деятельный и активный креативный любознательный инициативный открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый положительное отношение к себе, уверенность в своих силах коммуникативность навыки самоорганизации и здорового образа жизни исследовательский интерес саморегуляция ответственность чувство собственного достоинства уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ , УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ Ожидаемые результаты: портрет выпускника начальной школы

Слайд 3

Значение универсальных учебных действий "Чтобы человек был сытым один день, дай ему одну рыбку, два дня - две рыбки, всю жизнь - научи его ловить рыбу". Японская мудрость

Слайд 4

Учебно-исследовательская деятельность как средство формирования творческой личности Урочная деятельность Внеурочная деятельность

Слайд 5

Урочная деятельность Исследовательские методы. Творческие задания. Учебные проекты. Другие технологии развивающего обучения.

Слайд 6

Внеурочная деятельность Массовая Познавательные игры, конкурсы. Предметные недели. Конференции. Групповая Школьное исследовательское общество. Факультативы, элективные курсы, кружки. Проекты. Индивидуальная Исследовательская работа. Творческие работы. Проекты.

Слайд 7

«Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели – видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего мира с удивлением и восторгом» Поль Вайнцвайг

Слайд 8

Поиск информации Продукт Презентация Планирование Этапы работы над проектом Проблема

Слайд 9

Этапы работы над проектом Деятельность учителя Деятельность учащихся 1 этап Инициирующий Формулирую проблему, ситуацию, цель, задачи Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач 2 этап Основополагающий Предлагаю: организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность. Знакомлю с различными формами презентации результатов Анализируют проблему, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов 3 этап Прагматический Консультирую, ненавязчиво контролирую, репетирую презентацию результатов Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, «добывают» недостающие знания, готовят презентацию результатов 4 этап Заключительный Обобщаю результаты, подвожу итоги, оцениваю умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат Защищают проект, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её результативности 5 этап Итоговый Представление готового продукта. Рефлексия выполненной работы.

Слайд 10

Немаловажным шагом является выявление интересов учащихся. Это необходимо для того, чтобы определить темы будущих проектов. Они обязательно должны быть интересны детям (темы выбираются самими учениками). В этом вопросе также поможет анкета для учащихся. Наиболее привлекательной для младших школьников является работа над исследовательскими проектами. Ведь там проводятся опыты, наблюдения, которые так любят дети. Хороши для начальной школы и творческие проекты.

Слайд 11

Анкетирование обучающихся На какие темы тебе хотелось бы выполнить проекты? Изобретения человека. Космос. Природные явления. Музыка. Сказочные герои. Животные. Растения. Транспорт. Наши предки. Жилище человека. Время. Религия. Школа. Жизнь людей разных стран Земли.

Слайд 12

Для ученика проект - это Возможность максимального раскрытия своего детского потенциала; Деятельность , которая позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат Деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы.

Слайд 13

Для учителя проект - это Уникальный метод обучения , который можно использовать при изучении любого предмета. Форма организации учебного процесса. Философия образования: цели и деятельности, результатов и достижений. Педагогическая Технология: комплекс знаний, умений, необходимых педагогу, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы воздействия на учащихся. Дополнительная нагрузка для учителя и детей, и заниматься им нужно, имея желание и время, а главное – любить то, что ты делаешь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родительских собраний

Разработка родительского собрания на тему "ИКТ в школе". Включает тестирование, рекомендации и презентацию....

Материалы школьного ПМПк

Вся документация школьного ПМПк - от функциональных обязанностей до аналитического отчёта....

Работа с разными материалами. "Трудный бой" .Проект посвящен Великой Отечественной войне.

Проект "Трудный бой" посвящен Великов Отечественной войне...

Формирование способности воображения на материале ситуации парадокса, материале пословиц, русских народных сказок»

В начальной школе именно воображение становится той базой, на основе которой в начальном школьном возрасте возможно развитие теоретического мышления. Развитие воображения, как и любой друго...

Технологическая карта урока технологии (3 класс). Тема: Городской парк. Конструирование из природных материалов. Изделие: Макет парка из природных материалов. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения работать по плану; создание композиции из природных материалов.Образовательные: изучить выполнение создания макета парка.Воспитательные: воспи...

Материалы для аттестации. Индивидуальный образовательный маршрут, другие материалы

Исходя из анализа собственной деятельности мною разработан «Индивидуальный образовательный маршрут повышения профессиональной компетентности учителя»,позволяющий в системе   план...

Начальная школа. Методические материалы Материалы в помощь учителям начальной школы, реализующим ФГОС

Переход на пятидневную учебную неделю ведется параллельно с переходом на обновленное содержание образования и может быть осуществлен во всех организациях образования, независимо от видов, типов, форм ...