Мастер класс по теме "Песочная АРТ- терапия"
методическая разработка на тему

Климова Светлана Алекандровна

Мастер класс "Песочнач АРТ - терапия" начальные классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.rar2.68 МБ

Предварительный просмотр:

ОСПФ МОУ «СОШ с. Идолга»

 в д. Македоновка

Мастер-класс

 

«Песочная арт-терапия

как здоровьесберегающая     технология»

 Учитель начальных классов Климова С.А.

2016 г.

Материалы и оборудование: ноутбук, видеопроектор, презентация на тему «Рисование песком» (разработанная автором-составителем мастер-класса), музыка для релаксации, песок, цветной песок, фоторамки, подносы, картинки для аппликаций, клей, кисточки, влажные салфетки.

- Уважаемые коллеги!

- На совещании, губернатор Саратовской области, Валерий Васильевич Радаев объявил 2016 год  Годом хлебороба.   (Слайд 1)

В состав земли входит песок, поэтому я предлагаю вашему вниманию (Слайд 2) мастер класс «Песочная Арт - терапия как здоровьесберегающая технология». 

Цель данного мероприятия:                 (Слайд 3)

• Познакомить с нетрадиционным направлением здоровьесберегающих технологий – техникой рисования песком.       

  • Способствовать внедрению в практику работу педагогов инновационных методик и технологий, направленных на сохранения здоровья детей.

1 часть:   (Слайд 4)

        Учитывая современные тенденции развития образовательных процессов, мы поставлены перед необходимостью осуществления всесторонних и масштабных перемен. В современных условиях, образование должно не только видоизменяться, в соответствии с общественными переменами, но и придавать импульс инновационным процессам.

Современные условия дали толчок к поиску инновационных "нераскрытых", интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми, обеспечивающих комфортное пребывание в школе.

        Сегодня на мастер-классе я постараюсь познакомить Вас  (Слайд 5)               с одним из направлений арт-технологии – песочной терапией (sand-play) и показать возможности ее использования в работе с детьми

 (Слайд 6)  В 1970-х годах. «Первопроходцем» в этом направлении считают американку Кэролин Лиф (Caroline Leaf), которая создала анимационный мультипликационный фильм «Петя и Волк» по симфонической сказке Сергея Прокофьева.

(Слайд 7)  Песок, его исцеляющие и медитативные свойства были известны еще древним. Древние племена чертили защитные круги на земле и создавали различные рисунки из песка.

(Слайд 8)  Тибетские монахи и по сей день практикуют создание из разноцветного песка в течение нескольких недель магических кругов – мандал – для достижения совершенства и духовной гармонии.

(Слайд 9)  В Китае, Индии и Японии сосуды с песком размещают около входа в дом. Каждый входящий и выходящий опускает руки в песок, чтобы очиститься от дурных мыслей и опасных чувств.

(Слайд 10)     Песок – это уникальный материал, а занятие с ним – увлекательный процесс, который побуждает к творчеству,  расслабляет и вдохновляет. В свободной игре ребенок может выразить то, что ему хочется сделать,  играет свободно, а не по чьей-то указке. (Слайд 11)  Рисунки на песке «свободны от ошибок». Рисуя песком невозможно ошибиться, все можно исправить. А если захотеть, то и  превратить один рисунок в другой. (Слайд 12)  В данном случае результат (то есть рисунок) не является целью – цель заключается в самом процессе творчества. (Слайд 13) 

       В подтверждение могу сказать, что при помощи песка дети самовыражаются намного эффективнее, чем при использовании карандаша и бумаги.  Нетронутая поверхность песка побуждает ребенка к свободному и нестандартному творчеству.  Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие, как детей, так и взрослых.

(Слайд 14)  Вы когда-нибудь замечали, что успокаиваетесь, пропуская мелкий песок сквозь пальцы? Это тот самый материал, с помощью которого мы начинаем познавать мир.

        Его сыпучесть привлекает детей. Детям очень полезно "общаться" с песком и любыми сыпучими материалами. Я использую не только песок, но и  манку, соль, кофе. (Слайд 15)  Игра с песком это не только развлечение, это развитие: тактильных ощущений, мелкой моторики рук, восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, воображения, навыков самоконтроля и саморегуляции у детей, образного и пространственного мышления.

Ученые считают, что рисование песком снимают детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость «заземляет» отрицательную энергию, снимает возбуждение, раскрепощает, а так же способствует развитию двух полушарии,  и при этом бурно развивают фантазию. Интенсивная работа с песком придает ребенку уверенность в себе.

(Слайд 16)  Песочную терапию применяю не только на уроках ИЗО и технологии, но и на уроках: литературного чтения (пересказывать сказки, использую изображения схем на песке или символы – буквы. (заяц –З.. ), окружающего мира (рисуем схематично животный и растительный мир), математике (например, ищем в песке все ответы, при умножении какого – то числа), на русском (на уроках обобщения, найти все термины, которые относятся к какой – то части речи).

2 часть.

Песок, которым вы будете рисовать, прошел специальную обработку.

- Хотела бы напомнить вам, уважаемые участники, что песок сыпучий материал и поэтому в работе с ним нужно проявлять осторожность, чтобы песок не попал в глаза, не испачкал одежду, не просыпался на пол. По завершению работы вы можете воспользоваться влажными салфетками.

Практическая работа:

Нередко работу с песком считают исключительно детским методом, однако, специалисты  песочной терапии  отмечают эту форму психологической работы для взрослых даже более эффективной, чем для детей.

-  Какие ассоциации вызывает у Вас слово «песок»? Что Вы вспоминаете, услышав его? (Ответы участников мастер-класса).

- Большинство из вас вспоминает песочный пляж на теплом море, лето и сказочный отдых.

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в волшебную страну. Она не обычная песочная. Но чтобы попасть в нее нужно совершить специальный, волшебный ритуал.

- Закройте, пожалуйста, глаза!

Ритуал «входа» (Звучит музыка «Шум прибоя»)

- Представьте, что вы лежите на теплом песке и загораете. Вспомните, какое удовольствие водить ладонями по песку и ощущать покой и блаженство, ласково светит солнышко, согревает вас. Веет легкий ветерок. Вы отдыхаете, слушаете шум прибоя, наблюдаете за игрой волн и танцами чаек над водой.  Представьте, что вы идете по пляжу. Вы чувствуете мягкий песок под вашими босыми ступнями. Вы останавливаетесь и вдыхаете грудью воздух, пахнущий водорослями. Каким-то невообразимым способом вдруг исчезают тягостные мысли, уходят проблемы, появляется умиротворение и покой.

- Мы начинаем с вами путь по волшебной Песочной стране. Здесь пока еще ничего нет, но скоро вы станете настоящими творцами и добрыми волшебниками.

- Для того  чтобы начать рисовать нужно выбрать способ рисования.

- Для начала давайте познакомимся с многообразием способов рисования песком:

  1. насыпные картины (раскрась рисунок) (Слайд 17) 
  2. волшебные картинки (по контуру клея) (Слайд 18) 
  3. фантазия (нарисуй что хочешь) - фон разный (Слайд 19) 
  4. трафареты (Слайд 20) 
  5. две руки (межполушарное взаимодействие)  (Слайд 21) 
  6. рисование на световом столе (Слайд 22) 
  7. повторялки (я рисую, а ты повтори) (Слайд 23) 

 особенности техники изображения; (Слайд 24) 

- кулаком (зажимаем кулачок)

- ладонью

- ребром большого пальца

- щепотью (песок между пальцами)

- рисование подушечками пальцев (указательным, тремя)

- одновременное использование нескольких пальцев

- симметрично двумя руками.

- отсечение лишнего

- песочная струя  (насыпание  из кулачка)

(Слайд 25) 

Работать будем группами: 1 группа - насыпные картины, 2 -  волшебные картинки, 3- фантазия

( Показ образцов)

(Звучит музыка "Эффект Моцарта" музыка для рисования)

- Берем песка столько, сколько помещается в кулаках, и засыпаем тонким слоем. Кулачки не останавливаются на месте, находятся в постоянном движении, стараемся равномерно засыпать поверхность.

(Слайд 26) 

Посмотрите, как здорово получается! Настоящие «песочные художники»!

Ритуал «выхода» из Песочной страны.

- И в завершении мастер – класса я предлагаю вам по медитировать.  (проводится под спокойную музыку).

- Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.

(Слайд 27) 

- А сейчас давайте одновременно скажем друг другу СПАСИБО за сотрудничество!

- Уважаемые педагоги, скажите, пожалуйста, хотели бы вы применить полученные знания.

- А мне остаётся только поблагодарить вас за внимание и за работу. Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастеркласс на конкурсе "Учитель года-2012" Балашовского района

«Чтобы идти вперёд, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вы вышли и куда нужно идти» Здравствуйте, уважаемые коллеги, жюри, гости. Самое лучшее, что создают люди, составляет культур...

Мастеркласс "Озорной ежик"

Работа представляет собой мастеркласс по изготовлению фигуры с использованием пенопластовой заготовки, пайеток, канцелярских иголок. Материал разработки может быть  использован в ходе урока техно...

презентация "Вязание" к мастерклассу в начальной школе

В презентации представлена информация об истории вязания, промышленном и домашнем вязании, об изготовлении помпонов. Презентация может быть использована на мастерклассе или на уроке технологии в начал...

Мастеркласс "Развитие регулятивных универсальных учебных действий обучающихся начальной школы через применение технологии самооценки на уроках музыки.

    В условиях введения новых образовательных стандартов в начальной школе каждому педагогу крайне важно пересмотреть свои взгляды на систему оценивания результатов обучающихся. Систе...

Фотоотчёт "Семейные гостиные, мастерклассы" 1- 4 класс.

Фотоотчёт "Семейные гостиные, мастерклассы" 1-4 кл....

Выступление на РМО "Начальная школа" Мастеркласс"Игровая деятельность с применением ИКТ на уроке окружающего мира "

В статье представлен материал выступления на РМО "Начальная школа" Заикиной Светланы Александровны.Урок окружающего мира по теме "Почему Луна бывает разной?"в 1 классе получил приз...

Мастеркласс по теме: "Лес над озером" аппликация смешанная техника

Природные материалы помогают развивать фантазию, наблюдательность и внимание.Изделия из бумаги доступны каждому. Из неё можно мастерить, творить, создавать неповторимые работы. Она даёт простор для тв...