Выступление на РМО "Начальная школа" Мастеркласс"Игровая деятельность с применением ИКТ на уроке окружающего мира "
статья

Заикина Светлана Александровна

В статье представлен материал выступления на РМО "Начальная школа" Заикиной Светланы Александровны.Урок окружающего мира по теме "Почему Луна бывает разной?"в 1 классе получил признание на конкурсе "Современный урок-современным детям".В своем выступлении учитель описывает наиболее интересные моменты урока и показывает мастеркласс, используя презентацию к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_rmo_masterklass_zaikina_s.a.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

   Выступление на РМО «Начальная школа» 

«Игровая деятельность с применением ИКТ на уроке окружающего мира в 1 классе «Почему Луна бывает разной?»Онлайн-конференция 25.08.2021

Учитель высшей категории Заикина Светлана Александровна МБОУ гимназия №1 г. Миллерово Ростовской области.

   Уважаемые коллеги, Я хотела бы поделиться с вами опытом проведения урока окружающего  мира в 1 классе по теме «Почему Луна бывает разной?».

   Основная цель урока –это создание условий для формирования представлений о Луне как естественном спутнике Земли и знакомство с причинами изменения внешнего облика Луны.

       Т.к. урок проводится в первом классе, а тема для изучения достаточно серьёзная, то учитывая возрастные особенности учащихся, самой оптимальной формой проведения урока, по-моему мнению, является урок-игра. Поэтому урок был построен в форме игры «Космическое путешествие». Раскрыть тайны Луны ребятам помогали герои популярного сейчас мультфильма «Белка и Стрелка. Тайны Космоса».

  Чтобы переход от одного этапа урока к другому был плавным, я использую игровые моменты. Выбор командира корабля, получение полётных документов, выполнение заданий на звёздах, рапорты командира и стихотворные переходы позволяют вести урок через игровую деятельность.

  Я не буду подробно останавливаться на каждом  этапе урока, а поделюсь наиболее интересными моментами.

  1. Выявление первоначальных знаний. Чтобы выяснить, что же дети знают о Луне, а они наверняка имеют определенные знания, фронтальный опрос  провожу не я. Вопросы записаны на звёздах и лежат на партах у хорошо читающих детей. Дети сами задают вопросы своим одноклассникам о форме, внешнем виде и движении Луны, происходит  диалог учеников с учениками, т.е. формируются коммуникативные УУД.
  2. Постановка учебных задач. Я считаю, что этот этап урока сложен именно для первоклассников, так как сформулировать задачи урока (построить словесное предложение) детям ещё очень трудно, но учиться этому нужно. Поэтому, задавая вопрос «Какие задачи мы поставим перед собой, отправляясь в полёт?» я даю возможность ребёнку мыслить и выразить задачи урока  своих  вопросах, чтобы в итоге ребёнок понимал: если он находит ответы на свои вопросы, значит, он справился с поставленными задачами…..

   Развивать речь ребёнка позволят словарная работа и работа с терминами. Проводится разбор лексического значения слова Спутник. На мой взгляд, остановиться на значении этого слова важно, так как  понимание значения этого слова  в контексте данного урока обязательно.

  1. Особое место на уроке отводится использованию современных технологий. Так просмотр фрагмента ролика движения планет Солнечной системы, поможет понять взаимосвязь между движением Земли и Луны вокруг Солнца.

Основной этап урока, знакомство с новым, основан  на принципах доступности  и наглядности. Объяснение темы строится на просмотре обучающего научно-познавательного мультфильма «ПРО ЛУНУ», который я разделила на 3 смысловые части. После просмотра каждой части –устный опрос. Эта форма промежуточного контроля позволяет понять, насколько внимательно дети смотрели фрагмент фильма и поняли его содержание.

Первая часть демонстрирует движение Луны вокруг Земли и вращение вокруг своей оси………

Вторая часть показывает, как Луна освещается Солнцем и то какой реальный цвет имеет Луна……

И третья часть наглядно демонстрирует   смену фаз Луны..

….Для лучшего запоминания фаз растущей и убывающей Луны я использую приём ассоциативного мышления «Если дорисовать вертикальную линию, то на какую букву будет похожа растущая Луна?(на Р), а убыващая, стареющая?(на С )

Таким образом, сочетание объяснения нового материала с наглядной демонстрацией процесса изменения внешнего вида Луны, создаёт условия для лучшего понимания этого физического явления.

4.Важная роль на уроке отводится и практической работе, в процессе которой дети получат изображение полумесяца на тёмном круге. Для работы можно использовать как обычный фонарик, так и фонарик мобильного телефона, который выполняет роль Солнца,  источника света. Освещая фонариком круг, дети видят, как Луна освещается Солнцем, но если поднести шарик на пути источника света, то дети получают изображение в форме полумесяца.

5.На этапе закрепления полученных знаний формируется умение работать на компьютере, пользоваться современными гаджетами. Так предлагается самостоятельно открыть секретный файл……, (дети наблюдают за сменой фаз Луны в режиме ускоренной времени)

….а также им предлагается выполнить заливку различных фаз Луны в программе Paint.На компьютеры загружаются шаблоны и дети выполняют цветную заливку соответствующей фазы Луны.

Хочу отметить, что если у вас нет технической возможности выполнить этот этап урока на компьютере, а обычное раскрашивание кажется уже банальным, можно использовать обычный мобильный телефон. Делая фото белого листа, можно рисовать в мобильном телефоне и выполнять цветную заливку. Таким образом, ученик использует телефон не только как средство связи или для игр, но и как технологию, которая помогает ему в учебном процессе.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и содержание учебной деятельности младших школьников с применением ИКТ на уроках окружающего мира

Современный мир отличается динамичным развитием во всех социально-значимых областях, и ребёнок находится в центре этого процесса. Активное внедрение новых информационных технологий и в нашей стране на...

Проектно – исследовательская деятельность учащихся 4 класса на уроках окружающего мира. Технологическая карта урока . Природная зона России-Тундра.

Знакомство с географическим положением  природной зоны-Тундра, климатическими условиями,  растительным и животным миром и деятельностью человека....

Доклад "Применение ЛабДискГЛОМИР на уроках окружающего мира"

Применение ЛабДискГЛОМИР на уроках окружающего мира для формирования УУД согласно ФГОС....

Применение ИКТ на уроках окружающего мира.

Использование информационно – коммуникационных технологий в начальной школе на уроках окружающего мира....

Применение ИКТ на уроках окружающего мира.

Статья раскрывает важность использования ИКТ для того, чтобы вовлечь детей в активную работу и вызвать у них стремление к полученю новых знаний....

Применение ИКТ на уроках окружающего мира

Конспект выступления  на тему "Применение ИКТ на уроках окружающего мира"...

Выступление на конференции «Федорино горе» Использование химико-экологических опытов на уроках окружающего мира в начальной школе.

Использование химико-экологических опытов на уроках окружающего мира в начальной школе....