Доклад "Применение ЛабДискГЛОМИР на уроках окружающего мира"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Применение ЛабДискГЛОМИР на уроках окружающего мира для формирования УУД согласно ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №74» города Кирова,

Шельпякова Надежда Николаевна,

учитель начальных классов.

Цифровая лаборатория ЛабДискГЛОМИР, как ресурс для формирования исследовательских УУД у учащихся начальных классов.

С 1 сентября 2010г. введен в действие федеральный государственный стандарт начального общего образования, который определяет основной результат образования как индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития. Реализация ФГОС требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методов и приемов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Согласно ФГОС НОО у выпускника начальной школы при изучении предмета «Окружающий мир» должны  быть сформированы такие УУД, как овладение  начальными формами исследовательской деятельности, формирование  действий  моделирования, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков.  При этом проектно – исследовательская деятельность определяется стандартом как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Но следует понимать, что принципиальное отличие исследования от проектирования, по мнению А.И.Савенкова, состоит в том, что исследование не предполагает создания какого – нибудь заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование – это поиск истины, уяснение сущности явления, открытие новых закономерностей. Методы исследования различны: наблюдение, опрос, анкетирование, изучение литературы, исследование документов, теоритеческий анализ, а также непосредственно эксперимент. Эксперимент – это специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его эффективности. Стандарт предусматривает овладение выпускником умения проводить эксперименты с помощью учебного лабораторного оборудования, поэтому важно, если с самого начала ребенок может использовать удобные инструменты, которые помогут ему измерять и анализировать все то, что до этого он просто наблюдал.

Использование на уроках «Окружающего мира» цифровой лаборатории ЛабДискГЛОМИР позволяет при минимуме действий провести различные исследования:

  • изучить способность разных материалов удерживать тепло, чтобы объяснить почему один материал используют для летней одежды, а другой для зимней;
  • выяснить, какие растения могут расти в тени, и определить в классе места пригодные и непригодные для содержания растений;
  • составить график изменения температуры на определенный срок;
  • сравнить температуру по телевизору и за окном;
  • измерить пульс, выяснить из – за чего происходит его изменение
  • многое другое.

Полученные данные отображаются в наглядном виде, с помощью программы, можно показать график происходящих изменений. Кроме того, ученик получает возможность провести самостоятельные измерения, выступить перед  одноклассниками со своими результатами и сравнить их с полученными другими ребятами.

Цифровая лаборатория ЛабДискГЛОМИР дает возможность формирования цифрового портфолио ученика, что также предусмотрено ФГОС НОО.

Под цифровым портфолио ученика подразумевается портфолио ученика в электронной форме, основанное на применении современных информационных технологий. В своей работе я использую 2 вида портфолио, традиционное «бумажное» и цифровое.

Рассмотрим практическую часть урока «Комнатные растения» предмет «Окружающий мир», 2 класс.

Цель: определить в классе места пригодные и непригодные для произрастания растений по степени освещенности.

Задачи:

  1. Составить список цветов, находящихся в классе.
  2. Распределить все цветы по группам светолюбивые и теневыносливые.
  3. Исследовать освещенность в кабинете.
  4. Расставить цветы, исходя из полученных результатов.

Планируемые результаты: овладение начальными формами исследовательских умений, использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построения рассуждений, определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Оборудование: цифровая лаборатория ЛабДискГЛОМИР.

Ход исследования

Ученики, направляя датчик освещенности в сторону окон и ламп в солнечный день ближе к полудню, определяют освещенность в разных местах класса. Чертят карту освещенности на высоте крышки стола. Записывают числовые значения освещенности во всех этих местах( рис.1, где звездочка – места измерения освещенности). Школьники сравнивают полученные результаты, выявляют самое темное место в классе, выясняют, какие растения могут произрастать в этом месте. Выявляют самые светлые места, выясняют какие растения могут произрастать в этих местах.

Возможно провести эксперимент в другом классе, выяснить причины различий.

На уроках «Окружающего мира» в 1 классе, заполняя дневник наблюдений, мы проводили эксперимент, сравнивая температуру по телевизору и за окном. Знакомясь на уроке с понятием «звук», провели эксперимент, измерили шум в коридоре во время перемены, на уроках, у открытого окна. На классном часе выяснили почему опасно в мокрой одежде находится на ветру, что такое сквозняки и простуды.

        Результатом планомерного использования цифровой лаборатории ЛабДискГЛОМИР на уроках «Окружающего мира» в 1 классе явилось то, что у учащихся  были заложены основы к формированию:

  • самостоятельной исследовательской деятельности, построения рассуждений (ученик 1 класса занял 3 место в школьной конференции исследовательских и проектных работ);
  • умений работы в группе и паре, планированию действий и распределению обязанностей, определение общей цели и путей её достижения, осуществления взаимного контроля в совместной деятельности, адекватного оценивания собственного поведения и поведения окружающих (по наблюдениям за работой на уроках);
  • умений использовать знаково-символические средства представления информации (построения простейших схем, работе с графиками);
  • логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по определенным заранее признакам (в комплексной работе по концу года 21 ученик из 24 справились с работой, предусматривающей данные умения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...

Презентация урока окружающего мира "Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы" 2 класс

Презентация урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс Урок разработан, исходя из новой пр...