Работа по профориентации в начальной школе
статья на тему

Саратовцева Елена Владимировна

           В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос формирования и развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям современного мира.
          Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии – одна из важных задач школьного обучения и воспитания.

База к профессиональному самоопределению должна закладываться на стадии конкретно-наглядных представлений о мире профессий еще задолго до подросткового возраста. Поэтому, важное место в профориентационной работе принадлежит младшим школьникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Профориентация в начальной школе32.14 КБ

Предварительный просмотр:

                        Работа по профориентации в начальной школе

Выступление Саратовцевой Елены Владимировны,

учителя начальных классов Гимназии г. Вольска.

В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос формирования и развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям современного мира.
          Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии – одна из важных задач школьного обучения и воспитания.

Необходимость профориентации в начальной школе

База к профессиональному самоопределению должна закладываться на стадии конкретно-наглядных представлений о мире профессий еще задолго до подросткового возраста. Поэтому, важное место в профориентационной работе принадлежит младшим школьникам.

Учеба выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной и т.д.

На основе проведённого в 4 классе  анкетирования я выявила, что предпочтение дети отдают  предметам: ФК - 15 чел, математика – 14 чел, ИЗО – 9 чел, русский  язык, литературное  чтение, ОМ – 8 чел, английский язык – 7 чел. технология – 4 чел.

Ранняя профориентация детей характеризуется в основном выявлением сферы интересов детей и обогащением этой сферы знаниями о новых профессиях.

Особенности формирования представлений о мире профессий у младших школьников

В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается  проиграть действия водителя, медсестры, учителя и др., основываясь на наблюдениях за взрослыми.

На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создавать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, обучающийся мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно.

Профессиональная ориентация представляет собой систему мер, способствующих профессиональному самоопределению личности, формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить свои склонности и способности. Профориентация осуществляется через учебные предметы, внеурочную деятельность, работу с родителями.

Основная задача  профориентационной работы в начальных классах –  расширение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях  в процессе непосредственного общения со взрослыми или наблюдения за их работой.

  1. Профориентация через учебные предметы

        В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых.

Работа с иллюстрациями и языковым материалом может успешно осуществляться на уроках чтения, русского языка, математики и др.

  На уроках русского языка и литературы использую пословицы о труде: Дело мастера боится. Терпение и труд всё перетрут. Труд кормит, а лень портит. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Маленькое дело лучше большого безделья.

При изучении словарных слов использую загадки о профессиях.

Наш ученый с другом Васей
Плавал дома на матрасе.
Ловко обогнул диван
Вася, храбрый ... (капитан)

В книжном море он бескрайнем

Настоящий капитан.

Отыскать любую книжку

Помогает быстро нам!  (Библиотекарь)

Мелом пишет и рисует,

И с ошибками воюет,

Учит думать, размышлять,

Как его, ребята, звать? (Учитель)

При изучении однокоренных слов предлагаю детям загадки

Встанем мы, когда вы спите,

И муку просеем в сите,

Докрасна натопим печь,

Чтобы хлеб к утру испечь. (Пекарь)

В ресторане их найду я -

Эти люди в колпаках

Над кастрюлями колдуют

С поварешками в руках. (Повар)

-По вариантам нужно подобрать однокоренные слова разных частей речи и выделить корень.

        При изучении темы по окружающему миру «На службе у человека» младшие школьники усваивают, что получение продуктов -  это результат работы людей разных профессий  (хлеборобов, садоводов, пекарей, трактористов, водителей, фермеров и т.д.)  

Значительным профориентационным потенциалом обладают ролевые игры, например, такие как «Магазин» (на уроке математики), «Библиотека» (урок чтения), «Экскурсовод» (урок окружающего мира).

В таких играх дидактическая задача урока интегрируется с профориентационной.

        Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление отдельных элементов изучаемой профессии. Как во время уроков, так и во внеурочное время предлагаю школьникам  профориентационные игры.  Например,  «Профессия на букву...» (к- кассир, курьер, коневод, х- хоккеист, художник), «Кто использует в работе?» (например, зеркало или иглу - назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал), «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа «Какой запах (цвет) у профессии?»)

  1. Внеурочная профориентационная работа включает разные направления: экскурсии,

классные часы, внеклассные занятия, встречи со специалистами в разных сферах труда, конкурсы, выставки, кружки и спецкурсы.

        Посещая  музеи, картинные галереи, библиотеки, театры младшие школьники не только приобщаются к миру прекрасного, но и  имеют возможность получить информацию о профессии экскурсовода, художника, библиотекаря, актёра.

        На  классных часах и на внеклассных занятиях младшие школьники читают стихи о разных профессиях, разгадывают загадки, инсценируют произведения, составляют пословицы о труде, рассказывают о профессиях своих родителей, участвуют в викторинах «Все работы хороши».

        Например, читая разные книги, мы встречаемся с разными героями, которые стали знамениты благодаря своей профессии. И вы их, конечно, узнаете и сможете назвать персонажей и авторов этих произведений.

1.Лучшая в мире няня - гувернантка, прилетевшая однажды на зонтике неизвестно откуда

(Мэри Поппинс, П. Треверс)

2.Воспитательница, которая была о себе очень высокого мнения. «У меня, - говорила она, - и дети, и собаки становятся шелковыми» (Фрекен Бок, А. Линдгрен)

3.Из трех цариц одна стала царицей, другая - ткачихой, а третья?  (поварихой А.С.Пушкин)

4. Самый известный почтальон, проживающий в д. Простоквашино ( Печкин .Э. Успенский)

6. Сказочный ветеринарный врач (Айболит К. Чуковский)

Рассказываем о профессиях, с которыми сталкиваемся ежедневно.

        Школьная медсестра. Её работа заключается в охране здоровья детей и учителей. Она оказывает первую помощь при различных заболеваниях,  травмах,  обрабатывает раны. Медсестра несёт ответственность за качество приготавливаемой пищи в нашей школьной столовой. Она организует  вакцинации детей,  ежегодные профилактических осмотры как детей, так и учителей.

        Казалось бы, профессия повар знакома всем,  и много говорить о ней не приходится. Старая русская пословица гласит: «Добрый повар стоит доктора». Действительно, повару, как и врачу, нельзя быть равнодушным. Ведь от того, как накормить человека, зависит и его здоровье, и настроение, и производительность труда и успех в учёбе.

        « Много на свете хороших  профессий, но знаю, моей не найти интересней»

Профессия  учитель начальных классов очень важная и нужная. Учитель  обучает детей, подготавливает и проводит классные и школьные мероприятия, родительские собрания; проводит уроки и кружки, организует культурно-массовые мероприятия; детский досуг и отдых.

Рассказываем и о других профессиях, без которых нельзя обойтись – вахтёр, гардеробщица, уборщица.

        В начальной школе  организуем встречи с родителями,  профессионалами  в разных сферах труда – специалистами ГИБДД, пожарными, курсантами ВВИМО, школьным библиотекарем, школьной медицинской сестрой.

        Обучающиеся моего класса участвуют  в творческих конкурсах, выставках школьного, муниципального, регионального уровней «Возраст делу не помеха!», «Осенние поделки»

Младшие школьники с удовольствием  посещают театральный кружок.

На  классном часе я провела анкетирование и выяснила, что младшие школьники знакомы со многими профессиями. Детям нравятся профессии  – учителя, врача, военного, швеи, парикмахера, изобретателя, ветеринара, модели, певицы, кондитера, дизайнера, воспитателя, строителя, полицейского. В будущем школьники  мечтают стать врачами – 9 чел, учителями – 4 чел, полицейскими– 2 чел, военными – 3 чел, ветеринарами – 2 чел, швеёй – 2 чел., конструктором – 1 чел, переводчиком – 1 чел, бизнес – леди 1 чел.

Все профессии прекрасны.

Все профессии важны.

Знаем мы, что наши руки

Будут Родине нужны.

        Начиная с 1 класса, мы  создали «портфолио» - папки достижений обучающихся, которые помогут выявить среди младших школьников сферы предпочтительных профессиональных интересов, вести информационно-просветительскую работу по выбору профессии в дальнейшем.

        Хотя  выбирать профессию учащимся начальной школы придется еще не скоро, но уже сейчас я их нацеливаю на то, что нужно готовиться к выбору профессии:

- собирать информацию о профессиях,

- наблюдать за трудом взрослых в жизни,

- посещать специальные музеи, в которых можешь "прикоснуться" к профессиям,

- пробовать себя в разных видах деятельности, что бы понять, что тебе больше всего нравится делать

- и, самое главное, учиться! Ведь школа - это первый шаг в любую профессию.

  1. Профориентационная работа с родителями обучающихся

В зависимости от особенностей характера ребенка, его темперамента и способностей у него начинает проявляться интерес к определенным профессиям.

Кто-то просит родителей купить ему машинку, кто-то аптечку, кому-то интересно шитье, а кто-то не может усидеть на месте: его тянет бегать, танцевать, петь и т.п.

        Учитель должен помочь разобраться родителям с психологическими особенностями ребенка и с их желаниями.

        На родительских собраниях нацеливаю родителей на включение школьников в разные кружки и секции. В результате в спортивных секциях (рукопашный бой, карате, бокс, дзюдо, плавание) занимаются  8 чел., в музыкальной школе – 3 чел., в художественной школе – 3 чел., в танцевальных кружках – 5 чел.,  в школе искусств – 2 чел. В театральном кружке – 1 чел., бисероплетение – 1 чел.

        Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального выбора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профориентация в начальной школе

Здесь собраны необходимые презентации для проведения классных часов по профориентации в начальной школе....

Основные этапы реализации системы профориентации в начальной школе

В статье описаны формы и методы профессиональной ориентации младших школьников....

"Мир профессий глазами детей"- программа по профориентации в начальной школе

Большое место в профориентационной работе принадлежит младшим школьникам. Созданная программа « Мир профессий глазами детей» позволяет  спланировать работу с младшими школьниками так, что б...

Мастер-класс "Работа по профориентации в начальной школе"

Цель: создать условия для формирования представления  у педагогов о формах, методах  работы  по профориентации в начальной школе.Предполагаемый результат: участники мастер-класса п...

Презентация "Работа по профориентации в начальной школе"

Вопрос «Кем быть?» - жизненно важный для каждого человека. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире проф...

Доклад на тему: «Система работы по профориентации в начальной школе».

Необходимость профориентации в начальной школеБаза к профессиональному самоопределению должна закладываться на стадии конкретно-наглядных представлений о мире профессий еще задолго до подросткового во...

Ступени к будущей профессии. Модель работы по профориентации в начальной школе

Повышение профессиональной компетенции педагогов, овладение современными педтехнологиями в практической деятельности, выработка умения создавать условия для успешной профориентационной подготовки учащ...