Работа по профориентации в начальной школе
статья на тему
В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос формирования и развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям современного мира.
Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии – одна из важных задач школьного обучения и воспитания.
База к профессиональному самоопределению должна закладываться на стадии конкретно-наглядных представлений о мире профессий еще задолго до подросткового возраста. Поэтому, важное место в профориентационной работе принадлежит младшим школьникам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Профориентация в начальной школе | 32.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа по профориентации в начальной школе
Выступление Саратовцевой Елены Владимировны,
учителя начальных классов Гимназии г. Вольска.
В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос формирования и развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям современного мира.
Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии – одна из важных задач школьного обучения и воспитания.
Необходимость профориентации в начальной школе
База к профессиональному самоопределению должна закладываться на стадии конкретно-наглядных представлений о мире профессий еще задолго до подросткового возраста. Поэтому, важное место в профориентационной работе принадлежит младшим школьникам.
Учеба выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной и т.д.
На основе проведённого в 4 классе анкетирования я выявила, что предпочтение дети отдают предметам: ФК - 15 чел, математика – 14 чел, ИЗО – 9 чел, русский язык, литературное чтение, ОМ – 8 чел, английский язык – 7 чел. технология – 4 чел.
Ранняя профориентация детей характеризуется в основном выявлением сферы интересов детей и обогащением этой сферы знаниями о новых профессиях.
Особенности формирования представлений о мире профессий у младших школьников
В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия водителя, медсестры, учителя и др., основываясь на наблюдениях за взрослыми.
На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создавать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, обучающийся мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно.
Профессиональная ориентация представляет собой систему мер, способствующих профессиональному самоопределению личности, формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить свои склонности и способности. Профориентация осуществляется через учебные предметы, внеурочную деятельность, работу с родителями.
Основная задача профориентационной работы в начальных классах – расширение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях в процессе непосредственного общения со взрослыми или наблюдения за их работой.
- Профориентация через учебные предметы
В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых.
Работа с иллюстрациями и языковым материалом может успешно осуществляться на уроках чтения, русского языка, математики и др.
На уроках русского языка и литературы использую пословицы о труде: Дело мастера боится. Терпение и труд всё перетрут. Труд кормит, а лень портит. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Маленькое дело лучше большого безделья.
При изучении словарных слов использую загадки о профессиях.
Наш ученый с другом Васей
Плавал дома на матрасе.
Ловко обогнул диван
Вася, храбрый ... (капитан)
В книжном море он бескрайнем
Настоящий капитан.
Отыскать любую книжку
Помогает быстро нам! (Библиотекарь)
Мелом пишет и рисует,
И с ошибками воюет,
Учит думать, размышлять,
Как его, ребята, звать? (Учитель)
При изучении однокоренных слов предлагаю детям загадки
Встанем мы, когда вы спите,
И муку просеем в сите,
Докрасна натопим печь,
Чтобы хлеб к утру испечь. (Пекарь)
В ресторане их найду я -
Эти люди в колпаках
Над кастрюлями колдуют
С поварешками в руках. (Повар)
-По вариантам нужно подобрать однокоренные слова разных частей речи и выделить корень.
При изучении темы по окружающему миру «На службе у человека» младшие школьники усваивают, что получение продуктов - это результат работы людей разных профессий (хлеборобов, садоводов, пекарей, трактористов, водителей, фермеров и т.д.)
Значительным профориентационным потенциалом обладают ролевые игры, например, такие как «Магазин» (на уроке математики), «Библиотека» (урок чтения), «Экскурсовод» (урок окружающего мира).
В таких играх дидактическая задача урока интегрируется с профориентационной.
Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление отдельных элементов изучаемой профессии. Как во время уроков, так и во внеурочное время предлагаю школьникам профориентационные игры. Например, «Профессия на букву...» (к- кассир, курьер, коневод, х- хоккеист, художник), «Кто использует в работе?» (например, зеркало или иглу - назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал), «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа «Какой запах (цвет) у профессии?»)
- Внеурочная профориентационная работа включает разные направления: экскурсии,
классные часы, внеклассные занятия, встречи со специалистами в разных сферах труда, конкурсы, выставки, кружки и спецкурсы.
Посещая музеи, картинные галереи, библиотеки, театры младшие школьники не только приобщаются к миру прекрасного, но и имеют возможность получить информацию о профессии экскурсовода, художника, библиотекаря, актёра.
На классных часах и на внеклассных занятиях младшие школьники читают стихи о разных профессиях, разгадывают загадки, инсценируют произведения, составляют пословицы о труде, рассказывают о профессиях своих родителей, участвуют в викторинах «Все работы хороши».
Например, читая разные книги, мы встречаемся с разными героями, которые стали знамениты благодаря своей профессии. И вы их, конечно, узнаете и сможете назвать персонажей и авторов этих произведений.
1.Лучшая в мире няня - гувернантка, прилетевшая однажды на зонтике неизвестно откуда
(Мэри Поппинс, П. Треверс)
2.Воспитательница, которая была о себе очень высокого мнения. «У меня, - говорила она, - и дети, и собаки становятся шелковыми» (Фрекен Бок, А. Линдгрен)
3.Из трех цариц одна стала царицей, другая - ткачихой, а третья? (поварихой А.С.Пушкин)
4. Самый известный почтальон, проживающий в д. Простоквашино ( Печкин .Э. Успенский)
6. Сказочный ветеринарный врач (Айболит К. Чуковский)
Рассказываем о профессиях, с которыми сталкиваемся ежедневно.
Школьная медсестра. Её работа заключается в охране здоровья детей и учителей. Она оказывает первую помощь при различных заболеваниях, травмах, обрабатывает раны. Медсестра несёт ответственность за качество приготавливаемой пищи в нашей школьной столовой. Она организует вакцинации детей, ежегодные профилактических осмотры как детей, так и учителей.
Казалось бы, профессия повар знакома всем, и много говорить о ней не приходится. Старая русская пословица гласит: «Добрый повар стоит доктора». Действительно, повару, как и врачу, нельзя быть равнодушным. Ведь от того, как накормить человека, зависит и его здоровье, и настроение, и производительность труда и успех в учёбе.
« Много на свете хороших профессий, но знаю, моей не найти интересней»
Профессия учитель начальных классов очень важная и нужная. Учитель обучает детей, подготавливает и проводит классные и школьные мероприятия, родительские собрания; проводит уроки и кружки, организует культурно-массовые мероприятия; детский досуг и отдых.
Рассказываем и о других профессиях, без которых нельзя обойтись – вахтёр, гардеробщица, уборщица.
В начальной школе организуем встречи с родителями, профессионалами в разных сферах труда – специалистами ГИБДД, пожарными, курсантами ВВИМО, школьным библиотекарем, школьной медицинской сестрой.
Обучающиеся моего класса участвуют в творческих конкурсах, выставках школьного, муниципального, регионального уровней «Возраст делу не помеха!», «Осенние поделки»
Младшие школьники с удовольствием посещают театральный кружок.
На классном часе я провела анкетирование и выяснила, что младшие школьники знакомы со многими профессиями. Детям нравятся профессии – учителя, врача, военного, швеи, парикмахера, изобретателя, ветеринара, модели, певицы, кондитера, дизайнера, воспитателя, строителя, полицейского. В будущем школьники мечтают стать врачами – 9 чел, учителями – 4 чел, полицейскими– 2 чел, военными – 3 чел, ветеринарами – 2 чел, швеёй – 2 чел., конструктором – 1 чел, переводчиком – 1 чел, бизнес – леди 1 чел.
Все профессии прекрасны.
Все профессии важны.
Знаем мы, что наши руки
Будут Родине нужны.
Начиная с 1 класса, мы создали «портфолио» - папки достижений обучающихся, которые помогут выявить среди младших школьников сферы предпочтительных профессиональных интересов, вести информационно-просветительскую работу по выбору профессии в дальнейшем.
Хотя выбирать профессию учащимся начальной школы придется еще не скоро, но уже сейчас я их нацеливаю на то, что нужно готовиться к выбору профессии:
- собирать информацию о профессиях,
- наблюдать за трудом взрослых в жизни,
- посещать специальные музеи, в которых можешь "прикоснуться" к профессиям,
- пробовать себя в разных видах деятельности, что бы понять, что тебе больше всего нравится делать
- и, самое главное, учиться! Ведь школа - это первый шаг в любую профессию.
- Профориентационная работа с родителями обучающихся
В зависимости от особенностей характера ребенка, его темперамента и способностей у него начинает проявляться интерес к определенным профессиям.
Кто-то просит родителей купить ему машинку, кто-то аптечку, кому-то интересно шитье, а кто-то не может усидеть на месте: его тянет бегать, танцевать, петь и т.п.
Учитель должен помочь разобраться родителям с психологическими особенностями ребенка и с их желаниями.
На родительских собраниях нацеливаю родителей на включение школьников в разные кружки и секции. В результате в спортивных секциях (рукопашный бой, карате, бокс, дзюдо, плавание) занимаются 8 чел., в музыкальной школе – 3 чел., в художественной школе – 3 чел., в танцевальных кружках – 5 чел., в школе искусств – 2 чел. В театральном кружке – 1 чел., бисероплетение – 1 чел.
Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального выбора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профориентация в начальной школе
Здесь собраны необходимые презентации для проведения классных часов по профориентации в начальной школе....
Основные этапы реализации системы профориентации в начальной школе
В статье описаны формы и методы профессиональной ориентации младших школьников....
Мастер-класс "Работа по профориентации в начальной школе"
Цель: создать условия для формирования представления у педагогов о формах, методах работы по профориентации в начальной школе.Предполагаемый результат: участники мастер-класса п...
Презентация "Работа по профориентации в начальной школе"
Вопрос «Кем быть?» - жизненно важный для каждого человека. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире проф...
Доклад на тему: «Система работы по профориентации в начальной школе».
Необходимость профориентации в начальной школеБаза к профессиональному самоопределению должна закладываться на стадии конкретно-наглядных представлений о мире профессий еще задолго до подросткового во...
Ступени к будущей профессии. Модель работы по профориентации в начальной школе
Повышение профессиональной компетенции педагогов, овладение современными педтехнологиями в практической деятельности, выработка умения создавать условия для успешной профориентационной подготовки учащ...
ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Целью профориентационной работы в начальной школе является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности.В процессе профориентационной работы решаются следующие зад...