Доклад на тему: «Система работы по профориентации в начальной школе».
материал

Ионина Вера Александровна

Необходимость профориентации в начальной школе

База к профессиональному самоопределению должна закладываться на стадии конкретно-наглядных представлений о мире профессий еще задолго до подросткового возраста. Поэтому, важное место в профориентационной работе принадлежит младшим школьникам.

Учеба выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной и т.д.

Ранняя профориентация детей характеризуется в основном выявлением сферы интересов детей и обогащением этой сферы знаниями о новых профессиях. Задача педагога- выявить, склонности ребёнка к определённому виду деятельности, дать представление о разных видах деятельности в социуме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_temu_proforient.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Система   работы по профориентации в начальной школе».

Подготовила

учитель начальных  классов

 МОУ «СОШ р.п. Озинки»

Ионина Вера  Александровна

р.п. Озинки 2021 г

                           Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь,

для него ни один ветер не будет попутным.

Сенека.

В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос формирования и развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям современного мира.
          Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии – одна из важных задач школьного обучения и воспитания.

Необходимость профориентации в начальной школе

База к профессиональному самоопределению должна закладываться на стадии конкретно-наглядных представлений о мире профессий еще задолго до подросткового возраста. Поэтому, важное место в профориентационной работе принадлежит младшим школьникам.

Учеба выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной и т.д.

Ранняя профориентация детей характеризуется в основном выявлением сферы интересов детей и обогащением этой сферы знаниями о новых профессиях. Задача педагога-выявить склонности ребёнка к определённому виду деятельности, дать представление о разных видах деятельности в социуме.

Особенности формирования представлений о мире профессий у младших школьников

В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается  проиграть действия водителя, медсестры, учителя и др., основываясь на наблюдениях за взрослыми.

На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создавать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, обучающийся мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно.

Профессиональная ориентация представляет собой систему мер, способствующих профессиональному самоопределению личности, формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить свои склонности и способности.  

Основная задача  профориентационной работы в начальных классах –  расширение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях  в процессе непосредственного общения со взрослыми или наблюдения за их работой. Реализации этой задачи  способствует использование педагогами начальной школы практико-ориентированных заданий.

В начальной школе профориентационная работа   ведётся по следующим направлениям:

  1. Профориентация через учебные предметы

     2.   Внеурочная профориентационная работа

     3.Профориентационная работа с родителями учащихся

  1. Профориентация через учебные предметы

          

 

         

2.Внеурочная профориентационная работа включает разные направления: экскурсии,

классные часы, внеклассные занятия, встречи со специалистами в разных сферах труда, конкурсы, выставки, кружки, создание проектов.

С первоклассниками проводим игровые занятия такие как :

«Узнай профессию по картинке»,

 «Угадай задуманную профессию по словам (кошка, шприц, лекарства –ветеринар  или сумка, газета, письмо, двор, метла, урна и тд).

«Кто так говорит?» «Какой зуб  вас  беспокоит, спасибо за покупку, тема сегодняшнего урока,»

 «Угадай профессию -Перетянут он ремнём,
Каска прочная на нём.
Он в горящий входит в дом,
Он сражается с огнём.
 (пожарник).

«Подбери картинки- необходимо подобрать  нужные предметы к каждой профессии».

        Посещая  музеи, библиотеки, театрализованные представления младшие школьники не только приобщаются к миру прекрасного, но и  имеют возможность получить информацию о профессии экскурсовода, художника, библиотекаря, актёра.

Учителя начальных классов   организуют экскурсии на   почту, пожарную часть, районную библиотеку,  парк отдыха и т.д. Ребята с большим интересом узнают о новых профессиях, особенно, если им предоставляется возможность потрогать или сделать что-то своими руками.

На   классных часах и на внеклассных занятиях младшие школьники читают стихи о разных профессиях, разгадывают загадки, инсценируют произведения, составляют пословицы о труде, рассказывают о профессиях своих родителей, участвуют в викторинах «Все работы хороши».

С удовольсвием ребята инсценируют стихи, сказки. басни. В каждой группе работает  свой декоратор, гримёр, режиссёр, костюмер и т.д.) Ребятам нужно  изучить все тонкости представленных профессий.  

           

Педагоги начальной школы рассказывают  о профессиях, с которыми сталкиваемся ежедневно.

        Школьная медсестра. Её работа заключается в охране здоровья детей и учителей. Она оказывает первую помощь при различных заболеваниях,  травмах,  обрабатывает раны. Медсестра несёт ответственность за качество приготавливаемой пищи в нашей школьной столовой. Она организует  вакцинации детей,  ежегодные профилактических осмотры как детей, так и учителей.

        Казалось бы, профессия повар знакома всем,  и много говорить о ней не приходится. Старая русская пословица гласит: «Добрый повар стоит доктора». Действительно, повару, как и врачу, нельзя быть равнодушным. Ведь от того, как накормить человека, зависит и его здоровье, и настроение, и производительность труда и успех в учёбе.

        « Много на свете хороших  профессий, но знаю, моей не найти интересней»

Профессия  учитель начальных классов очень важная и нужная. Учитель  обучает детей, подготавливает и проводит классные и школьные мероприятия, родительские собрания; проводит уроки и кружки, организует культурно-массовые мероприятия; детский досуг и отдых.

Рассказываем и о других профессиях, без которых нельзя обойтись – вахтёр, гардеробщица, уборщица, повар, завхоз, водитель.  

        В начальной школе  организуем встречи с родителями,  профессионалами  в разных сферах труда – специалистами ГИБДД, пожарными, школьным библиотекарем, школьной медицинской сестрой.

        Обучающиеся начальной школы  участвуют  в творческих конкурсах, выставках рисунков и поделок школьного, муниципального, регионального уровней «Профессии моих родителей»,   сочинения на тему «Все работы хороши», выпуск стенгазет и т.д.

 

Многообразны формы проведения классных часов: беседы, деловые игры, викторины, творческие праздники.

Учащиеся начальной школы участвуют в реализации практико-ориентированных проектов.

Такие проекты, как «Жизнь без мусора», «Съедобная посуда, как уменьшение экологических проблем», «Выращивание экзотических растений», «Старинные монеты», «Спортивные профессии» и т.д. помогают учащимся получить первоначальные знания о многих профессиях на своём личном опыте.

Хотя  выбирать профессию учащимся начальной школы придется еще не скоро, но уже сейчас мы ставим перед детьми цель, что нужно готовиться к выбору профессии:

- собирать информацию о профессиях,

- наблюдать за трудом взрослых в жизни,

- посещать специальные музеи, в которых можешь "прикоснуться" к профессиям,

- пробовать себя в разных видах деятельности, чтобы понять, что тебе больше всего нравится делать

Учащимся начальной школы  нравится составлять профессиограмму.

 Профессиограмма-это описание профессии, включающее в себя основные требования, предъявляемые профессией к личностным качествам человека.
Все профессиограммы построены примерно по такой схеме:

  • Название профессии;
  • Для чего нужна ?
  • Где работает человек? Условия работы.
  • Какие инструменты использует?
  • Продукт труда (что производит)
  • Требования к человеку;
  • Чем интересна и полезна  профессия.

3.Профориентационная работа с родителями обучающихся     СТИХ

В зависимости от особенностей характера ребенка, его темперамента и способностей у него начинает проявляться интерес к определенным профессиям.

Кто-то просит родителей купить ему машинку, кто-то аптечку, кому-то интересно шитье, а кто-то не может усидеть на месте: его тянет бегать, танцевать, петь и т.п.

        Учитель должен помочь разобраться родителям с психологическими особенностями ребенка и с их желаниями. Проводим анкетирование, опросы, пишем сочинения «Кем быть»,

«Моя будущая профессия», готовим выставки детских работ. Со всеми результатами наблюдений знакомим родителей.

        На родительских собраниях нацеливаем родителей на включение школьников в разные кружки и секции.

И в заключении моего выступления я хочу познакомить Вас с результатами анкетирования учащихся начальных классов. В опросе принимали учащиеся 2,3,4 классов. 100 человек.

Ребятам было предложено ответить на  3 вопроса:        

  1. Напиши название 3 профессий, наиболее важных для жизни в обществе.______________________________________________________
  2. Какая профессия тебе кажется интересной?____________________________________________________
  3. Кем ты хочешь стать в будущем?

Анкета была предложена учащимся1-4 классов. Всего в анкетировании участвовало 100 ребят.

Было выявлено, что младшие школьники знакомы с миром профессий. Наиболее важными для жизни в обществе ребята назвали профессии врача (78     чел.), пожарного  (  62 чел.), полицейского (58  чел.). к сожалению, профессию учителя считают важной для общества лишь 14 человек (14 %). Хотя в названных присутствуют такие профессии , как электрик, строитель. продавец, швея, водитель, и даже жнец.

Интересными ребята считают профессии врача, артиста, ветеринара, учёного, художника, модельера, лётчика, прокурора., парикмахера, путешественник, командир.

Популярными среди интересных  профессий оказались полицейский (14 человек), врач (12 чел.), парикмахер (6 чел.), учитель (9 чел).

Младшие школьники также называли профессии программиста, учёного-биолога, археолога, океанолога, юриста, астронома,банкира,президента, бизнесмена, стеклодува, священника.

Интересен тот факт, что лишь у 5% опрошенных совпадали ответы на 2 и 3 вопросы.(то есть интересна одна профессия, а профессия в будущем другая.).

Большинство детей выбирают профессию исходя из следующего:

  1. Что я умею лучше?
  2. .Популярность профессии в социуме.

Профориентационная работа -важный аспект становления личности ребёнка.

Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального выбора.

Говорят, что человек рождается два раза. Второй раз человек рождается, когда делает выбор свой профессии. Очень важно выбрать себе занятие по душе, чтобы ваша работа приносила и вам и окружающим радость и удовлетворение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по профориентации в начальной школе

         В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос формирования и развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям соврем...

Доклад по теме "Этапы работы над изложением в начальной школе"

Изложение (пересказ) с теми или иными целями используется, по существу, на всех уроках. Главная цель изложения на уроках русского языка - обучение речи. Этим и определяется особая методика работы над ...

Мастер-класс "Работа по профориентации в начальной школе"

Цель: создать условия для формирования представления  у педагогов о формах, методах  работы  по профориентации в начальной школе.Предполагаемый результат: участники мастер-класса п...

Презентация "Работа по профориентации в начальной школе"

Вопрос «Кем быть?» - жизненно важный для каждого человека. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире проф...

Начальная школа 21 века. Рабочая программа по предметам: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир. 1 - 4 классы. Доклад на тему "Система работы с одаренными детьми.

Рабочие программы  по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру. Программа "Начальная школа 21 века". Доклад на тему "Система работы с одаренными деть...

Доклад по теме «Система работы учителя по формированию функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе»

 Одним из направлений функциональной грамотности является математическая грамотность.    Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математичес...