МОДЕЛЬ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО УРОКА
методическая разработка на тему

Новосёлова Наталья Ивановна

МОДЕЛЬ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО УРОКА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_problemno-dialogicheskogo_uroka.docx16.29 КБ

Предварительный просмотр:

               

МОДЕЛЬ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО УРОКА

№ п/п

Этапы урока

Действия учителя

Действия ученика

Доска и оборудование

1.

  1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.
  2. (5 минут)

Обращается к ученикам с вопросами, создающими ситуацию противоречия (6 приёмов):

- между двумя фактами, теориями, мнениями;

Что вас удивило?

Что интересного заметили?

Какое противоречие налицо?

- сталкивание мнений вопросом или практическим заданием на новый материал;

- представление между научным фактом и обыденным житейским представлением;

- практическое задание, которое нельзя выполнить при имеющемся уровне знаний;

- дать практическое задание, не сходное с предыдущим;

- дать практическое задание,  сходное с предыдущим и доказать потом, что оно невыполнимо.

Какой у вас возникает вопрос на основании выявленного противоречия?

Что нам сегодня предстоит выяснить?

Какой возникает вопрос?

Кто точнее сформулирует?

Какова будет тема урока?

В диалоге выявляют противоречие – проговаривают и осознают его.

Формулируют вопрос (проблему) в разных вариантах.

В двух углах доски фиксируются два противоречащих факта.

Основной вопрос (проблема) записывается как тема или под темой урока.

2.

Выдвижение версий.

(2-3 минуты)

Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?

Предлагают свои версии, любая принимается верная или неверная.

От проблемы стрелками записываются ключевые слова версий.

3.

  1. Актуализация знаний.
  2. (2-3 минуты)

Что мы уже знаем по этой проблеме?

Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?

Вспоминают изученный ранее материал, связанный с формулировкой проблемы. Определяют, каких знаний не хватает.

План действий:

1.

2.

3.

4.

  1. Планирование деятельности.
  2.  (2-5 минут)

Проговаривают план действий.

Что нам нужно  узнать, чтобы найти решение данной проблемы?

Спрашивают учащихся, не принимавших участие в диалоге.

5.

  1. Поиск решения проблемы или  открытие нового знания (по предыдущим этапам содержания урока) (10 - 15 минут)

Из текста учебника или практического задания необходимо найти решение или часть решения проблемы.

Что мы узнали?

Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

Задания выполняются по пунктам плана.

Выполняют практическое задание.

Предлагают свои решения проблемы и варианты ответов для развития монологической речи.

В виде таблицы, символов или тезисов фиксируют на доске.

Чередовать индивидуальную, парную, групповую работу с общей беседой.

6.

  1. Применение нового знания на практике. (5-7 минут)

Повторим, что мы узнали, ответив на (репродуктивные) вопросы.

Используя свои новые знания, выполним задание …(продуктивное)

Репродуктивные вопросы.

Выбор заданий  по уровням сложности.

Учитель на доске предлагает задания на  выбор.

7.

  1. Рефлексия. Итог. Домашнее задание. (2-3 минуты)

Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

Чьи версии подтвердились?

Как оцениваете свою работу?

Подготовьте творческие вопросы, составьте схему, таблицу, кластер, синквейн, сочините стихотворение.

Обобщают, делают вывод по проблеме.

Графическое выражение решения проблемы используется как основа для работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме: "Реализация технологии проблемно-диалогического обучения на уроках О.С."Школа 2100"

В данной статье представлены материалы из опыта работы по технологии  проблемно - диалогического обучения на уроках....

Проблемно-диалогический урок по окружающему миру в рамках дистанционного обучения детей-инвалидов

Проблемно-диалогический урок по окружающему миру в 1 классе в рамках дистанционного обучения детей - инвалидов Цели: 1) Обобщить и систематизировать знания о  природе, защите воздуха и вод...

Использование проблемно-диалогического обучения на уроках в начальной школе

статья как можно использовать проблемно-диалогическое обучение на уроках в начальной школе...

Урок с применением проблемно-диалогической технологии на тему : ЧТО ТАКОЕ КРОВЬ?

Урок с применением проблемно-диалогической технологииТЕМА: ЧТО ТАКОЕ КРОВЬ?Цель: Сформировать целостное представление о составе крови и ее функции в организме;  о системе кровообращения.2. ...

Модель проблемно - диалогического урока, разработанная на основе рекомендаций Мельниковой Е.В.

Модель проблемно - диалогического урока    Этапы урокаУчительУченикиСоздание проблемной ситуации (постановка учебной проблемы)Создает проблемную ситуацию или с удивлением, или с затрудн...

Модель проблемно- диалогического урока по русскому языку во 2 классе.

Тема урока: "Развитие навыков правописания слов с сомнительными согласными (глухими и звонкими) звуками на конце слова.В уроке есть ПРОБЛЕМА и и пути ее решения посредством ДИАЛОГА.Цели и задачи указа...