Анализ воспитательной работы в 4 классе
учебно-методический материал (4 класс) на тему

Надежда Константиновна Беллер

В соответствии с требованиями ФГОС были обозначены направления воспитательной работы: духовно-нравственное, общекультурное, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, социализация учащихся. Для реализации поставленных в начале учебного года задач были выбраны разнообразные формы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Анализ ВР в 4 классе28.3 КБ

Предварительный просмотр:

«Осмысливание    своего  труда  ведет к его совершенствованию,

 к более эффективной работе в  дальнейшем»

Анализ воспитательной работы с 4 классом за 2014-2015 учебный год

  1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в прошедшем году.

Я определила цель воспитательной работы в 4-ом классе как создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, выявление и поддержка одаренных детей, их социализация и адаптация в обществе.

Данная цель реализовывалась через задачи:

  • поддерживать в коллективе нравственно и эмоционально благоприятную среду для развития личности ребенка;
  • развивать познавательный интерес и повышать интеллектуальный уровень учащихся через разнообразные формы внеклассной работы;
  • вовлекать каждого ученика класса в воспитательный процесс;
  • формировать у учащихся умения, связанные с участием в управлении  классом;
  • воспитывать у детей потребность в здоровом образе жизни;
  • создавать ситуации «успеха» для каждого ученика;
  • организовать работу классного коллектива и родителей через совместную деятельность.

Считаю, что поставленные задачи были актуальны в данном возрастном периоде, т.к. на данном этапе формирования личности дети должны многому научиться и попробовать сделать что-то самостоятельно. Все учащиеся нашего класса нашли себе дело по душе, никто не остался без внимания классного руководителя.

В соответствии с требованиями ФГОС были обозначены направления воспитательной работы: духовно-нравственное, общекультурное, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, социализация учащихся. Для реализации поставленных в начале учебного года задач были выбраны разнообразные формы работы: проведение классных часов и часов общения, бесед, составление презентаций, выполнение проектных работ, игровые тренинги, праздники, конкурсы, олимпиады и др.

Считаю, что каждая поставленная  задача реализована на хорошем уровне. В классе установилась доброжелательная атмосфера для развития личности ребенка, ребята принимали участие в различных интеллектуальных конкурсах школьного, федерального уровней, каждый ученик нашел себе дело по душе: кто-то рисовал на конкурсы, кто-то готовил поделки для выставки, другие ребята оформляли класс к праздникам, принимали участие в подготовке и проведении праздников.

  1. Анализ  развития  классного  коллектива.

       В мае 2015 года в наш класс прибыла новая ученица – Дудина Вероника. Она сразу нашла себе друзей, но близко пока ни с кем не общается.

       В нашем классе появились лидеры: Баранов Тимофей, Иль Диана, Рыжук Алена, Тесленко Юлия. Но не смотря на это,  все дети общаются друг с другом на равных. Есть слабые в учебе ребята, но они не являются изолированными. Взаимоотношения между мальчиками и девочками хорошие. По-прежнему сохраняется дружба между парами учащихся: Коновалова – Тесленко, Моисеева Заборовская, Лелеко – Коневцев, Рыжук – Рыжкова, появилась новая пара Козар - Шалаева.

В течение этих  лет общения в ходе совместной деятельности вырабатывались особые правила отношений между учителем-руководителем и моими воспитанниками, основанные на уважении и доверии, умении соблюдать договорные отношения. Считаю, что развитие системы договорных отношений между классным руководителем и учащимися является эффективным средством формирования личной и коллективной ответственности.

Особо важным элементом деятельности считаю  проведение рефлексии, благодаря которой происходит «разбор полетов». Дети осмысливают свои действия и поступки, а также проблемы взаимодействия в коллективе. Это особая техника, позволяющая шаг за шагом провести качественный анализ того или иного действия. В ходе этого действия я  рассказываю учащимся о своих состоявшихся и несостоявшихся ожиданиях. В результате происходит совместная выработка принципов взаимодействия, начинается совместное движение по созданию благоприятного климата в коллективе. Но в этом учебном году мне было гораздо труднее донести до сознания детей простые истины, лишь к концу года отношения стали ровными, ребята стали задумываться о происходящем в классе.

В начальных классах в основном оформляется характер человека, складываются его основные черты. Среди положительных черт характера, которые проявляются в предметной практической деятельности и формируются в этот период жизни, можно назвать целеустремленность, работоспособность, настойчивость, ответственность, а как примеры качеств, относящихся к сфере межличностного общения, — контактность, покладистость, доброту, преданность и исполнительность. Среди учащихся класса могу назвать Баранова Тимофея, Сороковикова Никиту, Тесленко Юлию, Иль Диану, Рыжкову Анну, Филиппову Екатерину,  как ребят, у которых хорошо сформированы данные черты характера. Теперь их нужно закрепить, и дети будут всюду успешными.

Для укрепления характера детей включаю их в совместную сюжетно-ролевую игру и проектную деятельность, выполняя которую ребята должны будут приспосабливаться к индивидуальным особенностям и действиям других людей. Для выбора  в качестве партнеров для общения и совместной деятельности ребенка с другими детьми предлагаю таких детей, которые существенно отличаются друг от друга и от него самого, что требует различного межличностного поведения. Не все дети охотно идут на мои предложения. По-прежнему часто отказывается Лелеко Данила. Думаю, постепенное усложнение задач, которые детям необходимо будет решать в общении и взаимодействии с другими людьми позволит ему понять, что надо общаться не только с себе подобными, но и совершенно разными людьми.

В начале года в наш класс прибыла наша бывшая ученица из г. Ачинска Смирнова Юлия. Она старалась проявлять себя лидером, т. к. очень много знала о наших детях. Но постепенно у Юли стали появляться отрицательные качества: болтливость, ябедничество. Но когда ей на это указали, она поняла, что ребята в классе общаются, проявляя тактичность, вежливость, внимание друг к другу.

Все вместе мы решаем, какое участие будем принимать в новом деле и составляем  план действий. Например, мы тщательно готовились к проекту «70 лет Победе». Когда он был завершен, ребята остались довольны проделанной работой и испытывали чувство гордости за вклад в общее дело: оформление колонны и коллективное шествие на митинг. Большинство детей стали ценить мнение окружающих о классе, им хочется, чтобы о нашем классе говорили только доброе и хорошее, поэтому они объясняют одноклассникам, почему нужно поступать так, а не иначе.

Все учащиеся класса уважительно относятся к учителям, хорошо отзываются о школе, многие имеют положительный настрой и высокую учебную мотивацию.

С первого класса у нас  стало традицией поздравлять именинников с днем рождения, мальчиков с Днем  защитника Отечества, девочек с днем 8 Марта, проводить праздники совместно с родителями. В этом году ребята с моей подачи сделали подарки своими руками: девочки танки из конфет, а мальчики сумочки, в которые вложили конфеты и шоколадки.  Как классный руководитель я поздравляю родителей с днем рождения.

С первого класса мы учимся планировать свою деятельность. Сначала я планировала свою работу, а потом объясняла детям, что нам нужно сделать. Потом они стали вместе с родителями предлагать мероприятия, беседы, которые хотели проводить в классе. После проведенных мероприятий мы говорим о том, что получилось хорошо, а где надо доработать.

  1. Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы.

 С учетом личных интересов ребята посещают кружки и секции. Все учащиеся класса заняты внеурочной деятельностью: оригами – 9 человек, подвижные игры – 12 чел., ритмика – 10 чел, со второго полугодия ходили все ребята и на последнем празднике показали хороший вальс, «Я – гражданин России» - 11 чел, проекты – 18 чел., спортивные секции – 8 чел., музей – 5 чел, английский язык – 15 чел., «Экономическая азбука» - 4-5 чел., группа по ПДД – 5 чел., в других учреждениях (сельские клубы) занимались 8 человек.

Во всех видах жизнедеятельности класса и школы дети принимали активное участие, получили за год много грамот.

ΙV.    Анализ работы органов самоуправления класса.

В течение учебного года дети раз в месяц менялись поручениями, давали отчет о своей работе, что влияло на формирование умений, связанных с участием в управлении классом. Дети самостоятельно выбирали старосту класса, отдавая предпочтение Тесленко Юлии. Наибольшую активность в работе проявляли Баранов Тимофей, Ворохобин Никита, Иль Диана, Рыжкова Анна, Рыжук Алена, Синяков Влад, Сороковиков Никита, Тесленко Юлия, Филиппова Екатерина. Классное управление считаю эффективным, т.к. ребята с интересом включаются в работу, говорят о работе своих товарищей, равный оценивает равного, а это оказывает хорошее влияние на развитие личности учащихся.

  1. Анализ развития учащихся класса.

Используя методику для определения уровня воспитанности в начале года мы получили такие результаты: 4 уровень 4 чел., 3 уровень – 14 чел., 2 уровень – 3 чел. Средний уровень по классу составил 3,7 баллов (ситуативная воспитанность). В конце года результаты уровней не изменились, произошло изменение лишь в баллах внутри уровня. Повысилась степень развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся нашего класса. Ребята в течение года получили много наград за участие или победы в   интеллектуальной, художественной, спортивно-оздоровительной, трудовой и других видах деятельности. Заметен  уровень личностного роста у Синякова Влада, Тесленко Юлии, Сороковикова Никиты, Моисеевой Анны, Баранова Тимофея. Наш класс имеет своих звездочек в разных видах деятельности: учеба - Баранов Тимофей, Дунаев Иван, Иль Диана, Рыжук Алена, Сороковиков Никита, Тесленко Юлия. Есть такие ребята, которые принимают активное участие в планироании, подготовке и проведении мероприятий: Иль Диана, Рыжук Алена, Сороковиков Никита, Тесленко Юлия, Филиппова Екатерина. Очень интересно и красочно рисуют: Рыжук Алена, Сороковиков Никита, Тесленко Юлия, Филиппова Екатерина. Увлекается спортом и имеет награды Баранов Тимофей. Принимают активное участие в работе кружков и получают награды: Рыжкова Анна, Рыжук Алена, Сороковиков Никита. Очень добросовестно к трудовым делам относятся Синяков Влад, Сороковиков Никита. Несколько человек отправляют свои работы на различные конкурсы и олимпиады: Моисеева Анна, Сороковиков Никита, Тесленко Юлия, Филиппова Екатерина. Большое влияние на развитие личности учащихся, на формирование их качеств, творческих дарований и физических способностей оказывает занятия в кружках, секциях и других объединениях. Конечно, все это стало возможным благодаря нашим родителям, потому что все конкурсы, куда мы отправляем работы, платные.

  1. Анализ результативности индивидуальной воспитательной работы.

В классе проводилась работа с одаренными и слабоуспевающими детьми. Эффективность работы можно отследить по имеющимся наградам учащихся (фамилии ребят перечислены выше) и успеваемости класса. В классе 100% успеваемость, хотя есть слабоуспевающие ребята, работа с которыми планируется в дальнейшем. Это Коневцев Павел, Лелеко Данила, Мудрякова Анжела, Рыжкова Анна, Салахов Иван, Смирнова Юлия.

  1. Анализ организации и эффективности воспитательного процесса в классе.

Мною использовались разнообразные формы воспитательной работы: проведение классных часов и часов общения, бесед, составление презентаций, выполнение проектных работ, игровые тренинги, праздники, конкурсы, олимпиады и др.  Ребята принимали участие в групповых и индивидуальных проектах по предметам и внеурочной деятельности: окружающий мир – выставка «Откуда мы?», «История моей улицы», ко Дню Земли  провели  устный журнал «Земля у нас одна – другой  не будет никогда», большой проект «70 лет Победе». Дети готовили рисунки и поделки в защиту окружающего нас мира, к 9 Мая приготовили голубей и украсили ими школьную колонну на митинг. В течение года ребята готовили тематические проекты и по желанию: «Мой завтрак», «Животные», «В подводном мире», по сказкам разных поэтов и писателей и другие. Информация об этих работах выставлена на школьном сайте.

 Среди наиболее удачных классных часов по направлениям воспитательной работы ребята отметили «Здравствуй, школа», «Президентские состязания», праздники ко «Дню Матери», «День неизвестного солдата», новогодний утренник, проекты «Читаем сказки Мамина-Сибиряка» и «70 лет Победе»,  классные часы «Привычка – вторая натура»,  «Ты и твои друзья», проведение конкурсов рисунков, олимпиад.

Для сплочения коллектива были проведены анкетирования, игровые тренинги. Ребята с интересом принимали участие. Считаю, что наш класс можно назвать дружным. Об этом в анкетах говорили и родители.

  1. Анализ  взаимодействия с педагогическим коллективом.

В течение года осуществлялось взаимодействие с учителями, педиатром участковой больницы, соц. педагогом школы. С  учителями-предметниками все вопросы решались по мере поступления, соблюдалось предъявление единых требований к учащимся. Было организовано взаимодействие с руководителями кружков, спортивных секций, творческих объединений.

Все запланированные мероприятия были проведены на хорошем уровне.

  1. Анализ педагогического взаимодействия с семьей.

Взаимодействие с родителями осуществлялось согласно плану воспитательной работы. Все собрания проведены по графику. Родители, которые не присутствовали на собрании, приходили в школу в другой день. В классе нет ни одной такой семьи, из которой  родители не ходят в школу или не посещают собрания. По мере необходимости родителей вызывала в школу, используя запись в дневник.

Тематика родительских собраний соответствовала возрастным особенностям младшего школьника. Было проведено 4 родительских собрания:

29.09.14

Образовательно-воспитательные задачи обучения в 4-ом классе. Младший подросток и его особенности. Рекомендации по  подготовке  домашних заданий.

23.12.14

Воспитание у школьников ответственного отношения к учению.

27.02.15

Методы семейного воспитания и их роль в нравственном развитии младшего школьника.

20.05.15

Итоги года. Организация летнего отдыха детей. Праздничное собрание.

Считаю, что наиболее удачно проведёнными  родительскими собраниями были «Методы семейного воспитания и их роль в нравственном развитии младшего школьника»  и  «Итоги года. Организация летнего отдыха детей. Праздничное собрание». На этих собраниях родители с интересом рассказывали о своих детях, о семейных традициях. На последнем собрании председатель родительского комитета Филиппова Н.А. обратилась к родителям с просьбой помочь провести праздник «Прощай, начальная школа» и в ремонте класса. Ее призыв не остался без внимания: деньги собрали, провели хороший праздник, купили краску.

.

  1. Выводы.

Наш класс очень дружный. Считаю, что ребята смогут продолжить то, что мы начали формировать в начальной школе: активное участие во всех мероприятиях, хорошая дисциплина и успехи в учебе.

Конечно, можно было сделать больше, но и то, что мы сделали, говорит о самостоятельности детей, показывает их умения и желание работать.

  1. Приложения.

В течение учебного года мною были написаны психолого-педагогические и педагогические характеристики на некоторых учащихся: Коновалова Юлия, Козар Анжела, Коневцев Павел, Рыжкова Анна, Смирнова Юлия, Шалаева Татьяна. Некоторые учащиеся после четвертого класса собрались поступать в Мариинскую гимназию: Иль Диана, Коновалова Юлия, Тесленко Юлия  и в Кадетский корпус: Баранов Тимофей, Синяков Влад, Салахов Иван. Для них тоже были написаны характеристики и оформлены «Табеля успеваемости» со всеми текущими и итоговыми оценками. В папке классного руководителя собраны материалы по изучению личности учащихся, результаты итоговых диагностических исследований, анкетирования, опросов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ воспитательной работы. 1 класс.

Анализ воспитательной работы. 1 класс....

Анализ воспитательной работы в классе

Анализ воспитательной работы за год...

Анализ воспитательной работы 1 класса

Анализ воспитательной работы за 1 класс....

Анализ воспитательной работы с классом

таблица для анализа воспитательной работы класса....

Анализ воспитательной работы 2 класса

Аналитический отчет классного руководителя 2 «а» класса Шыдыраа Хураганмай Игорьевны за 2011- 2012 учебный год...

схема анализа воспитательной работы в классе

дана схема анализа воспитательной работы в классе...

Анализ воспитательной работы, 2 класс

Анализ воспитательной работы, 2 класс...