Выступление на семинаре-практикуме "Разработка индивидуального маршрута воспитанников ДОУ по физическому воспитанию."
методическая разработка на тему

Челядко Елена Сергеевна

В статье представлен опыт работы по разработке индивидуальных образовательных маршрутов для воспитанников ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_individualnogo_marshruta.odt32.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Ручеек»

Выступление на семинаре-практикуме

Для инструкторов по физической культуре

Разработка индивидуального маршрута воспитанников дошкольного учреждения

 по физическому воспитанию.

Инструктор по физической культуре

Челядко Елена Сергеевна

г. Черногорск, Республика Хакасия.

Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта позволяет говорить сегодня о становлении новой системы дошкольного образования, где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребёнка. Приоритетным направлением в организации образовательного процесса дошкольных учреждений должен стать индивидуальный подход к ребёнку, сохранение самоценности дошкольного детства и самой природы дошкольника. Важность индивидуального подхода подчеркивается в ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"). Поддержка индивидуальности признается одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания: только на её основе могут осуществляться полноценное развитие личности дошкольника, раскрываться его особенности, уникальные способности.

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед педагогами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника.

 Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.

Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута по ОО «Физическое развитие»: создание в детском саду условий, способствующих  физическому развитию личности ребенка.

Индивидуально- образовательный маршрут определяется:

государственным заказом;

потребностями и запросами родителей;

индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;

возможностями дошкольного учреждения.

Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:

- для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

- для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

-для детей с высоким интеллектуальным развитием.

Выделяют следующие этапы конструирования индивидуального образовательного маршрута

1. Этап наблюдения и диагностики.

2. Этап конструирования.

3. Этап реализации

4. Этап итоговой диагностики.

Остановимся подробнее на каждом этапе.

  1.  Этап наблюдения и диагностики.

Цель этапа: выявить уровень развития физических качеств и двигательных навыков детей, причины их трудностей.

 По результатам наблюдения и диагностики  заполняется таблица:

«Выявленные трудности дошкольников и их причины»

Ф.И

Выявленные трудности

Причины трудностей

Результат

(в конце сопровождения)

Низкий уровень двигательных навыков.

Неустойчивое внимание, замедленная реакция на сигнал в игровых упражнениях.

Нарушение координации движений, внимания, пространственной ориентировки.

  1. Этап конструирования.

Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей.

Способ построения индивидуального образовательного маршрута ребенка должен характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного времени (1год) и отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.

Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:

- целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы);

- содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в Учреждении, в том числе программ дополнительного образования) ;

- технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка) ;

- диагностический (определение системы диагностического сопровождения);

- результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями ребенка (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

3. Этап реализации индивидуальных образовательных маршрутов в процессе жизнедеятельности дошкольников.

- Реализуются в непосредственно образовательной деятельности.

- На индивидуальных занятиях.

- Через взаимодействие с воспитателями (Тетрадь взаимодействия).

- Домашнее задание  (Письма или карточки конкретному ребенку с условными обозначениями задания).

4. Этап  завершающей диагностики.

Цель этапа: выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась.

Предполагаемый результат:

Развитие двигательных навыков, физических качеств, координации движений, внимания, пространственной ориентировки, крупной и мелкой моторики.

Таким образом, я тоже начала работу по разработке индивидуальных образовательных маршрутов  для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, с наблюдения и диагностики.  На их основе я выделила ряд проблем, которые испытывают наши дети.

- А какие общие проблемы выделили вы, проведя наблюдение и диагностику? (ответы педагогов). Я выделила следующие проблемы:

Проблемы.

Низкий уровень двигательных навыков:

  1. Ходьба;
  2. Бег;
  3. Прыжки;
  4. Катание, бросание, ловля, метание;
  5. Лазание, ползание.

  1. Нарушение координации движений.
  2. Слабо развита мелкая моторика.
  3. Нарушение осанки.
  4. Плоскостопие.

Пути решения данных проблем для разного возраста детей будут разными.

- Я предлагаю вам разделиться на 4 команды.  Каждая команда определит пути решения данных проблем для определенного возраста (младший, средний, старший и подготовительный) и заполнит таблицу (по 3-5 пунктов).

ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

по физическому развитию

Проблемы

Пути решения

1

Низкий уровень двигательных навыков:

Ходьба

2

Бег

3

Прыжки

4

Катание, бросание и ловля, метание

5

Лазание, ползание

6

Нарушение координации движений

7

Слабо развита мелкая моторика.

8

Нарушение осанки

Работа с аудиторией. Обсуждение.

Я, заполняя эту таблицу, пользовалась своей программой, которую составила на основании программы «Истоки». Например:

ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

по физическому развитию

в младшей группе.

Проблемы

Пути решения

1

Низкий уровень двигательных навыков:

Ходьба

  1. Ходьба обычным шагом;
  2. друг за другом по кругу по ориентирам;
  3. на носочках;
  4. перешагивая предметы;
  5. на пятках,
  6. высоко поднимая колени;
  7. парами, держась за руки;
  8. чередовать ходьбу с бегом;
  9. имитация движений животных (мышка, цыплята…).

2

Бег

  1. Бег по кругу;
  2. обегая предметы;
  3. между двумя линиями;
  4. вдоль одной линии;
  5. чередовать бег с ходьбой;
  6. на носочках;

7.    с остановками, меняя направление;

8.    мелким шагом, стараясь выше поднимать колени.

3

Прыжки

  1. Прыжки на месте;
  2. с продвижением вперед (2—3 м);
  3. через линии, невысокие предметы;
  4. в длину с места (до 40 см);
  5.  спрыгивание с высоты (10—15 см) на мат, удерживая равновесие.

4

Катание, бросание и ловля, метание

  1. катание мячей, шаров в определенном направлении;
  2.  между предметами и с попаданием в предметы (расстояние до 1,5 м);
  3. подбрасывание и ловля мяча двумя руками;
  4. ловля мяча после удара об пол (2—3 раза подряд);
  5. метание предметов в горизонтальную цель снизу и от груди двумя руками или одной рукой (правой и левой);
  6. метание мяча в вертикальную цель;
  7. метание мяча на дальность правой и левой руками (расстояние до 2 метров).

5

Лазание, ползание

  1. Лазание по гимнастической стенке на 4-5 перекладин.
  2. Ползание на четвереньках.
  3. Ползание на высоких четвереньках.

6

Нарушение координации движений

  1. Ходьба и бег по ограниченной поверхности с различными заданиями.
  2. Ходьба с перешагиванием через предметы, h – 10-15см.
  3. Ходьба с перешагиванием через рейки лестницы.
  4. Ходьба по дорожкам со следами.
  5. Ходьба по наклонной доске и спуск с нее.

7

Слабо развита мелкая моторика.

  1. Пальчиковая гимнастика.
  2. Игры и упражнения с массажным мячом.

8

Нарушение осанки

  1. Общеразвивающие упражнения на укрепление мышц спины, пояса верхних конечностей, живота.
  2. Лечебные игры «Гимнастика для ёжика»;
  3. «Самолет»;
  4. «Дровосек»;
  5. «Кошка ловит мышей».

И так по каждой возрастной группе

.

Каким образом я пользуюсь данным планом коррекционной работы?

На каждого ребенка, не усваивающего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, я веду карточку индивидуального маршрута.

Организация индивидуального маршрута  с воспитанником                 младшей группы.

Фамилия, имя ребенка, дата рождения____Макаров Кирилл, 05.06.2013г.

Образовательная область

Проблема

Физическое развитие

Низкий уровень двигательных навыков: прыжки, лазание.

Нарушение координации движений.

Слабо развита мелкая моторика.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

сентябрь

3.1

6.1

октябрь

7.1

ноябрь

декабрь

(Представлен фрагмент календарной таблицы)

Результат работы (вывод):__________________________________________

_________________________________________________________________

В течение года я реализую индивидуальный образовательный маршрут данного ребенка,  используя пути решения, перечисленные в ПЛАНЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ по физическому развитию в младшей группе. Номер упражнения отмечаю календарной таблице.

По результатам итогового наблюдения и диагностики оцениваю результат работы. (Трудность сохранилась, не сохранилась)

 Теперь поговорим о детях  с ограниченными возможностями здоровья, детях-инвалидах. У нас в детском саду один такой ребенок - аутист. Индивидуальный маршрут для него я выстраивала согласно перечисленных этапов, но более подробно. Но сначала я почитала об этом диагнозе, проконсультировалась с воспитателем, психологом и побеседовала с мамой. И на основании образовательной программы составляю перспективное планирование в данной таблице. Обязательно добавляю дыхательные, релаксационные упражнения, упражнения на координацию движений, самомассаж  и игры с речевым сопровождением.

Перспективное планирование

по индивидуальному коррекционно-развивающему маршруту

по физической культуре.

Ребенок:

Месяц

Нед.

Содержание

Примечание

Октябрь

1

2

3

4

Ноябрь

1

2

3

4

Декабрь

1

2

3

4

Январь

1

2

3

Февраль

1

2

3

4

Март

1

2

3

   4

Апрель

   1

    2

    3

    4

Май

    1

    2

    3

    4

Теперь поговорим о детях с моторной одаренностью. В нашем дошкольном учреждении таких детей нет. Но есть дети с высоким уровнем физического развития. Практически все они посещают спортивный кружок «Шустрики». Родителям остальных детей я рекомендую выбрать какую-либо спортивную секцию.

 Вывод: Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных маршрутов, мы создаем условия,  способствующих физическому развитию личности ребенка и обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология определения индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов в образовательном учреждении

Данная презентация представляет опыт работы по психолого-педагогическому сопровождению детей-инвалидов специалистами ППМС-центра. В рамках образовательного учреждения воспользоваться данной технологие...

Программа индивидуального сопровождения воспитанника детского дома (начальная школа) "Общение"

Общение имеет огромное значение для общего психологического развития ребёнка, для становления ребёнка как личности, развития его самооценки. Именно в общении формируется у ребёнка умение подчиняться п...

Влияние индивидуальных программ физического воспитания на функциональное состояние организма детей 8-10 лет со сложными нарушениями развития

В данной работе дается обоснование создания и использования индивидуальных программ физического воспитания для детей со сложными нарушениями развития с целью улучшения функционального состояния и, соо...

Индивидуальный маршрут с обучающимися с высокой физической подготовкой

Индивидуальный маршрут  с обучающимися  с высокой физической подготовкой...

Дневник индивидуальных достижений воспитанника

Данная разработка поможет в составлении ИОМ воспитанника...