Групповая работа в рамках ФГОС.
статья на тему

Чернышева Лариса Николаевна

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке

создают групповые формы работы. Одной из главных целей организации групповой работы является

развитие мышления учащихся. Работа в группе помогает ребёнку осмыслить учебные действия.

Работая совместно, ученики распределяют роли, определяют функции каждого члена группы,

планируют деятельность. Далее каждый сможет выполнять все эти операции самостоятельно. В

групповой работе учащиеся приобретают опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций,

которые составляют основу умения учиться(контроль и оценка, целеполагание, планирование).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovaya_rabota.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

                         Групповая работа в рамках ФГОС.

          Каждый учитель стремится воспитать ученика, который умеет учиться, хочет задавать вопросы,

быть инициативным в получении новых знаний, стремиться обучить детей умению спорить, отстаивать

своё мнение. Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой и изменения целей

современного образования. С введением ФГОС результатом обучения и воспитания в начальной школе

должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность

применять их для самостоятельного добывания знаний. Приоритетной целью школьного образования

становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать

пути решения, контролировать и оценивать свои успехи. Достижение данной цели становится возмож-

ным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Развитие УУД – одно из

требований ФГОС.   Связано оно с саморазвитием ребёнка, его поисковых умений.

         Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке

создают групповые формы работы. Одной из главных целей организации групповой работы является

развитие мышления учащихся. Работа в группе помогает ребёнку осмыслить учебные действия.

Работая совместно, ученики распределяют роли, определяют функции каждого члена группы,

планируют деятельность. Далее каждый сможет выполнять все эти операции самостоятельно. В

групповой работе учащиеся приобретают опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций,

которые составляют основу умения учиться(контроль и оценка, целеполагание, планирование).

При этом решается ряд учебных и воспитательных задач:

- на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени;

- возрастает объём усваиваемого материала, глубина его понимания;

- возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

- ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;

- меняется характер  взаимоотношений между детьми( исчезают безразличие, агрессия; прибавляется

теплота и человечность);

- возрастает сплочённость класса;

- дети начинают понимать друг друга и самих себя, относятся с большим уважением к чужому труду;

- в то же время растёт самокритичность: ребёнок, имевший опыт работы со сверстниками, более

точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;

- приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе: самостоятельность, ответственность,

такт, умение строить своё поведение с учётом позиции других людей;

- учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся;

учитывать их  взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы;

давать группам задания, дифференцированные по сложности.

         Организация групповой работы начинается с формирования групп. Количество человек в группе

может быть различным (3-7 человек). Различают следующие виды групп:

а) группа, сформированная учителем в соответствии с поставленными целями;

б) группа, сформированная лидером;

в) группа по желанию;

г) «случайная» группа;

д) группа по теме работы;

е) группа по уровню сложности задания.

Выбор способа формирования групп зависит от целей, которые ставит учитель в данный момент.

          Правилами работы в группе могут быть такими:

- Говори спокойно, только по делу.

- Говори по очереди.

- Слушай своих товарищей внимательно.

- Убедись, что в разговоре участвует каждый.

- Обращайся к товарищу по имени.

- Уважай мнение каждого участника группы.

          В начальной школе возможны следующие ролевые функции членов группы:

1)Секретарь - записывает решение.

2)Спикер- защита решения, ответ от имени группы.

3)Организатор - распределяет роли, следит за временем, действиями всех членов группы.

4)Критик - высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения.

5)Контролёр - проверяет все ли поняли принятые решения.

Важно, чтобы все члены группы побывали в каждой из выделенных  ролей.

          Технологический процесс групповой работы:

1)Постановка познавательной задачи (проблемная ситуация).

2)Раздача дидактического материала.

3)Планирование работы в группе.

4)Выполнение задания.

5)Обсуждение общего задания группы (дополнения, уточнения).

6)Сообщение о результатах работы группы.

7)Общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.

         Одним из условий успешной работы группы и установления доверительных взаимоотношений

является хорошее знание детьми друг друга. В группе не должно быть негативно настроенных друг

к другу учащихся. При этом не менее половины его должны составлять ученики, которые могут

успешно работать самостоятельно.

            Эту вид работы я успешно применяю, работая по учебно-методическому комплекту

«Перспективная начальная школа». Этот УМК наиболее полно учитывает требования современного

образования. Вопросы и задания разнообразны, составлены с учётом  их использования на всех

этапах обучения. Учебники содержат большой материал для разноуровневой подготовки учащихся

теоретический материал исследовательского и проблемного характера, есть разделы:

«Готовимся к школьной  олимпиаде», «Трудное задание», «Выскажи предположение», «Подумай».

Учебники комплекта ПНШ предлагают учащимся различные виды работ в парах и в группах: чтение

текста  по цепочке, запись плана, составление задач, разбор орфограмм, работа с различными словарями

и т.д. Учащиеся, познакомившись с темой урока, поставив для себя цели на урок, при планировании

деятельности на занятие видят, какая работа будет, в том числе и работа в группе. Всё это благодаря

условным обозначениям, находящимся на страницах учебника.

          Использование обучения в группе наряду с традиционными методами позволяют учителю

существенно улучшить качество обучения. В групповой работе не следует ожидать быстрых

результатов, так как всё осваивается практически. Нужны время и практика, необходим анализ ошибок.

Объединённые для выполнения задания в группы ученики получают новые возможности для обучения

и воспитания.  Увеличивается возможность свободных высказываний. Общаясь друг с другом, дети

развивают умение слушать, думать, делать выводы.

Литература.

1.В.К.Дьяченко. Сотрудничество в обучении.- М.Просвещение,1991.

2.Г.А.Цукерман. Зачем детям учиться вместе? – М.Просвещение, 1985.

3.И.В.Носова. Особенности работы в малых группах. – ж. «Начальная школа плюс до и после», №6-

2004г.

           

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Из практики работы в рамках ФГОС второго поколения".

Мои первые наработки при работе по новым стандартам,первые впечатления, размышления....

Воспитательная работа в рамках ФГОС

Годовой отчет ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ(классные часы,родительские собрания,открытые мероприятия)...

Мастер -класс по теме "Групповая работа в рамках реализации ФГОС НОО"

В мастер-классе описывается  виды. принципы .правила в групповой  работе....

Мастер - класс по теме "Групповая работа в рамках реализации ФГОС НОО

В мастер-классе описывается  виды. принципы .правила в групповой  работе....

Проблемы организации воспитательной работы в рамках ФГОС

Статья воспитателя группы продленного дня....

Организация групповой работы в рамках проектной деятельности

В статье обощен опыт работы над проектами с детьми, групповая работа, исследовательская...