Дифференциация обучения по функциональной асимметрии полушарий головного мозга
статья на тему

Как сделать образовательный процесс более эффективным, каким образом обеспечить наиболее успешное обучение и продвижение в развитии каждого ученика?

Любой человек, и взрослый, и ребенок идет своим путем развития, по-своему проявляет эмоции. С чем же это связано?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференциация обучения учащихся начальной школы с учетом функциональной асимметрии полушарий головного мозга

        Как сделать образовательный процесс более эффективным, каким образом обеспечить наиболее успешное обучение и продвижение в развитии каждого ученика?

        Одним из наиболее эффективных способов организации успешного усвоения учебного материала всеми учащимися класса является дифференциация их обучения с учетом типов функциональной асиметрии полушарий головного мозга.

        Любой человек, и взрослый, и ребенок, - индивидуальность. Каждый ребенок идет своим путем развития, по-своему проявляет эмоции. С чем же это связано?

        Ответить на данный вопрос помогает нейропедагогика, объединившая в себе достижения многих нейронаук: нейроанатомии, нейроморфологии, нейробиологии, нейропсихологии. Нейропедагогика  -  с разных сторон наука, которая пытается взглянуть на ребенка. И как на биологическое существо, подчиняющееся жестким законам природы так же, как и все живые существа. И как на индивида, т.е. существо особое, неповторимое, со своей линией развития, заданной генетически. И как на маленького человека (личность), живущего в совершенно определенном обществе. И как на индивидуальность: человека со своими, пусть даже маленьким опытом, своими вкусами и пристрастиями, своим характером и темпераментом, который по-своему видит, слышит и чувствует.

        Главная цель нейропедагогики – практическая помощь в оптимальном и творческом решении педагогических задач с использованием при этом знаний об индивидуальных особенностях мозговой организации высших психических функций человека.

        В условиях классно-урочной системы целесообразен курс на дифференциацию обучения, так как оно позволяет учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, создать оптимальные условия для проявления и развития потенциальных возможностей школьника. Дифференциация в учебном процессе может выражаться в различном уровне сложности заданий, в определении необходимой меры помощи индивидуально для каждого. Согласно исследованиям ученых наиболее эффективным способом дифференцированного обучения является обучение на основе учета типов функциональной асимметрии полушарий головного мозга  детей.

        Функциональная асимметрия полушарий – это свойство мозга, отражающее различие в распределении нервно-психических функций между его левым и правым полушариями. У любого человека постоянно задействованы как левое, так и правое полушарие головного мозга, но одни люди в большей мере «пользуются услугами» правого полушария, другие – левого.

        Ученые выделяют 32 вида функциональной организации мозга, которые упрощенно можно объединить в три типа: правополушарный, левополушарный и равнополушарный. Каждый тип асимметрии имеет свои ярко выраженные особенности в восприятии окружающей действительности, в характере мыслительных операций, в выражении эмоций.

Левое полушарие

Правое полушарие

Последовательно упорядочивает во времени мысли и действия.

Мысли и действия параллельны.

Пространство. Чтение карт и схем.

Пространство. Воспринимает конкретное пространство, хорошо ориентируется на местности.

Детальное восприятие. За деревьями не видит леса.

Целостное, образное восприятие. За лесом не видит деревьев.

Теоритическая деятельность: разрушение, анализ. Абстрагирование, упрощение. Слишком сложные объекты раздражают, хочется разложить их на составляющие, уложить в схему. Классификатор.

Теоритическая деятельность: созидание. Синтез. Конкретизация. Легко воспринимает сложные объекты.

Практическая деятельность: исполнитель, консерватор.

Практическая деятельность: инициатор и руководитель. Новатор.

Запоминание слов и воспроизведение слов. Воприятие и воспроизведение условного смысла речи. Запоминание имен.

Запоминание и воспроизведение образов. Восприятие и воспроизведение эмоциональной стороны речи. Узнавание лиц.

Светлые, радостные эмоции. Оптимизм, эйфория.

Мрачные, отрицательные эмоции. Пессимизм, депрессия, тревога.

Плохо развито воображение, фантазия. Затрудняется что-либо придумать, хорошо пишет о том, что видел сам или сам испытал. Творец схем, критик образов. Документалист.

Прекрасная фантазия. Творец образов, критик схем. Даже то, что видел собственными глазами, описывает с искажением, выдумкой. Фантаст.

        

        Равнополушарный (смешанный) тип функциональной асимметрии полушарий головного мозга предполагает синхронную деятельность обоих полушарий при выборе стратегии мышления в связи с отсутствием ярко выраженного доминирования одного из полушарий.

        Чтобы определить тип функциональной асимметрии полушарий головного мозга человека, в том числе и ребенка, следует опираться на три важнейших показателя: ведущую руку, ведущий глаз, ведущее ухо.

  1. Определение степени праворукости у детей младшего школьного возраста.
  1. Раздача карт (ведущая рука та, что раскладывает карты).
  2. Хлопки в ладоши (ведущая рука сверху).
  3. Поглаживание игрушечного зверька, держа его в руках (ведущая рука гладит).
  4. Отвинчивание гайки, накрученной на болт (ведущая рука та, которая откручивает гайку).
  5. Вдевание нитки в иголку или палочки в кольцо (ведущая рука держит нитку или палочку).
  6. Имитация зажигания спички (ведущая рука держит спичку).
  7. Отвинчивание пробки на бутылке (ведущая рука отвинчивает пробку).
  8. Демонстрация движений игры «Сорока-сорока» или рисование пальцем одной руки кругов на ладони другой руки (ведущая рука рисует).

Инструкция

        Проводя эти тесты, нужно придерживаться некоторых правил. Желательно как можно меньше показывать самому. Предметы необходимо расположить таким образом, чтобы их можно было одинаково удобно взять и левой рукой, и правой.Тестирование проводится в индивидуальной форме.

        В каждом тесте одна рука играет более пассивную роль, а другая активную. Если треть и более действий выполняется при более активной роли левой руки, следует считать праворукость низкой. Если из восьми заданий все восемь или семь выполнены правой рукой, степень праворукости у ребенка высокая.

  1. Определение ведущего глаза и уха у детей младшего школьного возраста.

Ведущий глаз определяется с помощью простого теста. Ребенку дают лист бумаги с небольшим отверстием. Его просят держать лист на вытянутых руках и смотреть двумя глазами на переносицу взрослого, стоящего в нескольких метрах перед ним. При этом взрослому виден либо правый, либо левый глаз ребенка.

Для определения ведущего уха ребенка просят послушать, тикают ли часики. Маленькие часы должны лежать или висеть перед ребенком строго по центру. Брать часы в руки нельзя.

  1. Тест Павлова И.П.

Для характеристики типов высшей нервной деятельности И.П. Павлов ввел представление о трех типах: «мыслительном», «художественном» и «среднем» (промежуточном).  По определению Павлова, впечатления, ощущения и представления об окружающей внешней среде, как общеприродной,  так и социальной, исключая слово, слышимое и видимое, - это первая система действительности, общая у людей с животными. Ее преобладание характерно для людей «художественного» (правополушарного) типа. Слово составило вторую сигнальную систему действительности. Преобладание второй сигнальной системы характерно для «мыслительного» (левополушарного) типа.

Данный тест можно использовать для выявления типа функциональной асимметрии полушарий у учеников.

Инструкция: разложи карточки по три на группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.

Наглядный материал: девять карточек; на каждой написано по одному слову - «карась», «орел», «овца», «перья», «чешуя», «шерсть», «летать», «плавать», «бегать».

Оценка результатов:

1-й вариант:

1-я группа карточек – карась, орел, овца;

2-я группа карточек – бегать, плавать, летать;

3-я группа карточек – шерсть, перья, чешуя.

        Такой вариант возможен на основе анализа, когда выделяются существенные признаки. В данном случае преобладает 2-я сигнальная система. Это мыслительный тип, имеющий логическое мышление. Доминирует левое полушарие.

        2-й вариант:

1-я группа карточек – карась, плавать, чешуя;

2-я группа карточек – орел, летать, перья;

3-я группа карточек – овца, бегать, шерсть.

        В данном варианте предметы и явления обобщены по их функциональным признакам. Преобладает 1-я сигнальная система. Это художественный тип, имеющий образное мышление. Доминирует правое полушарие.

Пропедевтика школьных трудностей

        Рассмотрим особенности обучаемости детей в школе на примере овладения ими грамотным письмом.

        Что необходимо для правильного написания слов и предложений:

  1. Слуховой образ слова, который часто не совпадает с буквенным составом слова.
  2. Требуется «перевод» печатного образа в письменный.
  3. Моторный образ слова – последовательность тонких движений пальцев руки, необходимая для его написания.
  4. Происходят и другие процессы, связанные с артикуляцией.

Оказывается, что количество ошибок, а также и их «качество» (частота, виды ошибок), допускаемых детьми при письме, зависит от особенностей мозговой организации человека. Левополушарные учащиеся делают в 2,5 раза больше ошибок при письме: на безударные гласные в корне, пропускают мягкий знак, в 12 раз чаще путают падежные окончания, пишут лишние буквы, заменяют одни согласные другими. В речи используют много глаголов. Правополушарные дети делают ошибки в словарных словах, в гласных, находящихся под ударением, имена собственные пишут с маленькой буквы, для них характерны пропуски, описки.

Рассмотрим более подробно наиболее типичные ошибки, допускаемые при письме детьми с различными типами функциональной асимметрии полушарий головного мозга.

Ошибки мальчиков при письме

Тип асимметрии

Количество ошибок

Характер ошибок

Левополушарники с низкой степенью праворукости

Допускают мало ошибок. Ошибки замечают.

Правополушарники

Допускают обычно мало ошибок. Напоминание правил часто мешает письму.

Часто сложности при освоении правил, разборе предложений и слов.

Левополушарники с высокой степенью праворукости

Допускают много ошибок. Большую часть ошибок замечают.

Безударные гласные в корне, пропуск Ь, падежные окончания, пропуск букв и слов, лишние буквы, замены согласных.

Смешанный тип (левоглазые, правоухие)

Ошибки допускают часто и очень много.

Словарные слова, имена собственные, искажения.

Левши

Некоторые очень много. Замечают редко. Некоторые очень мало.

Необычные ошибки (удвоенные согласные или слоги, слияния слов и пр.).

Из таблицы видно, что наиболее грамотными оказались мальчики-левополушарники с невысокой степенью праворукости. Мальчики смешанного типа и левши допускают, в основном, очень много ошибок.

Девочки в начальной школе пишут более грамотно, чем мальчики.

Ошибки девочек при письме

Тип асимметрии

Количество ошибок

Характер ошибок

Правополушарницы

Допускают мало ошибок и самоисправлений.

Смешанный тип (левоглазые)

Допускают мало ошибок.

Недописывание слов, их сливание или разделение.

Левши

Некоторые много. Исправляют редко. Некоторые очень мало.

Необычные ошибки.

Итак, мальчики и девочки правополушарного типа изначально делают мало ошибок. Но, несмотря на это, очень часто за диктанты эти дети получают плохие отметки, после чего повторяют правила, переписывают диктант заново, но картина не изменяется. Почему?

У правополушарников, как уже отмечалось выше, целостное, нерасчлененное восприятие. Левополушарники же, наоборот, расчленяют образ на составляющие, на детали, части и только после этого складывают целостное видение объекта из деталей, как из мозаики. Аналогичный процесс происходит и при заучивании правил.

А правополушарникам противопоказано разрушение целостного образа слова, единствасмысловых, слуховых, моторных характеристик, ведь эти дети целостно воспринимают объекты. Школьники с правополушарным мышлением обладают «врожденной грамотностью», и этот факт необходимо учитывать при обучении их грамотному письму. Педагогу следует помнить, что таких детей нельзя во время письма останавливать и просить вспомнить правило. Нельзя перед началом работы давать ученикам – правополушарникам инструкцию такого рода: «Не торопись, перед тем, как написать слово, подумай, какое правило мы изучали». Такая инструкция хороша для левополушарников.

Типы функциональной асимметрии мозга учащихся нужно учитывать не только при обучении детей письму, но и при обучении их чтению и счету.

В основном, обучение идет за счет логического, рационального, аналитического мышления. Это мешает развитию творческого мышления, так как вырабатывается установка на однозначность и упорядоченность связей между предметами и явлениями.

Однако дети представляют фразы в виде образов. Поэтому математические дисциплины в школе должны излагаться наглядно, а не только в виде символов. Необходимо развивать правополушарное мышление, ведь только оно генерирует новые идеи, спасает от ложных выводов, приводит в соответствие с реальностью.

Любой педагогический процесс – процесс двусторонний. Как же взаимодействуют между собой учителя и ученики с одинаковыми и диаметрально противоположными типами функциональной асимметрии?

Дети

Учителя

Левополушарники

Правополушарники

Равнополушарники

Левополушарники

+

_

Правополушарники

_

+

Равнополушарники

+

Значком «+» в таблице отмечена тенденция позитивной оценки детей педагогами, значком «-» - тенденция негативной оценки. Пустые клеточки означают, что влияние типа асимметрии не выявлено. Взрослый должен знать и помнить о том, что он может независимо от успешности ученика оценивать детей противоположного типа функциональной асимметрии полушарий головного мозга необъективно.

Условия, необходимые для успешной учебной деятельности детей

с разными типами функциональной асимметрии полушарий головного мозга

Левополушарники

Правополушарники

  • абстрактный, линейный стиль изложения;
  • анализ деталей;
  • тишина на уроке;
  • работа в одиночку;
  • вневременные задания;
  • вопросы закрытого типа;
  • высокая потребность в умственной деятельности.
  • творческие контекстные задания;
  • эксперименты;
  • музыкальный фон на уроках;
  • работа в группах;
  • вопросы открытого типа;
  • синтез нового материала
  • социальная значимость деятельности;
  • престижность положения в коллективе.

Процесс учения представляет собой следующую последовательность действий:

  • установка на деятельность (подготовка ученика для решения учебной задачи);
  • обеспечение деятельности ученика с учетом его индивидуальных психофизических особенностей (создание условий для успешного решения учебной задачи);
  • сравнение полученных результатов с предполагаемым результатом (осознанное отношение к результату своего учебного труда).

Мотивационный этап процесса учения (установка на деятельность).

Для правополушарников необходимо делать упор на социальную значимость того или иного вида деятельности. У них очень высоко выражена потребность в самореализации, ориентация на высокую оценку и похвалу. Большой интерес у правополушарных учеников вызывает эстетическая сторона предмета.

Левополушарных учащихся привлекает сам процесс усвоения знаний. Они имеют высокую потребность в постоянной умственной деятельности, в самосовершенствовании ума и волевых качеств. Занятия школьными науками для них это средство развития мышления. Социальный мотив – возможность продолжить образование. Поэтому упор необходимо делать на их познавательные мотивы.

Операционный этап процесса учения (обеспечение деятельности).

Правополушарные учащиеся легко улавливают основную мысль. Могут свободно включаться в дискуссию, подвести итог, догадаться из контекста. Обладают пространственным воображением. Хорошо работают методом «мозгового штурма». Их сочинения  могут быть очень творческими.

Тем не менее правополушарники плохо выполняют задания, требующие постоянного самоконтроля. Они не могут контролировать правильность своей речи, в их устном высказывании возможны смысловые пропуски, грамматический строй их речи часто нарушен. С трудом воспринимают новую информацию посредством ознакомления с правилами, выучив правила, с трудом могут ими воспользоваться.

Трудно идет разбор слов и предложений (разделение целого). Часто бывают излишне эмоциональны. Произвольное запоминание может быть затруднено.

Левополушарные ученики, наоборот, прекрасно контролируют свою речь. Точность в употреблении слов и применении правил у них значительно выше. Легко воспринимают чисто вербальный материал (лекция, учебник), имеют четкую, правильно оформленную речь. Хорошо ориентируются в правилах, умеют их использовать.

Вместе с тем они с трудом подводят итоги деятельности.  «За деревьями могут не увидеть леса», т.е., сконцентрировавшись на деталях, часто не понимают главного, принципа, смысла, если им не объяснить, не «разжевать». Не очень эмоционально отзывчивы, теряются в нестандартной ситуации.

Доказано, что генераторами новых идей являются люди с правополушарным типом мышления, поэтому, чтобы «не растерять» в образовательном процессе творческие способности детей-правополушарников, нужно учитывать их специфические особенности.

Ученики правополушарного типа не могут ответить на многие вопросы по тексту, если эти вопросы связаны с деталями. Если настроить его на выделение деталей, то перестанет понимать смысл текста. Большую трудность у правополушарных учеников вызывают словарные диктанты, задания на вписание слов. Правополушарным ученикам трудно найти неправильно написанные слова, ошибки. Количество ошибок в сочинениях значительно меньше, чем в диктантах.

Обучение математике  должно носить практический характер. Им необходимо свободное обсуждение.

На уроках иностранного языка правополушарные учащиеся понимают смысл текста без словаря, так как способны понять общий смысл даже при недостатке информации.

Правополушарные ученики лидируют в заданиях на выдвижение идей и гипотез и их проверку. Задания на выбор варианта ответа из множества предложенных (тесты) вызывают у них затруднения. Зато они хорошо работают, если проверка их знаний осуществляется методом «открытых вопросов».

Результативный этап процесса учения (сравнение предполагаемой оценки с реальной).

При выборе методов проверки знаний учащихся необходимо учитывать межполушарную асимметрию головного мозга. Для левополушарных учащихся наиболее предпочтительными будут: решение задач, письменные опросы с неограниченным сроком выполнения, вопросы «закрытого» типа. Письменное решение задач позволяет левополушарным проявить свои способности к анализу, а на вопросы «закрытого» типа они успешно подберут ответ из предлагаемых вариантов.

Для правополушарных учащихся подойдут методы устного опроса, задания с «открытыми» вопросами, с фиксированным сроком выполнения. Вопросы «открытого» типа дают им возможность проявить творческие способности, продемонстрировать собственный развернутый ответ.

Заключение

В условиях модернизации российского образования проблема поиска наиболее качественных, оптимальных форм обучения приобрела первостепенное значение. Гуманизация и демократизация образовательного процесса должна привести учителя и ученика к такому взаимодействию в учебной деятельности, которое является наиболее эффективным.

И дифференцированное обучение на основе учета типов функциональной организации мозговой деятельности учащихся создает благоприятные условия для формирования у школьников положительной мотивации учения и адекватной самооценки, успешного обучения и продвижения в развитии всех учеников. Процесс обучения становится достаточно эффективным и качественным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ АССИМЕТРИИ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА .

Примеры  домашних   заданий  с  учетом  психофизиологических  особенностей  учащихся....

Обучение детей с разной функциональной асимметрией полушарий

В психологии индивидуальных различий существует целый ряд противопоставлений, например: экстраверсия-интроверсия, конвергентное и дивергентное мышление, рефлексивный и импульсивный когнитивные стили и...

ДИФФЕРЕНЦАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОПОРОЙ НА ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПОЛУШАРИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Как сделать обучение более эффективным, каким образом обеспечить наиболее успешное обучение  и продвижение в развитии каждого ребенка?Изучая пути решения этого вопроса, в теории и на практи...

Упражнения на развитие полушарий головного мозга

В работе представлена подборка упражнений на развитие полушарий головного мозга.1. Упражнения для снятия эмоционального напряжения. 2. Упражнения, направленные на развитие правого полушария. 3. Упражн...

Дифференциация обучения по функциональной асимметрии полушарий головного мозга (презентация)

Презентация к статье "Дифференциация обучения учащихся начальной школы с учетом функциональной асимметрии полушарий головного мозга"...

Профилактика и коррекция неуспешности младших школьников в усвоении русского языка с учетом функциональной асимметрии полушарий головного мозга

Профилактика и коррекция неуспешности младших школьников в усвоении русского языка с учетом функциональной асимметрии полушарий головного мозга...