Главные вкладки

    Статья (3 класс) на тему:
    Доклад "Использование проблемно-диалогической технологии в начальной школе"

    Маковецкая Людмила Николаевна

    Здесь описано применение на уроках в начальной школе проблемно- диалогической технологии. Приведены примеры её применения на конкретных отрывках урока и на различных его этапахю

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Слайд 1

    Проблемно-диалогическая технология.

    Я хотела бы начать свое выступление вот с такой древней мудрости:

    Слайд 2

    Скажи мне, и я забуду.
    Покажи мне, - я смогу запомнить.
    Позволь мне это сделать самому,
    и это станет моим навсегда".
    Древняя мудрость

    В современном мире, который динамично развивается, активном, необходимо уметь самостоятельно работать с большим потоком и объемом информации, владеть навыками проектирования, принятия решений, иметь установку на непрерывное самообразование. «Образование сегодня – это воспитание личности со свободным, критичным, независимым, творческим и ответственным перед собой и миром мышлением, воспитание интеллигентного человека, открытого к диалогу, способного к духовному саморазвитию.  Современное  образование должно стать процессом личностного развития».

    Задача педагога – не просто преподавать свой предмет, а развивать личность каждого ребёнка его средствами.

    Слайд 3

    Образовательное пространство становится развивающим, если:

    1) мотивировать ученика, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельности, для участия в воспитательных событиях школы;

    2) создавать психологический комфорт ученика, создавать условия для                                возникновения реальной «ситуации успеха» учащегося в образовательном пространстве учебного заведения;

    3) создавать среду для развития мыслительных способностей ученик  через овладение определенными мыслительными операциями;

    4) строить на применении в образовательном пространстве школы группы проблемных методов, эвристических, рефлексивных;

    5) построено на фундаменте применения в учебно-воспитательном процессе субъект-субъектного характера взаимоотношений, использовании групповых форм организации учебного прогресса;

    6) обеспечивается организация  поисковой продуктивной деятельности учащихся на занятиях;

    7) проектируется  с опорой на зону ближайшего развития ученика и осуществляется  перевод в зону ближайшего развития.

    Конечная цель образования и педагогики – это помощь человеку стать самим собой, помощь в наиболее полном раскрытии его возможностей.

         Наиболее кардинальным изменением современного образования является смена образовательной парадигмы: от авторитарно-продуктивной к развивающей, гуманистической, личностно-ориентированной. В связи с этим на основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении и психологии творчества разработана технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.

    Слайд 4

    Чем проблемно-диалогический урок отличается от традиционного:

    Традиционный урок

    1.Проверка д/з учеников учителем

    2.Объявление темы учителем

    3.Объяснение темы учителем

    4.Закрепление знаний учениками

        Проблемно-диалогический урок

    1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование  проблемы учениками

    2.Актуализация учениками своих знаний

    3. Поиск решения проблемы учениками

    4.Выражение решения,

    5.  Применение знаний учениками

    Слайд 5

    Актуальность данной технологии обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего обучения, она позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.

    Слайд 6

    1. Понятие проблемно – диалогического обучения.

    В самом определении «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога.

    Слайд 7

    • Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер,    т. е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени и потому объективно необходима каждому учителю.
    •      Всего две вещи нужны учителю для осознанного освоения технологии проблемного обучения: знания и желание их применять.

    Слайд 8

            Технология проблемно – диалогического обучения  дает возможность ученикам не быть объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, а быть активными её субъектами, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи. Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы компетентностного обучения в образовании.

    Слайд 9

     

    Из каких этапов состоит проблемно-диалогический урок:

    1) Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками

    2) Выдвижение версий

    3) Актуализация имеющихся знаний

    4) Составление плана решения проблемы

    5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания

    6) Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике

    Слайд 10

    Суть проблемного урока можно схватить одной фразой: «творческое усвоение знаний». В любом словаре прочитаешь о том, что творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных ценностей. Результатом научного творчества являются новые знания о мире. Их производство – не одномоментный акт, а процесс, включающий три основных звена.

    Все начинается с возникновения проблемной ситуации, т. е. со столкновения с противоречием. При этом исследователь испытывает острое чувство удивления или затруднения, которое буквально заставляет его выполнить вполне конкретную мыслительную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос. Таково первое звено творчества – постановка проблемы.

    •      Следующее творческое звено – поиск решения. Ученики выдвигают самые разные гипотезы, но только одна из них выдерживает строгую проверку и превращается в решение. В этот момент и раздается крик «Эврика», ибо действительно открыто новое знание.
    •       Третье звено творческого процесса – выражение решения. Новое знание выражается соответствующим научным языком в принятой форме (статья, доклад, сообщение). В результате получается материальный продукт – рукопись, которая предоставляется широкой аудитории либо через публикацию, либо в устном выступлении. Иначе говоря, творческий акт завершается реализацией продукта.

    Слайд 11

    Существуют 3 основных метода постановки учебной проблемы:

    1 метод: Сообщение темы с мотивирующим приемом;

    2 метод: Подводящий к теме диалог;

    3 метод:  Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

    Слайд 12

    Побуждающий от проблемной ситуации диалог

    Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:

    1) создания проблемной ситуации;

    2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;

    3) побуждения к формулированию учебной проблемы;

    4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

    Рассмотрим эти действия.

    Слайд 13

    Приемы создания проблемной ситуации. 

    Создать проблемную ситуацию, это значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию, удивления или затруднения.

    В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями.

    Прием 1 самый простой: учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения.

    Прием 2 состоит в том, что педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал.

    Прием 3 в сравнении с предыдущими он самый сложный, т.к. выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

    В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. Сходство этих приемов состоит в том, что классу предлагается практическое задание на новый материал, а их различие - в сути задания.

    Прием 4 наиболее простой: ученикам дается задание, не выполнимое вообще.

    Прием 5 предлагает задание, не сходное с предыдущими, т.е. такое, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались.

    Прием 6 самый сложный, поскольку выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель дает практическое задание, похожее на предыдущее. Выполняя такое задание, ученики применяют уже имеющиеся у них знания. Затем (шаг 2) учитель доказывает, что задание школьниками все-таки не выполнено.        

    Слайд 14

    Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие. Поскольку проблемные ситуации создается на разных противоречиях и различными приемами, текст побуждения для каждого из шести приемов будет свой. Приведём пример:

    • Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?
    • Вопрос был один? А мнений сколько?
    • Что вас удивило? Что интересного заметили?
    • Почему это задание не получилось? Что мы не знаем?

    Побуждение к формулированию учебной проблемы. Поскольку учебная проблема существует в двух формах, то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».

    Слайд 15

    Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.

     Сообщение темы с мотивирующим приемом заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом либо характеристикой значимости темы для самих учащихся. Для этого существуют специальные приемы, условно называемые "яркое пятно" и "актуальность".

    В качестве "яркого пятна" могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, т.е. любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание, но при этом все-таки связанный с темой урока. Прием "актуальность" состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой проблемы для самих учащихся. В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.

    Слайд 16

    Методы поиска решения учебной проблемы

    Побуждающий к гипотезам диалог

    Данный метод поиска решения является наиболее сложным для учителя, поскольку требует осуществления четырех педагогических действий:

    1) побуждения к выдвижению гипотез;

    2) принятия выдвигаемых учениками гипотез;

    3) побуждения к проверке гипотез;

     4) принятия предлагаемых учениками проверок.

    Подводящий к знанию диалог

    Данный метод поиска решения учебной проблемы значительно проще, чем предыдущий, поскольку не требует выдвижения и проверки гипотез. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания.

    Таким образом, существуют три основных метода поиска решения учебной проблемы: побуждающий к гипотезам диалог; подводящий от проблемы диалог; подводящий без проблемы диалог. Их сходство в том, что любой обеспечивает понимание нового знания учениками, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл сам. Различие методов - в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий к гипотезам диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к знанию диалог лишь имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся.

    Примеры.

    Прием «яркое пятно». Урок русского языка в 4-м классе по теме «Дательный падеж».

    Учитель: Мы сегодня познакомимся  с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г. Граубина, сказал:

    Такой падеж, как………

    Я с детства не терплю:

    Давать, делиться чем-нибудь

    С друзьями не люблю.

    - Кто догадался, о каком падеже идет речь? Верно. Дательный падеж – тема нашего урока.

    Литературное чтение, 3 класс. Тема: "Пьеса".

    Учитель: (Зачитывает фрагмент текста, сквозным героем которого является девочка Настя.) Настя с папой в воскресенье побывали в детском театре, где посмотрели спектакль "Тили-бом" по пьесе-сказке Самуила Яковлевича Маршака "Кошкин дом". Спектакль был музыкальный, яркий, красочный, и Настя вернулась в хорошем настроении. По дороге домой она рассказала папе, что в классе они решили поставить к новогоднему празднику сказочный спектакль.

    - Пап, а любую сказку можно поставить на сцене? - спросила Настя.

    - Да, любую, но для этого она должна быть написана как пьеса.

    - А что значит "как пьеса"?

    Ребята! Давайте поможем Насте разобраться, что такое пьеса.

    Математика 1 класс

    Тема: «Число три. Цифра 3».

    Учитель: В далёкие времена люди с большим трудом научились считать: сначала до двух и только через много – много лет начали продвигаться в счёте. Каждый раз

    за двойкой начиналось что–то неизвестное, загадочное. Когда считали «один, два, много», то после двух было «всё». Поэтому число три, которое при счёте должно было идти за числом 2, обозначало «всё». Долгое время число 3 было для многих народов пределом счёта, совершенством, счастливым числом. Число три стало самым излюбленным числом и в мифах, и в сказках. Сегодня, мы с вами тоже познакомимся с новым числом – три.

    Такой прием постановки проблемы обеспечивают учебную мотивацию, которую не обеспечивает традиционное сообщение темы урока. У детей возникает желание изучить тему, которая сформулирована ими лично или которой их умело заинтриговал учитель.

             метод: Подводящий к теме диалог.

     Данный метод не требует создания проблемной ситуации, а представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока.

    Урок русского языка  по теме «Правописание приставок –рас и –раз»

    УЧИТЕЛЬ

    УЧЕНИКИ

    - Прочитайте слова на доске.

    - Чем все эти слова похожи?

    - А чем слова отличаются?

    - Над какой темой будем работать?

    Читают: раскрасить, разбить, расколоть, разбежаться.

    - Это глаголы с приставками..

    - В одних приставка –рас, в других приставка –раз.

    - Правописание приставок –рас и –раз.

    Русский язык, 3 класс

    Логически выстроенная цепочка заданий и вопросов:

    - Спишите слова: мороз, порог, сердце, тростник…

    - Подчеркните согласные, которые требуют проверки.(это з,г,д,т)

    - В каких частях слова они находятся? Обозначьте.

    - Какое правило о проверке согласных вы уже знаете?

    - Все ли слова можно проверить этим способом?

    - Значит, какая сегодня будет тема урока?

    Далее на уроке переходим к этапу поиска решений. Самый сложный путь – через выдвижение и проверку гипотез.

    - Итак, как проверить непроизносимый согласный? Какие есть гипотезы?(изменить форму слова)

    - Изменились ли слова так, чтобы согласные стали произносимыми?

    (Подобрать однокоренное слово)

    - Во всех ли случаях проверка получилась?

    - Значит, дело не только в подборе однокоренных слов. Требуется еще какое-то условие. Какое?

    - Рассмотрите проверочное слово звезда – звездный.

    - Так как же проверить непроизносимые согласные? (дети формулируют правило).

    Посредством подводящего диалога на уроках ОНЗ (объяснения новых знаний) я сначала помогаю ученикам сформулировать тему или вопрос для исследования, тем самым вызывая у них интерес, а затем в диалоге стараюсь организовать «открытие» школьниками новых знаний, добиваясь тем самым понимания материала, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл сам. « Доводы, до которых человек додумался сам, убеждают больше, чем те, которые пришли в голову другим»: Луи Паскаль. Такой подход делает процесс обучения более демократичным, ориентированным на учащихся с разными интересами и способностями. При составлении подводящего к теме диалога я подбираю логическую цепочку посильных ученикам вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Следует заметить, что все вопросы и задания опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока. Если в ходе подводящего диалога случаются ошибочные ответы учащихся, я не акцентирую на них внимание и, чтобы не нарушить ход и логику диалога, задаю следующие вопросы: «Дети, кто думает иначе?», «Все согласны с ответом предыдущего ученика?» и др.

    Проблемные ситуации, возникшие "с удивлением"

    Прием 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения

     1.Русский язык, 3 класс.

    По заданию учителя школьники читают вслух слова: весть, известие, вестник, известный, известно. Тем самым учитель одновременно предъявляет два противоречивых факта (в одних словах "т" произносится, в других нет).

    Учитель: Что вы можете сказать об этих словах? Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Почему в некоторых словах "т" не произносится? И тема урока сегодня? ("Непроизносимые согласные в корне слова".)

    Приведу пример подводящего без проблемы диалога.

    Урок русского языка, 3 класс «Одушевленные и неодушевленные существительные»

    Учитель

    Ученики

    -Прочитайте слова первого столбика и второго столбика.

    -На какой вопрос отвечают существительные первого столбика?

    -На какой вопрос отвечают существительные второго столбика?

    -Существительные первого столбика называются одушевленными, второго -неодушевленными.

    -Сформулируйте определение.

    человек                     зима

    родители                   портрет

    учитель                     урок

    -Кто?

    -Что?

    Формулируют определение (открытие нового знания).

    2. Окружающий мир, 3 класс.

    Лена: Грибы не могут передвигаться, значит, это растения.

    Миша: Грибы не зеленые, значит, они животные.

    Учитель: Что вас удивляет в диалоге наших героев? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Что такое грибы: растения или животные? Итак, тема урока...? ("Грибы", "Что такое грибы".)

    3. Математика, 2 класс.

    Учитель делает на доске запись 2 + 5 х 3 = 17 и 2 + 5 х 3 = 21.

    Учитель: Вижу, вы удивлены (реакция удивления). Почему?

    Ученики: Примеры одинаковые, а ответы разные!

    Учитель: Значит, над каким вопросом подумаем?

    Ученики: Почему же в одинаковых примерах получились разные ответы?

    Прием 2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

    Также на уроках русского языка я использую проблемную ситуация со столкновением мнений учащихся. Классу предлагается практическое задание на новый материал, т.е. в буквальном смысле предъявляется требование «сделайте то, что только сегодня будем изучать». Так, например, учеников прошу написать слова или предложения на новое правило, определить новую часть речи. При отсутствии знаний по сегодняшней теме это задание неизбежно вызывает разброс мнений учеников. При создании проблемной ситуации со столкновением мнений возможны разные формы организации класса. Наиболее резкая из них состоит в том, что все ребята выполняют практическое задание на листочках (не в тетрадях), а два ученика работают на левом и правом потаенных крыльях доски. Для проверки задания крылья доски сводятся, и тогда разброс мнений учеников виден совершенно отчетливо. Другой (тоже довольно острой) формой является вызов к доске одного ученика, с мнением которого фронтально работающий класс может не согласиться. Более мягкими формами создания проблемной ситуации являются групповая и парная работа: дается практическое задание на новый материал по группам (парам), а затем рабочие записи групп (пар) вывешивает на доске. Однако в какой бы форме ни создавалась проблемная ситуация, после выполнения практического задания полученные результаты необходимо озвучить фронтально ( «Посмотрим, как вы справились с заданием»), чтобы разброс мнений стал очевидным для всех учащихся. В этот момент и возникает проблемная ситуация с удивлением.

    1. Русский язык, 3 класс.

    Два ученика за ширмой на доске, остальные на листочках пишут под диктовку слова: известный, грустный, яростный.

    Проверяем:

    - Кто из вас написал так же, как на доске? Кто по-другому? Что вас удивило?

    Некоторые дети написали эти слова без буквы Т:

    - Мы не знаем, когда надо обозначать на письме непроизносимый согласный звук.

    - Какой будет тема урока?

    2. Окружающий мир, 2 класс.

    Учитель: Лена и мама на зимние каникулы поедут в Санкт-Петербург, а Миша и папа в Австралию. Помогите им собрать вещи. (Класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая группа знакомит со списком собранных вещей.) Посмотрим, как группы выполнили задание. (Разные мнения вызывают реакцию удивления.) Задание я вам дала одно. А как вы его выполнили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Побуждение к формулированию проблемы.) Какая сейчас погода в Австралии? (Проблема как вопрос.)

    3. Математика, 3 класс.

    Учитель: Решите примеры. Вспомните алгоритм. Один ученик у доски, остальные выполняют задание в тетради. (Решают примеры, проговаривают алгоритм. Примеры:

    468 - 143,742 - 318,419-185. Далее следует практическое задание на новый учебный материал.) Решите следующий пример, работайте на листочках. (Фронтально решают пример: 500 - 283.) Решили пример? (Побуждение к осознанию противоречия.)

    Ученики: Да, решили.

    Учитель: Какие получились ответы? (Называют разные ответы.) Я вам предложила решить одинаковый пример? (Ответ: да.) А ответы получились какие?

    Ученики: Разные. Учитель: Почему?

    Ученики: Мы еще не решали такие примеры.

    Учитель: Чем этот пример отличается от тех, которые мы только что решали?

    Ученики: В уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки.

     Учитель: Значит, какие примеры будем учиться решать?

    Ученики: Примеры на вычитание трехзначных чисел, где в уменьшаемом отсутствуют единицы и десятки.

    Учитель: Верно. Тему фиксируем на доске.

    Далее учитель разворачивает с классом побуждающий диалог. Для осознания учениками противоречия педагог произносит следующие реплики: «Задание было одно? А как вы его выполнили? Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?». Заканчивается побуждающий диалог одной из двух возможных фраз: «Какой возникает вопрос?» или «Какая будет тема урока?». Далее сформулированная школьниками учебная проблема (вопрос для исследования или тема урока) фиксируется учителем на доске. На этом этап постановки проблемы завершается.

    2. Русский язык, 3 класс

    Ученик (предпочтительно – способный сделать ошибку) пишет на доске под диктовку слово известный:

    - Проверь написание по орфографическому словарю. Что тебя удивило?

    - Ты думал вначале – как пишется это слово? А на самом деле?

    - Какой у вас возникает вопрос (тема)?

    Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением"

    Прием 4. Учитель предлагает задание, не выполнимое вообще. Оно вызывает у школьников явное затруднение.

    1. Русский язык, 3 класс.

    Учитель: Продолжаем работать с существительными, образованными суффиксальным способом. Прочитайте слова и образуйте от них существительные с помощью суффикса -тель-. (Выполнимое задание. Обучающиеся образуют существительные: учить - учитель, писать - писатель, мыслить - мыслитель.)

    Проделайте то же самое с другим столбиком слов. (Слова: бежать, летать, кричать) Невыполнимое задание. Обучающие испытывают затруднение.

    Учитель: В чем затруднение?

    Ученики: От этих слов нельзя образовать существительные с помощью суффикса -тель-.

    Учитель: Какой возникает вопрос?

    Ученики: Почему от некоторых слов нельзя образовать существительные с помощью суффикса -тель-? (В результате выявленных закономерностей после выполнения заданий обучающиеся формулируют тему урока "Существительные с суффиксом -тель-".)

    Прием 5. Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т. е. задание, не похожее на предыдущее.

    1. Математика, 2 класс.

    Учитель: На доске дан ряд чисел. Что это за числа? Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 6. (Обучающиеся легко справляются с заданием, способ выполнения которого уже известен.) Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 6. (Обучающиеся испытывают затруднение.) Вы смогли выполнить мое задание? Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какова же будет тема нашего урока?

    Ученики: Умножение двузначного числа на однозначное.

    2. Русский язык, 3 класс

    1.Назовите парные согласные в словах, объясните правописание: дубки, арбуз.

    2.Подчеркните буквы непроизносимых согласных звуков, объясните правописание: известный, детский…(не можем объяснить).

    - Почему не можете? В чем затруднения?

    - Какая будет тема урока?

    1. Русский язык, 4 класс.

    Учитель: Какова была тема нашего урока вчера?

    Ученики: ь после шипящих на конце у имен существительных.

    Учитель: вспомнив правило, запишите слова: кирпич, туч, луч…(Дети могут ошибиться, написав слово «туч» с «ь», аргументировав, что это имя существительное женского рода).

    Учитель: Давайте проверим. Я записала эти слова на доске. Что вы заметили?

    Ученики: В слове «туч» нет мягкого знака.

    Учитель: Какой будет тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.)

    Ученики: Когда не пишется мягкий знак после шипящих на конце, кроме существительных мужского рода.

    2.Русский язык, 3 класс

    - Подберите проверочные слова: мороз, порог, образ.

    - Каким способом вы проверяли написание этих слов? (изменяли форму слова так, чтобы в конце после согласного был гласный.)

    - А теперь запишите слова: вестник, тростник, сердце. Каким способом вы их проверите? (таким же).

    - Какие буквы требовали проверки? Вы смогли их проверить данным способом?(нет).

    - Смогли вы выполнить задание? Почему? (не знаем способа проверки.)

    - Сформулируйте тему урока.

    При использовании метода -  побуждающий диалог, я ставлю цель: стимулировать учеников к творческим действиям по осознанию противоречия и обозначению проблемы, по выдвижению и проверке гипотез. После окончания диалога мы вместе делаем вывод, потом учащиеся проверяют правильность своих выводов по учебнику. Снова ситуация успеха.

    Слайд

    Основные выводы

          Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы компетентностного обучения в образовании.

          Данная технология является:

    - результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий;                                                          - здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.  

    - носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.

    Результат (общеучебные умения):

    • Организационные – умение решать проблемы
    • Коммуникативные – вести диалог
    • Интеллектуальные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.
    • Оценочные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Достижение метапредметных результатов средствами современных образовательных технологий 1 Учитель начальных Классов МБОУ ЕСОШ № 7 им. О. Казанского Маковецкая Людмила Николаевна.

    Слайд 2

    Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда". Древняя мудрость 2

    Слайд 3

    3

    Слайд 4

    Проблемное обучение Психология творчества Проблемно-диалогическое обучение 8

    Слайд 5

    Чем проблемно-диалогический урок отличается от традиционного: Традиционный урок 1.Проверка д/з учеников учителем 2.Объявление темы учителем 3.Объяснение темы учителем 4.Закрепление знаний учениками Проблемно-диалогический урок 1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками 2.Актуализация учениками своих знаний 3. Поиск решения проблемы учениками 4.Выражение решения, 5. Применение знаний учениками 5

    Слайд 6

    Девиз проблемно-диалогического обучения: « Открывать знания вместе с детьми» 6

    Слайд 7

    Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. «проблемный» п остановка проблемы п оиск решения «диалог» п обуждающий подводящий 7

    Слайд 8

    Что нужно учителю для освоения технологии? Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, т. е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени и потому объективно необходима каждому учителю . Всего две вещи нужны учителю для осознанного освоения технологии проблемного обучения: знания и желание их применять. 8

    Слайд 9

    9 Из каких этапов состоит проблемно-диалогический урок: : 2) Выдвижение версий 1) Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками 3 ) Актуализация имеющихся знаний 5 ) Поиск решения проблемы – открытие нового знания 6 ) Выражение решения проблемы и п рименение нового знания на практике 4 ) Составление плана решения проблемы

    Слайд 10

    П роблемный урок 10

    Слайд 11

    Методы постановки учебной проблемы Побуждающий от проблемной ситуации диалог Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приёмом 11

    Слайд 12

    Методы постановки учебной проблемы Побуждающий от проблемной ситуации диалог 1) создание проблемной ситуации; 2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации; 3) побуждение к формулированию учебной проблемы; 4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы. 12

    Слайд 13

    Приёмы создания проблемной ситуации «с удивлением» Приём 1 . У читель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения. Приём 2. Педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал. Приём 3. Между житейским представлением учащихся и научным фактом: шаг 1 . Учитель обнажает житейское представление ученика вопросом или заданием « на ошибку»; шаг 2. Предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наг лядностью. «с затруднением» Приём 4. Учитель даёт практическое задание, невыполнимое вообще (возникает только вопрос) Приём 5. Учитель даёт практическое задание, не сходное с предыдущими Приём 6. шаг 1. Учитель даёт невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим шаг 2 . Доказывает, что задание всё-таки не выполнено. 13

    Слайд 14

    Система вопросов для побуждающего диалога: Побуждение к осознанию противоречия Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Вопрос был один? А мнений сколько? Что вас удивило? Что интересного заметили? Почему это задание не получилось? Что мы не знаем? Побуждение к формулированию проблемы в виде темы урока Какой возникает вопрос? Какова будет тема нашего урока? 14

    Слайд 15

    Методы постановки учебной проблемы Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приёмом «яркое пятно» «актуальность» 15

    Слайд 16

    Тема: Учитель Ученики Прочитайте слова на доске. Чем все эти слова похожи? А чем слова отличаются? Над какой темой будем работать? Читают: раскрасить, разбить, расколотить, разбежаться. Это глаголы с приставками. В одних приставка –рас, в других приставка –раз. Правописание приставок раз- и рас- «Правописание приставок рас- и раз-» 20

    Слайд 17

    Спишите слова: моро з , поро г , сер д це, трос т ник… Звезда-звездный 21

    Слайд 18

    Учитель Ученики -Прочитайте слова первого столбика и второго столбика. -На какой вопрос отвечают существительные первого столбика? -На какой вопрос отвечают существительные второго столбика? -Существительные первого столбика называются одушевленными, второго -неодушевленными. -Сформулируйте определение. человек зима родители портрет учитель урок -Кто? -Что? Формулируют определение (открытие нового знания). «Одушевленные и неодушевленные существительные»

    Слайд 19

    Какая сейчас погода в Австралии?

    Слайд 20

    Технология проблемно-диалогического обучения является : результативной обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий; здоровьесберегающей позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний; о бщепедагогической реализуется на любом предметном содержании и в любой образовательной ступени.

    Слайд 21

    Результат (обще учебные умения): Организационные – умение решать проблемы Коммуникативные – вести диалог Интеллектуальные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. Оценочные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

    Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

    Применение проблемно-диалогической технологии в начальной школе

    Технология Е.Л.Мельниковой- это технология деятельностного подхода....

    « Компьютеры на уроках в начальных классах. Информационно-коммуникативные технологии в начальной школе.»

    XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна иг...

    «Использование современных образовательных технологий в начальной школе» ТИКО конструирование - это новая педагогическая технология.

    «Достоинство преподавания     каждогоучебного предмета зависит сколькоот личности преподавателя,столько же и от тех учебных средств,какими он может свободнораспоряжаться. Без них у него нетв...

    Применение инновационных технологий в начальной школе на примере урока технологии.

    В настоящее время понятие инновационные технологии широко распространено в начальной школе. Под этим названием в сфере образования мы понимаем совокупность психолого-педагогических приемов, определяющ...

    Формирование проблемно-диалогической технологии в начальной школе

    Технологическая карта урока по ФГОС , предмет "русский язык" в 1 классе, УМК "Перспектива" на тему "Алфавит". Тип урока - открытие новых знаний. Цель урока - формирование первоначальных знаний об алфа...

    Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Технология проектов.

    Отличительная черта любой  проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы, всем важно донести что-то свое или...