Программа по внеурочной деятельности "Творческая мастерская. Изонить" 2 класс
календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме

 

Каждый ребенок любит рисовать. Дети рисуют карандашами, красками, палочкой на снегу и пальцем на замерзшем окне, мелом на асфальте и угольком на случайной дощечке,  стеклышком на песке и многими другими инструментами и материалами. Оказывается, их можно научить рисовать и нитью. Изонить, - так называется этот вид деятельности.

Нитяна́я гра́фика(варианты названия: изонить, изображение нитью, ниточный дизайн) — графическая техника, получение изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону. В качестве основания иногда используется также бархат (бархатная бумага) или плотная бумага. Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные, мулине или другие. Также можно использовать цветные шёлковые нитки. 

Изонить – это оригинальный вид декоративно – прикладного искусства, уходящий корнями к народным мастерам Англии. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища.                                                 

 В настоящее время искусство  изонити находит широкое применение для украшения изделий и предметов  быта, для оформления интерьера, для выполнения подарков и сувениров.

Техника выполнения изонити проста и доступна человеку любого возраста. Для ее освоения достаточно знать два основных приема: заполнение угла и  заполнение окружности. Используя эту технологию, можно создать великолепные открытки на память, обложки для рукописных книг, закладки, декоративные панно,  и даже оформить элементы одежды. Результат работы в технике "изонить" завораживает детей красотой. А где красота - там и радость, и праздник. И всегда хорошее настроение.

Литература по данной теме, собственные наблюдения за воспитанниками во время проведения занятий по работе в технике «изонить», помогли убедиться, что занятия этим видом деятельности могут быть одинаково интересны как для девочек, так и для мальчиков. Дети с интересом занимаются изготовлением простейших картин. 

         Опыт показывает, что занятия в кружке способствуют активному развитию у ребёнка:

•  мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;                                                                                                                     

•  сенсорного восприятия;                                                                                                               

 •  глазомера;                                                                                                                               

 •  логического мышления;                                                                                                                

•  воображения;                                                                                                                            

 •  волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.);                                                                                                                                                               

•  художественных способностей и эстетического вкуса.

         На занятиях дети приобретают практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами), опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счёте. Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».                               

         

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Управление образования Рузского муниципального района

МБОУ «Гимназия №1 г. Рузы»

Рассмотрена

Экспертным советом

№__ от __________

Утверждаю                                               Директор гимназии _______М.К.Китаева

«______»_____________20__г

Программа дополнительного образования

 для учащихся 7-8 лет

«Умелые ручки». Техника «Изонить»

Срок реализации 1 год

Составила:

Учитель начальных классов

Воропаева Лариса Евгеньевна

г. Руза

2011-2012 учебный год

 Пояснительная записка:

            Каждый ребенок любит рисовать. Дети рисуют карандашами, красками, палочкой на снегу и пальцем на замерзшем окне, мелом на асфальте и угольком на случайной дощечке,  стеклышком на песке и многими другими инструментами и материалами. Оказывается, их можно научить рисовать и нитью. Изонить, - так называется этот вид деятельности.

Нитяна́я гра́фика(варианты названия: изонить, изображение нитью, ниточный дизайн) — графическая техника, получение изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону. В качестве основания иногда используется также бархат (бархатная бумага) или плотная бумага. Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные, мулине или другие. Также можно использовать цветные шёлковые нитки. 

Изонить – это оригинальный вид декоративно – прикладного искусства, уходящий корнями к народным мастерам Англии. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища.                                                 

 В настоящее время искусство  изонити находит широкое применение для украшения изделий и предметов  быта, для оформления интерьера, для выполнения подарков и сувениров.

Техника выполнения изонити проста и доступна человеку любого возраста. Для ее освоения достаточно знать два основных приема: заполнение угла и  заполнение окружности. Используя эту технологию, можно создать великолепные открытки на память, обложки для рукописных книг, закладки, декоративные панно,  и даже оформить элементы одежды. Результат работы в технике "изонить" завораживает детей красотой. А где красота - там и радость, и праздник. И всегда хорошее настроение.

Литература по данной теме, собственные наблюдения за воспитанниками во время проведения занятий по работе в технике «изонить», помогли убедиться, что занятия этим видом деятельности могут быть одинаково интересны как для девочек, так и для мальчиков. Дети с интересом занимаются изготовлением простейших картин, эти занятия

         Опыт показывает, что занятия в кружке способствуют активному развитию у ребёнка:

•  мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;                                                                                                                       •  сенсорного восприятия;                                                                                                                 •  глазомера;                                                                                                                                   •  логического мышления;                                                                                                                 •  воображения;                                                                                                                              •  волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.);                                                                                                                                                                •  художественных способностей и эстетического вкуса.

         На занятиях дети приобретают практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами), опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счёте. Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».                               

Тип данной программы: авторская программа

Цель программы : развитие творческих способностей ребёнка

Задачи:

1. Блок задач по развитию у детей математических представлений

Раздел «Геометрическая форма».

• Дать детям понятие о разных углах: величине, длине сторон.                                                                                          • Дать понятие об окружности, хорде разной длины и её направлении.

         Раздел «Количество и счёт».

• Упражнять детей в количественном и порядковом счёте.                                                                                     • Дать детям понять, что количество не зависит от расстояния.                                                                                         • Закрепить понятие, что результат количественного счёта не зависит от начала отсчёта и направления счёта.                                                                                                                                                                       • Дать понятие о точке отсчёта.

Раздел «Ориентировка на плоскости».

• Закрепить знание направлений: вверху, внизу, слева, справа; движение по часовой стрелке и против часовой стрелки.                                                                                                                                                   • Дать понятие о середине, центре, вершине, крае.

 2. Блок задач по сенсорному развитию

• Развивать цветовое восприятие: дать понятие о холодных и тёплых тонах, научить подбирать цвет к фону.                                                                                                                                                                • Научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия.

3. Блок задач по умственному воспитанию

• Развивать абстрактное мышление.                                                                                                                                             • Обучить плоскостному моделированию – умению составлять из окружностей, дуг и углов (треугольников) изображения предметов и композиций.                                                                                                 • Закрепить понятие «зеркальное изображение».

4. Блок задач по трудовому воспитанию

• Научить владеть иголкой, ниткой, шилом.                                                                                                                 • Научить работе с трафаретом.                                                                                                                                   • Научить технике работы с изонитью.

5. Блок задач по физическому воспитанию

• Развивать мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения.                                                                         • Развивать координацию движений рук под контролем глаз.

6. Блок задач по нравственному воспитанию

Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.

7. Блок задач по эстетическому воспитанию

• Познакомить детей с новыми видами художественной деятельности.                                                                • Воспитывать эстетический вкус.                                                                                                                                                     • Развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга.                                                                                    • Прививать умение использовать знания, полученные на других видах изобразительной деятельности (навык рисования, навык аппликации).

8. Речевой блок

• Развивать активный и пассивный словарь детей.                                                                                                • Развивать объяснительную и доказательную речь.                                                                                                 • Способствовать введению в активный словарь детей математических терминов.

Отличительные особенности программы: программа рассчитана на полный курс обучения детей 2-х классов новой для них технике.  В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение технике, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций. Во время занятий  для  создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки, что способствует  эмоциональному развитию детей. Программа не дублирует урочный материал по технологии, а дополняет его работой в новой технике с использованием других инструментов (шило, игла).

Организационные принципы (возраст детей, сроки реализации программы, условия набора, режим занятий, наполняемость групп)

  Учебный план модифицированного мною курса занятий рассчитан на 1год обучения. Программа «Изонить» адресована учащимся начальной школы. Занятия проходят один раз в неделю. Занятия проходят в виде игры. Группа учащихся не должна превышать 10 человек, чтобы учитель мог  оказать каждому достаточную помощь и осуществлять качественный контроль за соблюдением техники безопасности при работе с колющими инструментами. Технология при групповом методе обучения может применяться  только со второго или третьего класса. Для учащихся  требующих повышенного внимания возможны только индивидуальные занятия. Сам педагог должен очень хорошо владеть данной техникой.

Цикл занятий состоит из трёх разделов:

1. Овладение техникой изонити; изображение углов; моделирование с их использованием образов;

2. Изображение окружностей, дуг, овалов, завитков в технике изонити; моделирование с их использованием образов.

3. Проектная деятельность: выбор рисунка; деление его на круги, овалы, углы, дуги; прокалывание основы; вышивка каждой части.

                  У учащихся начальной школы могут возникать трудности в работе с иголкой: сложно вдеть нитку в иглу, сделать узелок. Бывает, что нитка путается. Все эти технические неполадки могут отразиться на интересе детей к выполняемой работе. Здесь обязательно должен прийти на помощь учитель. На начальном этапе овладения техникой изонити лучше заранее приготовить для детей иголки с нитками и сделать разметку будущего рисунка на картоне. Длина нити на занятиях по нитяной графике имеет большое значение: ее должно хватить на заполнение одного угла.        

Технологии обучения: ведущими технологиями при изучении курса являются технология мастерских, проектная деятельность.

Учебно-тематический план кружка для детей 7 - 8 лет

                     №п/п

Тема занятия

Количество часов

Теоретические(ч)

Практические(ч)

1  

1 раздел. Овладение техникой изонити; изображение углов; моделирование с их использованием образов                                                 Знакомство с изонитью.  Как работать безопасно

1

2- 3

Нарисуем нитью угол(2 занятия: 1 – разметка угла на листе и нанесение делений и шкалы шагов; 2- заполнение угла нитью) 

1

1

4

Ёлочка

0,5

0,5

5 - 6

Зонтик

0,5

1,5

7

Ваза

0,5

0,5

8

2 раздел. Изображение окружностей, дуг, овалов, завитков в технике изонити; моделирование с их использованием образов. Нарисуем нитью круг

1

9-10

Золотая рыбка (заполнение углов)

2

Золотая рыбка (заполнение круга)

11-13

Игрушки (по выбору). Работа со схемами, план выполнения

1

2

14-15

Новогодние игрушки. Шары. Сосульки.

1

1

16-17

 Нарисуем нитью

овал

2

дугу

18-19

Снежинки

0,5

1,5

20-22

Открытка к 8 Марта

Заполнение кругов

1

Заполнение овалов

1

Заполнение дуги

1

23-25

3 раздел. Проектная деятельность Композиция «Букет» Проектная работа.

1

2

26-29

Проектирование собственных проектов   Работа по теме «Дымковская игрушка»

4

30-33

Работа по теме «Гжель»

4

34

Защита проектов. Выставка лучших работ. Итоговое занятие

1

Итого:

11

23

Содержание изучаемого курса

Тема 1: Техника изонити. Знакомство с изонитью как видом графики. Знакомство с техникой безопасности. Показ и анализ готовых изделий. Технология работы.

Темы2, 3, 8, 16, 17:Основные приемы работы. Практическая часть по заполнению нитью основных частей рисунка.

Темы 4-7: Моделирование образов с использованием техники заполнения углов . Выставка готовых изделий.  Теоретическая часть. Выбор схемы рисунка, определение последовательности работы. Практическая часть. Заполнение нитью основных частей (углов) рисунка

Темы 9-15, 18-22: Моделирование образов с использованием техники заполнения окружностей, дуг, овалов, завитков. Выставка готовых изделий. Теоретическая часть. Выбор схемы рисунка, определение последовательности работы. Практическая часть. Заполнение нитью основных частей рисунка.

Тема 23-33: Изготовление проекта: Выбор рисунка. Деление рисунка на круги, овалы, углы, дуги. Прокалывание основы. Вышивка каждой части.

Тема 34: Подведение итогов. Выставка готовых изделий.

Учебно–методическое обеспечение программы

Методы, приемы и форма работы.

словесные методы: объяснение, вопросы, игровые упражнения, беседы.  

 Художественное слово: загадки, чтение стихотворения, рассказывание сказки. Чтобы создать интерес к  определенному занятию используются данные методы и приемы. Образное, меткое и мудрое народное слово должно стать постоянным спутником ребенка: «Не привыкай к безделью – учись рукоделью», «Дело и труд – все перетрут», «У кого сноровка, тот и действует ловко». Чтобы заинтриговать детей, используются загадки: «Конь стальной, хвост льняной», «Ныряла, ныряла да хвост потеряла». С ними вместе будут учиться вышивать интересные игрушки. Когда дети овладевают трудовыми умениями и навыками, по мере накопления опыта самостоятельного выполнения задания, достаточно подсказать ребенку, как следует действовать в данной ситуации («С чего начнешь выполнять свою работу?», «Какой метод заполнения будешь использовать?»).

наглядные методы: показ иллюстраций, рассматривание образца готовой работы.            

Детям образец дается лишь для того, чтобы показать на нем последовательность выполнения работы, познакомить с каким-то новым конструктивным приемом.

практические приемы: отмерить нить, вдеть нить в иглу, завязывание узелка,  работать с трафаретом, умение заполнять угол, дугу, окружность, оформлять свою вышивку в картину (панно).

Овладение приемами выполнения трудовых действий, операций, их правильной последовательностью позволяет приобрести необходимые умения для выполнения различных по содержанию работ.

Дидактический материал:

• иллюстрации;                                                                                                                                                                        • образцы изделий;                                                                                                                                                                                                                               • инструкционные карты и схемы базовых форм (техника заполнения фигур);                                   • инструкционные карты  сборки изделий;                                                                                            • схемы создания изделий;                                                                                                               • альбом лучших работ детей;                                                                                                           • таблицы рекомендуемых цветовых сочетаний                                                                                                                         • стихи, загадки.

Инструменты, необходимые для работы:

• плотный картон или бархатная бумага;                                                                                                    • шелковые нити различного цвета(швейные, мулине, ирис);                                                                       • игла с широким ушком;                                                                                                                             • шило короткое;                                                                                                                         • ножницы;                                                                                                                                                • циркуль, линейка, резинка, цветные и простые карандаши;                                                              • копировальная бумага или калька;                                                                                                     • трафареты;                                                                                                                               • кусок линолеума.

Формы работы творческого объединения:

1.     коллективная, групповая. 

Дети учатся совместно планировать свою деятельность, добиваться намеченной цели, предвидеть будущий результат. При вышивании изонитью дети учатся самостоятельно подбирать нитки для вышивки, чтобы работы были интересными, яркими, непохожими одна на другую. Оформлять работы в небольшие панно.

2.     индивидуальная.

Используется для работы с детьми, которые  в достаточной мере не овладели навыком шитья (затрудняются в завязывании узелка, в применении на практике шва и т.д.), которые пропустили занятия по вышиванию изонитью по болезни.

Ожидаемые результаты:                                                                                                                                      Овладение техникой изонити.                                                                                                               Развитие мелкой моторики пальцев рук.                                                                                   Обогащение активного и пассивного словаря детей.                                                                               Развитие творческих способностей детей.

Формы подведения итогов: составление альбома лучших работ; проведение выставок работ учащихся в классе и в школе; участие в городских, областных и региональных выставках и конкурсах.

Заня-тия

Раздел

Форма занятия

Методы и приёмы организации учебного процесса

Дидактический материал

Техничес-кое осна-щение

Формы подведения итогов

1

1 раздел. Овладение техникой изонити;

Изображе-ние углов; моделиро-вание с их использо-ванием образов                                                

Фронталь-ная беседа, инструктаж

Объяснитель-но-иллюстрат.

образцы изделий стихи, загадки

Видео показ

опрос

2-3

Индивиду-альная, практич. занятие

Репродук-тивный

загадки инструкц. карта и схема заполн. угла

В портфолио учащихся баз. форма

4

Индивиду-альная, практич. занят.

Репродук-тивный

схема создания изделия, образец изделия

коллективное панно «Хвойный лес»

5-6

Групповая, конкурс

Частично-поисковый

образец и схема создания изделия, инструкц. карта  сборки изд.

Самый …(яркий, пёстрый и т. д.) зонтик

7

Игра «Что в вазе?»

Исследова-тельский

образец и схема создания изделия, инструкц. карта  сборки изд., табл. цв.

презентация

выставка работ

8

2 раздел. Изображе-ние окруж-ностей, дуг, овалов, завитков в технике изонити; моделиро-вание с их использованием образов.

Индивиду-альная, практич. занят.

Объяснитель-но-иллюстрат.  и репродук-тивный

загадки инструкц. карта и схема заполн. круга

В портфолио учащихся баз. форма

9-10

Самостоят. работа

Частично-поисковый

образец и схема создания изделия, инструкц. карта  сборки изд., табл. цв.

презентация

Панно «Аквариум» Коллектив. раб.

11-13

Конкурс «Лучшая игрушка»

Исследова-тельский

образец и схема создания изделия, инструкц. карта  сборки изд., табл. цв.

презентация

Коллекция игрушек

14-15

Фронталь-ная беседа и практич. раб. Группов.

Объяснитель-но-иллюстрат. репродук-тивный

образец и схема создания изделия, инструкц. карта  сборки изд., табл. цв.

Украшаем ёлочку

16-17

Фронталь-ная беседа и практич. работа, индивид.

Объяснитель-но-иллюстрат. репродук-тивный

загадки инструкц. карта и схема заполн. овала и дуги

В портфолио учащихся баз. форма

18-19

Игра «Птичий двор», группов.

Исследова-тельский

образец и схема создания изделия, инструкц. карта  сборки изд., табл. цв.

презентация

выставка работ

20-22

Урок мастерства, инд. и групп.

Метод проблемного изложения

стихи, загадки; образцы изделий; инструкц. карты  сборки изд.; табл. цвет.

презентация

Конкурс «Лучшая открытка»

23-25

3 раздел. Проектная деятель-ность                  

Урок мастерства, инд. и групп.

Исследова-тельский

стихи; образцы изделий; инст-рукц. карты  сбор-ки изд.; табл. цв.

Защита проекта

26-29

Урок мастерства, инд. и групп.

Исследова-тельский

стихи; образцы изделий; инст-рукц. карты  сбор-ки изд.; табл. цв.

Видео показ

Защита проекта

30-33

Урок мастерства, инд. и групп.

Исследова-тельский

стихи; образцы изделий; инст-рукц. карты  сбор-ки изд.; табл. цв.

Видео показ

Защита проекта

34

Оформление выставки

Исследова-тельский

Отбор лучших работ

Выставка работ

Диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы».

 I. Знание основных геометрических понятий и базовых форм. Заполнение угла, овала, круга, спирали.
 Высокий уровень – делает самостоятельно,                                                                                    Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
 Низкий уровень – не может сделать.

 II. Умение создавать изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами. 

 Высокий уровень – почти полное совпадение контура с протянутыми нитями;                                                                                   Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
 Низкий уровень – не может сделать.

III. Когнитивное развитие. 

 Высокий уровень – делает самостоятельно,                                                                                    Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца,
 Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.

IV. Творческое развитие: 

 Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной  индивидуальностью;
 Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню возрастной группы;
 Низкий уровень – явные диспропорции, нарушение цветовой гаммы.

V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков

• Оцениваются умения:                                                                                                                                                        – организовать свое рабочее место,                                                                                                                              – рационально использовать необходимые материалы,                                                                                                         – аккуратность выполнения работы.

Глоссарий

Изонить                                                                                                                                  Интерьер                                                                                                                                   Ниточный дизайн                                                                                                                          Нитяна́я гра́фика                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Трафарет                                                                                                                                          Хорда

Список литературы

Для детей и родителей:

  1. НагибинаМ.И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры. Ярославль «Академия развития» 1997.
  2. Популярное пособие для родителей и педагогов
  3. Торгашова  В. Рисуем нитью. Скрипторий-2003; 2009.

Для преподавателей:

  1. Популярное пособие для родителей и педагогов
  2. Бурундукова Л. Волшебная изонить. АСТ- Пресс Книга., 2009.
  3. Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие – 2-е. издание, исправленное. Детство-Пресс., 2008.
  4. Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. М.: Легпромбытиздат, 1993.
  5. Новиковская О.А. «Ниткография. Конспект занятий по развитию пальчиковой моторики и речи (от 3 до 7 лет), Паритет, 2008г.

Панфилова Т.Ф. Рукоделие: поделки из ткани, ниток, тесьмы. Школьная Пресса., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности" Мастерская Самоделкина" для учащихся 1 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Мастерская Самоделкина" для учащихся 1 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности мастерская «В мире слов»

Рабочая программа по внеурочной деятельности мастерская «В мире слов»...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Мастерская слова»

Программа курса внеурочной деятельности " Мастерская слова"...

Программа по внеурочной деятельности "Мастерская речевого творчества"

Программа по внеурочной деятельности "Мастерская речевого творчества"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе "Игровая мастерская"

Программа «Игровая мастерская» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов в соответствии с новыми требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального обще...