Рабочая программа по внеурочной деятельности мастерская «В мире слов»
рабочая программа по теме

Михайлина Екатерина Ивановна

Рабочая программа по внеурочной деятельности мастерская «В мире слов» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_slov.docx54.74 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа мастерская «В мире слов» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Курс  введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общекультурного направления.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

· Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

· федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1067 от 19.12.2012г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013 / 2014учебный год»;

· учебный план образовательного учреждения на 2013/2014 учебный год протокол №5 от 29.04.2013г.;

· локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы).

Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

  • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
  • воспитание культуры обращения с книгой;
  •  формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
  • развивать  смекалку и сообразительность;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

 Особенности программы  мастерская  «В мире слова»

1 класс - «Путешествия по Стране Слов»

2 класс - «Секреты орфографии»

3 класс - «Занимательное словообразование»

4 класс - «Занимательная лингвистика»

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

Формы проведения занятий

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
  • Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
  • В каждом занятии прослеживаются три части:
  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

Основные методы и технологии

  • технология  разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология  обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника.

Описание места курса  в учебном плане

Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 1–4-х классов.

Планируемые результаты.

1-й класс

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать  своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметне результаты 

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

2-й класс

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

3-4-й классы

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.


Календарно-тематическое планирование

1 класс

№ п/п

Тема занятия

Личностные УУД

Метапредметные УУД

Дата проведения

Регулятивные

Коммуникативные

1

В мире безмолвия и неведомых звуков.

Проявление познавательного интереса, определенных познавательных потребностей и учебных мотивов, положительного отношения к школе и адекватного представления о ней

Понимать важность умение оценивать свою работу и работу одноклассников на основе заданных критериев успешной учебной деятельности

В предложенных педагогом ситуациях общения

и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить

Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; формулировать собственное мнение и позицию

 

Организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

Обмениваться мнениями, слушать партнера по коммуникации – другого ученика и учителя; обсуждать индивидуальные результаты практико-речевой деятельности.

Выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе 

2

В страну слов. Первые встречи.

3 -4

К тайнам волшебных слов.

5

Выбор друзей в Стране Слов

6

К несметным сокровищам Станы Слов.

7

Чудесные превращения слов.

8 - 9

В гости к Алфавиту.

10

К тайнам звуков и букв.

11

Встреча с Радугой.

12

В Страну Говорящих Скал.

13

В  глубь веков на Машине времени.

14

В Королевстве ошибок.

15

В Страну Слогов.

16

Неожиданная остановка в пути.

17

В удивительном городе Неслове.

18 - 19

Чудеса в Стране Слов.

20

К словам разнообразным, одинаковым, но разным.

21 - 22

На карнавале слов.

23

В Театре близнецов.

24

Конкурс знающих.

25

Новое представление.

26

Необычный урок.

27

Следопыты развлекают гостей.

28

В Клубе весёлых человечков.

29 - 30

К словам – родственникам. Почему их так назвали?

31

Экскурсия в прошлое.

32

Полёт в будущее.

33

Итоговое занятие.


Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 1-го класса

Обучающиеся должны знать:

  • Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
  • Признаки гласных и согласных звуков.
  •  Буквы русского алфавита.
  • Родственные  слова.                                                                                                    
  • Антонимы,
  • Многозначные слова.
  • Системные связи слов.

Обучающиеся должны уметь:

  • Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов.
  • Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
  • Делить слова на слоги.
  • Подбирать родственные слова.
  • Объединять слова в группы.
  • Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.
  • Составлять текст по вопросам учителя.                                                                              
  • Работать со словарями.
  • Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.

Календарно-тематическое планирование

2 класс

№ п/п

Тема занятия

Личностные УУД

Метапредметные УУД

Дата проведения

Регулятивные

Коммуникативные

1

Как обходились без письма?

Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

 Освоение роли ученика; проявление интереса (мотивации) к учению, адекватная самооценка через сравнение своих достижений вчера и сегодня.

Проявление интереса(мотивации) к учению, уважения к мнению одноклассников

Формулировать и удерживать учебную задачу, осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя.

Оценивать и анализировать результат своего труда, определять то, что лучше всего получилось, а при необходимости вносить изменения в решение задания.

Организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе.

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, в соответствии с задачами и условиями

Демонстрировать свое понимание высказывания партнера по общению, видеть разницу между двумя заявленными точками зрения и понимать необходимость присоединиться только к одной из них.

2

Древние письмена.

3

Как возникла наша письменность?

4-5

Меня зовут Фонема.

6-8

Для всех ли фонем есть буквы?

9

«Ошибкоопасные» места

10

Тайны фонемы

11-12

Опасные согласные

13

На сцене гласные

14

«Фонемы повелевают буквами»

15

Когда ь пишется, а когда не пишется?

16

Ваши старые знакомые

17 -18

Правила о непроизносимых согласных

19-20

Волшебное средство – «самоинструкция»

21

Строительная работа морфем

22-23

Где же хранятся слова?

24-25

Поговорим о всех приставках сразу

26-27

Слова – «родственники»

28-30

Кто командует корнями?

31-32

«Не лезьте за словом в карман!»

33

«Пересаженные» корни

34

Итоговое занятие

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу   2 - го класса

Обучающиеся должны знать:

  • Правила правописания слов с изученными орфограммами.
  • Признаки согласных и гласных звуков.                                                                    
  • Состав слова.                                                                                                                      
  • Признаки родственных слов.                                                                                                  
  • Виды пересказа.                                                                                                                                                                                                            

Обучающиеся должны уметь:

  • Различать приставки и предлоги.
  • Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
  • Разбирать слова по составу.
  • Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
  • Писать НЕ с глаголами.
  • Работать со словарем.
  • Группировать и подбирать слова на определенные правила.
  • Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
  • Составлять рассказы по картинке.                                                                                  
  • Пересказать текст.

Календарно-тематическое планирование

3 класс

№ п/п

Тема занятия

Личностные УУД

Метапредметные УУД

Дата проведения

Регулятивные

Коммуникативные

1

Сказочное царство слов .  

Проявление познавательного интереса, определенных познавательных потребностей и учебных мотивов, положительного отношения к школе и адекватного представления о ней

Умение оценивать свою работу и работу одноклассников на основе заданных критериев успешной учебной деятельности

Осознание роли речи
в общении людей; понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств

Адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий; в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно
и усвоено, и того, что ещё не известно.

Осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе.

Слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, в соответствии с задачами и условиями

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Обмениваться мнениями, слушать партнера по коммуникации – другого ученика и учителя; обсуждать индивидуальные результаты практико-речевой деятельности.

2-3

Путешествие в страну Слов.

4 - 5

Чудесные превращения слов.

6 -7

В гостях у слов- родственников.

8- 9

Добрые слова.

10

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

11- 12

Новые слова в русском языке.

13

Встреча с зарубежными друзьями.

14- 15

Синонимы в русском языке.

16

Слова- антонимы.

17

Слова- омонимы.

18

Крылатые слова.

19- 20

В королевстве ошибок.

21-22

В стране Сочинителей.

23-24

Искусство красноречия.

25

Праздник творчества и игры.

26- 27

Трудные слова.

28- 29

Анаграммы и  метаграммы.

30- 31

Шарады и логогрифы.

32

Откуда пришли наши имена.

33

Занимательное слообразование.

34

КВН по русскому языку.

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу  3-го класса

Обучающиеся должны знать:

  • Правила правописания слов с изученными орфограммами.
  • Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
  • Главные члены предложения.
  • Состав слова.

Обучающиеся должны уметь:

  • Различать приставки и предлоги.
  •  Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
  • Разбирать предложения по членам предложения.
  • Обозначать на письме интонацию перечисления.
  • Разбирать слова по составу.
  • Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
  • Писать правильно слова с удвоенными согласными.
  • Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
  • Определять число, время глаголов.
  • Писать НЕ с глаголами.
  • Работать со словарем
  •  Группировать и подбирать слова на определенные правила.
  • Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
  • Составлять рассказы по картинке.

Календарно-тематическое планирование

4 класс

№ п/п

Тема занятия

Личностные УУД

Метапредметные УУД

Дата проведения

Регулятивные

Коммуникативные

1

Что такое орфоэпия?

Проявление познавательного интереса, определенных познавательных потребностей и учебных мотивов, положительного отношения к школе и адекватного представления о ней

 Осознание роли речи
в общении людей; понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств

Самоопределение: система заданий, нацеленная на децентрацию младшего школьника, ориентирующая его на учет чужой точки зрения. Самоконтроль процесса и результатов деятельности

Умение оценивать свою работу и работу одноклассников на основе заданных критериев успешной учебной деятельности

Проявление положительного отношения к школе

Принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; формулировать собственное мнение и позицию

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

Организовывать свое рабочее место, определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке

Адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий; в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно
и усвоено, и того, что ещё не известно.

Формировать собственное мнение и позицию

Учитывать разные мнения и интересы

Обмениваться мнениями, слушать партнера по коммуникации – другого ученика и учителя; обсуждать индивидуальные результаты практико-речевой деятельности.

Уметь слушать
и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

Сдостаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

2

Что такое фонография или звукозапись?

3

Звуки не буквы!

4

Звучащая строка.

5

Банты и шарфы.

6

«Пигмалион» учит орфоэпии.

7

Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях.

8

Имена вещей.

9

О словарях энциклопедических и лингвистических.

10

В царстве смыслов много дорог.

11

Как и почему появляются новые слова?

12

Многозначность слова.

13

«Откуда катится каракатица?»О словарях, которые рассказывают об истории слов.

14

Об одном и том же - разными словами.

15

Как возникают названия.

16

Слова – антиподы.

17

Фразеологические обороты.

18

Словари «чужих» слов.

19

Капитан и капуста.

20

«Он весь свободы торжество».

21

Мы говорим его стихами.

22

Слова, придуманные писателями.

23

Слова уходящие и слова – новички.

24

Словарь языка Пушкина.

25

Смуглая Чернавка.

26

Паронимы, или «ошибкоопасные слова».

27

Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».

28

Какой словарь поможет избежать ошибок?

29

Словарь- грамотей.

30

Научная этимология.

31

Какие бывают имена?

32

Древнерусские имена.

33

Отчество и фамилия.

34

Надо ли останавливаться перед зеброй?

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу 4-го класса

Учащиеся должны знать:

  • отличительные признаки основных языковых единиц;
  • основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
  • слова, словосочетания, предложения, текста;
  • основные орфографические  и пунктуационные правила;
  • о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;

Учащиеся должны уметь:

  • четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
  • подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
  • различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
  • пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями