Технологические приемы использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо
презентация к уроку на тему

Критическое мышление - это проверка предложенных решений с целью определения области их возможного применения, то есть в природе критического мышления заложена потребность принимать, перерабатывать и применять предложенные знания. Следовательно, ученик обучающийся по этой технологии представляет собой самореализующуюся и самообразовывающуюся личность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trkmchp.docx36.12 КБ
Файл trkmchp.pptx165.48 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс Киенко О.В. «Применение ТРКМЧП в начальной школе»

Технологические приемы использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП)

        В школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Одной из главных задач является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания.

Сегодня мы хотим коту-то напомнить, кого-то познакомить с приемами и стратегиями технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

        Педагогическая технология – это набор инструментов и правил, которыми может пользоваться любой учитель и при использовании которых результат будет обеспечен.

         Отличительные признаки педагогической технологии:

  • в основе лежат конкретные педагогические теории и идеи;
  • определен строгий порядок всех действий;
  • воспроизводится любым педагогом в любом учебном заведении;
  • совместная деятельность педагога и детей с обязательным обеспечением индивидуального и дифференцированного подходов;
  • четкие критерии и оценки результатов;
  • гарантированность педагогического процесса.

Технологии в образовательный процесс внедряются медленно. Происходит это из-за привычки учителя быть в центре урока. Учитель – «артист», дети – «зрители». Учитель – «режиссер», дети – «исполнители». Если учитель уходит в тень, управляя уроком так, что ученики становятся инициаторами, урок качественно меняется. Современные педагогические технологии радикально помогают перестроить  процесс обучения.

Каким должен быть урок?

  • динамичным (темп урока должен быть оправданно высоким, «передышка» учащимся обеспечивается сменой видов деятельности);
  • содержательным (давать пищу для ума и творчества);
  • результативным;
  • положительным (эмоциональным, добрым, жизнеутверждающим, пробуждающим желание работать дальше).

Каким должен стать ученик?

  • самостоятельным (умеющим добывать знания и обрабатывать их, организовывать свою деятельность, анализировать свой и чужой опыт);
  • вдумчивым;
  • добросовестным.

Каким должен быть учитель?

  • организатор деятельности учеников;
  • генератор идей;
  • изменять окружающий мир в лучшую сторону;
  • творить и получать от своего творчества удовольствие.

        

        Термин критическое мышление  известен очень давно из работ психологов Ж. Пиаже, Дж. Брунера, Л.С. Выготского, Д. Дьюи. На основе их трудов был разработан проект «Чтение и письмо для развития критического мышления».

        «Критическое мышление» отграничено от понятия «творческое мышление». Творческое мышление – это открытие принципиально нового или усовершенствованого решения  задачи. Критическое мышление – это проверка предложенных решений с целью определения области их возможного применения, т.е. в природе критического мышления заложена потребность принимать, перерабатывать и применять предложенные знания. Следовательно,  ученик обучающийся по этой технологии представляет собой самореализующуюся и самообразовывающуюся личность.

Цель использования технологии РКМЧП - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни - умение принимать взвешенные решения, работать с информацией в процессе чтения и письма, анализировать различные стороны явлений.

 Технология РКМЧП привлекает  своей универсальностью: она применима на любой ступени, в любом классе и на любом предметном содержании. Данная характеристика является определяющей, так как, будучи учителем начальных классов, преподавая в одном классе несколько предметов, хочется владеть именно такой универсальной технологией обучения.

ТРКМЧП развивает способность работать осмысленно, предполагая активные виды деятельности как учителю, так и ученику через использование целого набора приемов. Приемы технологии должны вводится постепенно, на каждом уровне образовательного процесса дополняться и усложняться.

Модель ТРКМЧП вписывается в урок и состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

        На стадии вызова у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

        Смысловая стадия - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда должен сопровождаться действиями ученика (постановкой «тонких» и «толстых» вопросов, составлением таблиц, кластеров), которые позволяют отслеживать собственное понимание.

        Стадия рефлексии  - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в беседе.

Такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия.

На уроке ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, обсуждают прочитанное. Технология РКМЧП вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования.

В результате использования данной технологии ученики умеют:

 - выделять причинно-следственные связи;

 - рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

 - отвергать ненужную или неверную информацию;

 - выделять ошибки в рассуждениях;

 - сформированы навыки работы с информацией.

Педагогическая задача учителя состоит в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом нам помогают приёмы технологии РКМЧП.

Мы  познакомим вас технологическими приемами и стратегиями, которые используют на уроках чтения, окружающего мира, русского языка, математики.

Прием - кластер («гроздь»), смысл которого в выделении смысловых единиц текста и графическом оформлении их в определенном порядке в виде грозди. Использовать данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии.

«Грозди» - графический прием систематизации материала. Выделяем центр – это наша тема (например, «Имя существительное»), от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы («Признаки имени существительного – постоянные и непостоянные»), а от них соответствующие термины, понятия («Имя существительное, его грамматические признаки»). В работе над кластерами не надо бояться записывать все, что приходит на ум; продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут; постараться построить как можно больше связей.

Прием «Верите ли вы, что…» применяется на стадии вызова. При изучении темы «Вода» у каждого ученика на парте таблица, как на доске. Учитель  задает вопросы, а ученики ставят  в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка останется пустой. Вопросы учителя: - … вода может разрушить горы? - … вода и туман родственники? - … вода путешествует по Земле? - … ветер помогает воде путешествовать? В течение урока ученики будут обращаться к таблице и видеть, насколько были правы).

Прием «тонкие - толстые»  вопросы. «Тонкие» вопросы - ответ на них находится в изучаемом учебном материале.  «Толстые» вопросы – ответ на них предполагает поиск других источников информации.  Этот прием находит применение на смысловой стадии.

Прием «горячий стул» или «трон» - на стул (трон) садится ученик (по желанию), а остальные задают ему «тонкие» вопросы по изучаемому материалу (любое правило по русскому языку). Часто используется на стадии рефлексии.

        Приём «Корзина идей» предполагает работу в группах. Данный прием применим на стадии вызова. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения. На доске фиксируются все  предположения.

Прием «лови ошибку» - на доске записываются слова, которые не относятся к данной теме. Учащиеся находят («ловят») ошибки, допущенные учителем (например, слова с орфографическими ошибками).

         Прием «чтение с остановками» - прогнозирование текста (на уроках  литературного чтения).

        Прием «Дерево предсказаний» - предположения по поводу развития сюжетной линии.

Прием «читательский отклик» -  комментарии к прочитанному тексту, впечатления.

Прием «синквейн» - это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам: в  первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным);
в
торая строчка - описание темы в двух словах (двумя прилагательными); третья строчка - описание действия в рамках этой темы тремя словами; четвертая строка - фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме; последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. Данный прием находит применение на стадии рефлексии. Например,

Вода

Живая, таинственная,

Путешествует, меняется, радует,

Национальное богатство страны,

Жизнь.

            Приём «Инсерт». На стадии осмысления дети ищут ответ на вопросы,  самостоятельно читая  статью в учебнике. Во время чтения текста делают на полях пометки: «V» - уже знал;  «+» - новое для меня;  «-» - думал иначе;  «?» - не понял, есть вопрос.

Прием «Шесть шляп» применяю на стадии рефлексии. Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей. Например, тема «Полезные ископаемые». Белая шляпа. Факты. Полезные ископаемые бывают твердые, жидкие и газообразные. Жёлтая. Позитивное мышление. Для жизни человека и производства необходима добыча полезных ископаемых. Черная. Проблема. При добычи полезных ископаемых нарушается экологическое равновесие и происходит загрязнение окружающей среды. Красная. Эмоции. Больше всего на уроке нам понравилось рассматривать полезные ископаемые и выделять их свойства. Зеленая. Творчество. Местонахождение залежей многих ископаемых человеку еще не известно. Синяя. Философия. Обобщают высказывания каждой группы.

        Прием РАФТ применяется на стадии рефлексии. Учитель предлагает написать небольшой рассказ после изучения темы по окружающему миру «Дыхательная система человека». Рассказ должен быть от имени любого человека нашей планеты, и предназначен он будет для жителей планеты Марс. Определяем четыре параметра будущего текста: Р – роль (любой человек нашей планеты); А – аудитория (кому вы будете писать – жителям Марса); Ф - форма – рассказ; Т – тема  «Дыхательная  система человека». Ученики в течение 3-5 минут составляют и записывают рассказы.        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Слайд 2

Педагогическая технология: педагогические теории и идеи; строгий порядок действий; воспроизводится любым педагогом; совместная деятельность педагога и детей; четкие критерии результатов; гарантированность педагогического процесса.

Слайд 3

Каким должен быть урок? динамичным; содержательным; результативным; положительным

Слайд 4

Каким должен стать ученик? самостоятельным в добывании знаний и обработке их

Слайд 5

Каким должен быть учитель? организатор деятельности учеников; генератор идей

Слайд 6

«Критическое мышление» (от греч. Kritike – оценка, разбор, обсуждение) Ж. Пиаже, Л.С. Выготский , Д. Дьюи ; Ч. Темпл, К. Мередит , Д. Стилл ( проект «Чтение и письмо для развития критического мышления»); С.И. Заир-бек, И.В. Муштавинская (с 1997г.)

Слайд 7

Творческое мышление Критическое мышление Результат – открытие принципиально нового или усовершенствова-ного решения задачи Представляет – проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения

Слайд 9

Цель использования технологии Развитие мыслительных навыков учащихся, умение принимать взвешенные решения, работать с информацией в процессе чтения и письма, анализировать различные стороны явлений.

Слайд 10

ТРКМЧП общепедагогическая; надпредметная ; здоровьесберегающая

Слайд 11

Стадии урока по модели ТРКМЧП: I стадия (фаза) – вызов; II стадия (фаза) – осмысление; III стадия (фаза) - рефлексия

Слайд 12

Начальная школа Приёмы ТРКМЧП Стадия урока Технологические приёмы Вызов «Кластер (гроздь)», «Верите ли вы, что..», «Корзина идей», «Работа сообща», «Читательский отклик», «Лови ошибку» Осмысление « Инсерт », «Чтение с остановками», «Сводная таблица», таблица «Что? Где? Когда?», «Кластер», «Толстые – тонкие вопросы» Рефлексия «Шесть шляп мышления », «Ромашка вопросов», « Синквейн », РАФТ, «Кластер»

Слайд 13

Ученики умеют: выделять причинно-следственные связи; рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; отвергать ненужную или неверную информацию; выделять ошибки в рассуждениях; сформированы навыки работы с информацией.

Слайд 14

Кластер (гроздь)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на примере урока чтения во 2 классе по теме "В. Драгунский "Заколдованная буква"

Вашему вниманию предлагается презентация к выступлению на мастер-классе по теме "И.спльзование технологии равития критического мышления через чтение и письмо на примере урока литературного чтения во 2...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.

Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.

Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...

Урок литературного чтения в 3 «Б» классе с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» На тему «Андрей Платонов «Разноцветная бабочка»

Урок литературного чтенияв 3 «Б» классес использованием технологии«Развитие критического мышления через чтение и письмо»    На тему«Андрей Платонов&la...

Урок литературного чтения в 3 классе с использованием технологии «Развития критического мышления через чтение и письмо».В.М.Гаршин "Лягушка-путешественница"

Материал содержит технологическую карту урока по теме "Произведение В.М.Гаршина "Лягушка-путешественница"" с использованием технологии "Развития критического мышления через чт...