«Системно – деятельностный подход в обучении»
учебно-методический материал на тему

Коротких Лариса Юрьевна

Выступление на окружном семинаре   «Системно – деятельностный подход в обучении»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1.

Выступление на окружном семинаре

«Системно – деятельностный подход в обучении»  

Заместитель директора по УВР Коротких Л.Ю.

Слайд 2.

   В « Концепции модернизации Российского образования» говорится:

« Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения,  прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью, способные к сотрудничеству, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание».

          Может ли школьник рассчитывать, что он таким и станет, окончив общеобразовательную школу?

          Окончив школу, ребёнок зачастую осознает, что и знания есть, и желание есть, но найти свою дорогу во взрослой жизни, стать нужным и полезным, состояться как профессионалу ему не так-то просто.

       Слайд 3.

  Переход в 2011 году на новый образовательный стандарт позволяет надеяться, что учащиеся, окончив школу, будут соответствовать требованиям современного общества.

         Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться. Это есть главная задача новых образовательных стандартов.

        Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе, который обеспечивает:

       Слайд 4.

  • Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • Активную учебно – познавательную деятельность обучающихся;
  • Построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;

Слайд 5.

 Системно-деятельностный подход реализуется с помощью технологии деятельностного метода - метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным.

          Ключевое слово здесь – деятельность. «В действии порождается знание!»

           Задача учителя становится не только наглядно и  доступно на уроке всё объяснить, рассказать, показать, а включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.

Сущность системно-деятельностного подхода

Дети "открывают" знания сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие.

Задача учителя при введении нового материала заключается в том, что он должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

         Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен будет изменить организацию деятельности детей.  Для организации деятельности учащегося учитель переходит с позиции носителя знаний на позицию организатора познавательной деятельности. Построить исследовательскую работу на уроке с целью добывания нового знания – сложнее, проще самому объяснить материал, но знания, полученные в результате поиска, отличаются глубиной, прочностью, действенностью.

Слайд 6.

      Меняются и принципы учебного сотрудничества. На первое место выходит учебное сотрудничество со сверстниками: групповая и парная работа. Организацию парной  работы нужно начинать с первого школьного дня. Ритуалы, этикет совместной работы  осваиваются сначала на внеучебном материале, чтобы не приходилось учить одновременно двум сложнейшим вещам: и навыкам работы с учебным материалом, и навыкам сотрудничества. Как сесть за партой, чтобы удобнее было общаться с соседом, как с ним разговаривать (шепотом, доброжелательно); правила совместного обсуждения - все эти мелочи обсуждаются и опробуются на каждом уроке.  

Слайд 7.

    Всегда необходимо установить правила работы пары и  группы и критерии оценки ее достижений, убедиться в том, что ученики понимают критерии оценки их совместной работы в начале каждого урока. Правил должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке.

Слайд 8.

Правила работы пары:

  • Работать должны оба.
  • Один говорит, другой слушает.
  • Свое несогласие высказывай вежливо.
  • Если не понял, переспроси.

Слайд 9.

Правила работы группы.

  • Один говорит, другие слушают.
  • Свое несогласие высказывай вежливо.
  • Работать должен каждый на общий результат.
  • Если не понял, переспроси.
  • Свое мнение надо доказывать.

Слайд 10.

Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет определенную роль при выполнении задания. Роли могут быть, например, следующие:

  • Ответственный
  • Чтец
  • Секретарь
  • Докладчик
  • Консультант

   Нужно устанавливать для групп только реалистичные задачи, а в качестве критериев оценки работы использую выступления групп перед классом.  

     Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

Слайд 11.

Система дидактических принципов.

1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности

Слайд 12.

Структура современного урока.

( урока «открытия» нового знания)

  1. Мотивация к учебной деятельности.
          На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: 1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); 2) выделяется содержательная область («могу»).

 У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

Приёмы работы:

• учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);

• учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;

• девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);

• самопроверка домашнего задания по образцу.

Настраивает детей на работу.

• 1-2 минуты;

Слайд 13.
2. Проблема.  Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.  
        Данный этап предполагает   повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания.   В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.

  • Возникновение проблемной ситуации.
  • 4 – 5 минут

 Слайд 14.

3. Выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности.   
            На данном этапе происходит обсуждение возникшего затруднения («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»). Учитель организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока (четко проговаривается).
 4-5 минут;


Слайд 15.

4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). 
       На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения  проблемной ситуации и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез. Учитель организует коллективную деятельность детей в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т. д.).  
Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила, они пытаются выразить своими словами.

В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это, возможно, используется приём перевода правил на язык образов.

В завершение устанавливается, что учебная задача разрешена. 

• 7-8 мин;

Слайд 16.

5. Первичное закрепление во внешней речи.  
        Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи. 

• Способы: фронтальная работа, работа в парах;

• В    процессе    первичного    закрепления задания    выполняются    с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.

• 4-5 минут;

Слайд 17.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.  
        При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают ее.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);

• Выполняется письменно;

• Методы: самоконтроль, самооценка.

При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.

При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

• 4-5 минут;

Слайд 18.

7. Включение в систему знаний и повторение.  
         На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.

• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;

• Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

• 7-8 минут;

Слайд 19.

8. Рефлексия деятельности.  
         На данном этапе организуется
самооценка учениками деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, и намечаются цели последующей деятельности.

Вопросы:

• Какую задачу ставили?

• Удалось решить поставленную задачу?

• Каким способом?

• Какие получили результаты?

• Что нужно сделать ещё?

• Где можно применить новые знания?

• 2-3 минуты;

На уроках даются не только предметные знания, но и рассматриваются вопросы здоровьесбережения, вопросы духовно – нравственного развития, этики, решается программа формирования учебно – универсальных действий, т.е. то,  что записано в Основной образовательной программе.

       Подводя итоги, я уверена в том, что деятельностный подход в обучении – это необходимое условие овладения знанием. Современная школа требует, чтобы ребёнок сегодня не только мог что-то делать и знать, он должен научиться учиться, уметь применять полученные знания в школе, а также самостоятельно в любой жизненной ситуации.  Метод хорош и тем, что он обеспечивает рост творческого потенциала ученика, создаёт основу для самостоятельного успешного обучения.

Слайд 20.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Системно – деятельностный подход как основа реализации Основной образовательной программы»

Слайд 2

«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью, способные к сотрудничеству, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, ее социально – экономическое процветание»

Слайд 4

Технология деятельностного метода – метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно - познавательной деятельности.

Слайд 5

Учебное сотрудничество Учебное сотрудничество со взрослыми Учебное сотрудничество с самим собой Учебное сотрудничество со сверстниками

Слайд 6

Учебное сотрудничество со сверстниками

Слайд 7

Правила работы в парах Работать должны оба. Один говорит, другой слушает . Свое несогласие высказывай вежливо. Если не понял, переспроси.

Слайд 8

Правила работы в группе В группе должен быть ответственный. Работать должен каждый на общий результат. Один говорит, другие слушают . Если не понял, переспроси. Свое несогласие высказывай вежливо.

Слайд 9

Роли в группе Ответственный Чтец Секретарь Докладчик Консультант

Слайд 10

Дидактические принципы Деятельности Непрерывности Целостности Минимакса Психологической комфортности Вариативности Творчества

Слайд 11

Современный урок 1. Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение учащихся в деятельность Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу») Выделяется содержательная область («могу») 1-2 минуты;

Слайд 12

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии (проблема) Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Возникновение проблемной ситуации. 4 – 5 минут

Слайд 13

3. Выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности Цель: обсуждение затруднений «Почему возникли затруднения?» «Чего мы ещё не знаем?»; Проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить; Формулирование темы урока. Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог. 4-5 мин;

Слайд 14

4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания) Цель: решение устной задачи и обсуждение проекта её решения. Способы: диалог, групповая или парная работа: Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог. 7-8 мин;

Слайд 15

5. Первичное закрепление во внешней речи Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. Способы: фронтальная работа, работа в парах; В процессе первичного закрепления задания выполняются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи. 4-5 минут;

Слайд 16

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. 4-5 минут; Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий); Выполняется письменно; Методы: самоконтроль, самооценка.

Слайд 17

7. Включение в систему знаний и повторение. Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие; Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее. 7-8 минут;

Слайд 18

8. Рефлексия деятельности Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Вопросы: Какую задачу ставили на уроке? Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? Где можно применить новые знания? Что на уроке у вас хорошо получилось? Над чем ещё надо поработать? …… 2-3 минуты;

Слайд 19

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход в обучении младших школьников

В презентации раскрыты основные виды УУД, используемые на уроках развивающего обучения. Дана сравнительная таблица: "Критерии анализа уроков РО и ТО.Раскрыты пути решения задач, проблем.Даны планируем...

«Организация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников».

Деятельностный подход - это главное условие реализации ФГОС.В рамках стандартов реализуется новый подход к организации обучения, который направлен на раскрытие способностей учащихся, на формирование л...

Реализация системно - деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литетурного чтения

В данной статье мной приводятся примероы методов и приемов по реализации системно - деятельностного метода. ...

Реализация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников.

В статье  раскрыто содержание основных учебных умений, формируемых на уроках математики при реализации деятельностного подхода к обучению. Рассмотрены основные виды работы на разных этапах у...

Урок в рамках системно – деятельностного подхода в обучении (в образовании).

В статье раскрывается понятие "современный урок", даётся сравнительный анализ структуры урока....

Системно-деятельностный подход в обучении как одно из важнейших условий формирования у младших школьников умения учиться.

Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения как одна из важнейших задач образ...