Главные вкладки

    Статья: « Механизм формирования, структуру и критерии оценивании тематического портфолио ученика по проблеме «Овладение универсальными учебными действиями»
    статья на тему

    Сапогина Светлана Юрьевна

    Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня информации. Именно портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и другими - и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

       

    Статья: « Механизм формирования, структуру  и критерии оценивании

    тематического портфолио ученика по проблеме «Овладение универсальными учебными действиями»

    Автор: Сапогина С.Ю.

    учитель начальных классов

    МАОУ СОШ №8 г. Когалым

    Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня информации. Именно портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и другими - и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию.

    В процессе работы над портфолио у обучающихся формируются следующие компетенции:

    • готовность к постоянной работе над собой для овладения культурой учебной и трудовой деятельности;
    • потребность в активной познавательной деятельности..

     Развитие самооценки в младшем школьном возрасте.

    Самооценка в младшем школьном возрасте носит еще неустойчивый характер, и поэтому ее перестройка из повышенной или пониженной в адекватную может происходит не слишком болезненно, если воспитатель вовремя обратит на это внимание. Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя.

    Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки.

    Определение предложено Д. Майером: “Портфолио - это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях. Коллекция должна вовлекать учащегося в отбор его содержания, определения критериев его отбора; должна содержать критерии для оценивания портфолио и свидетельства о рефлексии учащегося”

    Портфолио и самооценка тесно связаны друг с другом, так как “портфолио - это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях…”. То есть портфолио является одним из средств самооценки самого учащегося и инструментом фиксирования его индивидуальных достижений.

    Портфолио в системе оценки результатов освоения ООП НОО.

    В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

    Особенностями системы оценки являются:

    -  комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

    -  использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

    -    оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

    -      оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

    -  сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

    -  использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и не персонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;

    -  уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

    -   использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

    -     использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

    -   использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

    Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – Портфолио.

    Портфолио ученика:

    - является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;

    - реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;

    - позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;

    - предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

    Портфолио представляет собой комплект печатных материалов формата А-4, в который входят: листы-разделители с названиями разделов (Портрет, Рабочие материалы, Коллектор, Достижения и др.); тексты заданий и инструкций; шаблоны для выполнения заданий; основные типы задач для оценки сформированности универсальных учебных действий.

    Портфолио как инновационный продукт носит системный характер. В образовательном процессе начальной школы он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика, повод для “встречи” школьника, учителя и родителя.

    Преимущество Портфолио как инструмента фиксирования индивидуальных достижений младших школьников:

    - сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);

    -  содержание заданий Портфолио выстроено на основе УМК, реализующего новые образовательные стандарты начальной школы;

    -   разделы Портфолио (Портрет, Рабочие материалы, Коллектор, Достижения) являются общепринятой моделью в мировой педагогической практике;

    - учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;

    -    позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.

    Типы портфолио:

    В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов.

    “Портфолио документов”

    “Портфолио работ”

    “Портфолио отзывов”

    “Проблемно-исследовательский портфолио”

    “Тематический портфолио”

    «Творческое портфолио»

    ТАКИМ ОБРАЗОМ:

    Проанализировав литературу по данной теме, познакомившись с типами портфолио, с понятием самооценки, я пришла к следующим выводам: портфолио является одной из инновационных технологий в оценивании, особенно для детей младшего школьного возраста. Ведь основной целью его является обучение школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности. Понятия самооценки и портфолио тесно связаны друг с другом, так как “портфолио - это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях…”. То есть портфолио является инструментом фиксирования индивидуальных достижений младших школьников.

    2. Подготовить тематику мини сочинений (контроль личностных УУД),

    разработать критерии  оценивания метапредметных результатов освоения личностных УУД.

    Личностные результаты - умения самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот выбор.

    Личностные (нравственно-оценочные умения) - оценка своих и чужих поступков.

    Темы мини сочинений (личностные УУД):

    1.  «Я и природа»,
    2.  «Я и другие люди»,
    3.  «Я и общество»,
    4.  «Я и познание»,
    5.  «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «пешеход» и др.).

    Критерии  оценивания метапредметных результатов освоения личностных УУД.

    Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные;2) регулятивные, включая саморегуляцию; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; 4) коммуникативные действия.

    Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей? самого себя и своего будущего.

    Оценка личностных результатов

    Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:

    • самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
    • смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
    • морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

    Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:

    • сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению,
    • ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
    • сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
    • сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
    • сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
    • знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

    Оценка  личностных результатов осуществляется, во-первых, в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований специалистами, не работающими в школе и обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности.

    (Здесь необходимо уточнить какие именно специалисты приглашаются для диагностики личностных результатов в школу, какие организации они представляют. В том случае, если опыт такой диагностики в школе пока нет, имеет смысл искать партнеров. См. таблицу ниже.)

    Вторым методом оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе является оценкаличностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.

    (Здесь необходимо уточнить с помощью какой методики в школе оценивается личностный прогресс учащихся. Кроме портфолио могут использоваться такие методики как карта успеха, сундук регалий, творческая книжка, профиль умений и т.п. Возможно описание технологии применения методики в практике образовательной деятельности школы. См. таблицу ниже)

    Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.

    Оценка метапредметных результатов.

    Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:

    • способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
    • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
    • умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
    • способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
    • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

    Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

    Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.

    Критерии оценивания:

    Личностные универсальные учебные действия и его личностные результаты

    (показатели развития)

    Основные критерии оценивания

    Типовые диагностические задачи

    Предшкольная ступень образования

    (6,5 -7 лет)

    Типовые диагностические задачи

    Начальное образование (10,5 - 11 лет)

    1. Самоопределение

    Внутренняя позиция школьника

    - положительное отношение к школе;

    - чувство необходимости учения,

    - предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа;

    - адекватное содержательное представление о школе;

    - предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома,

    - предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки дошкольным способам поощрения (сладости, подарки)

    Беседа о школе (модифици-рованный вариант) (Нежнова Т,А.

    Эльконин Д.Б

    Венгер А.Л.)

    Самооценка

    - когнитивный компонент – дифференцированность,

    рефлексивность

    - регулятивный компонент

    Когнитивный компонент:

    - широта диапазона оценок

    - обобщенность категорий оценок

    - представленность в Я-концепции социальной роли ученика;

    - рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика;

    - осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»;

    - осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и хороший ученик;

    Регулятивный компонент:

    - способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием

    Методика «10 Я» (Кун)

    Методика «Хороший ученик»

    Методика каузальной атрибуции успеха/неуспеха

    2. Смыслообразование

    Мотивация учебной деятельности

    - сформированность познавательных мотивов – интерес к новому;

    - интерес к способу решения и общему способу действия;

    - сформированность социальных мотивов

    – стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу

    - сформированность учебных мотивов

    - стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;

    - установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью.

    «Незавершенная сказка»

    «Беседа о школе»

    (модифици-рованный вариант) (Нежнова Т,А.

    Эльконин Д.Б

    Венгер А.Л.)

    Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Ксензовой Г.Ю,)

    Опросник мотивации.

    Типовые задачи и критерии оценки действия нравственно-этического оценивания:

    Действие нравственно-этического оценивания

    Основные критерии оценивания

    Задачи для предшкольной стадии

    Задачи для начальной школы

    1. Выделение морального содержания ситуации нарушение/следование моральной норме

    Ориентировка на моральную норму

    (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости)

    «Раздели игрушки»

    (норма справедливого распределения)

    После уроков

    (норма взаимопомощи)

    2. Дифференциация конвенциональных и моральных норм

    Ребенок понимает, что нарушение моральных норм оценивается как более серьезное и недопустимое, по сравнению с конвенциональными

    Опросник Е.Кургановой

    3. Решение моральной дилеммы на основе децентрации

    Учет ребенком объективных последствий нарушения нормы

    Учет мотивов субъекта при нарушении нормы

    Учет чувств и эмоций субъекта при нарушении норма

    Принятие решения на основе соотнесения нескольких моральных норм

    Разбитая чашка (модификация задачи Ж.Пиаже) (учет мотивов героев)

    «Невымытая посуда» (учет чувств героев)

    «Булочка»

    (модификация задачи Ж.Пиаже)

    (координация трех норм – ответственности, справедливого распределения, взаимопомощи) и учет принципа компенсации

    4.Оценка действий с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы

    Адекватность оценки действий субъекта с точки зрения

    Все задания

    Все задания

    5. Умение аргументировать необходимость выполнения моральной нормы

    Уровень развития моральных суждений

    Все задания

    Все задания


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    доклад на тему « Реализация универсальных учебных действий младших школьников. Механизм формирования и проверки универсальных учебных действий»

    Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий н...

    Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий

    Материал содержит доклад на РМО учителей начальных классов по теме "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"...

    Презентация "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"

    Материал содержит мультимедиасопровождение выступления по теме "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников как механизм формирования универсальных учебных действий"...

    «Электронное портфолио как средство оценки сформированности универсальных учебных действий младших школьников»

    Работа по теме:«Электронное портфолио как средство оценки сформированности универсальных учебных действий младших школьников»    Работа выполнена слушателем курсов по программ...

    Становление полноценного навыка чтения как механизма формирования универсальных учебных действий

    Чтение - базовый компонент воспитания, обучения и развития культуры. Оно является свидетельством сформированности коммуникативной и профессиональной компетенции, инструментом успеха обучающегося в шко...

    Портфолио как средство оценки сформированности универсальных учебных действий у младших школьников.

    Основной целью портфолио является обучение школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять ад...