Главные вкладки

    Портфолио как средство оценки сформированности универсальных учебных действий у младших школьников.
    материал

    Полещук Галина Владимировна

    Основной целью портфолио является обучение школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     Портфолио как средство оценки сформированности универсальных учебных действий у младших школьников.

    В соответствии с ФГОС НОО Портфолио является современным педагогическим инструментом сопровождения развития  и оценки достижений обучающихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования.

         Портфолио или Портфель достижений обучающегося начальных классов включён как обязательный компонент определения итоговой оценки в Основную образовательную программу начального общего образования и является обязательным для ведения всеми обучающимися начальных классов, обучающихся по ФГОС НОО.

         Портфолио ученика начальных классов реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования – формирование универсальных учебных действий.

         Портфолио – (от франц. porter – излагать, формулировать, нести и  folio – лист, страница) – досье, собрание достижений  (Словарь иностранных слов)

              Портфолио – это комплект документов, представляющих совокупность сертифицированных или не сертифицированных индивидуальных достижений, который является основой для определения образовательного рейтинга  выпускника начальной школы.

              Портфолио – индивидуальная «папка», в которой   зафиксирована динамика  личных  достижений в деятельности на уровне качества результата.

              Портфолио –  это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося  за определенный период времени.

    1. Значение портфолио.

      Портфолио является одним из трёх показателей, на основании которых создается итоговая оценка выпускника начальной школы и приминается решение о возможности или невозможности продолжения обучения каждого обучающегося на следующей ступени общего образования.

    Портфель достижений позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий обучающихся младших классов, лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения, а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана.

    Портфель достижений предполагает активное вовлечение обучающихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

    1. Цели и задачи портфолио.

         Портфолио является одной из самых новых, инновационных технологий в оценивании, особенно для детей младшего школьного возраста. Ведь основной целью его является обучение школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности.

    Портфолио — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда  важных педагогических задач, позволяющее:

    • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

    • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

    • развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;

    • формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

    1. Функции  портфолио.

         Портфолио ученика начальных классов как способ накопления и оценки динамики его индивидуальных образовательных достижений в рамках новой системы оценивания выполняет следующие функции:

    • оценочная – обеспечивает системную оценку личностных, метапредметных и предметных результатов обучения;
    • диагностическая  – фиксирует изменения и рост за определённый период времени и позволяет сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, планировать дальнейшую образовательную деятельность;
    • целеполагания – поддерживает учебные цели;
    • мотивационная – поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей;
    • содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ;
    • развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году;
    • рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений.

    Портфолио учащегося является не только отражением достижений личности в той или иной сфере деятельности, но и способом улучшить эти достижения за счет механизма рефлексии, заложенного в процесс создания портфолио. Именно рефлексия позволяет ученику осмыслить события своей жизни через призму личных ценностей, желаний, стремлений и т.д., а иногда прийти к их переоценке.

         В процессе работы над портфолио у обучающихся формируются следующие компетенции:

    • готовность к постоянной работе над собой для овладения культурой учебной и трудовой деятельности;
    • потребность в активной познавательной деятельности.

         Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения.

    С чего же начать работу над портфолио?

         1 шаг. Начать  с мотивации. Рассказать, что портфолио – это папка–накопитель;  коллекция работ учащихся, демонстрирующая учебные достижения; прогресс в знаниях и умениях школьника. Рассказать, какова цель создания портфолио, и какие виды портфолио существуют. Далее познакомить  со структурой портфолио.

    Элементы портфолио, как правило, датируются, чтобы можно было отследить динамику работы учащихся.

    2 шаг. В режиме сотрудничества определить вид и  структуру портфолио.

    3 шаг. Затем определиться со сроком сдачи и временем работы над портфолио. Это может быть на уроках в классе, во время проектной деятельности, творческой и исследовательской работы дома или на уроке. Консультации по портфолио проводить  и на уроках, и на индивидуально-групповых занятиях. Проверка – 2 раза в год. На каникулы обязательное задание– пополнить разделы портфолио.

    4 шаг. Обговорить и критерии оценивания (например, следующие):

    - грамотность;

    -эстетическое оформление;

    - наличие шкалы достижения цели;

    - содержательность;

    - соответствие материалов портфолио цели;

    - творческий подход;

    - наличие системы оценивания.

     5 шаг. Создать систему оценивания и  определить  объекты проверки. Продумать, какие разделы и рубрики будут оцениваться часто, а какие однократно (например, раздел «Личная информация»). Следует отметить, что информацией, которая содержится в портфолио, могут воспользоваться учащиеся, учителя, родители, консультанты. Но делать это могут только с ведома и разрешения ученика – автора портфолио.

    1. Как выглядит портфолио ученика начальной школы?

         Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. И это радует! Ведь работа над портфолио – хорошая возможность проявить себя, подойти  творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное.

    Портфолио представляет собой комплект печатных материалов формата А4, в который входят: листы-разделители с названиями разделов; тексты заданий и инструкций; шаблоны для выполнения заданий; основные типы задач для оценки сформированности универсальных учебных действий и др.

    1. Структура, содержание и оформление портфолио.

    Структура портфолио не является жесткой и определенной раз и навсегда. Количество разделов и рубрик, их предполагаемое содержание согласовывают между собой учитель и ученик. Рубрики могут меняться в зависимости от цели создания портфолио, а материалы из разделов перетекать из одного в другой.

    Но нужно отметить, что некоторые составляющие портфолио являются обязательными.

               Например, это могут быть следующие блоки:

    • "Личная информация";
    • "Конкурсы";
    • "Олимпиады";
    • "Проекты и исследования";
    • "Творчество";
    • "Достижения в спорте".  

    Каждый блок имеет самостоятельные разделы. Согласно указанной структуре обучающимися оформляется содержание и осуществляется пополнение Портфолио.

    Блок "Личная информация" содержит следующую минимальную информацию об обучающемся: фамилия и имя, год рождения, класс. Обучающийся вправе указывать в блоке "Личная информация" иные сведения о себе.

    1. Порядок учета индивидуальных образовательных достижений обучающихся посредством технологии Портфолио.

    Учет индивидуальных образовательных достижений обучающихся посредством технологии Портфолио осуществляется с использованием балльно-рейтинговой методики, при которой каждая из единиц портфолио имеет свой балл и соответствующий рейтинг (приложение 1). Классный руководитель ведёт таблицу по итогам учёта данных Портфолио обучающихся (приложение 2).

    По результатам анализа Портфолио проводится годовой рейтинг, выявляются обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, параллели, школе. Победители поощряются.

    Данные Портфолио по блокам "Проекты и исследования", "Творчество" выступают одним из средств психолого-педагогической оценки достижения учащимися личностных образовательных результатов освоения ООП в части программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся (для учащихся начальных классов), программы социализации и воспитания обучающихся (для учащихся 5–11-х классов).

    Данные Портфолио по блокам "Конкурсы", "Олимпиады", "Публикации", "Проекты и исследования", "Достижения в спорте" обобщаются и учитываются при оценке достижения учащимися метапредметных образовательных результатов освоения ООП в части программы формирования и развития УУД учащихся.

    Данные Портфолио не подвергаются обязательному переводу в традиционную отметочную шкалу.

    В случае если та или иная единица Портфолио отражает образовательные результаты обучающегося, тесно связанные с его учебной деятельностью в рамках учебного плана, педагог вправе поставить обучающемуся традиционную отметку и зафиксировать ее в соответствующем разделе классного журнала.

    Важно помнить: в самом начале, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.

    Приложение 1

    Балльно-рейтинговая система учета данных Портфолио

    Характер документирования единицы Портфолио

    Единица Портфолио

    Уровень индивидуального опыта обучающегося

    Рейтинг в баллах

    Конкурсы

    Документ, подтверждающий участие обучающегося в конкурсах

    Грамота, диплом, сертификат

    Школьный

    1

    Муниципальный

    3

    Региональный

    5

    Всероссийский

    10

    Международный

    15

    Всего:

    34

    Максимальный балл по блоку:

    50

    Олимпиады

    Документ, подтверждающий, что обучающийся стал призером /

    победителем олимпиады

    Грамота, диплом, сертификат

    Школьный

    1/2

    Муниципальный

    3/5

    Региональный

    5/7

    Всероссийский

    9/15

    Международный

    15/25

    Всего:

    33/54

    Максимальный балл по блоку:

    100

    Проекты и исследования

    Документы, подтверждающие, что обучающийся реализовал и публично представил проект и (или) исследование

    Грамота, диплом, сертификат,  иной документ (по согласованию с классным руководителем)

    Школьный

    3

    Муниципальный

    5

    Региональный

    7

    Всероссийский

    10

    Международный

    15

    Всего:

    40

    Максимальный балл по блоку:

    100

    Творчество

    Документы, подтверждающие личные и (или) в составе коллективов достижения в сфере дополнительного образования

    Сертификат, диплом, грамота, справка-подтверждение, иной документ (по согласованию с классным руководителем)

    Школьный

    3

    Муниципальный

    5

    Региональный

    7

    Всероссийский

    10

    Международный

    15

    Всего:

    40

    Максимальный балл по блоку:

    100

    Достижения в спорте

    Документ, подтверждающий участие обучающегося в соревнованиях

    Грамота, диплом, сертификат

    Школьный

    3

    Муниципальный

    5

    Региональный

    7

    Всероссийский

    10

    Международный

    15

    Всего:

    40

    Максимальный балл по блоку:

    100

    Общий суммарный балл Портфолио:

    208

    Максимальный балл Портфолио:

    450

    Приложение 2

    Форма отчета классного руководителя по итогам учета данных Портфолио

    Ф. И. О. классного руководителя ______________________________.

    Класс ____________________________________________________.

    Дата заполнения отчета _____________________________________.

    Структурный блок Портфолио

    Наименьший / наибольший суммарный балл по блоку

    Ф. И. О. обучающихся, набравших наибольшее суммарное количество баллов

    Ф. И. О. обучающихся, суммарный балл которых превысил максимальный

    Конкурсы

    Олимпиады

    Проекты и исследования

    Творчество

    Достижения в спорте


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тесты для оценки сформированности универсальных учебных действий.

    В данной работе представлены тесты для оценки сформированности личностных, регулятивных, коммуникативных  универсальных учебных действий....

    «Электронное портфолио как средство оценки сформированности универсальных учебных действий младших школьников»

    Работа по теме:«Электронное портфолио как средство оценки сформированности универсальных учебных действий младших школьников»    Работа выполнена слушателем курсов по программ...

    Система оценки сформированности универсальных учебных действий (УУД) у первоклассников

    Материал к занковским педагогическим чтениям «Система изучения планируемых результатовобучения младших школьников»8-9 декабря 2011 года...

    Учебный проект как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников

    В статье раскрываются виды и формы учебных проектов на уроках в начальной школе...

    АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ЗА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД 2010 -2015 годы «Мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»

         Цель моей деятельности – ведение мониторинга  развития и формирования  УУД учащихся начальных  классов для проектирования и своевременной корректировки учебно...

    Групповая работа на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников

    Групповая работа на уроках в начальной школекак средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников...

    Экспериментальная работа по выявлению уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников

    С первых дней обучения в классе должно быть место каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей. Поэтому учителю начальных классов нужно быстро и гиб...