Новый тип урока ИЗО в условиях ФГОС
материал (2 класс) на тему

РОГУДЕЕВА ЛИЛИЯ АНАТОЛЬЕВНА

Новый тип урока ИЗО в условиях ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Новый тип урока  ИЗО в условиях реализации ФГОС второго поколения
(УУД)

Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться.

Основополагающий тезис, который давно присутствует в психологии обучения : «Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности». 

Важно, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен привить новые умения -   это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, а также мотивацию к обучению.

Формы классно-урочного обучения

  • Урок-игра
  • Урок-путешествие
  • Урок-диспут
  • Урок-экскурсия
  • Урок-конференция
  • Урок-пленэр

Формирование универсальных учебных действий:

  • личностные, (Уметь самостоятельно делать свой выбор в мире ценностей мыслей и чувств.
  • Уметь использовать образный язык изобразительного искусства: форму, композицию, объем для достижения своих творческих замыслов.
  • Уметь имеющиеся навыки и умения применить в технике изобразительной деятельности. 
  • Регулятивные (Уметь соотнести результат своих наблюдений с наблюдениями одноклассников. Учиться работать по предложенному учителем плану. Уметь организовать свою деятельность)
  • Познавательные Уметь находить сходство и различия объектов в области живописи, графики, архитектуры. Уметь строить логические рассуждения. Уметь добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке. Уметь делать отбор источников информации, ориентироваться в учебнике, сравнивать шедевры мирового искусства 
  •  коммуникативные.
  • Коммуникативные (Уметь слушать и понимать  высказывания сверстников. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства, донести свою позицию до собеседника. Уметь сотрудничать в процессе образовательной деятельности со своими одноклассниками)

Рассмотрим на примере урока ИЗО «Братья наши меньшие. Рисуем домашнего любимца»

Этапы урока

Формирование УУД,

технология оценивания

действия учителя

I. Создание проблемной ситуации.

демонстрирует ученикам два В. Ватагин «Заяц» и А. Дюрер «Зайчонок» и просит ответить на вопросы (слайд 2):

– Сравните два изображения: «Заяц» Виктора Ватагина и «Зайчонок» Альбрехта Дюрера. Чем они похожи?

– Чем отличаются?

– Скажите, а вы часто встречаете у художников незаконченные изображения? В учебниках, в музеях?

– Вас удивляет, что художники иногда изображения оставляют не законченными?

Познавательные действия

1. Находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь), отделять известное от неизвестного.

2. Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

3. Небольшой пересказ простого текста.

4. Простой план.

Регулятивные действия

1. Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.

2. Работать по предложенному плану, использовать учебник.

3. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

Коммуникативные действия

1. Высказывать свои мысли (предложение–текст), вступать в беседу.

2. Слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты.

3. Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе.

Личностные результаты

1. Оценивать однозначные поступки как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных ценностей.

2. Объяснять оценки однозначно оцениваемых поступков (хорошо/плохо) с позиции нравственных ценностей.

3. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка.

4. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

5. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей.

6. Развитие чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

II.

Формулирование проблемы.

– Какой вопрос возникает?

III. Выдвижение гипотез.

– Может быть, у кого-то уже есть версии ответа на проблемный вопрос?

IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

1. Учитель предлагает поработать с текстом (первый абзац), используя технологию продуктивного чтения.

До чтения.

– Посмотрите на заголовок, выделенные слова и иллюстрации на с. 30 учебника (слайд 4). О чём данный текст?

Во время чтения. Хорошо читающий ребёнок читает вслух первый абзац, учитель задаёт вопросы по тексту, комментирует по необходимости (слайд 5).

После чтения.

– Скажите, где человек использует изображения животных?

– Что художнику необходимо сделать, чтобы точно изобразить животное?

– Как это делают художники?

(Слайд 6.)

– Да, действительно, а зарисовки и наброски – это и есть быстрые рисунки, прорисованные не полностью, а частично.

2. Учитель предлагает рассмотреть различные рисунки и зарисовки животных, определить, какое из изображений является законченным рисунком, а какое наброском или зарисовкой (слайды 7, 8, 9) и ответить на вопросы.

– Рассмотрите изображения и определите, где здесь законченные рисунки, а где наброски?

– Теперь давайте рассмотрим только наброски (с. 30 учебника, слайд 10, 11, 12) и проанализируем их по следующему плану.

– Какие элементы фигуры прорисованы более тщательно?

– Почему именно эту деталь прорисовал художник? Что он хотел понять или передать?

V. Выражение решения проблемы.

Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него (слайд 13).

VI. Применение знаний (продуктивные задания).

Учитель предлагает ребятам выполнить наброски различных животных (5–6 набросков), можно воспользоваться Приложением на с. 71 в Рабочей тетради (слайд 14, 15, 16).

VII. Итог урока. Рефлексия.

Учитель предлагает ученикам оценить свою работу по алгоритму (слайд 17).

– Что тебе нужно было сделать?

– Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок?

– Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей?

– Как бы ты оценил свою работу?

VIII. Домашнее задание.

– Выполнить наброски своего любимца с натуры и принести их на урок.

– Принести альбом, Рабочую тетрадь, карандаш, цветные карандаши (лучше всего акварельные), гуашь, кисти (№ 3, № 6–8), фломастеры. (Слайд 18.)

Таким образом,  формирование и развитие  УУД возможно на каждом этапе урока. Изменяется  роль ученика: из пассивного, созерцающего ребёнка, который не владеет деятельностью, ведущей для этого этапа жизни, он превращается в самостоятельную, критически мыслящую личность.

  • Учебный предмет "Изобразительное искусство" вносит особый вклад в формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, через организацию совместной учебной деятельности, использование проектных, игровых, поисковых, диалоговых методов, ИКТ, активизирующих учебно-познавательную деятельность учащихся.
  • Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса в школе.
  • Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках изобразительного искусства, позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности; лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новый тип урока в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Новый тип урока в условиях реализации ФГОС нового поколения....

Средовый подход к организации образовательного процесса на уроках математики в условиях ФГОС

Средовый подход к образованию – дошкольному, школьному и особенно, к образованию непрерывному уже зафиксирован как перспективный на уровне «Всемирных докладов по образованию» ЮНЕСКО. Так что эта тема ...

Современные образовательные технологии на уроках математики в условиях ФГОС.

Современные образовательные технологии на уроках математики в условиях ФГОС.Актуальность применения выбранных образовательных технологий        В Законе РФ «Об образ...

Развитие логического мышления на уроках математики в условиях ФГОС

Развивая логическое мышление, мы способствуем работе интеллекта, а интеллект – это гарантия личной свободы человека и самодостаточности его индивидуальной судьбы. Чем в большей мере человек испо...

Тема самообразования: "Способы и приёмы формирования рефлексивных действий на уроках математики в условиях ФГОС"

В данной статье можно познакомиться с понятием "рефлексия", с видами и приёмами рефлексии, для чего она нужна на уроке. Также можно узнать, когда проводить рефлексию на уроке, и,  какие...

"Развитие логического мышления на уроках математики в условиях ФГОС"

Развитие логического мышления на уроках математики в условиях ФГОС. Решение задач...