«Развитие монологической речи и навыков диалога у учащихся на уроках литературы»
методическая разработка на тему

Вилкова Наталья Александровна

Методические рекомендации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ п.Горный Краснопартизанского района          

                        Саратовской области»

Выступление на МО 

«Развитие монологической

речи и навыков диалога у учащихся

на уроках литературы»

                                                             Работу выполнила

                                                            учитель начальных классов

                                                            МОУ «СОШ п.Горный

                                                            Краснопартизанского района

                                                            Саратовской области»

        Вилкова Н.А.,                                        

Истина рождается в споре – показывает опыт жизни. Огромная беда школьного преподавания литературы будет в том, если учитель будет стремиться привести учеников к одному единому восприятию героя. Допустим, если это образ Онегина или Наташи Ростовой. Такой подход противоречит самой сути искусства и его восприятию, которое всегда личностно, индивидуально.

В то же время на фоне личностного отношения к литературе возможно появление односторонних, а иногда ошибочных взглядов. Для того чтобы такое не произошло, нужно организовывать диалогичность урока, обсуждение разных взглядов, сопоставление точек зрения, организовывать споры, дискуссии. Именно они ведут класс к более глубокому восприятию произведений, которое всегда остаётся личностным и точнее приближается к постижению смысла слова писателя.

Необходимо раскрепощение педагогических отношений, которые должны строиться на основе взаимопонимания, доверия, сотрудничества. А само содержание программы должно быть направленно на личностные запросы и интересы учащихся.

Поэтому можно выделить такие условия организации диалога:

  1.  заинтересованность;
  2.  доступность;
  3.  раскрепощённая атмосфера;
  4.  открытость суждений;
  5. , честность.

На уроке могут быть организованы диалоги:

  1.  учитель – учащиеся;
  2.  учащиеся – учащиеся;
  3.  учащиеся – герои произведений.

Существуют и требования к диалогической речи, направленные на развитие речи: учащиеся должны уметь ясно выражать свои мысли, грамотно составлять рассуждения с использованием фраз: «Я думаю...», «Я считаю, что ...». А учитель должен внимательно слушать выступления ребят и помогать в организации речи, тактично указывая на ошибки, убеждая повторить фразу ещё раз, но уже с исправлением неточностей. Если не исправлять недочёты, то они потом появятся в письменных сочинениях.

Очень хорошо помогают учебники «Литературное чтение» Ефросининой Л.А. УМК «Начальная школа 21 века». Там собрано множество тренировочных упражнений по развитию речи. Показано, как правильно строить рассуждение: тезис, доказательство (или аргументы, доводы, обоснования, объяснения), вывод. Учебник даёт информацию, какими словами можно связывать части своего рассуждения (таким образом, поэтому...).

Особое внимание нужно уделять активизации диалога. Учитель должен стремиться воздействовать на эмоции и чувства учащихся. Если удастся затронуть те самые потаённые струны души человека, то он раскроется и выдаст самую сокровенную, дорогую мысль. Считаю, что детские сокровенные мысли, самые драгоценные, так как именно на них зарождается душа человека.

Для активизации диалога очень важна «меткость» вопроса. Он должен появиться в нужном месте, в нужное время с использованием выразительной интонацией голоса и даже жестов. Это помогает подтолкнуть учащихся на бурные высказывания, и тогда диалог между учащимися может перейти в дискуссию.

Можно отметить, что в пятом классе на заключительных уроках по изучению рассказа И. С. Тургенева «Муму» эпизод самовольного ухода Герасима с двора барыни может вызвать такую дискуссию.

По работе над развитием диалогической речи по рассказу «Муму» Тургенева можно предложить такое задание:        составить вариант

несостоявшегося диалога между Герасимом и одним из героев рассказа. Необычность задания вызывает интерес у учащихся.

Хорошим материалом для развития диалогической речи является пьеса Вампилова «Свидание» и не только для литературного развития, но и для формирования культуры общения.

Перед работой над пьесой можно дать карточки с жизненными ситуациями для обсуждения.

К1

Мама друга звонит по телефону: «Саша, у тебя нет моего Алёши Я так волнуюсь, уже поздно, а его всё нет». – «Было б из-за чего волноваться! Придёт! Куда он денется1».

К2

Тихая и вежливая в школе девочка возвратилась домой и, подняв крышку кастрюли, обращается к бабушке: «Что ты приготовила? Выжила из ума совсем?! Как же ты мне надоела!

КЗ

Мальчик на остановке кого-то поджидает. К нему обращается прохожий: «Скажите, пожалуйста, где здесь неподалёку аптека?» «Не видите, мне некогда! Отвечай каждому встречному».

Жизненность ситуации вызывает активность рассуждений. По выполнению этого задания можно организовать обсуждения в группах с дальнейшими выступлениями перед классом, в таком случае в процессе обсуждения идёт диалог ученик – ученик с переходом в монолог, причём для этого будет выбран лучший для выступления.

Злободневность и эмоциональность содержания пьесы помогает подрастающему человеку осмыслить себя, своё поведение, а учителю организовать активный диалог по вопросам

-- Какие реплики, на ваш взгляд, являются самыми важными в раскрытии внутреннего мира героя?

  • Каким предстаёт в этом разговоре каждый из спорящих?
  •  Как в поведении каждого из героев отражается собственный лик
  •  Почему после первого случайного свидания девушка категорически заявила о том, что между ними всё кончено
  •  На чьей вы стороне? Почему
  • Что-то изменилось в вашем понимании себя, людей, жизни после знакомства с пьесой Вампилова?

Важно при организации диалога учитель - учащиеся приучать ребят к тому, чтобы при ответе на любой вопрос учителя они пользовались фразами из самого вопроса. «Что изменилось в вашем понимании жизни» «В моём понимании жизни...». Это помогает быстрой формулировке ответов.

Небольшой объём произведения позволит неоднократное прочтение, с целью попробовать себя в роле настоящего актёра. Кроме того, можно ещё раз присмотреться к особенностям оформления диалога на письме, что бывает так не просто для некоторых учащихся. Это и знаки препинания, и такое понятие как неполное предложение, а гак же использование междометий, как особенности обычной разговорной речи, здесь же большой выбор односоставных предложений.

На одном из уроков по повести « Кладовая солнца» могу отметить эпизод урока, где мы рассматривали Настю на Палестинке. Через эмоциональный диалог между учителем и учащимися идет подготовка к д/з: подготовить рассказ о том, как природа помогает человеку оставаться достойным своего звания. На основе сравнения поведения Насти, забывшей про своего брата, и огромного лося, которому нужно совсем немножко, делаются важные выводы, (этот эпизод всегда очень волнует учащихся). По ходу ответа на последовательные вопросы и рассуждения составляется целостный рассказ. Он после ещё раз повторяется уже в созданном виде более способным учеником. И даётся д/з подготовить выступление к следующему уроку. После активной работы в классе учащимся легче готовиться дома. Целостный последовательный ответ с рядом рассуждений, как домашнее задание всегда сложен для учащихся, но значение таких заданий для развития речи велико, это, по сути, устное сочинение, поэтому его нужно тщательно отрабатывать на уроке, с неоднократным повторением. А при слушании д/з важно отмечать хорошие ответы, указывать на удачные фразы и фрагменты рассуждений. Важно, чтобы учащиеся сами характеризовали выступления, отмечая понравившиеся.

В восьмом классе после изучения рассказа-главы «Фотография на которой меня нет» можно провести урок Р/р. Он же будет иметь и другие цели: развитие души и памяти о прошлом своей семьи. Назвать его можно так: «Фотография из семейного архива». У каждого есть в доме старые, порой уже пожелтевшие фотографии, где запечатлены дедушки и прадедушки, прабабушки. Эти фотографии помогут по-новому прочувствовать произведение, понять автора, В. П. Астафьева. Д/з: на следующий урок принести фотографию, подготовить рассказ по вопросам.

  • Когда была сделана фотография? Кто на ней изображён? Какое событие запечатлено?
  • Как выглядят люди на фотоснимке? (поза, одежда, выражение лица) Как они расположены по отношению друг к другу или предметам? Что предшествовало снимку
  • Какие чувства вызвал у вас снимок?

Такое задание вызывает трепетное отношение, огромный интерес учащихся, что заставляет по-особому ответственно отнестись к организации своей речи.

Особое внимание на уроках литературы нужно уделять словесному рисованию. Оно позволяет развивать воссоздающее и творческое воображение учащихся, способствует овладению эмоционально образной речью и более глубокому восприятию произведения. В каждом учебнике есть такие задания: «Посмотрите на репродукцию картины Б. М. Кустодиева «Масленица» Как вы представляете себе этот праздник? Какие картины природы вы себе представляете, читая стихи Есенина?»

Особое внимание перед таким заданием нужно уделять повторению образных средств языка эпитета, сравнения, метафоры, а так же такого понятия как художественная деталь и эмоционально-личностная оценка изображаемого.

Множество великолепных репродукций можно подобрать к многим программным произведениям. Они помогут облегчить непростую работу по подготовке выразительного эмоционального выступления.

На уроке вн. ч. по у. н. г. на тему: «Русские пословицы и поговорки» можно организовать задания на развитие речи. Учитель называет первую часть пословицы, а ученики должны назвать вторую часть, или учитель называет ключевые слова пословицы «свет - тьма, коса - камень». «Отгадай загадки-пословицы:

  • Какие недостатки человеческого характера высмеивает пословица?
  • В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее? (Делает из мухи, слона.)
  • Согласно какой поговорке слово находится в кармане (За словом в карман не лезет.)

Важно приучать учащихся использовать пословицы и поговорки в речи, давая такое задание « Закончи предложение пословицей...

К 1

Когда я была больна, мне помогали друзья из моего класса: приносили задание на дом, объясняли трудные задания. Правильно утверждает пословица: (Друзья познаются в беде.)

К2

Я несколько лет дружила с Олей, но однажды мы поссорились. И тогда я решила дружить с Леной. Узнав о ссоре, мама мне сказала: (Пет друга, так ищи, а нашёл, так береги. Новых друзей наживай, а старых не теряй.)

Хорошо, если учитель в своей речи сам использует пословицы и поговорки. Это обогащает речь учителя и способствует приобщению использовать мудрые изречения учащихся.

Итак, чтобы способствовать развитию монологической речи и навыков диалогов учащихся на уроках литературы нужно использовать различные формы активизации учащихся: доступность материала, умелую постановку вопросов, позволяющих воздействовать на эмоции учащихся, заинтересованность, раскрепощённость атмосферы урока, открытость суждений, честность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие монологической речи в начальной школе

Презентация и рабочие материалы по теме"Развитие монологической речи в начальной школе". Представлена на Х "Бушелевских чтениях" в г.Петропавловске-Камчатском. В данной презентации представлены особен...

Программа по развитию монологической речи "Секреты речи и письма"

материал по развитию монологической речи младшего школьника во внеурочной деятельности....

Речевые ситуации на уроках русского языка в плане развития монологической речи учащихся

Не дя кого не секрет, что предмет русскокий язык для детей труден и даже является скучным.Поэтому, чтобы дети полюбили этот предмет важно использовать разные формы проведения уроков. Моя цель, чтобы д...