План работы Школьного методического объединения
учебно-методический материал (2 класс) на тему

Татьяна Владимировна Кочнева

План работы школьного методического объединения на 2016-2017 учебный год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дальнезакорская средняя общеобразовательная школа

«УТВЕРЖДАЮ»

Зам. директора по УР.                Дулова Э.Н..

План работы

методического объединения

учителей начальных  классов

на 2016-2017 учебный год

Руководитель ШМО: Кочнева Т.В.

Учитель начальных классов

1 квалификационная категория

        

Тема  методического объединения

«Компетентностно-ориентированные задания, как механизм достижения планируемых результатов освоения ООП»

Цель

Использование компетентностно-ориентированных заданий, как вида контрольно-измерительных материалов универсальных учебных действий

Задачи:

1.Изучение структуры, уровней алгоритма конструирования компетентностно-ориентированных заданий;

2. Создание итогового продукта: разработка компетентностно-ориентированных заданий в рамках своего предмета, создание сборника;

3. Продолжить в рамках реализации ООП разновозрастные групповые формы работы;

4.Продолжить работу по   составлению индивидуальных образовательных маршрутов;

5.Продолжить работу по  проведения мониторинга ООП НОО;

6.Продолжить работу по  формированию метапредметных умений;

7.Внесение коррективов в ООП  НОО;

8.Продолжить применение технологии проблемно-диалогового обучения как средства развития компонентов учебной деятельности с последующим анализом.

9.Обеспечение преемственности между начальным и основным образованием для эффективной апробации ФГОС ООО.

10. Изучение изменений процедуры аттестации педагогических работников.

11.Обобщение педагогического опыта педагогов

12.Создание условий для стимулирования познавательной и творческой активности обучающихся в различных видах деятельности

Направления работы:

1.Работа по повышению педагогического мастерства

2.Аттестация педагогов.

3. Работа над индивидуальными методическими темами.

4.Организация внеклассной работы по предмету.

5. Обобщение опыта работы педагогов

6. Контрольно-коррекционная деятельность педагогов

7. Диагностика профессиональной деятельности учителя

8. Работа с родителями

Заседания   ШМО

Тема заседания

Задачи

Рассматриваемые вопросы

Дата

Ответственный

Отчет о работе МО за 2014-2015 учебный год. Планирование работы МО на 2015-2016 учебный год.

3,4,6

1.Отчет о работе МО за 2015-2016учебный год

2. План работы на 2016-2017 учебный год.

Август,

2016год

Кочнева Т.В.

        

Компетентностно-ориентированные задания, как механизм достижения планируемых результатов освоения ООП

1

Изучение структуры, уровней алгоритма конструирования компетентностно-ориентированных заданий;

октябрь, 2016год

Канина Г.Н.

Сидорова Т.Г.

Дулова Н.Н.

Кочнева Т.В.

Компетентностно-ориентированные задания.

Преварительные итоги по подготовкезаданий для сборника КОЗ

1,2

Подготовка заданий для созданиясборникакомпетентностно-ориентированных заданий

Январь, 2017год

Кочнева Т.В.

Предварительные итоги создания межпредметного образовательного модуля

3

Представление проекта модулей

Март, 2017 год

Кочнева Т.В.

Сидорова Т.Г.

Канина Г.Н.

Итоговое заседание ШМО

5,7,8,9,10

1.Диагностика сформированности УУД на конец учебного года.

2.Отчет о МО за год

3. Планирование работы на 2014-2015учебный год

5. Отчет педагогов о работе за год.

Май, 2017год

Кочнева Т.В.

Сидорова Т.Г.

Дулова Н.Н.

Канина Г.Н.

План работы ШМО

Мероприятие

Задачи

Сроки

Ответственный

Итоговый документ

Работа по повышению педагогического мастерства

Взаимопосещение уроков, элективных курсов.

1,6,8,11

В течение года

Кочнева Т.В.

Дулова Э.Н.

Справка

Практическое применение технологии проблемно-диалогового обучения как средства развития компонентов учебной деятельности

8

В течение года

Кочнева Т.В.

Анализ уроков

справка

Аттестация педагогов

Изучение изменений процедуры аттестации педагогических работников

10

В течение года

Кочнева Т.В.

Дулова Э.Н.

Контрольно-коррекционная деятельность педагогов

Входящий контроль знаний по предметам

5

Сентябрь

Кочнева Т.В.

Сидорова Т. Г.

Дулова Н.Н.

Канина Г.Н.

Справка

Полугодовые, годовые контрольные работы

5

1, 2 полугодие

Кочнева Т.В.

Сидорова Т. Г.

Дулова Н.Н.

Канина Г.Н.

Анализ контрольных работ

Контроль за состоянием школьной документации

Проверка КТП

5

1,2 полугодие

Кочнева Т.В.

Справка

Проверка рабочих программ

5

Начало года

Кочнева Т.В.

Справка

Проверка поурочного планирования, рабочих тетрадей

5

Каждую четверть

Кочнева Т.В.

Справка

Работа над индивидуальными методическими темами

«Компетентностно-ориентированные задания, как механизм достижения планируемых результатов освоения ООП»

1, 2

февраль

Кочнева Т.В.

Отчет по теме самообразования

Открытый урок

«Компетентностно-ориентированные задания, как механизм достижения планируемых результатов освоения ООП»

1,2

февраль

Канина Г.Н.

Отчет по теме самообразования Открытый урок

«Компетентностно-ориентированные задания, как механизм достижения планируемых результатов освоения ООП»

1,2

февраль

Дулова Н.Н.

Отчет по теме самообразования

Открытый урок

«Компетентностно-ориентированные задания, как механизм достижения планируемых результатов освоения ООП»

1,2

февраль

Сидорова Т.Г.

Отчет по теме самообразования

Открытый урок

Диагностика профессиональной деятельности учителя

Анкетирование педагогов

Дулова Э.Н..

Кочнева Т.В.

Анализ анкет

Анкетирование учеников

Кочнева Т.В.

Сидорова Т. Г.

Дулова Н.Н.

Канина Г.Н.

Анализ анкет

Организация внеклассной работы

Декада начальных классов

6,8,1

февраль

Кочнева Т.В.

Сидорова Т. Г.

Дулова Н.Н.

Канина Г.Н

Скумс Л.Г.

Открытое внеклассное занятие

Конкурс рисунков к праздникам

ноябрь

Учителя начал.классов

Открытое мероприятие

Предметные олимпиады

12

Февраль,апрель

Кочнева Т.В.

Сидорова Т. Г.

Дулова Н.Н.

Канина Г.Н

Анализ

НПК

12

апрель

Кочнева Т.В.

Сидорова Т. Г.

Дулова Н.Н.

Канина Г.Н

Конкурсы

12

В течение года

Кочнева Т.В.

Сидорова Т. Г.

Дулова Н.Н.

Канина Г.Н

Сертификат

Обобщение опыта работы

Конкурсы пед.мастерства

11

февраль

Кочнева Т.В.

Сидорова Т. Г.

Дулова Н.Н.

Канина Г.Н

Скумс Л.Г.

сертификат

Ярмарка методических идей

11

май

Кочнева Т.В.

Сидорова Т. Г.

Дулова Н.Н.

Канина Г.Н

Скумс Л.Г.

Работа с родителями

Неделя открытых дверей

11

Октябрь, апрель

Кочнева Т.В.

Сидорова Т. Г.

Дулова Н.Н.

Канина Г.Н

Скумс Л.Г.

Доводить до сведения родителей обучающегося о результатах обучения

5

По итогам четверти

Кочнева Т.В.

Сидорова Т. Г.

Дулова Н.Н.

Канина Г.Н

уведомление



Предварительный просмотр:

Проблемно - ориентированный анализ

деятельности методического объединения учителей начальных классов

за 2015-2016 уч.год

Цель анализа: определение уровня продуктивности методической работы, объективная оценка результатов, определение проблем методической работы, определение целей и задач на новый учебный год.

Задачи:

  1. Проанализировать состояние методической работы в ШМО учителей начальных классов
  2. Выявить проблемы, снижающие уровень продуктивности методической работы.
  3. Определить возможные пути и средства решения обозначенных проблем.
  4. Сформулировать цели и задачи на новый учебный год.

В    2015-2016 учебном году в состав МО входило 6 учителей: Сидорова Татьяна Георгиевна, Кочнева Татьяна Владимировна, Канина Галина Николаевна, Дулова Наталья Николаевна, Скумс Людмила Георгиевна, Замащикова Светлана Ивановна. В этом учебном году  МО  работало над темой «Создание единого образовательно-воспитательного пространства без возрастных ограничений и без деления форм деятельности на учебную и воспитательную»

Были поставлены следующие задачи:

1.Изучение нестатических форм организации УВП;

2.  Введение в рамках реализации ООП разновозрастных групповых форм работы;

3.  Обучение составлению индивидуальных образовательных маршрутов;

4. Продолжить работу по проведению мониторинга ООП НОО;

5. Продолжить работу по формированию метапредметных умений;

6. Реализация и внесение коррективов в ООП НОО;

7. Продолжить применение технологии проблемно-диалогового обучения как средства развития компонентов учебной деятельности с последующим анализом.

8. Обеспечение преемственности между начальным и основным образованием для эффективной апробации ФГОС ООО;

9. Изучение изменений процедуры аттестации педагогических работников;

10. Обобщение педагогического опыта педагогов.

Функционирование в течение нескольких  лет методического объединения учителей начальных классов дало свои положительные результаты и одновременно обозначило ряд проблем.

Анализ осуществлялся по следующим параметрам:

  • качественный состав педагогических кадров методического объединения;
  • анализ учебной деятельности;
  • результаты участия школьников в олимпиадах; внеклассная работа
  • деятельность методического объединения.

Прежде всего анализу подвергался качественный анализ педагогических кадров методического объединения (см. таблицы 1 и 2 )

                              Качественный состав педагогических кадров по разрядам

Таблица 1

Разряд по ETC

Количество учителей

%

2015-2016

2015-2016

1

12

4

50%

Анализ распределения педагогов методического объединения по разрядам показывает, что по сравнению с прошлым годом процент учителей с первой категорией на прежнем уровне.50% учителей прошли аттестацию на соответствие занимаемой должности.

              Качественный состав педагогических кадров по стажу

Таблица 2

Педагогический стаж

Количество учителей

%

2015-2016

2015-2016

1

от 15 до 25

4

67%

2

свыше 25лет

2

33%

Значительная часть учителей 67 %, входящих в состав методического объединения имеет стаж педагогической работы по преподаваемому предмету от 15 до 25 лет, а 33% - свыше 25 лет, что свидетельствует о наличии у них достаточного опыта педагогической деятельности для достижения действенных результатов в обучении и воспитании школьников. Образовательный ценз учителей: 83 % педагогов имеют высшее специальное образование.

            Большое внимание уделялось анализу уровня обученности и качества знаний.   В этом году промежуточный контроль знаний  проходил в  форме тестов, комбинированных контрольных работ.

Процент качества знаний по предметам начальной школы за 2014-2015 учебный год составил:

Результаты обученности учащихся по итогам года

Предмет

Класс

Кол-во уч-ся

Успевают на 4и 5

Не успевают

Средний %успеваемости

Средний % качества

Средний балл по предмету

Математика

1

10

6

2

80%

60%

3,4

Математика

2

10

5

2

80%

50%

3,4

Математика

3

8

2

1

88%

25%

3,1

Математика

4

9

5

-

100%

56%

4

Средний балл по предмету

(1-4кл)

37

18

5

87%

48%

3,5

Русский язык

1

10

3

2

80%

30%

2,5

Русский язык

2

10

3

2

80%

30%

3,1

Русский язык

3

8

2

1

88%

25%

3,1

Русский язык

4

9

5

-

100%

56%

4

Средний балл по предмету

(1-4кл)

37

13

5

87%

35%

3,1

Литературное чтение

1

10

8

-

80%

80%

3,9

Чтение

2

10

7

-

100%

70%

3,9

Чтение

3

8

5

-

100%

50%

3,6

Чтение

4

9

6

-

100%

67%

4

Средний балл по предмету

(1-4кл)

37

26

-

95%

67%

3,9

Окружающий мир

1

10

6

-

100%

60%

3,7

Окружающий мир

2

10

3

-

100%

30%

3,5

Окружающий мир

3

10

5

-

100%

50%

3,5

Окружающий мир

4

9

6

-

100%

67%

4

Средний балл по предмету

(1-4кл)

37

20

-

100%

52%

3,7

Класс

Всего учащихся

Учатся на «4» и «5»

Не успевают

Успеваемость

Качество

1

10

3

2

80%

30%

2

10

3

2

80%

30%

3

8

2

1

88%

25%

4

9

3

-

100%

33%

итого

37

11

5

86%

30%

Результаты обученности по предметам показывают, что имеются неуспевающие по русскому языку и математике в 1 классе Чувашова Ксюша, оставлена  на повторное обучение  (решение ПМПК протокол от 08.02.2016г),  Черняев Слава оставлен на повторное),  во 2 классе Земляков Толя, Лысцов Миша оставлены  на повторное обучение, Павлова Ира оставлена на повторное обучение в 3 классе.

В 4 классе была проведена Всероссийская проверочная работа

Предмет

Класс

Количество

Успеваемость

Качество

Русский язык

4

9

56%

44%

Математика

4

9

67%

44%

Окружающий мир

4

9

89%

56%

     Результаты Всероссийской проверочной работы обучающихся4 класса, проводимого в мае  2016 года показали удовлетворительные  результаты, что говорит о проведении  качественной подготовки обучающихся к выполнению данной работы.

Большое внимание педагоги уделяют организации внеклассной и внеурочной работе по предметам. Традиционно проходит неделя начальных классов.

Неделя начальных классов проводилась со 2 по 10 февраля.

Такие мероприятия в начальной школе – это праздник длиною в целую неделю. Это было увлекательное путешествие по учебным наукам, старт, которому был дан в начале недели.

Станцию под названием «Математика- царица наук»  подготовила учитель  2 класса Канина Галина Николаевна.  Ребята с удовольствием разгадывали математические кроссворды и ребусы.

Победителями стали: Нечаев Никита, ученик 3 класса, Канина Ира-1 класс.

Следующую станцию «Чтение- лучшее учение» подготовила учитель 4 класса Сидорова Татьяна Георгиевна.  Здесь ребята показали свои знания по сказкам, ловко подбирали синонимы и антонимы к словам, разгадывали загадки.

Станцию под названием «Великий русский язык», подготовила учитель 1 класса Кочнева Татьяна Владимировна. Ребята показали себя эрудитами в отгадывании кроссвордов, ребусов, пословиц.

И завершила путешествие станцией «Знаток окружающего мира» Дулова Наталья Николаевна, учитель 3 класса.

Лучшими знатоками окружающего мира стали: Скумс Диана, Павлова Алина, ученицы 3 класса, Салова Наташа, ученица  2 класса.

Также активное участие в путешествии приняли: Купцова Настя, Овечкин Егор, Алферов Стас, Лысцова Настя, Труфанова Соня,  Павлов Данил, Павлов Кирилл, ученики 4 класса,  Павлова Алина, Павлова Ира, Отчесова Кристина, ученики 3 класса, Чувашов Владислав, ученик 2 класса.

Также учителя начальных классов провели открытые уроки.

Проводимые уроки отмечались разнообразием приемов и методов обучения, форм организации урока. Учителя стараются работать творчески, так как современный урок- это творчество самого учителя, его стремление к проявлению профессиональной индивидуальности. На уроках в начальных классах ученики совершали интересные открытия, увлекательные путешествия, наблюдения, проявив неиссякаемую радость познания.

В 4  классе был проведён урок математики « Задачи на движение» (учитель  Сидорова Т.Г.). На уроке были использованы современные средства обучения, также элементы проблемного обучения, развития мыслительной деятельности и творческих способностей учащихся.

     Урок математики в 1 классе на тему «Название чисел при вычитании», (учитель Кочнева Т.В.) На уроке учитель поддерживала стремление ребёнка к размышлению и поиску правильных ответов. В ходе исследования учащиеся сами делали выводы по теме урока, работали в парах.

    А на уроке русского языка в 3 классе по теме: « Дательный падеж имен существительных» (учитель Дулова Н.Н.) , ученики показали гостям, что умеют нестандартно мыслить, логически рассуждать.

Урок Русского языка во 2 классе по теме «Имена собственные» (Канина Г.Н.)

Скумс Л.Г. провела увлекательное внеклассное занятие по географии. Ребята поразили жюри знаниями по географии, а умением ребят пользоваться географической картой,  можно просто позавидовать.

Для учащихся 1-4 классов был проведен  КВН по сказкам. Каждая команда желала одержать победу. Болельщики активно поддерживали одноклассников. Строгое жюри справедливо оценивало работу каждой команды.                                                              

    На всех уроках применялись информационные технологии, которые способствовали укреплению интереса детей к учёбе, все учителя используют на уроках приемы проблемно-диалогового обучения.

         Такие формы работы дают большой эмоциональный заряд, надолго запоминаются детям, способствуют формированию положительной мотивации учебной деятельности.

Следует  отметить,  по  сравнению  с  прошлыми  годами, количество участников и их результаты в различных дистанционных и районных    олимпиадах и конкурсах   по всем предметам  значительно повысилось.  ( см. Таблицу3 )

Таблица 3

№ п/п

ФИО ученика

Предмет

ФИО учителя

Класс

Дата проведения

Призовое место

1

1-4 классы 5 участников

Международный конкурс «Муравей»

Кочнева Т.В.

Сидорова Т.Г.

Дулова Н.Н

Канина Г.Н.

1-4

21.10.2015

-

2

Рудых Алена

Конкурс-игра Слон

Дулова Н.Н.

3

12.12.2015

-

3

Сукасян Карина

Всероссийская олимпиада «Олимпус» по русскому язвку

Сидорова Т.Г.

4

октябрь

3 место

4

Скумс Диана

Олимпиада проекта «Инфоурок»

Кузнецова Н.П.

1

апрель

1 место

5

Наумов Дима

Павлов П.В.

Бузикова Валерия

Канина Ира

Олимпиада «Центр поддержки талантливой молодежи»

Кочнева Т.В

1

1

1

4

апрель

Окр.мир 2м.

Лит.чт. 2м.

Лит.чт.2м.

Чт. 1м.

Впервые в этом году, исходя из темы работы школы, методической темы, по решению методических советов в учебном плане школы введены в начальной школе образовательные модули  на основе  создания разновозрастных групп, без деления форм деятельности на учебную и воспитательную, занятия проводились по четвергам и  являлись неаудиторными занятиями.

Учителями  начальных классов были предложены образовательные модули:

Сидорова Т.Г. - образовательный  модуль  творческая лаборатория «Занимательная грамматика», который  реализует раздел основной образовательной программы начального общего образования  «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся».

Дулова Н.Н. - Экологическая мастерская «Хранители природы», который  реализует раздел ООП НОО «Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни».

Язина С.Н. - образовательный модуль конструкторское бюро «Фантазёры», который включает в себя элементы робототехники,  для формирования  логического и алгоритмического мышления.

Канина Г.Н. - образовательный  модуль «Здорово жить здорово», который введен с целью   сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья учащихся.

Образовательная

область

Название

Филология

Образовательный модуль «Творческая лаборатория «Занимательная грамматика»

Математика

Информатика

Образовательный модуль «Конструкторское бюро: «Фантазёры»

Естествознание

Образовательный модуль «Экологическая мастерская «Хранители природы»

Физическая культура

Образовательный модуль «Здорово -жить здорово»

В связи с введением образовательных модулей были сформированы среди учащихся 2-4 классов разновозрастные группы, занятия проводились по четвергам и  являлись неаудиторными занятиями.

Итоговым  продуктов в конце модуля были представлены:

Дулова Н.Н.-викторина

Канина Г.Н.-стенгазета

Сидорова Т.Г.-творческий проект

В этом году учителями предложены новые межпредметные образовательные модули

Образовательная

область

ФИО учителя

Название

Филология

Кампф М.В.

Образовательный модуль «Вдумчивый читатель»

Технология

Канина Г.Н.

Образовательный модуль Творческая мастерская. «Мастерим сами»

Естествознание

Дулова Н.Н.

Образовательный модуль «Экологическая мастерская «Хранители природы»

Кочнева Т.В.

Образовательный модуль «Путешествие в космос»

Работа в ШМО строится на основе диагностики затруднений педагогов.  

Изучение профессиональных затруднений учителей над проблемой  «Личностно-ориентированный подход в обучении  - один из важнейших путей развития и воспитания школьников» на основе анализа диагностических анкет позволило выявить те проблемы, которые требуют дальнейшего решения и спланировать деятельность методического объединения по оказанию теоретической и практической помощи учителям ( см. Таблицу 4)

Результаты диагностики профессиональных затруднений у учителей

предметов школы

Таблица 4

Параметры

Затрудняюсь

%

Успешно решаю

%

Могу поделиться опытом

%

1

Использование проблемных творческих заданий

0%

50%

50%

2

Использование современных образовательных технологий

0%

50%

3

Организация работы с одаренными детьми

0%

90%

10%

4

Организация работы с детьми, имеющими низкий уровень обучаемости

0%

100%

10%

5

Использование

Информационных технологий

технологий

30%

70%

6

Использование межпредметных связей

10%

90%

Анализ данных таблицы свидетельствует о положительной динамике    в решении отдельных проблем, так как увеличился % учителей, которые успешно решают и могут поделиться опытом по следующим вопросам:

  • использование межпредметных связей;
  • использование проблемных творческих заданий;
  • организация работы с детьми, имеющими низкий уровень обучаемости.
  • организация работы с одаренными детьми;
  • использование современных образовательных технологий;

Большое внимание уделяется вопросам самообразования педагогов.Исходя из методической темы школы: «Создание единого образовательно-воспитательного пространства без возрастных ограничений и без деления форм деятельности на учебную и воспитательную» все учителя начальных классов работают по одной теме самообразования ««Разработка программ образовательного модуля»

Каждый учитель совершенствует свое профессиональное мастерство через систему взаимопосещений уроков, проведение методических консультаций, круглых столов, обобщают свой педагогический опыт.

В  2015-2016 учебном году администрацией школы, членами комиссии во время аккредитации и учителями школы были посещены уроки учителей начальных классов. Цель посещения связана с вопросами внутришкольного контроля, тематикой педагогических советов и заседаний МО, формирование УУД..

Открытые уроки получили хорошую оценку. Анализ уроков показывает,

что учителя владеют методикой проблемного урока, применения ИКТ. Компьютер применяется как средство изучения  и закрепления нового материала, контроля над знаниями учащихся, привития интереса к предмету,  постоянно ищут пути повышения эффективности обучения, развивающие принципы обучения осуществляют на практике путем умело организованной дифференцированной работы с учащимися, систематически используют дополнительную литературу на уроках, углубляя практические и теоретические знания учащихся. Хочется отметить уроки педагогов: Скумс Л.Г., Сидоровой Т.Г., Кочневой Т.В., Каниной Г.Н., Дуловой Н.Н.

Кроме этого, педагоги участвуют в дистанционных конкурсах. Канина Г.Н. (2 класс), Призер Всероссийской Блиц-олимпиаде «Формирование навыка чтения у школьников младших классов 3 место, приняла участие в вебинарах  «Развитие творческого потенциала и личностных возможностей ребенка в процессе обучения и воспитания», «Внеурочная деятельность как компонент формирования экологической грамотности школьников», «Технология критического мышления в условиях ФГОС».

 Педагогами Кочневой Т.В., Каниной Г.Н., Сидоровой Т.Г. создан собственный сайт в сети ИНТЕРНЕТ, где они публикуют свои методические разработки, участвуют в форумах и т.д. Имеются свидетельства публикаций.

В следующем учебном году необходимо рекомендовать педагогам более активно участвовать в педагогических конкурсах.

В прошедшем учебном году при определении тематики заседаний методического объединения, прежде всего, особое внимание было уделено усилению их практической значимости. Поэтому проводимые занятия   МО стали более насыщенными, а работа учителей между заседаниями более плодотворной. Практическую работу педагогов в каникулярное  время  методическое объединение направляло на разработку методического обеспечения с учетом использования технологий, направленных на развитие личности: карточек-заданий, тестовых, проверочных и контрольных работ, пособий и т.д.  На заседания МО обсуждались вопросы, связанные с главными составляющими модернизации школьного образования: было доработано Положение о безотметочном обучении, доработана программа НОО, разработано критериальное оценивание по предметам. Учителями подобран инструментарий для мониторинга ООП НОО. Результаты мониторинга фиксируются в протоколах по каждому классу.

В систему работы методического объединения вошло изучение нормативно-правовых документов по организации начального  образования, новинок методической литературы.

Для удовлетворения потребностей и запросов обучающихся, учителя работали индивидуально. Все учителя создают свою копилку дидактического материала и тестов, которые используют при проведении уроков.

Анализ использования учебных кабинетов

в образовательном процессе по предмету

Учебный кабинет является одним из важных составляющих в вопросе повышения качества обучения. Кабинеты являются учебным центром организации УВП. В кабинетах проводятся уроки, организуется работа спецкурсов, внеклассная работа по предмету, поэтому необходимо его оснащение современными средствами обучения, дидактическим материалом, литературой, справочными пособиями, ТСО, немаловажную роль играет эстетическое оформление кабинета.

Все кабинеты паспортизованы -  школьного уровня.Количество  кабинетов

Имеющееся  оборудован.

(кол-во)

Оснащение дидактич.  материалом

Категория уровня кабинета

Кабинет 1 класса

Компьютер

достаточное

школьный

Кабинет 2 класса

Компьютер

удовлетворительное

школьный

Кабинет 4 класса

Компьютер, экран

удовлетворительное

школьный

Кабинет 1 класса

Компьютер, сканер. Интерактивная доска.

удовлетворительное

школьный


Общие выводы:

В этом учебном году  МО закончило работу  над темой «Создание единого образовательно-воспитательного пространства без возрастных ограничений и без деления форм деятельности на учебную и воспитательную»

Проанализировав работу ШМО за 3 года можно сделать выводы, задачи, поставленные по этой теме реализованы, проведен отчет по темам самообразования педагогов.

Учителя МО для реализации личностно-ориентированного  подхода в обучении стремились сформировать у учащихся умение общаться, обосновывать свои действия,  самостоятельно ориентироваться в решении нестандартных задач, логически мыслить, принимать активное участие в обсуждении, что формировало устойчивый познавательный интерес к предметам. Педагоги постоянно используют на уроках мультимедийные диски, игровые моменты, дополнительный материал.

Большое внимание учителя начальных классов уделяли привитию интереса к предметам, удовлетворению потребностей и запросов школьников, проявляющих интерес и способности к предметам.

Педагоги используют дифференцированный подход в изучении учебного материала, применяя дифференцированные задания, много внимания уделяют  работе с дополнительной литературой при работе со слабоуспевающими и одаренными детьми, разработаны индивидуальные образовательные маршруты, как для одаренных, так и для неуспевающих учащихся.

Весь программный материал и тематическое планирование по предметам начальной школы по итогам года выполнено.

Таким   образом,   в   ходе   проведения   проблемно-ориентированного анализа выявлены следующие проблемы:

  1. Изучение, использование нестатических форм организации УВП, использование компетентностно-ориентированных заданий;;
  2. Межпредметные модули, продумать итоговый продукт по завершению модуля;
  3. трудности  в системе формирования метапредметных умений;
  4. Определить количество контрольных работ, которые выставляются в  классном журнале.

Организуя работу   учителей по решению выявленных проблем, методическое объединение ставит следующие задачи в 2016-17 учебном году:

  • Использование нестатических форм организации УВП, использование компетентностно-ориентированных заданий ;
  • Продолжить работу по  проведения мониторинга ООП НОО;
  • Продолжить работу по  формированию метапредметных умений;
  • Внесение коррективов в ООП  НОО;
  • Продолжить мониторинг успеваемости и качества  обучающихся по предметам;
  • Внедрение и использование разнообразных форм методической работы внутри МО для оптимального решения проблем педагогов;
  • Продолжить применение технологии проблемно-диалогового обучения как средства развития компонентов учебной деятельности с последующим анализом.
  • Начать работу над новой темой МО начальных классов.

                               Руководитель ШМО: Кочнева Т.В.                         29.05.2016 год



Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА МЕЖПРЕДМЕТНОГО МОДУЛЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

«ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМОС»


Пояснительная записка

В настоящее время астрономия как отдельный предмет исключена из базисного учебного плана. Однако, первоначальные астрономические знания дети получают в младшем школьном возрасте на уроках таких обязательных предметов как «Окружающий мир» и «Природоведение». Они знакомятся с некоторыми астрономическими явлениями и небесными светилами.

Многие дети начинают проявлять интерес к астрономии и космонавтике, но часто не могут найти ответы на возникающие у них вопросы. Астрономия, космос психологически представляют для младших школьников сочетание непривычности, невероятности, многочисленных качественных и количественных отличий от повседневного окружения, и одновременно сочетание реального, поскольку существует на самом деле. Изучение космического материала дает объективно существующую опору фантазии детей. Инопланетяне, космические корабли воспринимаются детьми как чудесно-реальная составляющая окружающего мира.

К сожалению, сегодня нет единой, рассчитанной на весь период обучения в начальной школе, программы дополнительного образования по данному направлению. А вместе с тем, астрономия является очень важной, неотъемлемой частью формирования мировоззрения школьников, она позволяет дать целостное представление о Вселенной, сформировать знания о наблюдаемых небесных явлениях, привлечь  внимание к красоте мироздания.

Таким образом, актуальность данного курса заключается в том, что в последнее время  у детей этого возраста растет интерес к астрономии и космонавтике.

Место учебного курса в учебном плане

Данная программа рассчитана на детей младшего школьного возраста.

Программа межпредметного модуля «Путешествие в космос» разработана на основе требований к результатам освоения ООП НОО и программы формирования УУД.

Программа внеурочной деятельности рассчитана на 34 часа для школьников 2-4 классов.

Общая характеристика курса «Путешествие в космос»

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • раскрытие и развитие способностей детей.

Данный курс дополняет и расширяет знания учащихся об окружающем мире и готовит их к изучению в среднем звене таких дисциплин как физика, химия, география.

Курс построен таким образом, что он наиболее тесно приближен к жизненным наблюдениям ребенка и его жизненному опыту.

Основными видами деятельности при изучении данного курса являются:

  • теоретические занятия,
  • практические и лабораторные работы,
  • экскурсии,
  • наблюдения в природе.

Теоретические занятия обеспечивают должный уровень эрудированности школьников, формирование мировоззрения, являющейся предпосылкой интеллектуальной творческой деятельности, позволяют приобрести полезные навыки работы с научно-популярной литературой по астрономии.

Теоретическая часть программы реализуется на занятиях в кабинете, при использовании литературы, фотографий и иллюстраций, карты звездного неба, астрономического календаря,  модели Солнечной системы, компьютера, видеозаписей.

Практические работы - это изготовление простейших приспособлений, макетов и приборов для наблюдений, а также изготовление наглядных пособий.

Практическая часть программы реализуется при дневных и ночных наблюдениях Солнца, Луны, планет, звезд, изготовлении простейших астрономических приборов, записей наблюдений и вычислении необходимых данных.

Без наблюдения за небесными телами нельзя успешно овладеть основами астрономии. В школе мы имеем возможность проводить только простейшие наблюдения, но они необходимы, и им уделяется большое внимание на занятиях.

В программу включена проектная деятельность, так как ФГОС второго поколения требует использование в образовательном процессе технологий системно-деятельностного подхода.

На занятиях предполагается использовать различные формы работы с учащимися: индивидуальную, фронтальную, парную, групповую.

Результаты освоения учебного курса «Путешествие в космос»

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • Формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий:

А) Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Б) Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

В) Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • Солнце – это звезда;
  • Строение Солнца, его размеры, температура;
  • Строение солнечной системы, уметь называть планеты в порядке расположения от Солнца, знать две группы планет, небольшую характеристику планет;
  • Почему происходит смена дня и ночи, времён года;
  • Что такое спутник;
  • Луна – спутник Земли;
  • Как возникают полярные сияния
  • Что такое астероиды, метеориты, кометы.
  • Что такое созвездие;
  • Основные созвездия и их положение на небе
  • Что такое галактика,  Вселенная;
  • Уметь показать на карте «Солнечная система»: положение Солнца, планеты и их спутники, пояс астероидов, местонахождение комет.

Тематическое планирование

№ урока

Тема

Содержание темы урока

Деятельность учащихся

Кол-во часов

Введение 3ч.

1

Введение.

Что такое астрономия?

Вводится понятие об астрономии как науке, изучающей звёзды и планеты.

Построение модели космического корабля

1

2-3

Астрономия древности:

1.Древний Египет, Древний Китай

2.Месопатамия, Древняя Греция.

 Дать представление об астрономии других стран в древности.

Работа с информацией

2

Солнечная система 3ч

4

Мое Солнышко

Первоначальное представление о форме и размере Солнца. Безопасное наблюдение Солнца.

Практическая работа «Изготовление солнечных очков»

1

5

Мы двигается за Солнышком

Ребята анализируют и исследуют, что происходит при движении Солнца. Определение положения Солнца в течение дня

Наблюдения за движением Солнца в течение дня: где Солнце всходит и заходит.

Составление Дневника наблюдений

1

6

Необыкновенные явления на солнце

Взрывы на Солнце, солнечные пятна. Солнечные вспышки. Полярные сияния.

Просмотр видеосюжетов полярных сияний

1

Планеты и их спутники 12ч

7-11

  1. Проворный Меркурий
  2. Жутковатая красавица Венера
  3. Марс – красная планета
  4. Большущие планеты, не похожие на Землю
  5. Планеты- крошки

Планеты Солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. 

Практическая работа «Построение модели планеты»

5

12-13

Самая удивительная планета Солнечной системы для меня.

Проектная работа

2

14

Мы летим  вокруг Земли

Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Планеты, похожие на Землю и непохожие на нее. Обращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов года. 

Плакаты «Смена времен года», «Смена дня и ночи»

1

15

Приземление на Луну

Луна – спутник Земли. Основные сведения о Луне (расстояние до Луны, размеры и масса по сравнению с Землей, температура).

Движение Луны. Наблюдение и зарисовка фаз Лун.

Модель Луны, видеосюжеты о строении Луны.

1

16

А где же Солнышко?

Солнечные и Лунные затмения.

Просмотр видеосюжетов явлений солнечных и лунных затмений

1

17

Экскурсия

Виртуальная экскурсия

Подготовка

1

18

Есть ли жизнь на других планетах

Представление о планетах

Поиск информации

1

  1. Малые тела Солнечной системы 6ч

19-20

Столкновение корабля «Гаргомел» с астероидами

Астероиды - крошечные планеты. Могут ли астероиды представлять опасность для землян. «Послушные» и «страшные» астероиды

Изготовление астероида

2

21

Камни, которые упали с неба

Что такое «падающие звезды». Понятие о метеоритах.

Лепка метеорита

1

22

Метеоритный дождь

Тунгусская тайна

Озорные метеориты

Практическая работа: наблюдение в видеофильме

1

23

Хвостатые светила

Представление о кометах. Понятие об орбитах и природе комет. Могут ли кометы быть опасны для землян. Комета Галлея

Рисунок метеоритного дождя

1

24

Игра «Космические красавицы»

Повторительно-обобщающее занятие

игра

1

Вселенная 10ч

25

Происхождение Вселенной

Представление о происхождение Вселенной в древности.

Исторические сведения из энциклопедий (поиск информации)

1

26

Открытие нашей Галактики

Млечный путь.

Открытие нашей Галактики. Туманность Андромеды - галактика, похожая на нашу. Какими еще бывают галактики.

модель нашей Галактики.

1

27

Полет к звездам

Звезды - далекие Солнца. Можно ли долететь до какой-нибудь звезды? Основные созвездия. Большая Медведица и Малая Медведица. Звездные карты

Рисунок звездного неба

1

28

Зодиакальные созвездия.

Знакомство с Зодиакальными созвездия

Рисунок карты и изображение зодиакальных созвездий

1

29

Карта звездного неба

Практическое занятие: Знакомство с картой звездного неба

Плакат «Звездное небо»

1

30

Как найти нас?

Нахождение Полярной звезды и определение сторон горизонта

Практическая работа

1

31

Экскурсия

Виртуальная экскурсия

Поиск информации

1

32

Игра «Открой новую планету»

Творческое задание

Игра

1

33

Взгляд в будущее

Представление детей о будущем.

Творческое задание

1

34

Обобщающий урок

Защита проектов

1

Итого

34

Материально-техническое обеспечения образовательного процесса

Перечень учебного оборудования для занятий:

1. Глобус Земли физический

2. Глобус Луны.

3. Модель планетной системы.

4. Карты движения планет.

5. Карта Луны.

6. Модель для демонстрации солнечных и лунных затмений.

7. Фотографии полярной области неба.

8. Карты звездного неба демонстрационные

9. Рисунки созвездий в мифах и легендах

10. Плакат «Смена дня и ночи»

11. Плакат «Смена времен года»

Используемая литература:

Е.П.ЛевитанМа Дубкова С.И., Засов А.В. Атлас звездного неба.- М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2003.
2. Е.П.Левитан Малышам о звёздах и планетах, изд. «Педагогика – Пресс», Москва, 1993.
3. 
Гагарин Ю. Вижу Землю. Москва, 1968.
4. Энциклопедия для детей Т. 8 «Астрономия» - М: Авента, 2004.
5. Большие детские энциклопедии по астрономии.- М.: Аванта+, 2002; М.: Русское энциклопедическое общество, 1999.
6. Энциклопедия «Открой мир вокруг себя» «Путешествие в космос» - М, 2010.
7. Аудиоэнциплопедия «Увлекательная астрономия», познавательная рограмма для детей. 
8. Серия «Я познаю мир». Дубкова С.И. «Сказки звёздного неба», изд. Белый город, 2004.
9. Большая энциклопедия эрудита, изд. «Махаон», 2004.лышам о звёздах и планетах, изд. «Педагогика – Пресс», Москва, 1993.
10.
Гагарин Ю. Вижу Землю. Москва, 1968.
11. Компьютерная программа «Дракоша и занимательная астрономия», Медиа 2000.
13. Аудиоэнциплопедия «Увлекательная астрономия», познавательная программа для детей.
12. Большая энциклопедияэрудита, изд. «Махаон», 2004.
13. Энциклопедия тайн и загадок. В. Калашников «Звёзды и планеты», занимательная астрономия, изд. Белый город, Москва, 2002.
14.
Е.П. Левитан «Длинноволосые звёзды», изд. «Белый город»,2007.
15.
Е.П. Левитан «Камни, которые упали с неба», изд. «Белый город», 2007.
16.
Е.П. Левитан «Маленькие планетки», изд. «Белый город», 2007.
17.
Е.П. Левитан «В семье Солнышка танцуют все», изд. «Белый город», 2005.
18
http://deti-i-vnuki.ru/rasskazyivaem-detyam-o-kosmose/.    Детям о космосе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы школьного методического объединения учителей начальных классов

План-сетка работы ШМО учителей начальных классов на учебный год...

План работы школьного методического объединения учителей начальных классов

План содержит цели и задачи на учебный год, темы по самообразованию учителей, план мероприятий и открытых уроков, работу с родителями....

План работы школьного методического объединения учителей начальных классов на 2013-2014 учебный год

План работы школьного методического объединения учителей начальных классов на 2013-2014 учебный год...

План работы школьного методического объединения учителей начальных классов

Тема работы методического оъединения "Реализация новых образовательных стандартов" План мероприятий расписан на год....

План работы школьного методического объединения учителей начальных классов МБОУ «Верейская СОШ» на 2013-2014 учебный год

План работышкольного методического объединенияучителей начальных классов МБОУ «Верейская СОШ»на 2013-2014 учебный год...