Учебная самостоятельность - ключевая компетентность младшего школьника
статья на тему

Перегудова Елена Федоровна

Выступление на городском семинаре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebnaya_samostoyatelnost.doc40.5 КБ
Файл uchebnaya_samostoyatelnost.pptx130.52 КБ

Предварительный просмотр:

   В материалах ФГОС НОО одним из ценностных ориентиров указано развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условие ее самоактуализации.

   В связи с этим ключевой компетентностью младшего школьника является учебная самостоятельность, которая основывается на рефлексивных навыках, учитывает индивидуальные особенности учащихся и опирается на общеучебные умения и навыки.

   В результате обучения у ребенка должны сформироваться:

- желание и умение учиться,

-инициативность,

- самостоятельность,

- навыки сотрудничества в разных видах деятельности.

 (2 слайд Составляющие «умения учиться»)

   Первая составляющая  умения учиться обеспечивается образованием, расширяющим рефлексивные возможности младших школьников.

   Вторая – связана с развитием еще одной фундаментальной человеческой способности – выходить за границы наличного опыта, трансцендировать (переступать, выходить за пределы, нарушать).

  УМК «Перспективная начальная школа» по которому мы работаем содержит  требование воспитывать УС и формировать умение учиться. Ребенок, который к концу начального образования не приобрел этих качеств, в основной школе не справляется с растущими требованиями к усвоению учебного материала, увеличивающееся нагрузкой. Он теряет интерес к занятиям, учится значительно ниже своих возможностей, а став выпускником школы, оказывается не в состоянии без посторонней помощи творчески выполнять свою работу.

   Самостоятельность невероятно многозначное слово и в равной мере используется как для первоклассников, так и для одиннадцатиклассников в следующих значениях:

- Независимый, свободный, вольный неподчиненный;

- Действующий по собственной инициативе:

- Сам себя побуждающий к началу какого-либо дела.

   Иными словами, самостоятельность:

(3 слайд «Что такое самостоятельность»)

 1. Это  способность ученика обходиться без помощи взрослого.

2. Способность запрашивать и получать необходимую помощь по собственной инициативе.

3. Способность критично, независимо оценивать качество помощи, предлагаемой тем или иным источником (авторитетным взрослым, учебником и пр.).

 

   Методы, способствующие формированию УС:

(4 слайд «Методы, способствующие формированию УС»)

  • метод качественной оценки УС ученика и класса как учебного сообщества.
  • Метод микроанализа учебного взаимодействия «учитель-ученик», позволяющий отличить проявления учебной инициативы в действиях и высказываниях учеников на уроке от других видов детской активности.
  • Метод экспертных оценок активности школьников на уроках. Благодаря этому методу можно проследить динамику следующих проявлений детской активности, а именно участие в поиске новых способов и средств решения задач; участие в общеклассной дискуссии, выполнение инструкции.

   Формирование  УС проходит в своем становлении три качественно различных этапа:

(5 слайд «Этапы становления УС»)

  1. Интерпсихический, когда ученики ищут способ действия совместно, в ходе общего обсуждения – или ученик осуществляет поиск при поддержке учителя.
  2. Зкстрапсихический, когда реальные партнеры по действию не присутствуют непосредственно, но подразумеваются (например при выполнении школьного теста, или д/з).  
  3. Интрапсихический, когда поиск осуществляется полностью самостоятельно, по собственной инициативе, а обсуждение процесса и результатов поиска с воображаемыми партнерами происходит целиком в умственном плане.

Первый этап развития УС должен быть пройден уже в младшем школьном возрасте.

   Второй этап становится доступным школьникам на переходе из начальной в основную школу.

           Третий этап достигается позднее, к концу обучения в

         основной школе, причем далеко не всеми учениками.

   УС проявляет класс, работающий как команда, а не каждый отдельный участник совместного учебного действия. Класс как учебная общность, обнаруживает учебную самостоятельность в педагогически подготовленной ситуации, когда:

- учитель ставит новую задачу так, чтобы пропасть между известным и неизвестным можно было преодолеть в один прыжок, но не в один шажок. (Это расстояние неодинаково для разных классов, и даже для одного и того же класса в разные дни. Заранее, до начала урока вычислить это расстояние можно лишь очень приблизительно.)

- каждое инициативное поисковое действие ученика поддерживается учителем, получает ответ и даже специально провоцируется. (Лучшим из известных сегодня способов инициации детской инициативы является позиционная организация работы детей в малых группах.)

- учитель делегирует ученикам оценку и контроль за шагом поиска нового способа действия;

- схема как  средство контроля, оценки и испытания новых возможностей действия становится местом пересечения учительского замысла и детской инициативы;

- каждое новое средство действия осваивается детьми одновременно в двух режимах: в режиме тренировки (действовать должно так и только так) и в режиме свободного выбора (действовать можно и с применением нового средства и по другому).

   К концу обучения в начальной школе в совместных действиях учеников под руководством учителя появляются качественно-новые черты:

* рождаются вопросы и предположения, опережающие учительские замыслы;

* в учебной коммуникации школьники обнаруживают способность рассуждать с точки зрения собеседника, несовпадающей с точкой зрения говорящего.

   Важнейшим педагогическим условием для проявления признаков УС является переход от устной к письменной форме учебной коммуникации. Именно письменная форма выражения мысли может привести к включению в поисковую активность класса детей, исходно не предрасположенных к поиску в силу своих особенностей.

   Все названные проявления УС обусловлены уровнем поисковой активности учащихся на уроках. Динамика поисковой активности класса и каждого ученика является педагогически управляемой, рукотворной характеристикой обучения, и в наших силах научиться ею управлять.

   Что же такое УС младших школьников?

 Это не  только форма самостоятельной деятельности младшего школьника, но и качество личности обучающегося, проявляющееся в умении самостоятельно ставить учебную цель, искать и использовать необходимые средства и способы ее достижения, контролировать и оценивать процесс, и результаты собственной деятельности.

1 слайд

«Учебная самостоятельность- как ключевая копетентность младших школьников»

2 слайд

 «Составляющие «умения учиться»

   Первая составляющая  умения учиться обеспечивается образованием, расширяющим рефлексивные возможности младших школьников.

   Вторая – связана с развитием еще одной фундаментальной человеческой способности – выходить за границы наличного опыта, трансцендировать (переступать, выходить за пределы, нарушать).

3 слайд

«Что такое самостоятельность»

 1. Способность ученика обходиться без помощи взрослого.

2. Способность запрашивать и получать необходимую помощь по собственной инициативе.

3. Способность критично, независимо оценивать качество помощи.

4 слайд

 «Методы, способствующие формированию УС»

  • метод качественной оценки УС ученика и класса как учебного сообщества.
  • Метод микроанализа учебного взаимодействия «учитель-ученик
  • Метод экспертных оценок активности школьников на уроках.

5 слайд

 «Этапы становления УС»

1. Интерпсихический;

2.Зкстрапсихический;

3. Интрапсихический


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебная самостоятельность - ключевая компетентность младшего школьника

Слайд 2

Составляющие «умения учиться» Первая составляющая умения учиться обеспечивается образованием, расширяющим рефлексивные возможности младших школьников. Вторая – связана с развитием еще одной фундаментальной человеческой способности – выходить за границы наличного опыта, трансцендировать (переступать, выходить за пределы, нарушать.

Слайд 3

Что такое самостоятельность С пособность ученика обходиться без помощи взрослого. Способность запрашивать и получать необходимую помощь по собственной инициативе. Способность критично, независимо оценивать качество помощи, предлагаемой тем или иным источником (авторитетным взрослым, учебником и пр.).

Слайд 4

Методы, способствующие формированию УС Метод качественной оценки УС ученика и класса как учебного сообщества. Метод микроанализа учебного взаимодействия «учитель-ученик Метод экспертных оценок активности школьников на уроках.

Слайд 5

Этапы становления УС 1. Интерпсихический Э кстрапсихический Интрапсихический

Слайд 6

Что же такое учебная самостоятельность младшего школьника?

Слайд 7

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетентностей младших школьников через проектную деятельность.

Материалы к научно – практической конференции «Проектная деятельность учителя и учащихся как условие достижения планируемых результатов образования в школе первой ступени»...

Доклад на тему: ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Доклад на тему: Формирование ключевых компетентностей младшего школьника в процессе обучения...

Формирование ключевых компетентностей младших школьников в воспитательной работе.

Современная начальная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации, как в образовании, так и воспитании младших школьников. Начального звена школы, как важного и неотъемлемого этапа с...

Проектная деятельность, как средство формирования ключевых компетентностей младших школьников

Карта инновационного педагогического опыта, исследовательский проект, презентация...

Влияние современных образовательных технологий на формирование ключевых компетентностей младших школьников

В представленной статье приводятся примеры применения современных образовательных технологий, активных методов обучения в учебном процессе. Представлены результаты влияния технологий на формирование о...

Формирование ключевых компетентностей младших школьников в процессе учебной и внеучебной деятельности

Развитие компетентностей - процесс, который не прерывается в течение всей жизни человека, так как в сферу его деятельности попадают новые, более сложные проблемы, требующие новых подходов к решению. У...