Рисунки детей и осмысление читаемого текста. (Из опыта работы)
статья (1 класс) на тему

Итак, рисование иллюстраций к тексту – эффективный  и просто необходимый приём в работе с первоклассниками. Если в течение месяца систематически проводить подобную работу, то это положительно скажется на усвоении программного материала не только по литературному чтению, но и по другим предметам. Подтверждение – мой многолетний труд и опыт..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risunki_detey_i_osmyslenie_chitaemogo_teksta.docx13.71 КБ

Предварительный просмотр:

Рисунки детей и осмысление читаемого текста.  (Из опыта работы)

   Иногда приходится наблюдать, как первоклассники, прослушав чтение того или иного текста, не могут передать своими словами содержание. Создаётся впечатление, что дети не понимают. На самом деле это не так. Ели этих учащихся попросить нарисовать то, что они запомнили из прочитанного, они сделают это с удовольствием, мало того, по своему рисунку они свободно передают содержание прочитанного , текста.

  Рисунки более развитых учащихся, как правило, очень выразительны,  в них отражена суть содержания текста, даже мелкие детали.

   Учащиеся, отстающие в общем развитии, вначале изображают только второстепенные предметы или их малозначащие детали, упуская главное. Но постепенно и рисунки этих детей усложняются.

   Анализируя рисунки, мы можем судить о степени развития мышления, о творческом воображении ребёнка.

   Вот это необходимо учитывать при обучении детей, так как, если молчание ученика принять за непонимание читаемого текста и не помочь ему развить речь, то этот ученик будет заранее обречён – находиться в числе неуспевающих.

Ученику каждый раз надо указывать на недостатки в его рисунке путём сравнения с работами других детей, бесед, поощрений…

  Выполнение рисунка к тексту лучше всего начинать после чтения ярких и красочных стихотворений о природе, Родине. При этом необходимо добиваться, чтобы  ученик мысленно умел выделить главные и второстепенные предметы.

К примеру : читается стихотворение Сурикова «Полдень».  

В нём главные  предметы – солнце, цветы, лес, жаворонок, а второстепенные – листья, тени, свет. Для сильных и средних учащихся стихотворение достаточно прочитать один , от силы два раза. Эти дети запоминают сразу всё, о чём рассказывает поэт, улавливают основной фон.

Так, в стихотворении говорится:

    «Ярко солнце светит,

      В воздухе тепло,

     И «куда не взглянешь,

     Все кругом светло»

И на рисунках детей  появляется солнышко с длинными лучами.

 Ниже идут строчки:

«По лугу пестреют

  Яркие цветы»

  Теперь уже на рисунках можно увидеть и солнце, и лес, и луг и т. д.

 И несмотря на то, что в стихотворении говорится об одном жаворонке, многие рисуют  больше птиц, объясняя это тем, что в лесу всегда много  птиц.

     Это уже обобщённое, вывод, что очень ценно в учебном процессе. Научившись обобщать на уроках литературного чтения, учащиеся не будут  испытывать затруднений при выполнении математических заданий, где без обобщений вообще не обойдёшься.

Для слабых учеников рисование к тексту вообще необходимо. Но эти ученики не могут сразу сделать вывод, уловить главное, отразить сразу суть содержания. Поэтому вначале им нужно читать текст пять – шесть раз, кроме того, в первые  дни следует задавать наводящие вопросы, например: о чём говорится в стихотворении? Сколько предметов описывает в нём автор?

Какие из них главные? Чего не хватает на твоём рисунке?  Необходимо также в первые дни обращать внимание детей на последовательность изображения предметов в рисунке.

Итак, рисование иллюстраций к тексту – эффективный  и просто необходимый приём в работе с первоклассниками. Если в течение месяца систематически проводить подобную работу, то это положительно скажется на усвоении программного материала не только по литературному чтению, но и по другим предметам. Подтверждение – мой многолетний труд и опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективная организация учебно – воспитательной работы и досуга детей в группе продленного дня (обобщение опыта работы)

Формирование базиса личностной культуры ребенка через эффективную организацию учебно – воспитательной    работы и досуга детей в группе продленного дня....

Методическая разработка сценария "Мы теперь не просто дети" для учащихся 1 класса. Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ прогимназии №675 "Талант"

Праздник посвящения учеников в гимназисты. Сценарий может быть использован во внеклассной работе учителя начальных классов....

Создание условий для включения детей с ОВЗ в социум (из опыта работы)

В нашем обществе  ребенку с ОВЗ трудно войти в социум, а социуму трудно его принять. Включение семьи в поле взаимодействия с социумом – основной стабилизационный фактор.Роль педагога в судьбе реб...

Современные подходы к организации обучения детей с задержкой психического развития (из опыта работы)

Нет ничего удивительного в том, что дети с ЗПР сейчас есть если не в каждом классе, то уж в каждой общеобразовательной школе – это точно. Вот только с ростом количества таких учеников...

Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом» (из опыта работы)

Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом»(из опыта работы)...